В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Колмановская - интервью с главным редактором компании `Яндекс` Назад
Елена Колмановская - интервью с главным редактором компании `Яндекс`
Денис Кравченко: NetPromoter
Согласно данным глобальной статистики, на сегодня Ваша ежедневная аудитория составляет порядка двух миллионов человек. На какую целевую аудиторию был ориентирован Ваш проект изначально? Сильно ли она изменилась со временем? Каковы основные тенденции этого процесса?
Елена Колмановская: Яndex
Мы всегда считали, что интернет - для всех. Для физиков и лириков, для детей и взрослых, для бедных и богатых, для хиппи и для клерков. На это и ориентировались. Ничего не изменилось.

Д.К.
Определите действующие приоритетные направления работы Вашей компании? Есть ли планы по их существенному изменению, развитию?
E.К.
Мы вообще занимаемся сервисами, то есть предоставлением услуг в интернете. Самый главный веб-сервис, по нашему мнению, это поиск. Интернет дает уникальный доступ к информации, новое качество, недостижимое в "оффлайне". Важные сервисы - почта и хостинг. Что касается будущего - интернет еще далеко не исчерпал своих возможностей, поэтому будут появляться новые сервисы, или - новый взгляд на уже существующие.

Д.К.
Не секрет, что попытки разработчиков систем оптимизации веб-проектов освоить алгоритмы ранжирования поисковиков в недалеком прошлом рассматривались, скорее, как вторжение в святая святых и пресекались со всей возможной старательностью. Однако сейчас наблюдается более благосклонное отношение к массовой доступности подобного рода информации. Не могли бы вы рассказать об основных факторах, которые на сегодня являются для Яндекса решающими при ранжировании документов? Как они изменяются и совершенствуются?
E.К.
Конкретный способ сортировки документов - релевантность - это ноу-хау каждой поисковой машины. Именно совпадения алгоритма релевантности с представлениями пользователей является основой для выбора того или иного поисковика. Кое-что о списке факторов, которые Яндекс учитывает, написано на странице http://www.yandex.ru/info/webmaster3.html. Кроме того, учитывается социальная структура интернета (http://company.yandex.ru/news/2004/0326). Улучшение алгоритма ранжирования идет постоянно.

Д.К.
Влияет ли тематический индекс цитирования на ранжирование?
E.К.
На результат поиска не влияет, влияет на сортировку в Каталоге.

Д.К.
Если не секрет, за что модераторы вашего поисковика могут "подвергнуть" сайт остракизму? Это определяется каждый раз индивидуально, или вы придерживаетесь четкой системы правил?
E.К.
У нас есть внутренняя система правил, а также система логирования и протоколирования действий модераторов. Наше отношение к спаму сформулировано в Лицензии на использование поисковой системы Яндекса (http://www.yandex.ru/info/termsofuse.html). В частности, в п.3.5 сказано: ...

"...Мы также не сообщаем исчерпывающий список методов спама, которые могут вызвать удаление сайта. Тем не менее, вот некоторые из них: использование на странице элементов, вводящих в заблуждение поисковую систему (текст, ссылки и др); создание и размещение обманных "входных" страниц, перенаправляющих посетителей тем или иным способом на целевую страницу; специальное программирование веб-сайта с целью выдачи роботу Яндекса содержимого, отличного от того, которое выдается обычным пользователям; размещение ссылок, предназначенных лишь для "накачивания" релевантности в поисковой системе, в т.ч. участие в программах их обмена с указанной целью."

Д.К.
Какие механизмы действуют при отслеживании поискового спама? Правда ли, что основным источником информации об использовании незаконных методов являются пользователи? С чем связаны подобные методы в первую очередь? (дорвеи, автоматические системы обмена ссылками, клоакинг).
E.К.
Пользователи являются источником информации о нерелевантном (по их мнению) результате поиска. Дальше наше дело разбираться, действительно ли результат нерелевантен, и, если да, связано ли это с неоптимальностью нашей формулы релевантности или с накруткой сайта. В разное время модны разные способы накруток, хотя в каждый момент времени, как правило, применяются все :-)

Д.К.
Считаете ли Вы, что результаты Вашего поиска являются наиболее информативными для пользователя?
E.К.
Тут важно не что мы считаем, а что считают наши пользователи. Если они выбирают для поиска Яндекс, это означает, что наша логика поиска им наиболее близка.

Д.К.
Какова реальная эффективность контекстной рекламы Вашего проекта? Как вы рассматриваете перспективы контекстной рекламы в Вашем поиске?
E.К.
Не поняла тему "контекстной рекламы Вашего проекта". Какого именно проекта? Если говорить о контекстной (а, точнее, поисковой) рекламе разных проектов Яндекса на его собственном поиске, то мы очень довольны эффективностью. Страница результатов поиска Яндекса - самая посещаемая страница рунета, поэтому охват аудитории нас устраивает. А благодаря точной фокусировке поисковой рекламы мы можем среди миллионов посетителей этой страницы выбрать, например, только тех, кому интересны ролевые онлайновые игры, и именно им сообщить новости нашей игры "Сфера". Это прекрасно работает.

Эффективность поисковой рекламы высока как минимум по трем причинам:
1. рекламное сообщение показывается только тем, кто явно, словами, выразил свой сиюминутный интерес, задав Яндексу какой-то вопрос. Таргетинг по интересу - самый действенный из всех возможных, потому что он основан не на гипотезе, а на точном знании того, ответ на какой вопрос этот человек сию минуту ожидает.
2. страница результатов поиска отличается от любой тематической страницы тем, что на нее человек приходит с единственной целью - уйти с нее в нужное ему место, а не остаться почитать какой-то материал. Поэтому здесь изначально пользователь готов кликнуть на ссылку, если сочтет ее релевантной своим ожиданиям.
3. на странице результатов поиска много разных ссылок, и все они отвечают в той или иной степени интересу пользователя. Тот факт, что пользователь выбрал Вашу ссылку из всех остальных и ушел именно по ней, уже означает его лояльность по отношению к Вам. Сделав выбор в пользу Вашей ссылки, человек, пусть и подсознательно, выделил Вас на фоне остальных похожих ресурсов. Именно в силу этого обстоятельства, как показывают многие западные исследования, конверсия посетителей интернет-магазинов в покупатели выше среди тех, кто попал в магазин именно с поисковой рекламы.
Если говорить про привычный всем CTR (хотя этот показатель далеко не универсален), то в среднем для поисковой рекламы он составляет 3-4%. Однако, в зависимости от тематики рекламы, эти цифры могут сильно меняться. В нашей практике нередки случаи, когда CTR текстового объявления на странице результатов поиска составляет 15-20% - если грамотно подобраны и ключевые слова, и текст объявления.

Д.К.
Каковы, по Вашему мнению, перспективы интернет-рекламы на ближайший год? Возрастет ли доля рекламы, связанной с поисковыми системами?
E.К.
Перпективы самые радужные, причем во всем мире, и Google тому примером. По американской статистике объемы поисковой рекламы растут последние три года на десятки процентов в год, при том, что рынок онлайновой рекламы в целом практически стагнирует. Эксперты утверждают, что еще как минимум два ближайших года такие высокие темпы роста сохранятся, и в 2006 году мы имеем все шансы увидеть, как в мировом масштабе реклама по ключевым словам сравняется по объемам со всей остальной онлайновой рекламой.

В России нет точных статистических данных о доле поисковой рекламы, но, по нашим оценкам, ежегодно ее объемы растут в 3-4 раза при том, что весь рынок интернет-рекламы увеличивается за год меньше, чем в 2 раза (по данным АКАР). Так что опережающий рост поисковой рекламы, в полном соответствии с общемировыми тенденциями, виден и в России.

На Яндексе доля поисковой рекламы в совокупных рекламных доходах постоянно растет и сейчас достигает 80%. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится.

Д.К.
Расскажите немного о Ваших ближайших планах. Будут ли основному направлению сопутствовать новые проекты? Планируете ли Вы развивать такое направление, как интернет-статистика?
E.К.
В целом про наши задачи - ответ на второй вопрос. А конкретно мы никогда не обещаем вперед, следите за нашими анонсами и пресс-релизами ;-)


http://www.netpromoter.ru/analytics/yandex.htm
02,03,2005

Док. 536547
Перв. публик.: 02.03.05
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 130

  • Колмановская Елена Савельевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``