В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев: Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора Назад
Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев: Профильная школа - это индивидуализация обучения и свобода выбора
Директор школы. 2003. N 2. С. 14-17.

Тематические разделы:     Менеджмент в социальной и неприбыльной сфере, Социология образования

Авторы высказывают свои соображения по проекту "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Дело это, безусловно, важное и актуальное, отвечающее как потребностям подрастающего поколения, так и запросам общества. Известно, что наибольшей популярностью у школьников и особенно родителей пользуются учебные заведения, где старшеклассники имеют возможность углубленно изучать именно те предметы, которые и определяют выбор будущей профессии. Но профильное обучение нельзя рассматривать только через углубление каких-либо образовательных дисциплин. На наш взгляд, это продуманная система, включающая основное и дополнительное образование, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку на базе учебных центров, а также связи общеобразовательной школы с вузами.

Опыт, который следует развивать

Проект Концепции подтверждает, что профилизация - это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Ее несомненное преимущество в том, что более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Еще один немаловажный плюс профильного обучения, по нашему мнению, в том, что оно призвано сыграть важную роль в решении социально-образовательных проблем, таких как массовое репетиторство, учебная нагрузка.

Надо отметить, что в нашем городе нет необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт. Научно-методическое сопровождение профильного обучения стало одним из приоритетных направлений в деятельности муниципальной системы образования. Увеличилось количество школ и классов, реализующих такое обучение. Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования.

Это, во-первых, профильные классы: экономические, физико-математические, медицинские, химико-биологические, милицейские, правовые. Во-вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой.

В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область "Технология" дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий. Оно осуществляется на базе муниципального учебно-производственного центра. Сотрудничество школ со специальными средними и высшими учебными заведениями, учебными центрами и комбинатами, а также службами занятости и социальной защиты также позволяет сохранять единое образовательное пространство и лучше решать проблемы социальной адаптации и самоопределения выпускников.

Альтернатива традиционной школе

Как альтернатива традиционной унитарной организации учебно-воспитательного процесса профильная дифференциация и вариативность требуют прежде всего внедрения новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, государственных образовательных стандартов, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации педагогов.

Мы планируем проводить социологические и психологические исследования. Особое место в этом процессе должны занять школьные психологи, центры тестирования, службы занятости, словом, необходимо вести диагностику потенциальных склонностей детей к тому или иному виду деятельности, учитывая ее результаты при конкретном комплектовании классов и групп. Становится актуальным и маркетинговый подход в организации образовательных услуг.

Очевидно, что профилизация должна быть прямо соотнесена с единым государственным экзаменом. Его введение ставит ряд вопросов в части содержания и критериев оценки такого обучения.

Уже осуществляется на практике "предпрофильная" пропедевтическая работа. Она ведется в рамках не какой-то отдельной дисциплины, а опирается на блок предметов определенной направленности, давая учащимся второй школьной ступени возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями. Организация раннего профилирования формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного направления.

Жизнь убедительно показала малоэффективность обучения всех и всему. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, чтобы существенно расширить возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Все обучение должно строиться с учетом их жизненных планов. По сути, речь идет о школе совершенно иного типа, о новом структурном, институциональном элементе в системе школьного образования, обеспечивающем разнообразные варианты учебных курсов, гибкую организацию обучения. Эта система, на наш взгляд, должна включать в себя следующие типы курсов: базовые общеобразовательные курсы: математика, русский, иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей и естествознания для гуманитарного и социально-экономического профилей; профильные курсы, которые изучаются по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения); элективные курсы, которые также изучаются по выбору и входят в состав профиля и либо поддерживают изучение основных профильных курсов, либо служат для внутрипрофильной специализации.

Не утерять исходный принцип

В любом варианте реализации идеи профильной школы важно не утерять исходный ее принцип: значительная дифференциация обучения с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Однако не будем забывать и то обстоятельство, что у значительного числа выпускников основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе профессиональной деятельности. Поэтому жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому общая профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия универсальных (общеобразовательных) старших классов и школ, а также возможность смены профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы. Таким образом, можно выделить несколько вариантов организации профильного обучения: внутришкольная и сетевая профилизации.

Нормативные документы определяют начало широкого перехода на модель профильного обучения с сентября 2004 года. Немаловажной проблемой остается подготовка педагогических кадров. Речь идет не только о повышении квалификации учителей - нужна новая модель педагогического образования и профессиональной переподготовки на основе современных подходов. При разработке моделей профильной старшей школы необходимо учитывать и вопросы изменения видовой номенклатуры школ, финансирования и платных образовательных услуг.

В целом положительно оценивая проект Концепции, не можем умолчать о явно слабых сторонах этого документа. Есть опасность, что они обернутся непоправимыми негативными последствиями: снизят качество образования, значительно ослабят коммуникативную функцию системы общего среднего образования в социуме. Так, предлагаемая авторами идея жестких групп при организации профильного обучения, построенных на классно-урочной системе, как показывает практика, уже давно перестала быть актуальной. Она явно отстает от запросов современных школьников и их родителей, не учитывает специфики разнообразных вузов страны, а в целом зачеркивает один из основных принципов профильности - индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Большой шаг назад и тотальная профилизация по четырем возможным профилям и сформированным программам. Такое, может быть, и приемлемо для школ, которые еще очень далеки от организации профильного обучения, а как быть с продвинутыми в этом направлении образовательными учреждениями? Им что - двигаться вспять?

Есть в проекте Концепции очевидные противоречия. В так называемых "целях" на первое место выдвигается принцип тотального "углубления изучения отдельных дисциплин", а в предполагаемой новой видовой структуре "углубленка" упоминается пренебрежительно, в кавычках, и вообще, вопреки успешно зарекомендовавшей себя практике, предлагается низвести этот вид общеобразовательных учреждений. Явная несправедливость, с которой нельзя соглашаться.


www.ecsocman.edu.ru

14.02.2003

Док. 536080
Перв. публик.: 14.02.03
Последн. ред.: 27.12.08
Число обращений: 208

  • Арцев Михаил Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``