В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы авторского права Назад
Проблемы авторского права
Одним из самых живо интересующих вопросов по-прежнему остается проблема авторского права. Поэтому сегодня речь о том, как его защитить и что делать, если ваши слова исказили в газетной публикации, или же вообще опубликовали то, что вы никогда не говорили?

Если возникает ситуация с искажением слов в СМИ и дело дошло до суда, то доказывать то, что слова интервьюированного чиновника или бизнесмена были именно такими, а не другими, придется самому журналисту. В данном случае действует поговорка, что написано пиром - не вырубишь топором, и газетная публикация будет главным доказательством на суде. Самому же журналисту, чтобы не попасть впросак, видимо стоит подстраховаться, а именно записывать интервью на диктофон, чтобы доказать свою правоту, и наоборот, неправоту истца. Однако существует один немаловажный факт - по подобным искам установлен большой срок давности. Поэтому любой человек может поднять старые газетные заметки и подать на издание иск в суд, в котором опротестует свои слова как искаженные. Порекомендовать можно одно - относится к архивным записям бережно.

Что же касается защиты авторских прав, то свою правоту в суде придется доказывать обеим сторонам конфликта. К примеру, журналист, писатель, да и любой творческий человек, чьи произведения являются объектом авторского права, где-то сам увидел, что его материалы были использованы без соответствующей ссылки, и подал на издание или на автора в суд. Он же должен предоставить доказательства того, что использованная кем-то часть материалов или весь материал был написан именно им. В свою очередь человек, которого обвиняют в плагиате, не сможет отделаться фразой: "Это писал я - и все". Он тоже будет обязан доказывать свою правоту. И если сумеет это сделать, истца может ждать встречный иск о защите чести и достоинства, поскольку обвинения в плагиате - претензия достаточно серьезная.

Что касается "вещественных" доказательств, то самым идеальным из них всегда была рукопись, которую можно подвергнуть различным экспертизам - на предмет стиля написания, почерка и времени написания. У нас был интересный случай, когда в качестве "рукописи" были использованы исходные тексты компьютерных программ. Дело в том, что между двумя программистами, работы которых пользовались большой популярностью и приносили обоим хороший доход, пробежала черная кошка. После этого один из них зарегистрировал свою новую программу как свое единоличное творение, а второй, узнав об этом, соответственно подал на прежнего коллегу в суд, утверждая, что программа была написана совместно. Эксперту изучили спорную программу и установили, что в её написании действительно присутствует "почерк" обоих программистов.

Также бытует мнение, что оспаривание авторских прав в сфере высоких технологий и, в частности, той информации, которая размещается в Интернете, невозможно. Это не совсем так. В том случае, если интернет-издание перепечатало чей-то научный труд или статью без копирайта (значка авторского права - "Ъ-Weekend") - это вполне просто доказать. Во-первых, в присутствии нотариуса скачать информацию из сети. Как только он её заверил, эта информация становится официальным документом, с которым можно идти в суд. А во-вторых, любой сайт на кого-то зарегистрирован и через провайдеров есть возможность выйти на хозяев или же просто, по решению суда, отключить этот ресурс.

Но авторские права распространяются не только на законченные произведения, но и на его отдельные части - названия и имена. В России вообще, и в Уральском регионе в частности, повсеместно используются отдельные названия известных произведений. В свое время, например, писатель Эдуард Успенский потратил много сил на то, чтобы перевести использование имен таких персонажей как Чебурашка, крокодил Гена и кот Матроскин на легальную основу.

В заключение хочу сказать, что на сегодняшний день отстаивание авторских прав используется во многом не столько для того, чтобы доказать своё авторство, а как инструмент конкурентной борьбы.К примеру, если ресторан или дискотека в своем названии использовали элемент известного произведения, то конкуренты могут выйти на правообладателя, донести до него этот факт, и в лучшем случае, потрепать нервы, а то и нарушить бизнес. Поэтому стоит лишний раз подумать, прежде чем использовать авторские произведения в названиях своего бизнеса.

http://www.urallaw.ru/articles/person_1/id_16.html

Док. 536440
Перв. публик.: 29.12.05
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 132

  • Колесников Максим Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``