В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лесопромышленный комплекс Назад
Лесопромышленный комплекс
В соответствии с целевыми приоритетами модели инновационного развития экономики области лесопромышленный комплекс должен стать основным приоритетом развития экономики. Данный выбор обусловлен особым сочетанием факторов развития отрасли на территории Кировской области. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на указанный стратегический выбор необходимо отметить следующие:
благоприятная рыночная конъюнктура. Общее оживление и динамичный рост экономики России обусловили значительное повышение спроса на товары, изготавливаемые на основе древесного сырья. Достаточно отметить бурные темпы развития строительства, индустрии дизайна интерьеров жилых и торгово-офисных помещений, производства мебели, интенсивного роста потребления бумаги и картона в упаковочной индустрии и полиграфии. По данным авторитетных источников, в ближайшие годы мировой спрос на древесину и продукцию деревообработки будет неуклонно расти. При этом на федеральном уровне поставлена задача стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообработки. Сделан акцент на два новых направления: расширение применения энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива и увеличение использования древесины в жилищном строительстве, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье". По оценкам специалистов, объемы потребления листовых древесных материалов (фанера, плиты древесные) к 2015 году превысит уровень потребления, достигнутый в 2004 году, в 2,4 раза, расчетное увеличение спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке прогнозируется в 3,1 раза, по круглому лесу - в 2,3 раза. Также для российской экономики необходимо создание мощной индустрии деревянного домостроения на качественно новом уровне. Существует огромная потребность в жилье из-за снижения объемов строительства в начале 90-х годов, кроме того, в обществе продолжаются структурные изменения. В силу этих причин каркасное деревянное домостроение, производство строительного бруса, по мнению экспертов, может стать основой развития отечественного деревянного домостроения, обеспечивающего массовое производство качественных, дешевых, экономически доступных домов. Всё вышесказанное диктует отечественному производству задачу системного увеличения производства высококачественного пиломатериала, облицовочных материалов, включая паркет и ламинат, конструкционных материалов для каркасного малоэтажного домостроения, полуфабрикатов для изготовления мебели, упаковочных материалов, офисной бумаги. Предприятия Кировской области располагают технической возможностью для производства большинства из приведённых наименований продукции;
    протекционистская политика государства. Осознавая особую роль лесопромышленного комплекса в экономическом развитии России, признавая уникальность обладания нашей страной колоссальным ресурсом лесного фонда, Правительство Российской Федерации проводит системную политику по содействию эффективной деятельности лесопромышленного комплекса. Основными проявлениями этой политики являются: повышение вывозных пошлин на необработанную древесину; предоставление участков лесного фонда на безаукционной основе инвесторам, реализующим проекты по развитию глубокой переработки древесины и созданию лесной инфраструктуры. Кировская область как один из базовых регионов Европейской части России по запасам и масштабу обработки древесины органично встраивается в проводимую политику федерального центра по всем базовым факторам. В этой связи в стратегической перспективе в области будут создаваться и реализовываться все возможности для полной переработки древесины без вывоза круглого леса за пределы региона. В этом направлении будет продолжена политика привлечения крупных частных инвесторов, заинтересованных в организации на территории области производств по глубокой переработке древесины;
    обеспеченность запасами леса и их высокое качество. Объём лесосечного фонда Кировской области позволяет неограниченное время (при условии выполнения требований законодательства о рациональном и неистощительном лесопользовании) обеспечивать полную загрузку действующих деревообрабатывающих предприятий и снабжать сырьём ряд новых крупных производств. Так, запасы фанерного кряжа позволяют утроить объёмы производства фанеры, прочих видов древесины, более чем вдвое увеличить производство древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, поддерживать устойчивые объёмы производства пиломатериалов по европейским стандартам, организовать новые крупные производства конструкционных материалов для малоэтажного и многоэтажного домостроения, дать сырьё для производства высококачественной мебели и обеспечить устойчивую работу крупного целлюлозно-бумажного комбината. Всё это говорит о том, что объём запасов древесины области вполне обеспечивает работу крупной многопрофильной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной индустрии. Высокий уровень качества запасов лесного фонда обусловлен преобладанием в структуре запасов древесины ценных хвойных пород и подтверждается высоким интересом частных инвесторов к заготовке и переработке древесины;
    традиции производства. Кировская область традиционно осуществляет заготовку и обработку древесины. Для многих жителей области работа с лесом является традиционной профессией, навыки и интерес к работе в лесопромышленном комплексе передаются из поколения в поколение. Накоплен серьёзный опыт в менеджменте лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, государственном управлении лесной отраслью, налажены устойчивые межрегиональные связи в сфере лесопромышленного комплекса: с покупателями и поставщиками сырья, комплектующих, расходных материалов. Сохранена и развивается мощная образовательная база, включающая начальное и среднее звенья профессионального образования в области лесопромышленного комплекса;
    структура экономики. Экономика Кировской области удачно настроена на потребление продукции лесопромышленного комплекса и на содействие деятельности лесной отрасли. Пространственная схема размещения производств и населённых пунктов ориентирована на приближение необходимых звеньев заготовки и обработки древесины к лесным массивам. В зонах сосредоточения наиболее ценных запасов древесины и наиболее интенсивного её использования имеются посёлки, социальная инфраструктура. К этим зонам пролегают транспортные пути. Более высокий передел лесного сырья осуществляется в индустриальных зонах, приближенных к областному центру, что способствует использованию квалифицированных кадров и регулярному совершенствованию технологий. Развита деятельность отраслей, потребляющих продукцию деревообработки в качестве сырья. Это, прежде всего, мебельная промышленность и полиграфические производства. Интенсивное развитие строительства в области, в том числе малоэтажного, предъявляет высокий спрос на пиломатериалы, конструкционные строительные и облицовочные материалы.
    Наряду с факторами, обосновывающими объективный характер наращивания хозяйственной деятельности в лесопромышленном комплексе, есть обстоятельства, способствующие торможению его поступательного развития. Среди них необходимо отметить следующие:
    неполное освоение расчётной лесосеки. Несмотря на более высокий уровень данного показателя по Кировской области, чем по России в целом (45% против 29%), неполный объём использования лесосечного фонда резко ограничивает дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса, что обусловлено, прежде всего, экономическими факторами: многие лесопользователи, преимущественно мелкие, не имеют возможности вкладывать тот объём инвестиций, который необходим для полного освоения лесных участков, имеющихся в их распоряжении (например, в восстановление и эксплуатацию лесовозных дорог), в результате чего не осваивается труднодоступный лесосечный фонд, сосредоточенный в удалённых участках леса. Неполное освоение расчётной лесосеки способствует снижению качества лесного фонда, сокращает бюджетную эффективность лесопользования. В целях устранения указанных явлений будет принята система мер на уровне Правительства области по исключению из круга арендаторов таких хозяйствующих субъектов, которые не в состоянии обеспечивать высокую эффективность заготовки и обработки древесины;
    неудовлетворительное состояние части лесовозных дорог. Транспортная сеть лесозаготовительного комплекса области (прежде всего, лесовозных дорог) за период экономического спада пришла в плохое состояние и требует вложения инвестиций в сумме не менее 450 млн. рублей. Значимость проблемы подтверждается высоким удельным весом транспортных затрат в стоимости продукции деревообработки: в целлюлозно-бумажном производстве - до 40%, в производстве мебели - до 20%, в других отраслях лесопромышленного комплекса - порядка 12-15%. Лесохозяйственные автомобильные дороги в основном грунтовые, что определяет сезонность их использования. Строительство лесовозных дорог круглогодичного действия сможет оказать позитивное влияние на развитие лесоперерабатывающей промышленности. Решение проблемы видится в приоритетном предоставлении лесосечного фонда крупным инвесторам, обладающим возможностью восстановления и создания вновь необходимой сети лесовозных дорог, что позволит им в полной мере реализовать свои коммерческие интересы при долгосрочном использовании арендованного лесного фонда;
    дефицит кадрового обеспечения. Длительное пребывание отрасли, как и всей экономики, в состоянии стагнации и спада обусловило значительный отток кадров из сферы лесозаготовок и деревообработки. Проблема будет решаться путём внедрения высокомеханизированных и автоматизированных технологий в заготовку и переработку древесины, повышения производительности труда в результате внедрения инноваций в менеджмент и организацию труда, улучшения социальной инфраструктуры и содействия интенсивному жилищному строительству в территориальных зонах концентрации предприятий лесопромышленного комплекса;
    дефицит инвестиций. Действующая сеть предприятий лесопромышленного комплекса не в состоянии справиться с объёмами деревообработки, потенциально обеспеченными имеющимся в наличии лесосечным фондом. При имеющемся в настоящее время составе основных фондов прирост инвестиций в обработку древесины на 1 рубль обеспечивает только 78 копеек прироста оборота. Для перехода к новой, высокоэффективной структуре отрасли необходимо вложение инвестиций в сумме не менее 50-70 млрд. рублей. В этой связи ставка будет сделана на привлечение внешних инвесторов, включая крупные многопрофильные холдинги, финансово-промышленные группы, зарубежных инвесторов. Правительство области продолжит и будет усиливать политику поддержки частных инвесторов, в которой предприятиям лесопромышленного комплекса будет предоставляться обоснованный приоритет.
    Следствием обозначенных проблем является недополучение областным и местными бюджетами больших сумм налоговых отчислений от организаций лесопромышленного комплекса. По предварительным оценкам в 2007 году в консолидированный бюджет области от лесопромышленного комплекса поступило не более 1 млрд. рублей налоговых платежей, в то время, как уровень возможных поступлений по оценкам специалистов может составлять не менее 4-5 млрд. рублей.
    Эффективность деятельности арендаторов участков лесного фонда очень различна в зависимости от масштаба производства. Наименее эффективны мелкие арендаторы, работающие, в основном, в статусе индивидуальных предпринимателей. Мелкие заготовители не располагают возможностью организации обработки древесины, поэтому именно эта категория лесопользователей является основным поставщиком леса за пределы области с минимальной обработкой.
    Средний класс лесопользователей, представленный преимущественно обществами с ограниченной ответственностью, эффективнее, однако бюджетная отдача от работы таких предприятий далеко не исчерпывает максимальных возможностей, что означает потери в доходах областного бюджета по налоговым платежам от переработки каждого кубометра древесины.
    Только крупные производили, представленные, как правило, акционерными обществами, обеспечивают максимальную отдачу от использования расчётной лесосеки. Эту закономерность планируется использовать при проведении дальнейшей политики в лесном комплексе.
    Вышеперечисленные проблемы будут решаться следующими путями:
    в целях повышения уровня освоения и повышения эффективности использования расчётной лесосеки будут предприняты усилия по формированию эффективных собственников в лесном фонде. В этих целях будет детально проанализирована лесозаготовительная деятельность и созданы предпосылки для максимального благоприятствования хозяйствующим субъектам, располагающим возможностью максимально эффективного использования лесосечного фонда. В связи с этим будет проводиться целенаправленная политика по постепенному укрупнению участков лесного фонда, передаваемых в аренду, последовательно будут повышаться сроки заключаемых договоров аренды.
По отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса планируется проведение работы по повышению эффективности от 3 до 5 раз к сегодняшнему уровню.
При принятии решений об установлении долгосрочных отношений с арендаторами будут приниматься во внимание обоснованность и реальность их планов по развитию глубокой переработки леса и формированию инфраструктуры лесовозных дорог. В системе принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование станет меньше несогласованных действий, повысится сбалансированность распределения леса с учётом пространственной и функциональной специализации, локальной структуры лесосечного фонда, природных и ло-гистических возможностей. В лесном хозяйстве повысится контроль над своевременностью и полнотой проведения лесохозяйственных, лесоустроительных и лесовосстановительных работ. Контроль над лесопользованием будет усилен действиями всех компетентных структур, что, в конечном итоге, обеспечит исключение из практики лесозаготовок нелегальных и незаконных рубок, незаконной перепродажи леса, использования "теневых" схем в оплате труда лесозаготовителей, уклонения от уплаты налогов хозяйствующими субъектами, осуществляющими лесозаготовительную деятельность. Повышение эффективности использования расчётной лесосеки будет базироваться, прежде всего, на увеличении глубины обработки древеси-ны;
    в целях системного восстановления лесовозных дорог, строительства необходимого количества новых лесовозных дорог приоритет при распределении лесосечного фонда будет предоставляться инвестиционным проектам, ориентированным на долгосрочную перспективу, организацию обрабатывающих производств, привязанных к специализированным сырьевым базам (например, к запасам фанерного кряжа или высокосортного хвойного пиловочника). Будет продолжена регулярная работа с федеральным центром по консолидации мер государственного регулирования развития лесной инфраструктуры;
    в целях улучшения кадровой обеспеченности лесопромышленного комплекса будут предприняты следующие действия:
    исключение "теневых" схем оплаты труды в деятельности организаций лесопромышленного комплекса;
    дальнейшее развитие системы профессионального образования, принятие мер по сохранению бюджетных мест в профильных образовательных учреждениях, поддержка инновационной деятельности профильных образовательных учреждений, грантовая поддержка научных и научно-прикладных проектов в области лесопромышленного комплекса;
разработка и принятие мер по мотивации и закреплению специалистов и рабочих в лесопромышленном комплексе;
содействие в отводе земельных участков для строительства жилья в населённых пунктах локализации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств;
приоритетное проведение ремонтных работ на дорогах, обеспечивающих связь населённых пунктов локализации лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств с центрами логистики, рынками сбыта и областным центром;
повышение притока инвестиций в отрасль будет поддерживаться следующей системой мер:
развитие частно-государственного партнёрства в лесопромышленном комплексе, содействие реализации инициатив частных инвесторов по реализации экономически и социально эффективных инвестиционных проектов в области деревообработки;
системная работа по оказанию государственной поддержки частным инвесторам, реализующим профильные инвестиционные проекты;
содействие развитию финансовой инфраструктуры в лесопромышленном комплексе, заключающееся в организационной поддержке коммерческих банков, заинтересованных кредитовать крупные инвестиционные проекты в сфере деревообработки, лизинговых и страховых компаний, заинтересованных продвигать свои услуги в отрасль, способствование организации венчурного и проектного финансирования отрасли;
повышение инновационной активности отрасли, которое будет осуществляться посредством развития сотрудничества между коммерческими структурами и научно-образовательным сообществом, инкубирования и внедрения инноваций, создания технопарка в сфере лесопромышленного комплекса с участием науки, образования, инвесторов, хозяйствующих субъектов на базе, прежде всего, наиболее продвинутых в технологическом отношении производств: лыжного, конструкционных строительных материалов, домостроения, целлюлозно-бумажного производства.
Производства, которые планируется развить в первую очередь: строительных материалов из древесины и фанеры; картона и бумаги; мебельное.
Конкурентные преимущества Кировской области в сфере заготовки и обработки леса территориально концентрируются в следующих муниципальных районах: Верхнекамском районе, Лузском районе Кировской области, муниципальном образовании Мурашинский район, муниципальном образовании Омутнинский район, Опаринском районе, Подосиновском районе, Юрьянском районе; в плане развития деревообработки к этим территориям следует присоединить город Киров, Даровской район и Котельничский район.
К основным преимуществам указанных территорий необходимо отнести следующие:
районы располагают обширными лесными ресурсами, свободной лесосекой;
через них проходит железная дорога, соединяющая ее как с портами севера и северо-запада так и с южными районами Поволжья, имеющими дефицит лесных ресурсов и реализующих программы малоэтажного домострое-ния;
на территории области представлен полный спектр предприятий лесопромышленного комплекса;
наличие свободной рабочей силы и свободных промышленных площадок.
Территориальная привязка планируемых производств выглядит следующим образом:
северо-западная зона области будет специализироваться, прежде всего, на производстве фанеры, ориентированно-стружечных плит, древесно-волокнистых плит, конструкционных строительных материалов, пиломатериалов;
северо-восточная зона области будет специализироваться, прежде всего, на производстве ориентированно-стружечных плит, конструкционных строительных материалов, пиломатериалов;
центральная зона области будет специализироваться, прежде всего, на производстве целлюлозно-бумажной продукции, сборных деревянных домов, оконных и дверных блоков, паркета, лыж, плитных древесных материалов, пиломатериалов, в перспективе - сэндвич-панелей.
Особенности развития лесопромышленного комплекса в северо-западной зоне Кировской области. К этой зоне относятся следующие муниципальные районы: Лузский район Кировской области, муниципальное образование Мурашинский район, Опаринский район, Подосиновский район, Юрьянский район. Северо-западная зона развития лесопромышленного комплекса является наиболее географически растянутой и большой по площади. С другой стороны она характеризуется сравнительно высоким уровнем развития деревообрабатывающей промышленности, сформированной, в основном, еще в 60-80-е годы XX века. Важно заметить, что на территории зоны размещены как предприятия деревообработки, так и предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, то есть северо-западная зона развития лесопромышленного комплекса обладает разнообразным спектром видов промышленной переработки древесины. Особенностью последних трёх лет в развитии зоны стало проявление реального интереса инвесторов к реализации инвестиционных проектов по развитию деревообработки на указанной территории.
Содействие реализации инвестиционных проектов по дальнейшему развитию северо-западной зоны деревообработки будет осуществляться в 2009-2020 годах в следующих направлениях.
Развитие транспортной сети. Потребность в финансировании строительства и реконструкции автомобильных дорог для обеспечения сырьевыми ресурсами северо-западной зоны составляет: дорог с асфальто-бетонным покрытием - 7056 млн. рублей (455 км); дорог с гравийным покрытием - 170 млн. рублей (32 км).
В рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N848 в 2008 году предусмотрено финансирование реконструкции и сооружения автомобильных дорог: Киров - Котлас - Архангельск, участок Староверческая - Вазюг в Мурашинском районе Кировской области в сумме 274 113 тыс. рублей (федеральный бюджет - 264 270 тыс. рублей, областной бюджет - 9 843 тыс. рублей); Киров - Котлас - Архангельск, участок Киров - Опарино в Кировской области в сумме 94 330 тыс. рублей (федеральный бюджет - 85 730 тыс. рублей, областной бюджет - 8 600 тыс. рублей).
В Подосиновском районе ведется строительство моста через реку Юг, ввод которого планируется в 2008 году. При завершении строительства автомобильной дороги Мураши-Луза мост будет являться связующим звеном для Мурашинского, Опаринского и Лузского районов с соседними западными областями (Вологодская, Костромская, город Москва и так далее). Также появится реальная возможность сообщения между территориями расположенными по обе стороны реки. Объем финансирования из областного бюджета составит 73 475 тыс. рублей.
Энергоснабжение. Энергодифицитности в районах зоны, как правило, нет, но обеспечение необходимого уровня надежности энергоснабжения тяговых подстанций возможно только при условии развития сети 110-220 кВ этого энергорайона. В настоящее время открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единая энергетическая система" совместно с открытым акционерным обществом "СО-ЦДУ ЕЭС" завершило выполнение работы "Корректировка Схемы развития объединённой энергетической системы Урала на период до 2020 года", в которой рекомендованы необходимые объемы строительства объектов ЕНЭС на территории Кировской области в период до 2015 года, куда вошла вторая цепь ВЛ 220 кВ Вятка - Мураши (150 км) для повышения надежности электроснабжения потребителей северного электроузла. ОАО "ФСК ЕЭС" рассматривает вопрос о включении этих электросетевых объектов в инвестиционную программу Компании.
Газификация большинства районов северо-западной зоны запланирована на 2017-2030 годы. Столь отдалённые сроки газификации зоны не сдерживают развитие лесопромышленного комплекса. Наличие на территории большого числа деревообрабатывающих предприятий позволяет развивать здесь проекты по производству тепла на основе переработки отходов лесопиления и топливных гранул. Правительство области активно поддерживает проекты перевода муниципальных котельных на такое топливо. На предприятиях лесопереработки для получения тепла активно используются котлы на отходах лесопиления.
В настоящее время в северо-западной зоне реализуются следующие инвестиционные проекты:
проект строительства завода по производству фанеры (п. Демьяново Подосиновского района Кировской области). Инвестор - общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания". Планируемая численность работников - 264 человека, срок реализации проекта - 2007- 2010 годы, общий объем инвестиций - более одного млрд. рублей;
проект развития и механизации лесозаготовительного производства, производства мягкой древесно-волокнистой плиты (п. Демьяново Подосиновского района Кировской области). Инвестор - общество с ограниченной ответственностью "ЛПК "Полеко". Планируемая численность работников - 500 человек, срок реализации проекта - 2008-2011 годы. В настоящее время идет закупка и монтаж оборудования. Общий объем ин-вестиций - более 1 млрд. рублей;

проект строительства завода по глубокой переработке древесины (п. Демьяново, Подосиновского района Кировской области). Инвестор - общество с ограниченной ответственностью "Поларк". Планируемая численность рабочих - 100 человек, срок реализации проекта - 2007-2009 годы, общий объем инвестиций - 540 млн. рублей;
проект развития открытого акционерного общества "Березовский леспромхоз" (п.Опарино Кировской области). Инвестор - открытое акционерное общество "Березовский леспромхоз". Планируемая численность работников - 387 человек, срок реализации проекта - 2008-2011 годы, общий объем инвестиций - 1 млрд. рублей;
имеется достаточно серьёзно проработанный проект по строительству целлюлозно-бумажного комбината с объёмом инвестиций порядка 35 млрд. рублей, прошедший первое слушание в инвестиционной комиссии Министерства экономического развития Российской Федерации, и сегодня дорабатываемый по замечаниям, высказанным в ходе рассмотрения. В рамках реализации данного проекта определены две возможные группы инвесторов, проведено с положительным результатом дополнительное изучение лесного фонда области. То есть данный проект сегодня более чем реалистичен и его показатели по выпуску продукции таковы, что реализация проекта приведёт к созданию одного из самых крупных и наиболее технологически и технически современных производств целлюлозы на территории Российской Федерации.
Примерные составляющие проекта строительства целлюлозно-бумажного комбината:
    комбинат по производству целлюлозы из хвойных и лиственных пород мощностью 700 000 тонн/год;
    лесопильный завод, производительность 600.000 куб. метров пиломатериалов;
    предприятие по утилизации отходов и выработке электроэнергии;
    предприятие по заготовке леса;
    производство бумаги.
Ориентировочный объем инвестиций - 35 млрд. рублей (частный капитал и заемные средства). Строительство инфраструктуры планируется осуществить за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации при участии областного бюджета.
Важнейшими результатами развития северо-западной зоны развития лесопромышленного комплекса станут:
создание дополнительно 4050 рабочих мест;
развитие высокотехнологичных производств по зарубежным технологиям с высокой зарплатой, привлекательных для молодёжи, что будет способствовать закреплению кадров в выделяемой зоне;
использование местных видов ресурсов на основе новых, эффективных технологий;
увеличение поступлений в областной бюджет, что способствует выполнению социальных программ.
Особенности развития северо-восточной зоны развития лесопромышленного комплекса Кировской области. Северо-восточная лесопромышленная зона Кировской области включает в себя, прежде всего, Омутнинский и Верхнекамский районы. Её сравнительной особенностью является концентрация высокого объёма лесных ресурсов и ориентация местных хозяйствующих субъектов на преимущественно заготовку и неглубокую обработку древесины. Однако современная экономическая конъюнктура совершенно однозначно требует от лесопромышленного производства концентрации многих видов деревообработки непосредственно в зонах заготовки и вблизи них. В этой связи интерес к организации промышленных производств по глубокой обработке древесины на территории северо-восточной зоны Кировской области в последние 3 года обозначился достаточно отчётливо.
В процессе освоения северо-восточной зоны развития лесопереработки области в Омутнинском районе будет создан лесопромышленный холдинг, включающий в себя лесозаготовительное производство, деревообрабатывающий комбинат по производству OSB (ориентированно-стружечной плиты) и лесопильное производство. Планируемая численность работников - 500 человек, общая сумма инвестиций - 10,9 млрд. рублей.
Параллельно в Омутнинском районе планируется организовать производство большеформатной фанеры мощностью 60 000 куб.м фанеры в год с оценочным объёмом инвестиций 1,5 млрд. рублей.
Особенности развития центральной зоны развития лесопромышленного комплекса Кировской области. Центральная зона развития лесопромышленного комплекса области включает в себя город Киров, Котельничский, Даровской и Слободской районы области. Эта зона значительно более урбанизирована, чем две предыдущие, что даёт ей особые преимущества, такие как формирование более квалифицированного кадрового состава и возможность приблизиться к центрам распределения товарных потоков готовой продукции и рынкам сбыта. В этой связи в центральной зоне развития лесопро-мышленного комплекса будут концентрироваться проекты, требующие наибольших вложений человеческого капитала.
Содействие развитию центральной зоны лесопереработки будет заключаться в развитии логистических систем (особенно в зоне "Киров-Котельнич") и научного обеспечения деятельности предприятий лесопромышленного комплекса.
В центральной зоне области будет организовано производство большеформатной фанеры в городе Кирове. Ожидаемый объем инвестиций - 2,8 млрд. рублей. Будет реконструировано открытое акционерное общество "Нововятский лыжный комбинат", включая паркетное, лесопильное производство, производство древесно-стружечных плит. Планируется строительство завода по производству ориентировано-стружечных плит мощностью 400 тыс. куб. метров и организация лесозаготовительного производства с годовым объёмом до 1 млн. куб. метров древесины. Объём инве-стиций - более 5 млрд. рублей.
В городе Котельниче будет организовано производство МДФ и столярных изделий, объем инвестиций - 2,5 млрд. рублей.
В Даровском районе будет организовано производство клееных и струганных пиломатериалов, объем инвестиций - 358 млн. рублей.
В городе Слободском в результате реализации инвестиционного проекта по модернизации производства будет увеличен объём выпуска фанеры.
Общий потенциал инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе области свыше 61 млрд. рублей.
Реализация основных проектов в сфере лесопромышленного комплекса в разрезе зон опережающего развития отражена в приложении N18.
Распределение мероприятий по развитию лесопромышленного комплекса области во времени планируется в следующем порядке:
в 2009-2011 годах - упорядочение лесопользования, формирование эффективного лесопользователя, укрупнение среднего размера владения участком лесного фонда, формирование круга стратегических инвесторов, подготовка инвестиционных площадок, формирование производственной и социальной инфраструктуры;
в 2012-2015 годах - выведение базовых инвестиционных проектов на плановую мощность производства, налаживание эффективной работы социальной, логистической и инновационной инфраструктуры лесопромышленного комплекса;
в 2016-2020 годах - эффективная работа предприятий лесопромышленного комплекса, формирование его нового технологического и социального лица, укрепление социального престижа работы в лесопромышленном комплексе, начало продуктивной работы инновационной инфраструктуры, формирование ротации и внедрение инноваций в освоенные производства.
Базовыми стратегическими индикаторами развития лесопромышленного комплекса области в 2020 году являются:
вложение в отрасль за стратегический период не менее 61 млрд. рублей инвестиций в ценах 2007 года;
увеличение оборота организаций отрасли в сопоставимой оценке по деревообработке - в 9 раз, по целлюлозно-бумажному производству - в 19 раз;
повышение производительности труда в лесопромышленном комплексе не менее чем в 6 раз, в отдельных производствах - до 10 раз;
создание не менее 6 тыс. новых рабочих мест;
увеличение налоговых отчислений от отрасли в 6-7 раз.

7.2. Производство строительных материалов

    Перспективы развития производства строительных материалов в Кировской области продиктованы следующими базовыми факторами:
общероссийский рост строительной активности, обусловленный необходимостью глубокой модернизации и замещения основных производственных фондов в промышленности и на транспорте, возрастающими потребностями населения в жилье и повышением платёжеспособного спроса на рынке жилья, повышением инвестиционных возможностей субъектов хозяйствования различных секторов экономики;
    наличие в Кировской области больших запасов природных минерально-сырьевых ресурсов: песка, щебня, гравия, глин. Особенности геологического строения региона таковы, что сырья для изготовления строительных материалов достаточно много, его хватит для нужд очень крупной индустрии строительных материалов на достаточно длительный период, многократно превышающий обоснованные сроки окупаемости. Запасы минерального сырья отличаются высоким качеством, что позволяет организовать новые производства строительных материалов по современным, инновационным технологиям, только внедряемым в производство. На сегодняшний день выявлено свыше 200 млн. тонн сырья, пригодного для производства цемента. Горнотехнические условия месторождений весьма благоприятны, что позволяет прогнозировать хорошие технико-экономические показатели работы цементного производства и его привлекательность для потенциального инвестора. Сочетание вновь появившихся технологий и запасов качественного сырья создаёт возможность привлечение в отрасль крупных инвестиций со стороны заинтересованных структур, планирующих организацию производства новых строительных материалов для широких в географическом плане рынков межрегионального масштаба;
    уникальное сочетание запасов минерального сырья для промышленности строительных материалов и богатых запасов леса, а также развитой системы лесозаготовок и обработки древесины. Указанное обстоятельство создаёт особые возможности для производства тех видов строительных материалов, которые требуют в качестве одно из компонентов продукцию переработки древесины. Это, прежде всего, цементно-стружечные плиты и особые виды сэндвич-панелей;
    широкие транспортные возможности. Удачное географическое положение Кировской области, большое число граничащих регионов, выход за пределы региона по железной дороге в пяти направлениях, прохождение через регион ряда автомобильных трасс, соединяющих важные региональные центры, содействуют возможности размещения именно в Кировской области крупных производств строительных материалов для нужд целого ряда регионов;
    расширение внутреннего спроса. Область переживает период подъёма в жилищном строительстве. Реализация крупных инвестиционных проектов в промышленности, прежде всего деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, резко повысит спрос на строительные материалы для промышленного и транспортного строительства;
    высокий уровень развития промышленности строительных материалов в Кировской области. По темпу развития строительной индустрии Кировская область существенно опережает среднероссийский уровень. За последние 4 года производство строительных материалов в области увеличилось в 1,9 раза, тогда как по России в целом - в 1,4 раза. Такой результат обеспечен реализацией на территории области более 20 проектов по организации современных высокотехнологичных производств строительных материалов.
    Сочетание ряда факторов, располагающих к развитию индустрии строительных материалов, можно охарактеризовать как совокупность предпосылок развития данной отрасли, с одной стороны, как самостоятельного сектора экономики, ориентированного на межрегиональный спрос, с другой - как отрасли, обеспечивающей развитие перспективных отраслей промышленности, требующих больших объёмов строительных работ для возведения производственных фондов и формирования социальной инфраструктуры, прежде всего - жилищной.
    Вместе с тем, имеют место ряд серьёзных инфраструктурных ограничений, без снятия которых отмеченные возможности могут быть не реализованы. Среди них необходимо отметить следующие:
    транспортные ограничения. Производство многих видов строительных материалов, прежде всего - цемента, привязано к источникам сырья. Наиболее перспективным районом размещения новых производств цемента является Советский район, который не соединён с транспортной системой России железнодорожными путями;
    кадровые ограничения. Принимая во внимание значительное повышение потребности в рабочих и специалистах на новых предприятиях строительной индустрии, необходимо будет создать условия для их привлечения. Имеется в виду, прежде всего, социальная инфраструктура - отдельные коттеджные посёлки, дома культуры, детские сады, школы, предприятия общественного питания;
    потребность в газе. Предприятия строительной индустрии, как правило, являются потребителями природного газа, подведение которого потребует немалых инвестиций;
дефицит трансформаторных мощностей в ряде районов области, который может быть обусловлен концентрацией строительства крупных промышленных объектов в районах области.
    Указанные проблемы будут решаться следующими путями:
    будет принят комплекс мер по подведению железной дороги к городу Советску в рамках строительства железной дороги "Яранск - Котельнич", что обеспечит значительный синергический эффект в экономике и социальной сфере районов, через которые будет проходить новая железная дорога: Яранского, Арбажского, Советского, Котельничского;
    для снятия кадровых ограничений будут реализованы проекты по ускоренному возведению массового жилья в местах локализации крупных инвестиционных проектов: в городах Зуевке, Кирове, Кирово-Чепецке, Котельниче, Омутнинске, Советске,и других;
    будет проведена работа по приоритетному проведению газопроводов к инвестиционным площадкам будущих проектов в сфере производства строительных материалов. Системное решение вопроса решения будет обеспечена за счёт проведения работ по газопроводу-отводу "Оханск-Киров", в результате чего значительно возрастёт объём газа, поступающего в область;
    дполнительное введение трансформаторных мощностей в ряде районов области, где сконцентрировано строительство новых промышленных предприятий;
    внедрение эффективных наукоемких энерго - ресурсосберегающих технологий, в том числе с участием зарубежных фирм (Германия, Дания и др.). Необходимы результативные действия по использованию разведанных месторождений цементного сырья, песка стекольного для пеностекла, глины для производства местных строительных материалов, по реализации инвестиционных проектов по производству современных эффективных утеплителей, облицовочного кирпича.
Новые предприятия по производству строительных материалов будут размещаться по территориям в непосредственной близости к месторождениям глин для производства кирпича, стекольных песков для производства пеностекла и песчано-гравийной смеси для производства бетона. Развитие стройиндустрии Кировской области будет территориально привязано к Советскому, Оричевскому, Кирово-Чепецкому, Зуевскому, Омутнинскому, Вернекамскому районам, что обеспечит развитие этих территорий.
В связи с тем, что наиболее перспективным районом размещения новых производств цемента является Советский район в юго-западной зоне намечено создание территориально-производственного комплекса в составе цементного завода мощностью 2,5 млн. тонн; завода цементно-стружечных плит мощностью 25 тыс. куб. метров, завода сборного железобетона мощностью 60 тыс. куб. метров и завода сухих строительных смесей мощностью 30 тыс. куб. метров (объем инвестиций 26 млрд. рублей). Одновременно к 2015 году будет подведена к г. Советску железная дорога (объем инвестиций 15-20 млрд. рублей) и в 20 км от г. Уржума произведена врезка в магистральный газопровод с последующим строительством газопровода-отвода до г. Советска протяженностью порядка 80 км, построена газораспределительная станция в г. Советске, и отводом до промышленной площадки цементного комплекса протяженностью 25 км (объем инвестиций - 2 млрд. рублей).
Кроме того, в рамках Стратегии будет решена проблема устойчивого функционирования опорной сети автодорог, имеющей как внутриобластное, так и межобластное значение. В состав опорной сети войдут центральный широтный коридор области, Северо-восточный коридор, большое полукольцо, автодорога "Вятка". Более подробная информация отражена в пункте 8.2 Стратегии.
За счёт создания межрегионального цементного комплекса Кировская область в перспективе может обеспечить цементом не только собственные потребности, но и удовлетворить спрос на цемент в соседних субъектах Российской Федерации (Нижегородская область, Республики Удмуртия, Чувашия, Татарстан), где нет ни цементных заводов, ни перспектив выявления запасов для его производства.
Кроме того, данные регионы уже на стадии проработки проекта создания межрегионального цементного производства заявляют о готовности потребления продукции с данного цементного производства.
В центральной зоне, в частности в г. Кирове, запланированы модернизация и обновление техники и технологий производства бетонных и железобетонных изделий с целью повышения технико-экономической эффективности предприятий, увеличение объемов производства материалов и изделий для крупнопанельного, монолитного и сборно-монолитного домостроения и строительство завода сборного железобетона (объем инвестиций 100 млн. рублей). Кроме того, в областном центре будет обеспечено совершенствование техники и технологии производства газосиликатных стеновых материалов с обеспечением повышения точности размеров изделий (объем инвестиций 250 млн. рублей).
В 2005 году переоценено и поставлено на баланс Каркинское месторождение глин в Кирово-Чепецком районе, пригодных для производства лицевого кирпича и камней керамических лицевых. В 2008 году предусмотрено проведение работ по приращению в районе выявленных запасов глин. В связи с этим в г. Кирово-Чепецке успешно реализуется проект по строительству завода лицевого керамического кирпича (объем инвестиций около 1 млрд. рублей) и будет реализован проект по созданию предприятия по производству керамических плиток для полов мощностью 100-150 млн. кв. метров на базе кирпичного завода (объем инвестиций около 300 млн. рублей).
В п. Стрижи Кировской области будет осуществлён проект по расширению производства цветного и декоративного лицевого силикатного кирпича до 10 млн. штук в год (объем инвестиций 100 млн. рублей).
Развитию восточной зоны будет способствовать строительство в Зуевском районе заводов лицевого керамического кирпича на немецком оборудовании мощностью 40 млн. штук кирпича в год (объем инвестиций около 1 млрд. рублей) и сборного железобетона мощностью 60 тыс. куб. метров для организации производства конструкций и изделий для каркасного домостроения (объем инвестиций 100 млн. рублей). Выбор размещения в Зуевском районе новых предприятий стройиндустрии обусловлен наличием на территории района запасов песчано-гравийной смеси, инфраструктуры, в том числе природного газа для обеспечения технологических процессов, и прохождением через г. Зуевку Транссибирской магистрали, что обеспечит дальнейший сбыт производимой продукции.
Развитию северо-восточной части области будет способствовать модернизация и обновление техники и технологии производства нерудных строительных материалов с организацией производства фракционированной продукции в п. Гарь Верхнекамского района (объем инвестиций 70 млн. рублей). В результате выпущенная продукция будет отсортирована по размерам и складирована на отдельные площадки.
В северо-восточной части области, в пределах площади развития отложений юрского возраста, выявлено месторождение стекольных песков более высокого качества. В связи с этим, в г. Омутнинске намечено строительство завода пеностекла, мощностью 30 тыс. куб. метров (объем инвестиций 360 млн. рублей).
Зонирование развития производства строительных материалов отражено в приложении N19.
Этапы развития отрасли:
в 2009-2011 годах - модернизация и обновление техники и технологий производства бетонных и железобетонных изделий в г. Кирове, совершенствование техники и технологии производства газосиликатных стеновых материалов в г. Кирове, расширение производства цветного и декоративного лицевого силикатного кирпича до 10 млн. штук в год в п. Стрижи, строительство и ввод в эксплуатацию завода лицевого керамического кирпича в г. Кирово-Чепецке, ввод в эксплуатацию завода сборного железобетона мощностью 60 тыс. куб. метров для организации производства конструкций и изделий для каркасного домостроения в г. Кирове, начало строительства в г. Советске с одновременным началом подведения железной дороги к г. Советску и обеспечением юго-западной части области природным газом;
в 2011-2015 годах - ввод в эксплуатацию территориально-производственного комплекса в г. Советске (мощностью 2,5 млн. тонн цемента, 25 тыс. куб. метров стружечных плит, 60 тыс. куб. метров сборного железобетона, 30 тыс. куб. метров сухих строительных смесей в год), одновременно - соединение г.Советска с транспортной системой Российских железных дорог и обеспечение его природным газом. Будут введены в эксплуатацию завод лицевого керамического кирпича мощностью 40 млн. штук кирпича и завод сборного железобетона в Зуевском районе, завод по производству пеностекла, мощностью 30 тыс. куб. метров в Омутнинском районе. Также в Кирово-Чепецком районе будет создано предприятие по производству керамических плиток для полов мощностью 100-150 млн. кв. метров. В п. Гарь Верхнекамского района будет обеспечен выпуск фракционированной продукции нерудных строительных материалов;
в 2015-2020 годах - выход базовых проектов на запланированную мощность. Увеличение производства основных строительных материалов в 3 раза, увеличение номенклатуры продукции, реализуемой за пределы области, это лицевой керамический кирпич, цемент, сборный железобетон и др. Значительный рост потребности в стройматериалах даст возможность рассматривать Кировскую область как один из базовых регионов, обеспечивающих другие регионы необходимыми стройматериалами и, прежде всего, стройматериалами, производимыми на основе цемента и лесного сырья.
    В результате реализации стратегии социально-экономического развития области существенно повысятся показатели развития промышленности строительных материалов. В результате вложения в развитии отрасли не менее чем 35 млрд. рублей (без учёта инвестиций на строительство жлезной дороги ст.Яранск-ст.Котельнич), оборот организаций отрасли в 2020 году в 11 раз превысит уровень 2007 года и составит около 23 млрд. рублей в ценах 2007 года. Производительность труда в отрасли возрастёт в 8 раз. Будет создано более 5 тысяч новых рабочих мест. Большинство потребностей строительных организаций области будет удовлетворяться за счёт местного производства. Кировская область войдёт в число ведущих регионов, производящих цемент. Поставки цемента за пределы области будут играть существенную роль в экономике региона. Пуск в эксплуатацию железной дороги "Яранск - Котельнич" повысит объём обработки грузов на железнодорожных станциях области, прежде всего, в Котельниче и Кирове и будет определяющим фактором создания и развития логистического центра на территории региона.

7.3. Агропромышленный комплекс

Стратегической целью развития агропромышленного комплекса Кировской области является формирование новой структуры агропромышленного комплекса (далее - АПК), наиболее полно отвечающей конъюнктуре рынка, обеспечивающей доминирующее положение его продукции на местном рынке, устойчивое и растущее присутствие перерабатывающего сектора АПК области в других регионах, и обладающей высоким уровнем экономической устойчивости по отношению к воздействиям внешних факторов, а также достижение лидирующей позиции региона в Российской Федерации по развитию племенного животноводства и элитного семеноводства.
Основными конкурентными преимуществами, позволяющими обеспечить кардинальный прорыв в развитии АПК Кировской области, являются:
обеспеченность территории Кировской области сельскохозяйственными угодьями, позволяющими производить большое количество корма для сельскохозяйственных животных, традиционно разводимых в регионе: крупного рогатого скота молочных и мясных пород, свиней, птицы. Сохранённый потенциал семеноводства зерновых и кормовых культур. Налаженная система семеноводства кормовых трав. Система семеноводства имеет высокий по сравнению со многими регионами страны уровень научного обеспечения - центральным её звеном является государственное учреждение зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северо-Востока Россельхозакадемии. В области имеется серьёзный потенциал для внедрения научных разработок института - научно-производственное объединение "Аэлита", уникальное в России предприятие, централизовавшим все звенья производства и внедрения ряда наиболее сложных в семеноводстве культуры;
накопленные традиции и сохранённый потенциал молочного животноводства, высокоразвитое племенное дело. Развитию производства молока способствуют опыт и традиции, накопленные в отрасли за многие годы. Кировская область занимает одно из лидирующих мест по ряду показателей в Приволжском федеральном округе и в России в целом, что подчёркивает высокий уровень интенсивности молочного животноводства. Продуктивность коров в сельхозпредприятиях области почти на 12% выше, чем в среднем по России и на 12,5% выше по сравнению со средним по ПФО. По валовому надою молока в хозяйствах всех категорий регион занимает 16-е место в России и седьмое место в ПФО. Производство молока на душу населения в Кировской области более чем в 1,5 раза превышает средний уровень по России. В сельскохозяйственных предприятиях области проводится системная работа по совершенствованию технологий производства молока, ведётся регулярная селекционно-племенная работа. Всё это способствует тому, что лучшие хозяйства становятся не только крупными поставщиками товарного молока, но и получают статус племенных хозяйств и начинают реализацию племенного молодняка. В настоящее время в области действует 54 племенных хозяйства. Племенное стадо Кировской области - одно из лучших в Российской Федерации. Высокий потенциал производства племенного скота привлекает покупателей племенной продукции из многих регионов России - республик Татарстан, Марий Эл, Мордовской и Удмуртской республик, Пермского края и многих других регионов. Областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утверждённой Законом Кировской области от 04.12.2007 N201-ЗО, предусмотрено дальнейшее развитие племенного дела с перспективой устойчивого роста числа племенных хозяйств. Разноплановая бюджетная поддержка способствует тому, что меры по стимулированию племенного дела обладают достаточно выраженным синергетическим эффектом, с одной стороны приводят к увеличению производства и повышению качества основной товарной продукции - молока и мяса, с другой выводят племенное дело на уровень отдельного коммерчески привлекательного направления с серьёзными перспективами развития;
близость к необеспеченным собственным продовольствием платёжеспособным регионам: Республике Коми, Архангельской области, Тюменской области. Выход на указанные регионы основных транспортных путей Кировской области. Налаживанию межрегиональных связей и, как следствие, развитию АПК способствует удобное транспортное положение области и её областного центра, который связан автомобильными и железнодорожными путями с севером страны, западом, востоком и югом. Только по железной дороге грузы можно отправлять из Кирова в пяти направлениях. Удобное автомобильное сообщение есть с центрами крупных регионов - городами Сыктывкар, Пермь, Ижевск, Казань, Йошкар-Ола, Саранск, Нижний Новгород и другими;
реализация на территории области перспективных инвестиционных проектов в области свиноводства и молочного животноводства;
высокий потенциал промышленной переработки молока и мяса. Известность торговых марок ведущих производителей молочных и мясных продуктов, колбасных изделий. С учётом приоритетного развития животноводства, в области развита переработка не только молока, но и мяса. Колбасные изделия, мясные продукты и полуфабрикаты кировских производителей известны не только в Кировской области, но и за её пределами. Учитывая высокий уровень доверия потребителей к кировским мясопродуктам, у мясной отрасли региона есть большой потенциал развития, она может успешно конкурировать на межрегиональном рынке, а инвестиции в производство сырья для неё, то есть в строительство животноводческих комплексов, являются достаточно привлекательными. В этой связи в области реализуются крупные инвестиционные проекты по строительству свиноводческих комплексов и реконструкции бройлерных птицефабрик. Только в рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" общий объём инвестиций реализующихся проектов составляет более 9 млрд. рублей. В 2009-2010 годах они обеспечат существенный прирост продукции и устойчиво положительные темпы роста сельскохозяйственного производства;
развитая научно-образовательная база. Наличие в регионе государственного научного учреждения "Зональный научно-исследовательский института сельского хозяйства Северо-Востока им.Н.В.Рудницкого" Российской академии сельскохозяйственных наук, федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятская государственная сельскохозяйственная академия", государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Кировский институт переподготовки и по-вышения квалификации кадров АПК", сети опытно-производственных хо-зяйств.
Вместе с тем развитию АПК области препятствуют ряд системных ограничений:
дефицит кадров специалистов и рабочих массовых профессий;
низкий уровень развития социальной инфраструктуры села;
экономическое расслоение сельскохозяйственных товаропроизводителей;
недостаток инвестиций в сельскохозяйственное производство и промышленную переработку сельхозпродукции.
Указанные системные ограничения будут преодолеваться с помощью реализации следующей системы мер:
решение социальных проблем развития села. Всесторонняя реализация мер по развитию малоэтажного строительства на селе. Реализация программ привлечения и закрепления кадров на селе. Развитие лесопромышленного комплекса и индустрии строительных материалов будут способствовать ускоренному развитию социальной инфраструктуры села. Кроме того, снятие системных ограничений в развитии дорожной сети, направленное, прежде всего, на поддержку развивающихся отраслей промышленности, автоматически улучшит комфортность проживания в сельской местности, а значит непосредственно коснётся условий жизни работников сельскохозяйственных организаций;
экономическое расслоение сельскохозяйственных товаропроизводителей будет преодолеваться путём структурных преобразований в агропромышленном комплексе. Дальнейшее развитие получат горизонтальная интеграция сельскохозяйственных предприятий путём присоединения экономически слабых хозяйств к сильным. Вертикальная интеграция продолжится в направлении формирования контролируемых сырьевых баз вокруг лидеров пищевой промышленности. Преодолению проблем экономического расслоения АПК будет способствовать система мер по оптимизации земельных отношений на селе. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения позволит существенно повысить капитализацию сельскохозяйственного производства, увеличить постоянный приток инвестиций в аграрное производство, перейти к более рациональному использованию земельных ресурсов, исключающему возможность простаивания земель без обработки и посевов;
дефицит инвестиций будет постепенно преодолеваться по мере формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения и будет сопровождаться формированием рынка аграрных активов и сельскохозяйственного капитала. При этом интерес кредитных и страховых организаций к агробизнесу как потенциальному клиенту будет возрастать, что обеспечит конкуренцию на рынке соответствующих услуг, а значит, повысит их качество.
Территориальная локализация развития агропромышленного комплекса будет выглядеть следующим образом:
центральная зона Кировской области. Сосредоточит в себе такие территории, как город Киров, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской районы. Зона характеризуется высокой насыщенностью перерабатывающими предприятиями. Это создаёт признаки кластера ввиду обостряющейся конкуренции между лидерами переработки. В перспективе центральная зона будет развиваться опережающими темпами по сравнению с другими зонами развития АПК области ввиду более острой конкуренции между хозяйствующими субъектами, большей концентрации инвестиционного капитала и близости рынков сбыта и логистических центров. Наличие возможности сбывать произведённую и переработанную продукцию через эффективную логистическую систему станет определяющим фактором развития центральной зоны АПК области. В этой связи доминантой развития зоны станет переработка. Ведущие продовольственные бренды, локализованные в зоне ("Вятушка", "Дороничи", "Кировский мясокомбинат", "Абсолют"), станут постепенно приобретать всероссийский масштаб известности и распространения продукции, их конкурентоспособность будет расти, параллельно будет повышаться спрос на сырьё с их стороны. Складывающаяся конъюнктура позволит реализовывать новые проекты по строительству молочных ферм, свиноводческих комплексов и птицефабрик. Появление новых молочных ферм должно закончиться ориентировочно к 2015 году, когда ресурс кормовых угодий центральной зоны станет исчерпан для обеспечения нового поголовья коров кормами, а строительство (или расширение) свиноводческих комплексов и птицефабрик будет иметь меньше ограничений благодаря большей мобильности кормовой базы - корма будут доставляться с больших расстояний. Поэтому производство скороспелого мяса в центральной зоне может наращиваться вплоть до 2020 года.
В сфере переработки сельхозпродукции усилится нишевая специализация производителей. Так, в молочной промышленности обозначатся производители, специализирующиеся на молочной продукции, йогуртах, молочных десертах, сырах, мороженом. В мясной промышленности появятся лидеры по специализации в сферах колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, копчёностей. Развитие нишевой специализации даст возможность более успешно завоёвывать межрегиональное рыночное пространство и перейти от внутрирегиональной конкуренции к общероссийской, что в перспективе обеспечит существенный рост прибыли.
Сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность центральной зоны будут наиболее наукоёмкими в силу сложности технологических процессов, в связи с чем сформируется устойчивый спрос на научные и проектно-конструкторские разработки для АПК, что послужит мощным импульсом к развитию региональной аграрной науки и образования. Поэтому именно центральная зона развития АПК станет ядром формирования агропромышленного кластера области, который в перспективе станет очень тесно переплетён с биотехнологическим кластером, ввиду наличия спроса на биотехнологии и биотехнологические разработки со стороны пищевой промышленности и животноводства.
Научное обеспечение агропромышленного комплекса области будет развиваться преимущественно в центральной зоне опережающего развития отрасли. При этом базовыми направлениями научного обслуживания АПК станут: развитие технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции; развитие инженерного обеспечения АПК; развитие племенного дела, селекции и элитного семеноводства; развитие перспективных отраслей АПК, в том числе производства и переработки технических культур, овощеводства и плодоводства, пушного звероводства;
юго-восточная зона Кировской области. Включает в себя такие районы, как Уржумский, Малмыжский и Немский. Характерной особенностью зоны является высокая обеспеченность сельскохозяйственными угодьями, что позволяет реализовывать планы по разведению крупного рогатого скота мясных пород, предъявляющего высокие требования к наличию кормовых угодий. Одновременно в зоне сохраняются большие возможности развития молочного животноводства, а также свиноводства и птицеводства, что обусловлено большой площадью неиспользуемых в настоящее время сельскохозяйственных земель.
С другой стороны, юго-восточная зона имеет выход на транспортные пути, соединяющие её с центрами логистики, концентрирующимися в городе Кирове и Республике Татарстан. Таким образом, реализация проекта по крупномасштабной глубокой переработке молока и мяса будет иметь перспективу многостороннего распределения готовой продукции, что обеспечит дополнительные коммерческие преимущества проекту.
Содействие развитию зоны будет заключаться, прежде всего, в снятии системных ограничений в транспортной инфраструктуре: улучшение состояния дорожной сети в юго-восточной зоне повысит её инвестиционную привлекательность для реализации перспективных проектов в области производства мяса, молока и переработки сельхозпродукции, а также повысит комфортность проживания населения, что будет содействовать снятию кадровых ограничений развития зоны. Реализации инвестиционных проектов по развитию переработки молока и мяса будет способствовать обеспеченность зоны природным газом. Наибольшие перспективы в развитии переработки сельхозпродукции имеет план по строительству в Уржумском районе крупного молочного комбината с предполагаемой специализацией на производстве мягких сыров. В то же время Немский район станет территорией локализации разведения крупного рогатого скота мясных пород. Все указанные районы зоны будут активно выращивать зерновые в силу благоприятных агроклиматических условий, традиций и опыта в зерновом хозяйстве, а также растущего спроса на зерно как корм в свиноводстве и птицеводстве;
юго-западная зона развития АПК Кировской области. Включает такие районы, как Советский, Пижанский, Санчурский, Яранский. Потенциал развития указанной зоны распределён неравномерно: экономически устойчивые территории (Пижанский, Советский районы) граничат с территориями, сельское хозяйство в которых значительно отстало в развитии (Санчурский, Яранский районы). Тем не менее, указанный недостаток может вполне использоваться как преимущество, учитывая растущую потребность АПК в земельных ресурсах, в случае развития промышленной переработки сельхозпродукции в Советском, Пижанском и Яранском районах посевы сельхозкультур могут быть достаточно быстро расширены. Данной перспективе способствует значительное количество неиспользуемых в настоящее время сельскохозяйственных угодий на территории юго-западной зоны.
Серьёзным конкурентным преимуществом зоны является её транспортное положение. Из города Советска направляются важные транспортные пути в Киров, Нижний Новгород, Кострому, Йошкар-Олу, в связи с чем размещение промышленной переработки молока и мяса на современной технологической основе в Советске очень перспективно. Юго-восточная зона может рассматриваться как резерв развития промышленной переработки сельхозпродукции в случае, если мощности перерабатывающих предприятий центральной и юго-восточной зон будет недостаточно для удовлетворения растущего спроса на продовольствие. Кроме того, резервный характер юго-западной зоны заключается в возможности размещения на её территории посевов технических культур: льна-долгунца и ярового рапса. Реализация планов по выращиванию технических культур в юго-западной зоне области позволит определить предметом специализации зоны именно производство и переработку технических культур.
При реализации планов развития юго-западной зоны развития АПК ожидается сильный синергический эффект, что обусловлено совпадением её локализации с зоной развития индустрии строительных материалов. В результате снятие системных ограничений для промышленности строительных материалов создаст параллельный эффект в развитии АПК через повышение транспортной комфортности, развитие социальной инфраструктуры и жилищного строительства;
восточная зона развития АПК области. Включает в себя Зуевский, Унинский и Фалёнский районы. Её конкурентным преимуществом является накопленный положительный опыт в производстве и переработке молока. В настоящее время зона развивается преимущественно в направлении поставок молока в центр области. Однако по мере развития сырьевой базы АПК центральной зоны уровень переработки производимого в восточных районах молока может значительно повыситься. В настоящее время рассматривается возможность реализации инвестиционного проекта по строительству завода сгущённого молока в Зуевском районе.
Схема размещения зон опережающего развития и базовые инвестиционные проекты каждой зоны приведены в приложении N20.
К 2020 году в сфере АПК предусматривается рост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 55,8% к уровню 2007 года, в том числе в сельхозпредприятиях - на 82,6%, а также увеличение оборота перерабатывающих предприятий области в 2,2 раза (в сопоставимых ценах). Еще одной важной целью реализации Стратегии в сфере АПК является выход с 2016 года на полную переработку производимой в области сельскохозяйственной продукции на внутрирегиональных перерабатывающих предприятиях.
Планируется к 2020 году повысить производительность труда в сельском хозяйстве в 2,8 раза выше к уровню 2007 года, в производстве пищевых продуктов - в 9 раз. В результате реализации стратегии производство зерна по области в 2020 году превысит уровень 2007 года более чем в два раза, скота и птицы - в 1,8 раза, молока - в 1,2 раза.
В 2020 году объём поставок цельномолочной продукции за пределы Кировской области составит 160 тыс. тонн или в 2,5 раза больше уровня 2007 года, сыров - 8,3 тыс. тонн или в 11 раз больше.
Опережающее развитие агропромышленного комплекса области позволит значительно улучшить социальную обстановку на селе. Так, соотношение среднемесячной заработной платы работника сельского хозяйства и величины прожиточного минимума в 2020 году составит 2,5 раза против 1,13 раза в 2007 году.

Док. 535638
Перв. публик.: 12.08.08
Последн. ред.: 26.12.08
Число обращений: 53

  • Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``