В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Платить или не платить? Назад
Платить или не платить?
Налоговые органы мотивируют свое требование следующим образом. В соответствии со ст. 346.11 НК РФ, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. До момента перехода на такую систему налогообложения они имели право принимать к вычету сумму НДС, уплаченного поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), если эти товары приобретались для осуществления операций, признаваемых объектом НДС.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам до перехода на упрощенную систему налогообложения, по товарам, используемым после перехода на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг). А поскольку после перехода на упрощенную систему налогообложения организация уже не признается плательщиком НДС, в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, ранее отнесенные на расчеты с бюджетом, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

При грамотном анализе таких требований налоговых органов и норм законодательства о налогах и сборах, можно смело утверждать, что претензии налоговиков не выдерживают критики.

Правила применения налоговых вычетов по НДС установлены ст. 171, 172 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу п. 2 ст. 171 НК РФ к таким вычетам относятся суммы налога, уплаченные налогоплательщиком своим поставщикам при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм налогов, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учетданных основных средств.

Налоговые вычеты в силу ст. 166, 172 НК РФ применяются в том налоговом периоде, когда товар приобретен и оплачен (а не когда использован или реализован).

Следовательно, по смыслу указанных норм налоговые вычеты и сумма налога определяются по итогам каждого налогового периода, и дальнейшие изменения в системе налогообложения организации не могут влиять на исчисление налога в предыдущие периоды.

Позиция налоговых органов строится на норме п. 3 ст. 170 НК РФ, которая предусматривает возможность "восстановления" налога.

Однако законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы НДС по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения. Статьей 170 НК РФ, регулирующей порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), не предусмотрено отнесение организациями НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), если организация не является плательщиком этого налога, но использует в своей деятельности имущество, приобретенное в периоде, когда в соответствии с главой 21 НК РФ эта организация признавалась плательщиком НДС и уплачивала названный налог.

Таким образом, переход налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения не может влиять на исчисление налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налоговые базы, которых сложились в предыдущих налоговых периодах (поскольку при восстановлении НДС данные суммы должны быть отнесены на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций).

В очередной раз ситуация с трактовкой одних и тех же норм Налогового кодекса складывается парадоксальная, впрямую такой случай налоговым законодательством не предусмотрен, каждый читает закон как ему удобно, а соответственно налоговые органы занимают позицию - плати или иди в суд доказывать свою правоту.

Казалось бы, в Кодексе установлена норма, в соответствии с которой все противоречия в налоговом законодательстве трактуются в пользу налогоплательщика и суд должен поддержать позицию такого налогоплательщика.

Однако судебная практика Федерального арбитражного суда Уральского округа развивается в противоположную сторону - в частности, Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в п. 19 обзора "Информация об основных подходах по рассмотрению Федеральным Арбитражным судом Уральского округа споров, связанных с применением гл. 21 НК РФ (НДС)" указал, что при переходе на уплату на единый налог на вмененный доход (что также является специальным налоговым режимом) НДС подлежит восстановлению. Мотивы, по которым суд приходит к такому решению, слово в слово повторяют аргументацию налоговых органов.

Вот и приходится советовать клиенту, обратившемуся за консультацией по подобному вопросу следующее - по закону вы правы, но суд с этим не согласен.

При этом надо обратить внимание на то что, например, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа, полностью поддерживает позицию налогоплательщика, указывая, что при переходе на упрощенную систему налогообложения НДС по основным средствам и товарно-материальным активам восстановлению не подлежит (Постановление ФАС Северо-западного округа от 20.10.2003 года, дело N А66-3163-03, Постановление ФАС Северо-западного округа от 03.10.2003 года, дело N А66-2844-03).

Выходит, что на Урале нельзя, а в Санкт-Петербурге можно.

http://www.urallaw.ru/articles/person_1/id_39.html

Док. 536431
Перв. публик.: 29.12.04
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 179

  • Колесников Максим Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``