В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О работе А.А.Кокошина - `Инновационные Вооруженные силы и революция в военном деле` Назад
О работе А.А.Кокошина - `Инновационные Вооруженные силы и революция в военном деле`
Московское издательство ЛЕНАНД опубликовало небольшую работу депутата Госдумы академика РАН А.А.Кокошина "Инновационные Вооруженные силы и революция в военном деле".
В этой работе представлены, в том числе, следующие оценки, суждения, предложения автора, занимавшего в прошлом посты первого заместителя министра обороны РФ, секретаря Совета обороны РФ, с екретаря Совета безопасности РФ.
Автор известен как куратор создания целого ряда новейших систем вооружений, технологий военного и двойного назначения. При использовании данного материала в соответствии с Федеральным законом об авторских правах требуются сноски.

"При всем значении техники, технологий, все более сложных боевых и вспомогательных систем для Вооруженных сил главным вопросом остаются новые формы и способы эффективного ведения боевых действий и демонстрации военной силы для решения поставленных боевых задач. - В огромном количестве публикаций по теме РВД доминирует то, что можно назвать упрощенным (или даже вульгарным) "технологическим детерминизмом", т.е. при анализе этого феномена есть тенденция рассматривать революцию в военном деле почти исключительно сквозь призму появления тех или иных новинок вооружений и военной техники. Между тем следует иметь в виду, что в современных вооруженных конфликтах наряду с нанесением "электронных ударов", применением и более изощренных форм и способов "информационной войны", может активно осуществляться деконцентрация, диспергирование не только "поля боя", но и театра военных действий, сознательно проводиться линия на ведение многоочаговых боевых действий. Такого рода боевые действия призваны дезориентировать систему управления другой стороны, особенно если ее характеризует чрезмерная степень централизации принятия решений и отсутствие единого информационного поля, что, в том числе, не дает возможности ранжировать по степени значимости те или иные очаги ведения боевых действий". (С. 4-5)
"В большинстве имеющихся у нас исследований по проблемам РВД редко уделяется внимание и проблеме качества личного состава вооруженных сил, особенно в исполнительном звене, и непосредственно на поле боя, и в органах обеспечения ведения боевых действий. В частности, совершенно новые требования к (С. 5)
"РВД принесла качественные изменения в системы военного управления. Прежде всего, она потребовала значительного сокращения времени прохождения управляющих воздействий (приказов, директив) сверху вниз, обеспечения их неискажаемости и правильного понимания (ибо даже при неискажаемости может быть неверная интерпретация, в т.ч. потому, что многие исполнители интерпретируют указания в свою пользу). Это важно для любой системы, но для силовых структур особенно, ибо здесь - особая ответственность; речь идет о жизни и смерти многих людей, о результатах боевых действий, которые могут иметь огромное значение для страны". (С. 5)
"Возможности гибкого и адаптивного управления во все большей степени базируются на том, насколько обеспечивается информационное превосходство; последнее, разумеется, не сводится лишь к объему информации о противнике, о своих силах и средствах, о динамике обстановки. Оно определяется уровнем организации потоков информации, соответствием ее именно тому, что требуется для принятия решений в конкретный момент. То есть информационное превосходство напрямую связано с превосходством интеллектуальным. Интеллектуализм у нас, к сожалению, далеко не всегда, мягко говоря, был в почете в Вооруженных силах и в Российской империи, и в СССР, да и в Российской Федерации. Сегодня интеллектуализация всей нашей деятельности в сфере обеспечения обороноспособности страны - это один из важнейших императивов и в силу характера современного военного дела, и в силу того, что наша страна не является сверхдержавой, и в силу ряда других факторов". (С. 6)
"Одной из главных характеристик войн в эпоху РВД является асимметричность. Во многом это связано с применением одной стороной конфликта новых форм и новых методов войны, в то время как другая сторона воюет, исходя из представлений предыдущего периода военного дела. Асимметричностью должны характеризоваться и большинство военно-технических решений. Генерал армии М.А.Гареев справедливо обратил внимание на то, что в прошлом в нашей стране дело часто сводилось преимущественно к прямолинейным симметричным действиям по противодействию угрозам, и "излишняя ретивость в этой области нередко только усиливала и обостряла угрозы" . В то же время у нас имелись и примеры асимметричности, к числу которых можно отнести формулу и целый ряд конкретных программ вооружений по "асимметричному ответу" на программу "звездных войн" Президента США Р.Рейгана в 1980-е годы. Сегодня даже по сугубо экономическим причинам мы не можем себе позволить прямолинейности и симметричности". (С. 7)
"Асимметричность, принятие на вооружение соответствующих "стратагем" требует значительно более активной работы ума, участия в выработке решений довольно широкого круга лиц - как военных, так и гражданских специалистов". (С. 7)
"Сроки модернизации всей системы обеспечения оборонной безопасности страны поджимают, и многое нам придется делать в гораздо более ускоренном порядке и в более сложных условиях, чем это многим представлялось ранее. При этом остро стоит вопрос об эффективности использования значительных, но все же еще ограниченных средств, которые государство может и должно выделять на оборону, на военные нужды, имея в виду большое число других приоритетов развития страны. Надо отдавать себе отчет в том, что многие наши проблемы носят застарелый характер, что в обществе и в Вооруженных силах, в оборонно-промышленном комплексе имеются разного рода стереотипы восприятия и поведения, которые не адекватны современным требованиям". (С. 7-8)
"Исключительно важна в военно-теоретической и политико-военной мысли нацеленность на концептуализацию, на агрегирование отдельных, подчас внешне разрозненных компонентов в цельную, но при этом многомерную и сложную формулу, определяющую характер очередной РВД и практические выводы из этого определения для государственного руководства, "политического класса" страны в целом, для военного командования - причем не только высшего, но практически всех звеньев. Для этого, в том числе, и в Минобороны, и в Совете безопасности должны вестись соответствующие научно-исследовательские работы (НИР)". (С. 8)
"Если говорить о наращивании боевых возможностей РФ, то прежде всего речь должна идти обо всем комплексе информационно-аналитических средств, объединенных в мощную, гибкую "суперсистему" (или "систему систем"), охватывающую все звенья управления. Управленческий компонент революции в военном деле часто упускается из виду, как аналитиками, так и практическими руководителями. Между тем он приобретает особенно важное значение, хотя бы в силу постоянно усложняющегося характера современного боя, операции и происходящих "парадигматических сдвигов" в формах и способах ведения боевых действий. Мы наблюдаем значительный рост числа компонентов вооруженных сил, усложнение боевых порядков, что требует все более тщательной отработки взаимодействия между этими компонентами - по вертикали, по горизонтали, в различных матричных сочетаниях, их интегральности.
Эта система должна иметь высоко интегрированные средства разведки, наблюдения, связи, телекоммуникаций, навигации, ретрансляции, целеуказания, топогеодезии, обнаружения стартов баллистических ракет нового поколения, распознавания целей, контроля и др., боевые ударные комплексы, авиацию, средства РЭБ, обеспечивающие абсолютное превосходство на поле боя, хоты бы на сравнительно короткий промежуток времени В такой системе большую роль играет наличие единого унифицированного инструментария (протоколов) обработки и предоставления информации. Эта задача, как учит мировой и отечественный опыт, исключительно актуальная, в частности для разведслужб и отдельных компонентов той или иной разведслужбы. А между тем современная война - это во многом война разведок. И в ведении этой войны большую роль играет не только собственно военная разведка, но и другие разведслужбы, имеющие иную ведомственную принадлежность.

viperson.ru

Док. 536918
Перв. публик.: 30.12.08
Последн. ред.: 29.11.10
Число обращений: 9

  • Кокошин Андрей Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``