В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Использование инсайдерской информации практически не наказуемо Назад
Использование инсайдерской информации практически не наказуемо
Осуществление биржевой торговли с использованием так называемой инсайдерской ("внутренней") информации негативно влияет на рынок ценных бумаг. Вслучае совершения сделки с использованием внутренней информации одно лицо получает выгоду, которую оно не смогло бы получить, если бы не обладало информацией. Очевидно, что если бы контрагент по сделке получил бы такую же информацию, то он не совершил бы сделку или совершил бы ее на иных условиях.

В российском законодательстве понятие "инсайдерская информация" отсутствует. В то же время, в ст.31 Закона "О рынке ценных бумаг" говорится о таком понятии, как служебная информация. Под ней понимается любая, не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Хотя в целом понятия "инсайдерская" и "служебная информация" во многом совпадают, с правовой точки зрения нельзя говорить об использовании инсайдерской информации.

Закон налагает на лиц, обладающих служебной информацией, ряд ограничений. Во-первых, он запрещает использовать ее для заключения сделок; во-вторых, передавать такую информацию для совершения сделок третьим лицам. К лицам, обладающим служебнойинформацией, закон относит три категории:

члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг;
служащие государственных органов, имеющих в силу контрольных, надзорных или иных полномочий доступ к указанной информации. К таким лицам следует отнести сотрудников налоговых органов, ФКЦБ РФ, ЦБ РФ и ряда иных государственных органов.
Следует обратить на то, что к лицам, которые могут обладать служебной информацией, законотносит только членов органов управления профессионального участника рынка ценных бумаг и только в том случае, если данный участник связан с эмитентом договором.

Значит, даже если в нашем случае будет доказано, что на торгах брокеры использовали служебную информацию, они не могут быть привлечены к ответственности, поскольку информация не касалась какого-либо эмитента, а была посвящена экономической ситуации в стране.

Российское уголовное законодательство непосредственно не предусматривает уголовной ответственности за такое преступление, как использование инсайдерской информации. В то же время существует ряд смежных уголовных составов, с помощью которых может быть предпринята попытка начать уголовное преследование в анализируемом деле.

Так ст. 201 УК РФ предусматривает ответственность за использование информации лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки интересам такой организации и в целях извлечения выгод. Однако следует иметь в виду, что далеко не всегда при торговле с использованием инсайдерской информации налицо противоречие интересам организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Ст. 183 УК РФ говорит об ответственности за разглашение коммерческой информации без согласия их владельцев.

Таким образом, в данной ситуации, возможно, говорить об уголовной ответственность только сотрудников агентства S&P и только по заявлению самого агентства (если, конечно, преступное деяние произошло на территории РФ).

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо собрать доказательства. Это, прежде всего, свидетельские показания, а также документы. Сбор доказательств возможен только следственными органами, ФКЦБ РФ полномочиями на проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий не обладает. Поэтому сбор соответствующих доказательств со стороны ФКЦБ РФ представляется крайне затруднительным.

Лишение лицензии профессионального участника предусмотрено Законом "О рынке ценных бумаг" (ст. 39). Основанием для такого решения являются "нарушение профессиональным участником законодательства РФ о ценных бумагах". Однако, поскольку в данном случае участников торгов нельзя отнести к категории лиц, обладающих служебной информацией, значит, нельзя говорит и о том, что они использовали ее для совершения сделок. Соответственно, отпадают основания и для отзыва выданной лицензии.

Говоря о гражданско - правовой ответственности по российскому законо-дательству, необходимо отметить следующее.

Сделка, совершенная с использованием служебной информации, может быть признана недействительной по ст. 179 ГК РФ как сделка, совершенная под влиянием обмана, если будет доказано, что лицо, обладающее служебной информацией, умышленно вводило другую сторону в заблуждение (например, уверяло, что дела эмитента идут совсем плохо, хотя на самом деле знало об улучшении его финансового положения и т.п.). Сделка может быть также квалифицирована как недействительная по ст.168 ГК РФ. Поскольку в законе "О рынке ценных бумаг" содержится запрет для лиц, располагающих служебной информацией, использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать ее для совершения сделок третьим лицам, то в случае нарушения этого запрета следует говорить о совершении незаконной сделки с применением соответствующих последствий в виде двусторонней реституции - возврат сторон в первоначальное положение (ст.167 ГК РФ).

Однако правом на предъявления соответствующих исков обладают, прежде всего, сами участники сделок, а не, например, ФКЦБ РФ.

Таким образом, на сегоднядействующее законодательство в сфере инсайдерской информации нельзя назвать эффективным. ФКЦБ РФ не располагает на сегодня эффективным механизмом возложения ответственности на виновных лиц. Соответственно, вряд ли стоит ожидать каких-нибудь серьезных последствий проводимых проверок и расследований. Очевидно, что такое положение вещей сохранится до принятия закона об инсайдерской информации и внесения соответствующих изменений в УК РФ.

http://www.urallaw.ru/articles/person_1/id_43.html

Док. 536426
Перв. публик.: 29.12.04
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 184

  • Колесников Максим Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``