В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Состояние и перспективы развития социальной сферы Кировской области Назад
Состояние и перспективы развития социальной сферы Кировской области
Значительное улучшение состояния социальной сферы, способной обеспечивать развитие человеческого потенциала, возрастающие потребности экономики региона в качественных трудовых ресурсах является одним из ключевых направлений Стратегии социально-экономического развития Кировской области.

5.1. Характеристика социальной сферы

Кировская область обладает развитой инфраструктурой социальной сферы, позволяющей обеспечивать потребности населения в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальном обслуживании. Показатели развития социальной инфраструктуры Кировской области приведены в приложении N15.
На территории области функционирует свыше 1,5 тыс. образовательных учреждений всех типов и видов, где обучается и воспитывается более 400 тыс. человек: 516 учреждений дошкольного образования на 54,2 тыс. мест с численностью детей в учреждениях 56,6 тыс. человек, 776 общеобразовательных учреждений с численностью обучающихся 129,9 тыс.человек. Система дополнительного образования детей представлена 135 учреждениями, охват составляет 79,1% обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Средним профессиональным образованием охвачено 25,2 тыс.студентов, которые обучаются в 35 государственных средних профессиональных учебных заведениях, а также в 4 подразделениях при ВУЗах и 10 филиалах. В Кировской об-ласти действует 4 самостоятельных государственных высших учебных заведения и 16 филиалов, 3 самостоятельных негосударственных высших учебных заведения и 10 филиалов с общим контингентом студентов в 2007/2008 учебном году 59,6 тыс. человек.
Медицинское обслуживание населения области осуществляют 136 больничных учреждений на 20,5 тыс. коек и 323 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждения мощностью 35,8 тыс. посещений в смену. В области развивается служба врача общей практики (семейного врача). Открыто 37 отделений врача общей семейной практики и 1 центр.
В системе социального обслуживания населения действуют 73 учреждения социального обслуживания, включая 15 домов - интернатов, из них 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 11 психоневрологических домов интернатов, 1 для умственно отсталых детей, 46 центров социального обслуживания, областной центр психолого-педагогической помощи населению, 11 специализированных учреждений, в том числе: 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста, комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий, 5 социальных приютов.
В регионе обеспечивается высокое качество образования: средний балл по результатам сдачи ЕГЭ в области выше, чем по России, по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников область входит в "золотую дюжину" России. С 2003 года область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации, достигших высокого качества образования.
Определенные успехи достигнуты в здравоохранении: снижается младенческая смертность - показатель является одним из лучших среди субъектов ПФО. Позитивные тенденции отмечены по большинству социально-значимых заболеваний, однако уровень общей заболеваемости в Кировской области превышает среднероссийский уровень. Отрасль является более затратной по сравнению с другими отраслями социальной сферы ввиду нерационального использования средств на содержание значительного коечного фонда.
Сформирована достаточно эффективная система социальной защиты населения. Основными получателями мер социальной поддержки являются наиболее уязвимые категории населения: пожилые люди, инвалиды, семьи с детьми, меры социальной поддержки оказываются около 600 тыс. человек, что составляет 40% населения области. В каждом муниципальном районе создана система социального обслуживания с первичными звеньями.
На территории Кировской области расположены уникальные памятники истории и культуры, музейные и библиотечные коллекции. Созданы условия для устойчивого развития культуры: фонды 756 массовых библиотек насчитывают более 10,5 миллионов экземпляров, количество пользователей приближается к 670 тыс. человек, имеется уникальная универсальная областная научная библиотека со 170-летней историей. В 39 музеях и 5 филиалах сосредоточено свыше 360 тыс. экспонатов основного музейного фонда и 230 тыс. единиц научно-вспомогательного фонда. 3 театра ежегодно показывают около 900 спектаклей, 2 концертных учреждения организуют ежегодно около 900 концер-тов.
На территории области сохранены более 3,5 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, поставлено на государственную охрану 883 памятника археологии, градостроительства и архитектуры, истории и искусства, в том числе 614 регионального и 269 федерального значения.
Реализуются крупные проекты, имеющие важное социальное значение: в 2008 году будет завершено строительство театра кукол, начато строительство уникального высокотехнологичного перинатального центра, завода по производству препаратов крови.

5.2. Проблемы развития социальной сферы

При одной из самых высоких в Приволжском федеральном округе обеспеченности населения Кировской области социальной инфраструктурой существуют территориальные диспропорции в доступности и качестве социальных услуг, связанные с низкой плотностью и малой компактностью проживания населе-ния.
Кроме того, необходимость содержания значительной сети учреждений социальной сферы, в том числе для обеспечения бюджетными услугами населения, проживающего в малонаселенных пунктах, что является значительным фактором удорожания стоимости государственных финансовых затрат.
Существуют проблемы, связанные с недостатком кадров и слабой материальной базой учреждений социальной сферы в сельской местности.
Финансовая "непривлекательность" для частного бизнеса социальной сферы не позволяет стимулировать приток инвестиций, в том числе частных, соответственно уровень конкуренции в этом сегменте экономики крайне низок. Низкая инвестиционная привлекательность не позволяет осуществлять модернизацию и обновление основных фондов. Как следствие, несмотря на постоянный рост бюджетных затрат, около 30% учреждений требуют проведения капитального ремонта.
Отсутствие конкурентной среды на рынке предоставления социальных услуг не способствует повышению качества услуг, максимально полному удовлетворению потребностей человека, реализации модели "все для человека".
Низкая по сравнению со средней в экономике заработная плата работников бюджетной сферы дает основания для наличия неформальных отношений между потребителем услуг и лицом, оказывающим услуги (пациентом и врачом (больницей), учителем (школой) и родителями учащихся).
Невысокая доля инновационных продуктов на рынке образовательных услуг, медицинского и социального обслуживания не позволяют обеспечить рост качества предоставления услуги через интенсивность развития - развитие идёт в основном за счёт роста затратности услуги, по экстенсивному пути.

5.3. Модель развития социальной сферы

Главная стратегическая цель развития социальной сферы - повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения и культуры для всех категорий населения, эффективная поддержка социально-уязвимых слоев населения, позволяющие населению получить качественные и доступные услуги на любом уровне вне зависимости от места проживания, что даст возможность для повышения качества жизни, для достойной самореализации человека и, как следствие, для развития человеческого капитала.
Поставленная цель будет достигаться за счет решения следующих задач:
развития конкурентной среды на рынке социальных услуг, в том числе за счет перевода ряда бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации;
развития форм частно-государственного партнерства и обеспечения притока финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных, в развитие соци-альной сферы;
разработки и перехода к стандартам социальных услуг;
развития системы образования и структурной модернизации здравоохранения;
разработки и внедрения отраслевых систем оплаты труда;
разработки и внедрения инновационных технологий в здравоохранении и образовании, улучшении кадрового обеспечения социальной сферы;
определения и поддержки точек развития, позволяющих по отдельным позициям занять Кировской области доминирующее место среди регионов Рос-сии;
повышения адресности социальной поддержки нуждающегося населения.

5.4. Этапы развития социальной сферы

Развитие социальной сферы, адекватной к требованиям общества и региональной экономики будет осуществляться в несколько этапов:
На первом этапе, в ближайшие три года, будет создаваться необходимая институциональная база, обеспечивающая на следующем этапе переход на повышение качества социальных услуг, устранение барьеров и проблем, сдерживающих качественное развитие социальной сферы (разработка отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, определение "прорывных" точек развития, позволяющих Кировской области занять доминирующее место среди соседних регионов по отдельным позициям социальных услуг, модернизация систем управления развитием отраслей социальной сферы, разработка стандартов предоставления социальных услуг потребителям).
На втором этапе будет осуществляться внедрение и "обкатка" отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличиваться инвестиционные вложения в социальную сферу, развиваться конкурентная среда на рынке социальных услуг, обеспечиваться жесткая связь между объемом финансовой помощи и результатами деятельности учреждений, уровнем сервиса предоставляемых услуг, обеспечиваться поддержка опережающего развития "прорывных" точек, будет развиваться система частно-государственного партнерства.
На третьем этапе - закрепление достигнутых положительных изменений, переход на качественно новый путь развития социальной сферы, обеспечение функционирования социальной сферы, адекватной требованиям качественного развития человеческого потенциала, обеспечение достойного места Кировской области на рынке социальных услуг среди соседних регионов.

5.5. Перспективы развития социальной сферы

В результате решения поставленных задач социальная сфера Кировской области к 2020 году будет представлять развитый комплекс качественных и доступных социальных услуг, отвечающий стандартам их предоставления, позволяющий удовлетворять потребности человека в самореализации и экономики в трудовых ресурсах.
В результате принимаемых мер к 2020 году в Кировской области значительно улучшится демографическая ситуация - рождаемость возрастет в 1,4 раза, в 1,12 раза снизится смертность населения, за счет более ранней диагностики и совершенствования оказания медицинской помощи, формирования здорового образа жизни будет достигнуто снижение смертности и уровня заболеваемости практически по всем видам заболеваний.
Качество и доступность социальных услуг будет достигнуто прежде всего за счет стимулирования развития конкурентной среды, создания условий для притока финансовых ресурсов, в том числе частного бизнеса, внедрения новейших технологий, повышения престижности работника социальной сферы.
В структуре расходов консолидированного бюджета области в 2020 году расходы на финансирование социально-культурных мероприятий будут по-прежнему занимать доминирующее положение - около 60%, объем инвестиций в развитие социальной сферы возрастет в действующих ценах в 6 с лишним раз по сравнению с 2007 годом, номинальная заработная плата работников социальной сферы будет максимально приближена к средней в экономике и возрастет приблизительно в 10 раз (табл.7).
За счет государственной поддержки точек развития, позволяющих по отдельным позициям социальных услуг занять Кировской области доминирую-щее место среди регионов России, реализации совместных проектов научного сообщества и учреждений социальной сферы будет обеспечено формирование научно-практических кластеров, создающих значительный потенциал для дальнейшего развития области.
Таблица 7
Основные индикаторы развития социальной сферы
Наименование показателей    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Расходы консолидированного бюджета на финансирование социальной сферы, млрд. руб-лей / доля в общем объеме бюджета, в том числе:    17,259,9%    2157,1%    24,857,3%    5359%    10760%
на образование, млрд. рублей    7,3    8,8    11,9    23    50
на здравоохранение, млрд. рублей    4,7    4,8    5,7    9    18
на социальное обеспечение, млрд. рублей    4,2    6,2    7,3    10    16
на культуру и искусство, млрд. рублей     0,9    1,2    1,4    2    3
Инвестиции в основной капитал в видах экономической деятельности: образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, млрд.рублей/доля в общем объеме ин-вестиций     3,0/9,5%    2,6/5,7%    3,5/5%    9    20
Рождаемость населения, число родившихся на 1 тыс.человек населения    10,6    11,8    12,2    13    15
Смертность населения, число умерших на 1 тыс.человек населения    16,8    16,7    16,4    16    15
в том числе по трем основным классам причин смерти на 100 тыс. человек населения:                    
от болезней системы кровообращения    207,3    205    204    202    200
от новообразований    87,3    87,1    87    87    86,8
от внешних причин смерти    255,3    254    252    250    246

К 2020 году значительную поддержку получит собственная образовательная деятельность граждан в культурно-образовательной среде. Изменится отношение общества к социальной среде, формирующей потенциал человека, и образ самореализованного успешного человека. Возможности самореализации человека значительно возрастут за счет развития собственной образовательной деятельности граждан, престижности здорового образа жизни, повышения духовности и уровня культуры граждан.

5.6. Образование

Развитие системы образования на базе использования самых современных знаний и технологий становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Главное конкурентное преимущество области связано с возможностью развития его человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования.
В настоящее время система образования области позволяет достаточно успешно решать задачи ее развития. Созданная образовательная база позволила достичь результатов выше, чем в Российской Федерации: по итогам проведения единого государственного экзамена на протяжении 5 лет область входит в десятку лучших регионов Российской Федерации, а по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад занимает 8-е место. По данным Высшей школы экономики в рейтинге субъектов Российской Федерации Кировская область в 2005 году занимала по доступности образования 19-е место, качеству образования 8-е место (в 2004 году соответственно - 29 и 21 места). Высока степень удовлетворенности населения области качеством образования - свыше 60% респондентов качество образования оценивают позитивно.
Кировская область включена в число 5 регионов по эксперименту по организации управления образованием на основе создания образовательных округов. С 1 июля 2006 года в области сформированы 8 образовательных округов, которые созданы с сопоставимым количеством образовательных учреждений, учащихся и педагогических работников.
Кировская область имеет дополнительный ряд конкурентных по сравнению с соседними регионами преимуществ:
в период разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями власти сформирована эффективная система управления образованием на основе образовательных округов;
с привлечением ученых вузов России и Европы осуществляет деятельность "Международная многопредметная летняя школа" для 500 учащихся из различных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья;
развивается межрегиональное сотрудничество образовательных учреждений, дистанционные формы обучения.
Кировская область может стать научно-образовательным центром по различным сферам образования. Однако процесс развития образования за счет экстенсивного использования ресурсов исчерпал себя. Необходимо ускоренное развитие системы образования за счет интенсивного использования ресурсов, уменьшения неэффективных расходов в отрасли, решение основных проблем:
не в полной мере обеспечена доступность дошкольного образования. Охват детей дошкольным образованием составляет свыше 70%, тенденция увеличения рождаемости детей обострит проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в городской местности;
наличие неэффективной сети малочисленных общеобразовательных учреждений на территории области, средняя наполняемость классов на селе ниже средних показателей по России и в Приволжском федеральном округе и составляет 8,2 человека. С учетом внутренней миграции населения прогнозируется дальнейшее снижение количества обучающихся и наполняемости классов, что приведет к невозможности на базе данных учреждений создать условия, соответствующие современным требованиям образовательного процесса. В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные требования боль-шая часть малочисленных школ не сможет иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Педагоги малочисленных средних школ, где преподавание части предметов ведется учителями, не имеющими соответствующего образования, не смогут обеспечить необходимый уровень подготовки выпускников;
система профессионального образования области не в полной мере удовлетворяет растущим требованиям рынка труда: менее половины выпускников учреждений среднего профессионального образования устраиваются на работу по полученной специальности;
в ближайшей перспективе возникнет проблема обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. Вследствие невысокого уровня заработной платы увеличивается количество учителей пенсионного возраста и снижается доля молодых педагогов, работающих в образовательных учрежде-ниях области.
Система образования Кировской области является наиболее адаптированной среди других отраслей социальной сферы региона к требованиям изменениям социальной среды. Главной целью развития системы образования области на период до 2020 года является построение современной модели образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя. В ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики, обеспечить подготовку кадров в соответствии с потребностями экономики.
Достижение поставленной цели будет достигаться за счет проведения ключевых общесистемных изменений:
разработки и введения организационно-экономического механизма, включающего в себя гибкую систему оплаты труда преподавателей, выводящая ее на достойный уровень и стимулирующий качество работы, подушевой принцип финансирования образовательных учреждений с учетом качества оказания услуг, перевод значительной часть учреждений в статус автономных, изменение системы стипендиального обеспечения студентов, предполагающая существенное увеличение размера стипендий при повышении адресности;
совершенствования управления региональной системой образования на основе образовательных округов, в том числе за счет привлечения общественности и усиления роли профессионального самоуправления, сообщества преподавателей, в управлении и контроле качества образования, общественной открытости учебных заведений;
взаимодействия системы образования области с глобальной сферой образования, использования новых технологий образования, активизации межрегионального и международного сотрудничества в сфере образования;
увеличения возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечения вариативности образовательных траекторий - на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных библиотек цифровых образовательных ресурсов, содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий;
кадровых изменений и существенного повышения конкурентоспособности квалифицированного преподавателя на рынке труда, стимулирования притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников.
Для решения кадровых проблем будет разработана и внедрена система оплаты труда, ориентированная на результат и стимулирующая качество работы, будут разработаны и реализованы меры привлечения молодых специалистов, обладающих новым уровнем профессиональных знаний и умений.
В период до 2020 года в системе образования произойдут кардинальные кадровые изменения - существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного преподавателя на рынке труда, введение новой системы оплаты труда, приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников, повышение заработной платы за счет селективных инструментов и нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса.
Для использования конкурентных преимуществ области в рамках Учебно-методического объединения учреждений профобразования Приволжского федерального округа получит развитие региональное агентство развития профессионального образования и развитие межрегиональной интеграции учреждений профессионального образования области и соседних регионов с разделением полномочий по организации теоретического обучения и практики.
В ближайшей перспективе будут созданы основы для непрерывного образования граждан. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современной образовательной системы об-ласти. Большую роль в ней играет как неформальное образование (курсы, тренинги, краткосрочные программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.
К 2020 году значительную поддержку получит собственная образовательная деятельность граждан в культурно-образовательной среде, ее создание будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных Интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации. Система неформального образования будет характеризоваться многообразием поставщиков образовательных услуг, прозрачной системой квалификаций, работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий. В этой связи необходимо пересмотреть деятельность служб занятости, которые сегодня ориентированы, главным образом, лишь на трудоустройство безработных граждан и связанную с этим профессиональную переподготовку.
В отдельных сегментах системы образования также произойдут значительные изменения, направленные на построение современной модели образования.
Дошкольное образование. Обеспечение доступности дошкольного образования будет достигаться за счет строительства новых учреждений, возврата и реконструкции зданий, ранее переданных в аренду, создания негосударственных и автономных учреждений дошкольного образования, открытия групп кратковременного пребывания детей на базе общеобразовательных учреждений, разработки и внедрения механизма размещения муниципального заказа на услуги дошкольного образования.
Самостоятельным элементом современной модели образования станет система раннего развития детей, вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.
К 2015 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Для массового охвата дошкольным образованием будут поддерживаться многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности, особое внимание будет уделено выявлению одаренности и возможных трудностей в развитии. В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей, обучающихся по коррекционным программам и значительного повышения качественных результатов начального образования.
В результате к 2015 году дошкольный этап образования должен стать всеобщим, доступным и массовым для обеспечения не только высокой готовности детей к школьному обучению, но и их ранней позитивной социализации, снижения случаев асоциального поведения.
Для обеспечения доступности качественного дополнительного образования детей будет задействована система сертификатов на оказание данных услуг, оказана поддержка развития заочных форм обучения, дистанционного обучения с использованием информационных технологий, введен принцип многоканального финансирования.
Самостоятельным элементом современной модели образования является развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, раннее выявление детей с проблемами в развитии и оказание образовательной и коррекционной помощи им на всех этапах их развития и обучения. Будут сокращены изолирующие формы получения образования (дети с нарушениями интеллекта и нарушениями опорно-двигательного аппарата), для чего к 2020 году в образовательных учреждениях будут созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов.
К 2020 году в области откроются 3 центра диагностики и консультирования в муниципальных образованиях для осуществления необходимой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, контроля и координации непрерывности образования выявленных детей данной категории.
Общее образование. Проблема наличия неэффективной сети малочисленных общеобразовательных учреждений будет решаться за счет создания сети областных государственных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса, оснащения их всем необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, обеспечения условий для проживания школьников из других населенных пунктов, решения проблемы подвоза учащихся.
Для обеспечения доступности качественного образования, создания необходимых условий для перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные требования будет усилена роль государства в развитии регионального рынка образовательных услуг
К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий.
К 2015 году все школы области перейдут на работу по новым учебным программам с использованием элементов компетентностного подхода. Будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
К 2020 году в школах области в основном будет завершен переход на новую структуру общего образования, новая модель школьного образования будет сориентирована на практические навыки, на способность учащихся применять знания, реализовывать собственные проекты.
Профессиональное образование. Для решения проблемы подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики, повышения уровня устройства выпускников по полученной специальности создано 7 многоуровневых и многопрофильных учреждений, 4 ресурсных центра.
Дальнейшее развитие профессионального образования предполагается через создание крупных многопрофильных образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию начального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров профессионального образования по приоритетным видам экономической деятельности, внедрение системы сертификации персонала.
Инновационный характер начального и среднего профессионального образования будет обеспечиваться интеграцией ряда образовательных программ с реальным производством, созданием системы независимых профессио-нальных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования. Некоторые колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования, могут быть включены в состав университетов или крупных образовательных комплексов.
В результате к 2015 году объединения работодателей будут реально вовлечены в разработку и реализацию государственной образовательной политики; на базе учреждений будут реализовываться не только образовательные программы для получающих профессиональное образование впервые, но и программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынка труда.
К 2020 году структура начального и среднего профессионального образования будет обеспечивать для каждого жителя области возможность получения базовой профессиональной подготовки на востребуемом им уровне: краткосрочные программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной бакалавриат (табл.8).
Пошаговое движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики области и обеспечения ее конкурентоспособности.
К 2020 году система образования области будет представлять комплекс финансово и территориально доступных и качественных образовательных услуг, позволяющих каждому человеку выбрать и реализовать наиболее его удовлетворяющую модель образования. Высшее образование станет социальным стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века. За счет этого будет обеспечена долгосрочная конкурентоспособность области в экономике страны.

Таблица 8
Основные индикаторы развития образования области
Наименование показателя    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене    92,7    93,4    94    94    94
Доля выпускников государственных учреждений НПО и СПО, трудоустроившихся по полученной профессии в первые два года, в общей численности выпускников    52    60    65    70    80
Удовлетворенность населения качеством общего образования. начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных)    60    70    80    90    90
Доля образовательных учреждений, соответствующих современным нормам от общего количества образовательных учреждений    15    18    23    55    78
Доля общеобразовательных учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат    0%    0%    50%    100%    100%

Кировская область будет одним из лидеров среди регионов России по качеству образования, в 1,5 раза возрастет доля выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования, устроившихся по специальности.
Качество услуг будет достигнуто за счет значительного развития конкуренции на рынке услуг, при этом наиболее крупные и многопрофильные центры образовательных услуг будут географически "привязаны" к точкам территориального развития.
Система образования будет удовлетворять требованиям и запросам экономики: доля выпускников начального профессионального образования и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по специальности, возрастет к 2020 году в 1,5 раза.

5.7. Молодежная политика

Молодежь Кировской области в настоящее время - это более 350 тыс. человек или 25% всего населения региона, в том числе 56 тыс. молодых семей.
Молодежь - наиболее перспективная часть населения, ее роль в реализации Стратегии чрезвычайно велика: за счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться наиболее мобильная и интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей регионального развития и повышения конкурентоспособности региона.
Молодёжь, находящаяся в настоящее время в возрасте 14-25-лет, к 2020 году станет основным трудовым ресурсом региона, трудовая деятельность этих людей - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Кроме того, улучшение демографической ситуации в регионе также напрямую зависит от количества детей, рожденных в молодых семьях сегодня.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
В то же время перед государством и обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет регион из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Наиболее острыми проблемами, которые встают перед молодежью, государством и обществом, являются:
обеспечение жильем молодых семей. Несмотря на модернизацию и реформирование ЖКХ, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в регионе. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются малодоступными для молодых людей;
сокращение трудовых ресурсов, в связи с высокими показателями миграции молодежи из региона;
развитие негативных проявлений в молодежной среде.
Цели и задачи развития выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к государственной молодежной политике. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и России в целом.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах региона и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие области, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодежная политика будет реализована по следующим приоритетным направлениям:
обеспечение молодежи доступными и качественными социальными услугами, направленными на снижение миграции молодежи из региона;
вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных позитивных возможностях развития;
помощь талантливой молодежи и поощрение ее к успеху в науке, изобретательстве и бизнесе
интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
развитие эффективных систем взаимодействия государственных органов, общественных структур, бизнеса;
обеспечение информационная открытость и доступность государственных услуг для всех категорий молодежи.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи , откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Развитие и совершенствование системы молодежной политики будет осуществляться в несколько этапов:
На первом этапе, до 2011 года, будет совершенствоваться нормативно-правовая база молодежной политики, создаваться новые позитивные общественные организации и объединения, формироваться система кадрового обеспечения государственной и общественной молодежной политики.
На втором этапе, к 2015 году, будет достигнуто обеспечение социальными услугами молодых граждан вне зависимости от места проживания в соответствии с потребностями на основе оценки их индивидуальной нуждаемости, укрепится материальное положение молодых семей. Сформируется система участия бизнеса в реализации социальных проектов на принципах социальной ответственности.
На третьем этапе, к 2020 году, будет действовать рынок качественных и вариативных социальных услуг для молодежи, предоставляемых учреждениями разных форм собственности.
В результате реализации указанных мероприятий, структурных преобразований, к 2020 году молодежная политика будет представлять комплекс финансово и территориально доступных и качественных государственных услуг для молодежи, позволяющих повысить качество жизни молодежи и, как следствие, увеличить вклад молодых людей в развитие тер-ритории (табл.9).

Таблица 9
Основные индикаторы развития молодежной политики области
Наименование показателя    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Охват молодежи, получающей социальные услуги в рамках реализации молодежных программ, в %    40    45    50    65    70
Доля внебюджетных средств, привлеченных на реализацию молодежных программ, в %    10    15    25    40    50

5.8. Здравоохранение

Система здравоохранения региона обладает значительным потенциалом для интенсивного и инновационного развития:
область является центром оказания высоко технологичной медицинской помощью, как жителям области, так и других регионов - центр хирургии печени, проктологический, офтальмологический, эндоскопической, ревматологический, кардиологической хирургии;
применение на территории области малоинвазивной хирургической медицинской помощи позволило отказаться от направления части пациентов в центральные клиники и предоставить возможность получения эксклюзивных видов медицинской помощи в Кировской областной клинической больнице пациентам, в том числе и соседних регионов;
увеличение количества трансплантаций костного мозга и стволовых клеток на базе НИИ гематологии и переливания крови позволит повысить качество решения проблем онкогематологии, как в области, так и за ее предела-ми;
строительство и ввод в эксплуатацию в 2010 году областного клинического перинатального центра позволит разместить на его базе отделение вспомогательных репродуктивных технологий, тем самым решить проблему искусственного оплодотворения в области и соседних регионах;
область обладает значительным потенциалом для формирования научно-практического кластера развития отрасли на базе федерального государственного образовательного учреждения "Кировская медицинская академия" и имеющегося клинического ресурса;
область имеет значительный потенциал совершенствования санаторно-курортной базы для реабилитации и профилактики заболевания, как граждан области, так и других регионов.
При этом здравоохранение Кировской области является одной из проблемных отраслей социальной сферы. Несмотря на значительные достижения в системе здравоохранения, достигнутые за последние годы: усиление профилактики заболеваний, внедрение новых технологий лечения, укрепление материально-технической базы и, прежде всего лечебно-диагностической аппаратурой, остается нерешенным ряд системных проблем:
недостаточный уровень доступности и качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения, которые отражаются в неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи;
остается неблагополучной ситуация с заболеваниями социального характера: туберкулезом, психическими и наркологическими расстройствами, новообразованиями, сахарным диабетом. В структуре общей заболеваемости ведущими остаются болезни органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, велика доля травм и отравлений;
велики различия в обеспечении ресурсами здравоохранения в областных учреждениях и муниципальных районах;
нуждается в совершенствовании система государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе в части соответствия гарантированных бесплатных видов помощи фактическому финансированию отрасли;
в период разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями не удалось сформировать эффективную систему управления развитием региона, необходимо приведение коечного фонда муниципальных учреждений здравоохранения в соответствие с нормативами и финансовыми ресурсами территориальной программы государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области;
серьезной проблемой остается обращение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств;
низкая обеспеченность учреждений здравоохранения кадрами, в ряде районов области не укомплектованы должности врачей-специалистов, оказывающих неотложную помощь;
крайне низка инвестиционная привлекательность здравоохранения, высокая изношенность основных фондов - около 50%.
Главной целью здравоохранения Кировской области на период до 2020 года является сохранение и укрепление здоровья людей за счет удовлетворения их потребностей в качественной и доступной лечебно-профилактической помощи, формирования здорового образа жизни, концентрации ресурсов и усилий на решении приоритетных задач, создания соответствующего потребностям населения современного, управляемого, конкурентного рынка социально значимых медицинских услуг, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.
Преобразование системы здравоохранения должно способствовать совершенствованию обеспечения государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, учитывать потребности экономики области, особенности различных групп населения, миграционные потоки, более полно использовать имеющиеся ресурсы, добиться конструктивного сочетания преимуществ государственного, страхового и частного подходов к обеспечению населения медицинской помощью, с учетом отечественных традиций и передовых мировых достижений.
Основными направлениями в сфере здравоохранения Кировской области на период до 2020 года являются:
стабилизация и обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на социально справедливой основе за счет повышения объемов амбулаторно-поликлинической и высокотехнологичной медицинской помощи, развития конкурентной среды за счет расширения права выбора гражданами поставщиков медицинских услуг;
построение и внедрение эффективной системы управления развитием здравоохранения, в том числе формирование управляемого конкурентного рынка услуг и товаров здравоохранения, разработка и внедрение тарифов медицинской помощи на основе медико-экономических стандартов, переход к профессиональному менеджменту в здравоохранении на базе современной информатизации отрасли, формирование единой базы данных, позволяющей оптимизировать планирование, финансирование, оценку качества оказания медицинской помощи;
совершенствование медицинских, особенно высокотехнологичных видов помощи, формирование научно-практических кластеров для обеспечения доминирующего положения Кировской области на рынке оказания отдельных видов медицинских услуг;
развитие донорства и службы крови для обеспечения безопасности медицинских операций, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
ужесточение контроля качества услуг здравоохранения, обеспечение защиты прав пациента, работников здравоохранения, страхование профессиональной ответственности медицинских работников;
проведение активной кадровой политики, разработка и внедрение отраслевой системы оплату труда работников здравоохранения, стимулирующей высокие результаты деятельности, приток в отрасль высококвалифицированных специалистов, совершенствование системы целевой подготовки и переподготовки врачебных кадров.
От достижения целей политики в области здравоохранения в значительной степени зависит успешное решение широкого круга задач социально-экономического развития, включая интенсивное развитие человеческого капитала.
Реализация политики в области здравоохранения будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2008 - 2011 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций развития здравоохранения, осуществлены мероприятия по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, отравлений, по повышению качества оказания медицинской помощи период беременности и родов, продолжится разработка стандартов медицинской помощи, внедрена отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения, введены механизмы широкого информирования населения о квотах оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Будут также разработаны региональные и муниципальные программы развития здравоохранения, направленные на улучшение оказания медицинской помощи, учитывающие специфику каждого муниципального образования (плотность населения, долю сельского населения, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации ситуации в здравоохранении: создание условий, позволяющие уменьшить остроту кризисных явлений в здравоохранении, при участии медицинской общественности будет определен вариант финансирования здравоохранения, предусматривающий преодоление теневого сектора, адекватную платность помощи, право участия в конкурсах на предоставление услуг и товаров здравоохранения для учреждений всех форм собственности, внедрение принципа бесприбыльности деятельности в сферу оказания помощи по государственным гарантиям.
Будут продолжены структурные преобразования в здравоохранении по укреплению амбулаторно-поликлинического звена. При сохранении государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи будет обеспечено оптимальное соотношение между коечным фондом интенсивного лечения и долечивания. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по развитию дошкольного и школьного здравоохранения, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни.
На третьем этапе (2016-2020 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на ситуацию в здравоохранении проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение медицинской помощи.
В результате реализации указанных мероприятий, структурных преобразований к 2020 году система здравоохранения будет представлять комплекс финансово и территориально доступных и качественных медицинских услуг, позволяющих осуществлять охрану здоровья граждан и эффективное оказание медицинской помощи населению, будут приняты меры к росту вложений работодателей и населения в улучшение состояния здоровья.
Качество медицинских услуг будет достигнуто за счет усиления государственного контроля за деятельностью медицинских учреждений, оборотом лекарственных средств, страхования профессиональной ответственности медицинских работников, повышения конкурентоспособности медицинского работника за счет постоянного повышения квалификации и введения гибкой системы оплаты труда и стимулирующих выплат.
За счет проведения оптимизации коечного фонда, формирования крупных медицинских центров в территориально доступных для максимально большого количества граждан населенных пунктах высвободятся значительные финансовые ресурсы, что позволит повысить эффективность и доступность программ медицинского обслуживания населения. Значительные финансовые ресурсы будут направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе оснащение современным медицинским оборудованием.
В сельских населенных пунктах будут осуществлять деятельность фельдшерско-акушерские пункты, оснащенные средствами связи, санитарным автотранспортом или отделения врача общей практики. Для обеспечения доступности и качества медицинской помощи на территории области уже к 2011 году будут организованы мобильные передвижные медицинские пункты, осуществляющие диагностику и оказание первичной медицинской помощи.
Использование имеющихся в Кировской области конкурентных преимуществ как за счет развития высокотехнологичной медицинской помощи, так и за счет формирования научно-практического кластера развития отрасли на базе федерального государственного образовательного учреждения "Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства здравоохранения и социального развития" и имеющегося клинического ресурса, развития рекреационных зон, завода по производству препаратов крови позволят обеспечить приток значительных финансовых ресурсов от оказания медицинских и иных услуг в развитие системы здравоохранения.
Широкое информационное сопровождение политики региона в сфере здравоохранения, в том числе о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, позволят сформировать в социальной среде понимание необходимости своевременного обращения за медицинской помощью, ценности здорового образа жизни.
В 2010 года за счет ввода в действие областного клинического перинатального центра и развития вспомогательных репродуктивных технологий кардинально изменится ситуация по оказанию акушерско-гинекологической помощи и родовспоможению, что позволит расширить диагностическую базу и выхаживание новорожденных первых месяцев жизни (табл.10).

Таблица 10
Основные индикаторы развития здравоохранения области
Наименование индикатора    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Демография                     
Показатель смертности населения трудоспособного возраста, на 100 тыс. населения соответствующего возраста    679,5    675    670,0    668,0    650,0
Показатель младенческой смертности, на 1 тыс. родившихся живыми    9,8    8,7    8,2    7,5    5
Показатель материнской смертности, на 100 тыс. живорожденных детей    33,5    28    15,1    12,6    7,6
Заболеваемостьчисло больных с впервые в жизни установленным диагнозом, на 100 тыс. населения:                    
злокачественными новообразованиями    392    370    346,0    340,0    335,0
хроническим алкоголизмом    92    91,3    90,5    88,5    80,5
активным туберкулезом    53    52,1    50,5    48,9    45,5
Уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, человек на 100 человек населения    28,7    27,6    26    24    22
Эффективность функционирования системы здравоохранения                     
стационарная медицинская помощь, число койко-дней на 1 жителя    4,082    3,800    3,500    3,018    2,980
амбулаторно-поликлиническая помощь, число посещений- на 1 жителя    7,537    8,880    8,900    9,020    9,120
дневные стационары всех типов, число пациенто-дней на 1 жителя    0,656    0,680    0,600    0,590    0,580
скорая медицинская помощь, число вызовов на 1 жителя    0,332    0,330    0,330    0,325    0,316
Объем программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, рублей                    
Подушевой норматив финансирования - всего    3700    4200    4850    7058    11402
в том числе за счет бюджета    1720    1800    1989    2983    4475

    В результате к 2020 году значительно улучшится ситуация с социально значимыми заболеваниями, показатель материнской смертности по сравнению с 2007 годом сократится в 4 раза, младенческой смертности - в 2 раза. Снизится смертность населения трудоспособного возраста, что будет способствовать росту продолжительности жизни, сохранению и укреплению положительной динамики демографии населения.

5.9. Развитие рекреационных зон

Укрепление здоровья людей, формирования здорового образа жизни, создание благоприятной среды проживания человека невозможно без создания условий по эффективному использованию природных, лечебных и рекреаци-онных ресурсов Кировской области.
Кировская область обладает уникальным рекреационным потенциалом. Уникальность - в редком сочетании сразу трех лечебных факторов: месторождения минеральных вод различного солевого состава, месторождения лечебных грязей (иловые сульфатные сероводородные озерно-ключевые), лечебного торфа, сапропели, хвойные и смешанные леса, воздух которых наполнен целебными фитонцидами.
Санаторно-курортное лечение является одной из основных специализаций области на внутрироссийском рынке. На территории Кировской области функционирует 10 санаториев и 10 санаториев-профилакториев, предлагающих отдыхающим высокий уровень комфорта и современную лечебно - диагностическую базу. В данной сфере занято чуть более 3 тыс. человек, а средняя заполняемость средств размещения составляет 82%.
Востребованность санаторно-курортных услуг очень высока, так как ни в одном регионе России, расположенном севернее Кировской области, нет подобного уровня учреждений для лечения и отдыха. Здравницы предлагают разнообразные, как давно зарекомендовавшие себя, так и нетрадиционные ме-тоды лечения, в том числе акупунктуру, озонотерапию, гирудотерапию, спелеотерапию, теплолечение, гидрокинезотерапию. В каждом санатории отдыхающий может пройти лабораторные исследования, получить консультацию специалистов любого профиля.
Развитие санаторно-курортной сферы в Кировской области обусловлено наличием минеральных источников и грязей. Известны минеральные источники и грязи по берегам реки Лумпун в Унинском районе. Сернистые источники встречаются в области в Сунском, Омутнинском, Лебяжском, Орловском, Опаринском, Кирово-Чепецком, Малмыжском, Слободском районах. Данные источники изучены еще недостаточно, однако, в будущем вполне могут быть использованы в бальнеологических целях.
По оценке курортологов курортные факторы Кировской области не уступают по разнообразию используемых природных ресурсов лучшим курортам Российской Федерации, а в ряде случаев превосходят их по набору основных лечебных факторов. Наиболее изучены минеральные источники вблизи поселка Нижнеивкино Куменского района и поселка Бурмакино Кирово-Чепецкого района, которые по своему составу и качеству сходны с широко известными источниками в Ессентуках и Кисловодске.
Удобное расположение санаторных зон: удаленность основных центров от Кирова не превышает 45 км, регулярные пассажирские междугородние автобусные рейсы Киров - Сыктывкар, Киров - Йошкар-Ола, Киров-Чебоксары, развитая сеть автомобильных дорог позволяет жителям соседних регионов приезжать на личном автотранспорте, реконструкция аэропорта "Победилово" позволит уже в ближайшее время увеличить пассажирооборот.
Кроме того, область обладает богатыми ресурсами для развития охотничьего туризма. Площадь охотничьих угодий Кирово-Чепецкого района составляет 168,7 тыс.га. В районе имеется 5 охотничьих заказников. Анализ учетных данных показывает, что численность основных видов охотничьих животных таких, как лосей, кабанов и зайцев увеличилась. В относительной близости от выделяемой территории находятся районы, где традиционно развивается охотничий туризм: Белохолуницкий, Зуевский, Верхошижемский районы, а также крупнейшие центры туризма, спорта и отдыха, расположенные в городе Кирове, Белохолуницком (спортивно-туристический комплекс "Грейт Филд"), Кильмезском (туристический центр "Кордон Донаурово"), Орловском (центр семейного отдыха "Лебедь") и других районах области.
В области более 200 памятников природы, среди которых природный заповедник, 2 природных заказника, 9 охотничьих заказников, Котельничское местонахождение парейазавров - уникальный объект, имеющий лишь один аналог в мире - плато Карру в ЮАР. Леса, богатые грибами и ягодами, занимают более половины территории области. Это настоящий "рай" для отдыхающих. Сотни малых и больших рек и озер привлекают самых взыскательных рыболовов.
Кировская область обладает богатым историко-культурным потенциалом: 189 памятников истории и культуры федерального значения, среди которых уникальный ансамбль Успенского Трифонова монастыря, Великорецкий архитектурно-храмовый комплекс, Михаило-Архангельская деревянная часовня и ряд других. В области более 40 музеев, среди которых уникальные: единственный в России Музей А.С. Грина, Котельничский палеонтологический музей, Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики, Дом-музей русских художников Васнецовых и др.
Подготовка специалистов по специальностям, связанным с управлением туристической отраслью и гостиничным бизнесом, проводятся на базе учебных заведений: Вятский государственный гуманитарный университет, Кировский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Кировский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Кировский технологический колледж", Волго-Вятский колледж информатики, финансов, права, управления.
Учитывая, что область обладает необходимыми природными ресурсами и значительным потенциалом для развития санаторно-курортных зон, на территории региона можно выделить основную рекреационную зону, расположенную на территории 2 смежных муниципальных образований Куменского (Нижнеивкинская курортная зона) и Кирово-Чепецкого районов, где традиционно развивается сфера отдыха, оздоровления, туризма.
Соответственно, целью государственной политики является развитие рекреационных зон для создания на территории области конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, направленного на охрану здоровья и обеспечивающего жителей Кировской области и других регионов разнообразными оздоровительно-восстановительными услугами.
Для достижения поставленной цели будет реализован комплекс мер:
содействие созданию инфраструктуры курортного отдыха: строительство новых спальных корпусов повышенного уровня комфорта для размещения иностранных и российских граждан, благоустройство территории санаториев, благоустройство водоемов, обеспечение их постоянного санитарного контроля, оборудование пляжей в соответствии с современными требованиями;
развитие транспортной инфраструктуры: модернизация автомобильных дорог, строительство современных автовокзалов г. Кирове и населенных пунктах, строительство стоянок для автомобилей и предприятий автосервиса в рекреационной зоне;
развитие инфраструктуры отдыха и развлечений: строительство спортивно-оздоровительных центров круглогодичного действия (сауны, бассейны, аквапарк, фитнес-центр, каток с искусственным льдом, лыжный стадион, спортивные площадки, теннисные корты), строительство современного детского парка развлечений с аттракционами, строительство объектов развлечения и досуга (дискотеки, танцевальные и концертные залы), баз отдыха туристского класса круглогодичного действия, разработка туристских маршрутов с посещением исторических, культурных и природных достопримечательностей области, строительство современных торговых центров;
содействие продвижению рекреационной зоны на межрегиональный рынок.
В качестве механизмов достижения намеченной цели будет обеспечено эффективное взаимодействие органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, в том числе в части предоставления земельных участков, развитие форм частно-государственного партнёрства в сфере функционирования рекреационных зон и развития материально-технической базы охоты, рыбалки, санаторно-курортного отдыха и в привлечении инвести-ций.
Важнейшим результатом развития выделяемой зоны станет создание в Кировской области современной индустрии санаторно-курортного отдыха, способной удовлетворить потребности жителей области, а также туристов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа, сохранение и возрождение объектов историко-культурного и природного наследия области, создание условий для здорового образа жизни.
При этом дополнительный импульс к развитию получит в целом индустрия туризма региона, а также смежные отрасли: торговля, общественное питание, транспорт, связь, производство сувениров и изделий народных художественных промыслов.

5.10. Развитие физкультуры и спорта

Физическая культура и спорт, в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, охраны здоровья.
В Кировской области созданы предпосылки для активных занятий населения области физической культурой и спортом. На территории региона расположено 2547 спортивных сооружений. Спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми, подростками и молодежью осуществляют 56 спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки, где занимаются по 40 видам спорта около 33 тыс. детей, подростков и молодежи.
За 2007 год отмечен рост обучающихся в спортивных школах. За два последних года финансирование из областного бюджета спортивно-массовой работы выросло более чем в 5,3 раза - с 4,8 млн. рублей в 2006 году до 25,8 млн. рублей в 2008 году.
В целом более 15% жителей Кировской области систематически занимаются физической культурой и спортом, что превышает среднероссийское значение (13%), но ниже среднего по Приволжскому федеральному округу (17,9%).
В то же время, несмотря на повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом и успехи спортсменов и команд по игровым видам на всероссийских соревнованиях, остаются нерешенными ряд системных проблем:
слабая материально- техническая база спортивных учреждений. В настоящее время область не имеет ни одного спортивного сооружения, отвечающего современным требованиям проведения всероссийских и международных соревнований;
имеются территориальные диспропорции в предоставлении жителям области условий для занятия физической культурой и спортом;
недостаточный уровень развития отдельных видов спорта из-за недостаточной развитой инфраструктуры и кадровых проблем;
отсутствие конкурентной среды на рынке физкультурно-оздоровительных услуг.
Стратегически важной целью развития региона является достижение территориальной и финансовой доступности к качественным услугам по занятию физической культурой и спортом гражданам области вне зависимости от места проживания, развитие новых видов спорта, направленных на охрану здоровья и формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения.
Основными задачами, через решение которых будет достигнута эта цель, являются:
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом и спортом высших достижений;
формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В связи с этим основными направлениями развития отрасли будут:
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных сооружений современного уровня;
развитие массового спорта путем сохранения и увеличения спортивных площадок и комплексов по месту жительства при детских клубах и образовательных учреждениях;
привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, в том числе через спортивные и военно-спортивные клубы;
организация адаптационного процесса инвалидов средствами физической культуры, открытие отделений по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта в муниципальных и областных учреждениях;
усиление роли детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства в целях развития спорта высших достижений;
разработка областной целевой программы развития физической культуры и спорта области на период до 2015 года.
На первом этапе - до 2011 года будет обеспечено :
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных сооружений современного уровня: строительство 5 физкультурно-оздоровительных комплексов, 2 физкультурно-оздоровительных комплексов с искусственным льдом, 2 лыжных стадионов, проведена реконструкция стадиона "Родина" (II очередь);
развитие массовых видов спорта, традиционно ориентированных на зимние виды;
модернизация системы физической культуры и спорта на основе внедрения единой системы учета оформления и ведения спортивных паспортов;
возрождение системы проведения многоэтапных отраслевых и межмуниципальных Спартакиад.
На втором этапе - к 2015 году будет обеспечено развитие системы физкультурно-спортивных комплексов и сооружений, отвечающих требованиям проведения соревнований, международного и всероссийского уровня, сформируется сеть отделений по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта в муниципальных и областных учреждениях. К 2015 году будет осуществлено строительство 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, физкультурно-оздоровительного комплекса с искусственным льдом.
На третьем этапе - к 2020 году сформируется рынок качественных спортивных и оздоровительных услуг. Доля населения, занимающихся физической культурой и спортом, увеличится в 2 раза. Качественно обновится материально-техническая база спортсооружений (табл.11).

Таблица 11
Основные индикаторы развития физической культуры и спорта
Наименование показателя    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом к населению области по годам (%)    15,4    15,8    17,0    22,0    30,0
Обеспеченность спортивными сооружениями в области (тыс. кв. метров на 10000 человек населения):                    
спортивные залы    1,79    1,83    1,85    1,87    1,89
плавательные бассейны    24,7    25,22    27,48    27,60    28,00
плоскостные сооружения    9,77    10,13    10,23    10,35    10,40

К 2020 году система физической культуры и спорта области будет представлять финансово и территориально доступный комплекс качественных оздоровительных услуг, позволяющих каждому жителю реализовать свои интересы и выбрать наиболее его удовлетворяющую форму физического развития и поддержания активного долголетия, что безусловно отразится на повышении качества и уровня жизни населения области.

5.11. Социальное развитие

Система социального обслуживания Кировской области способна оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию в политике и экономике путём оказания помощи нуждающимся гражданам через соответствующие учреждения и социальные службы.
При разграничении полномочий между региональным и муниципальным уровнем власти на территории области в полном объеме сохранена система социального обслуживания. В период резкого снижения уровня жизни населения, особенно сильно задевшего социальные слои населения, не имеющие по различным причинам возможность адаптировать себя на рынке труда, в результате дефолта 1998 года система социальной защиты населения области была нацелена на поддержку максимально широкого круга лиц.
В настоящее время в связи с ростом уровня жизни населения, прогнозируемым увеличением среднего класса цель государственной политики заключается в создании эффективной адресной системы социальной защиты населения области. При этом качество системы социальной защиты должно обеспечивать уровень жизни, достаточный для социальной самореализации и адаптации человека, нуждающегося в социальной поддержке государства.
Государственная поддержка должна носить более адресный характер и оказываться тем, кто в этом действительно нуждается. Основными направлениями совершенствования государственной поддержки являются:
доведение размера ежемесячного пособия на ребенка нуждающимся семьям до уровня, который бы позволил компенсировать родителям, имеющим детей, дополнительные расходы, связанные с их рождением и воспитанием;
усиление социальной поддержки многодетных семей;
сглаживание последствий перехода на 100% оплату предоставляемых жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям гражданам;
развитие информационных технологий и формирование межведомственных баз данных для определения критериев нуждаемости получателей социальной поддержки для усиления ее адресности.
Основными направлениями развития социальной защиты населения области являются:
совершенствование организации предоставления качественных социальных услуг для "уязвимых" категорий населения и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения области;
разработка и реализация комплекса мер поддержки семей с социально неблагополучными условиями жизни;
создание условий для полноправного и эффективного участия пожилых людей в экономической, политической и социальной жизни общества;
создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Несмотря на значительную положительную динамику социальной защищенности населения области, система социальной защиты населения области в настоящее время не в полном объеме отвечает основным целям социальной политики - улучшению демографической ситуации и повышению качества жизни населения. Главными проблемами системы социальной защиты населения являются:
недостаточная доступность услуг социального обслуживания, наличие очередности потребителей (более 800 граждан пожилого возраста и инвалидов состоят в очереди на стационарное социальное обслуживание);
слабая материально-техническая база учреждений социального обслуживания населения, невысокий престиж профессий социальной защиты;
низкая платежеспособность населения, нуждающегося в социальном обслуживании, является сдерживающим фактором развития конкурентной среды.
Стратегия развития услуг в области социального обслуживания - предупреждение с их помощью различных социальных рисков; использование услуг как фактора системы социальной безопасности уязвимых групп населения. Поэтому назрела необходимость в финансовых решениях и механизмах, мотивирующих организации социальной сферы к достижению эффективных результатов, к повышению доступности и качества социальных услуг.
Эти задачи будут решаться за счет:
совершенствования механизмов, мотивирующих учреждения социального обслуживания к достижению эффективных результатов в оказании услуг и повышению их качества, разработки системы социальных нормативов в области социального обслуживания;
развития учреждений новых типов, в том числе перевод учреждений в автономные;
развития системы частно-государственного партнерства, стимулирования развития института благотворительной деятельности бизнес-структур, участия негосударственного сектора в выполнении функций социального обслуживания для граждан, имеющих право на такую услугу, на платной основе;
разработки и внедрения новой системы оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, ориентированной на результат и повышение качества услуг;
внедрения в социальное обслуживание новых технологий, способствующих решению задачи обеспечения доступности и качества социальных услуг, развития социального патронажа, переориентация отделений дневного пребывания на оказание комплексных услуг по жизнеобеспечению пожилым людям и инвалидам, прежде всего, социально-реабилитационного характера, создания условий для продления проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях;
развития информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения области, формирования межведомственных баз данных об относительно бедных домохозяйствах для принятия превентивных мер.
Развитие и совершенствование системы социальной защиты населения будет осуществляться в несколько этапов.
На первом этапе - до 2011 года модернизируется государственная система социального обслуживания населения на основе нормативов обеспеченности и стандартов представления социальных услуг, совершенствования системы оценки качества и эффективности социального обслуживания, которая будет являться основой для внедрения в практику социального обслуживания инновационных технологий и моделей социального обслуживания.
На втором этапе - к 2015 году будет достигнуто обеспечение социальными услугами граждан вне зависимости от места проживания в соответствии с потребностями на основе оценки их индивидуальной нуждаемости, укрепится материальное положение семей, в том числе семей с детьми - инвалидами, семей, потерявших кормильца, а также многодетных семей.
На третьем этапе - к 2020 году сформируется рынок качественных и вариативных социальных услуг, система участия бизнеса в реализации социальных проектов на принципах социальной ответственности в связи с развитием бизнеса на основе использования маркетинговых технологий, включающих в себя социальную составляющую (табл.12).

Таблица 12
Основные индикаторы развития социальной защиты населения области
Наименование показателя    2007 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Охват социальными услугами, % от числа нуждающихся в услугах в услугах социального обслуживания     87    89    92    95    100
Степень удовлетворенности населения социальными услугами, %    30    40    50    70    85
Доля внебюджетных средств на оказание социальных услуг    8    12        17    25
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей    71    73    75    78    80

Для социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут расширены разные формы воспитания и социальной поддержки.
В целях содействия максимальному раскрытию индивидуальных особенностей детей планируется увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в приёмные семьи, с усилением контроля со стороны государства за процессом воспитания и образо-вания.
К 2015 году откроются областной Центр сопровождения замещающих семей и 10 центров в муниципальных образованиях, к 2020 году 80% выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, будут воспитываться в замещающих семьях.
В существующих детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет уменьшения контингента детей, будут созданы условия проживания, приближенные к домашним.
В целом система социальной защиты населения области к 2020 году с учетом значительного роста доли среднего класса будет представлять эффективную систему адресной государственной поддержки действительно малоимущих граждан, развитую систему социального обслуживания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяющую каждому нуждающемуся в социальной защите гражданину получать помощь в размере, обеспечивающем его социализацию и самореализацию.

5.12. Культура

Сфера культуры области находится в непростом положении. Как и в целом по России она испытала на себе трудности девяностых годов - разрыв единого культурного пространства, недофинансирование, кадровые проблемы, перебои в комплектовании книжных фондов библиотек и многое другое. Ситуация в отрасли начала меняться с 2004 года и в настоящее время эко-номическая ситуация в области в целом дает возможность направить в среднесрочной перспективе больше средств на более динамичное развитие культуры.
В настоящее время отрасль обладает серьезным профессиональным потенциалом, в ней работает около 10 тысяч человек.
В регионе фонды 756 массовых библиотек насчитывают более 10,5 млн. экземпляров. Количество пользователей приближается к 670 тыс. человек. Область обладает уникальной библиотекой со 170-летней историей - областным государственным учреждением культуры "Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И.Герце-на".
В 39 музеях и 5 филиалах сосредоточено 364,7 тыс. экспонатов основного музейного фонда и 229,7 тыс. единиц научно-вспомогательного фонда. В среднем музеи области проводят в год более 600 выставок и около 1,4 тыс. лекций, которые посещают более 800 тыс. человек.
3 театра ежегодно показывают около 900 спектаклей, которые посещают более 240 тыс. человек. 2 концертных учреждения организуют ежегодно около 900 концертов, которые ежегодно посещают более 100 тыс. человек.
В Кировской области в 78 музыкальных, художественных, театральных школах, школах искусств обучается около 13 тыс. учащихся. Тремя учебными заведениями среднего профессионального образования ежегодно выпускается около 200 специалистов сферы культуры и искусства. В учебно-методическом центре повышения квалификации работников культуры и искусства ежегодно обучается более 600 человек.
На базе 757 культурно-досуговых учреждений области осуществляют деятельность около 7 тыс. клубных формирований, в которых занимаются около 97 тыс. человек.
На территории области сохранилось более 3,5 тыс. недвижимых памятников истории и культуры. Поставлено на государственную охрану 883 памятника археологии, градостроительства и архитектуры, истории и искусства, в том числе 614 регионального и 269 федерального значения.
В Кировской области в настоящем периоде достигнуты успехи, а именно:
в целом сохранена сеть учреждений культуры и искусства, учебных заведений культуры и искусства, обеспечивающих непрерывность воспроизводства творческого потенциала отрасли культуры;
в основном предотвращено разрушение значимых недвижимых памятников истории и культуры;
осуществляется капитальный ремонт, строятся новые здания для учреждений культуры;
сохранены музейные предметы и коллекции, входящие в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, уникальные книжные памятники;
учреждения культуры, искусства активно и успешно участвуют в реализации федеральной целевой программы "Культура России", государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации";
развивается межрегиональный культурный обмен;
сохранилась динамика творческой жизни области.
Кроме того, активизировался процесс формирования законодательства в области культуры, создания правовых основ для ее развития. Примером тому могут служить принятые законы в Кировской области от 28.08.97 N11-ЗО "О библиотечном деле Кировской области", от 28.12.2005 N395-ЗО "О культуре" и разработанная концепция областной целевой программы "Развитие культуры Кировской области" на 2009 - 2013 годы.
Повышение темпов экономического развития области, структурные изменения экономики, вызванные её переходом к инновационному типу развития, ведут к возрастанию роли человеческого потенциала. В этой связи развитие культуры как самостоятельной отрасли не может происходить вне рамок общественно-экономических процессов.
Целью политики в сфере культуры будет являться сохранение культурного наследия, эффективная реализация культурного потенциала области, обеспечивающего повышение конкурентоспособности отрасли, развитие творчества, инноваций в сфере культуры, направленные на формирование гармоничной личности и социального благополучия в обществе.
Реализация этой цели будет идти по следующим приоритетным направлениям.
Первое - обеспечение сохранности историко-культурного наследия за счет:
восстановления и реставрации памятников истории и культуры, а также включения объектов культурного наследия в технологии культурного туризма через реализацию мероприятий проектной линии "Земля Великорецкая", направленной на восстановление Великорецкого архитектурного ансамбля, содействие в проведении Великорецкого крестного хода и возрождение одного из уникального исторического места, как Кировской области, так и всей России;
создания региональной системы мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, включая их полную инвентаризацию, формирование реестра и оцифровку;
обеспечения эффективного использования имущественных прав на объекты культурного наследия;
обеспечения необходимых масштабов реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия через реализацию мероприятий проектной линии "Памятные места Вятки";
модернизации и обеспечения инновационного развития сети музеев и библиотек, за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий, реализации механизмов поддержки, оказываемой на конкурсной основе через систему грантов для учреждений культуры, реализующих инновационные программы и проекты (по основным направлени-ям: библиотечное дело, традиционная народная культура, музейное дело, профессиональное искусство, образование в сфере культуры);
обеспечения эффективного встраивания музеев и библиотек в систему непрерывного образования, превращение их в информационные, культурные и досуговые центры;
обеспечения условий для сохранения, функционирования и развития библиотечного, музейного и иных аналогичных фондов.
Второе - формирование единого культурного пространства за счёт:
реализации программ, направленных на формирование ценностей, благоприятствующих инновациям и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также на углубление интереса к чтению, литературному, историческому и научному наследию;
развития потенциала культуры области за счет демонстрации культурного наследия и современных достижений культуры и искусства области как за её пределами, так и за рубежом, привлечения туристов с культурными целями в частности через формирование музейного комплекса братьев Васнецовых российского уровня;
укрепления партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развитию народных промыслов и культурных традиций, решению проблем устойчивого развития городских и сельских территорий;
содействия реализации проектов двухстороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая предоставление конкурсной поддержки таких проектов;
содействия развитию благотворительности и меценатства в сфере культуры.
Третье - повышение социальной и территориальной доступности качественных культурных благ и услуг, системы художественного образования за счёт:
выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни, доступность качественных культурных благ и услуг независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания через реализацию масштабной программы по развитию культуры сельских территорий в Кировской области;
развития информационно-коммуникационных сетей, обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек сети центров правовой, деловой и иной информации;
оптимизации действующей сети организаций культуры на селе и в малых городах путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы), реализации крупных проектов "Передвижная филармония", "Передвижной музей";
обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования;
содействия изданию краеведческой литературы по истории, культуре, созданию краеведческих серий, тематических изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм, развивающих творческие способности, идеологию успеха и созидания, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения;
модернизации системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, укрепление кадрового потенциала отрасли, расширение доступа детей и молодежи к дополнительному образованию в области культуры и искусства, развитие непрерывного профессионального образования;
развития механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе, музыкальных, театральных и других творческих коллективов.
Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения человека, сказываются на модернизации всего общества. Очевидно, что последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям. Социально-экономический эффект от реализации региональной политики выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
укрепления единого культурного пространства области как фактора сохранения ее целостности;
создания благоприятных условий для творческой деятельности;
увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры;
осуществления эффективной кадровой политики;
оптимизации расходования бюджетных средств.
Учитывая это, система индикаторов, характеризующих объемные показатели результатов деятельности в сфере культуры, предполагает к 2020 году достижение следующих показателей (табл.13).

Таблица 13
Индикаторы развития культуры
Наименование показателя    Единица измерения    2008 год    2009 год    2011 год    2015 год    2020 год
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа    учреждений на 100 тыс. населения    53,9    54,3    54,7    55,0    55,5
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений    %    194,3    194,3    195,0    200,0    210,0
Обеспеченность общедоступными библиотеками    учреждений на 100 тыс. населения    53,9    54,6    55,4    55,5    55,5
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения    штук    10960    11070    11365    11380    11500
Обеспечение сохранности экспонатов музейного фонда    единицхранения    366000    367500    369500    373000    375000

Дополнительно необходимо:
достичь 70-процентной заполняемости зрительных залов учреждений культуры за счет гибкой и эффективной ценовой политики и повышения конкурентоспособности творческих проектов;
ввести отраслевую систему оплаты труда в 100% учреждениях культуры области;
обеспечить информатизацию 70% процессов библиотечно-информационного дела.
Для достижения поставленных целей необходимо увеличить расходы на культуру с 3,06% расходной части областного бюджета в 2007 году до 6,5% в 2020 году, а также внедрить иные механизмы финансирования сферы культуры, включая поощрение меценатской деятельности.

Док. 535636
Перв. публик.: 12.08.08
Последн. ред.: 26.12.08
Число обращений: 52

  • Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``