В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уровень жизни населения Назад
Уровень жизни населения
За последние годы на территории области отмечен стабильный рост доходов граждан, повышения социальных гарантий. За 2004 - 2007 годы номинальные среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата работников возросли более чем в 2 раза. Уровень зарегистрированной безработицы сократился с 2,7% в 2003 году до 1,4% в 2007 году. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 31,3% в 2003 году до 22,2% в 2007 году.
Важнейшей задачей регионального развития является повышение уровня жизни населения за счет роста доходов и сокращения уровня бедности населения.
В экономике Кировской области с учетом личного подсобного хозяйства занято свыше 700 тыс.человек, обеспечивающих создание добавленной стоимости во всех видах экономической деятельности, при этом основной доход этой группы населения зависит от производительности его труда (зарабатывает самостоятельно), оставшаяся часть населения имеет социальную ренту от прошедшей трудовой деятельности, либо получает социальные выплаты по состоянию здоровья и имущественного положения.
Кировская область обладает определенным конкурентным преимуществом в экономической активности населения: доля занятых в экономике области составляет около 50%, что выше среднероссийского уровня (45%) и среднего по ПФО (46%).
Область обладает достаточными для её экономического развития трудовыми ресурсами (64% от численности населения), трудовые ресурсы Ки-ровской области выгодно отличает высокая экономическая активность населения, уровень которой (в возрасте 15 - 72 года) в 2004 году составил 69% общей численности населения области, что выше среднероссийского показателя (65,3%) и самый высокий в Приволжском федеральном округе. В то же время в области отмечена нехватка кадровых ресурсов по отдельным видам профессий.
Соответственно, одной из основных задач в обеспечении роста доходов населения является создание условий для устойчивого роста заработной платы. Задача будет достигаться за счет:
повышения производительности труда и качества рабочей силы,
повышения социальной ответственности бизнеса, ухода от "теневых" форм оплаты труда,
создания возможностей для самореализации человека на рынке труда.
В этих условиях важнейшим стратегическим ориентиром выступает повышение производительности труда, внедрение передовых технологий, развитие наукоемких производств, к 2020 году производительность труда возрастет в 3-4 раза, а в отдельных секторах до 10-12 раз. Кроме того, разработка и внедрение отраслевых систем оплаты труда, предусматривающих, прежде всего оплату за результат и имеющих стимулирующий характер, позволит повысить заработную плату занятых в бюджетном секторе экономики.
В результате, реальная начисленная заработная плата возрастет к 2020 году в 4,5 раза, к 2015 году ее абсолютный размер составит около 50 тыс.рублей, к 2020 году - около 90 тыс.рублей.
Важной задачей является сокращение уровня бедности населения. В настоящее время около 300 тыс. жителей Кировской области живет на грани бедности.
Сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 22,2 % в 2007 году до 5% в 2020 году является стратегической целью Стратегии.
Эта задача будет решаться за счет комплексной реализации двух направлений:
создания условий для реализации трудового, творческого и социального потенциала населения области, роста экономической активности и мобильности трудоспособного населения, активного развития программ занятости, в том числе самозанятости. К 2010 году получит новое развитие деятельность государственных служб занятости, упор будет сделан на обеспечение профессиональной переориентации и переобучению граждан по специальностям, наиболее востребованным на рынке труда. Будут созданы условия для непрерывного образования граждан для адаптации на рынке труда, повышения конкурентоспособности человека. К 2020 году значительное развитие получит собственная образовательная деятельность граждан. Возможности самореализации человека значительно возрастут за счет развития собственной образовательной деятельности граждан, престижности здорового образа жизни, повышения духовности и уровня культуры граждан;
повышения эффективности системы поддержки социально-уязвимых слоев населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, экстремальной ситуации), т.е. граждан, не имеющих объективных возможностей реализовать свой трудовой потенциал.
Поскольку риск оказаться среди бедного населения связан, прежде всего, с отсутствием кормильца в семье, высокой иждивенческой нагрузкой, ограничениями по состоянию здоровья, то создание эффективной системы под-держки социально-уязвимых слоев населения будет базироваться на укреплении института семьи, улучшении здоровья граждан, повышении адресности социальной помощи и социальных услуг нетрудоспособному населению.
При этом качественному улучшению имущественного положения указанных групп населения будет способствовать изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса и в этой связи высвобождение значительных государственных финансовых ресурсов, которые будут направлены на оказание адресной социальной помощи.
В результате реализации намеченных мероприятий покупательная способность среднедушевых денежных доходов возрастет с 2 раз в 2007 году до 6,5 - в 2020 году, удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 22,2% в 2007 году до 5% в 2020 году, доля среднего класса в Кировской области увеличится почти в два раза по сравнению с 2006 годом и составит 65%.
Рост доходов населения, значительное увеличение среднего класса позволят за счет уменьшения количества граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, перераспределить государственные финансовые ресурсы в пользу модернизации системы здравоохранения, развития системы образования, повышения адресной поддержки социально уязвимых слоев населения.

4.2. Доступность и качество социальных услуг

Возможность реализации каждым человеком прав на получение социальных благ является одним из ключевых показателей социального благополучия, при этом уровень реализации прав человека, создания условий для развития человеческого потенциала является важной составляющей конкурентоспособности области.
Обеспеченность населения Кировской области социальными услугами достигается в основном за счет государственных финансовых вложений. Для Кировской области характерна социальная направленность бюджетных расходов - на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий направляется около 60% средств, что превышает среднероссийский уровень (табл.6).
Возрастающие потребности граждан в получении дополнительных социальных благ покрываются как за счет увеличения объемов бюджетных услуг, так и за счет за счет роста услуг, оплачиваемых населением. За 2006-2007 годы объем платных услуг (индекс физического объема) на медицинские услуги возрос на 11,4%, санаторно-оздоровительные услуги - на 5,2%, роста в физическом объеме услуг сферы образования и культуры не отмечено, что в определенной мере свидетельствует об удовлетворении спроса населения на услуги образования и культуры.

Таблица 6
Показатели бюджетного финансирования социальных услуг
Показатель    Кировская область    Российская Федерация
Доля расходов в консолидированном бюджете на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий, 2006 год, % - всего    64,5    54,4
в том числе:        
образование    28,3    22,3
культура     3,4    3,7
здравоохранение    17,6    16,6
социальная политика    15,2    11,8

На "собственное воспроизводство" (образование, отдых, восстановление и укрепление здоровья) население Кировской области тратит менее 3% от денежных доходов населения (или за 2007 год 3,4 млрд.рублей, справочно: консолидированный бюджет области на 2007 год 17,2 млрд.рублей), что примерно соответствует среднероссийскому значению (2,5%). За 2007 год население области потратило на оплату услуг в сфере образования 1,9 млрд.рублей, оплату медицинских и санаторно-оздоровительных услуг 1,2 млрд.рублей, услуг учреждений культуры - 200 млн.рублей.
Кировская область в целом имеет развитую инфраструктуру социальной сферы, позволяющую обеспечивать потребности населения в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальном обслуживании, есть положительные результаты в росте качества услуг: с 2003 года область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации, достигших высокого качества образования, снижаются показатели смертности населения - младенческая и материнская смертность, по большинству социально-значимых заболеваний, системой социальной защиты населения охвачено около 600 тыс. человек или 40% населения области.
Однако, имеются значительные проблемы, сдерживающие повышение доступности и качества социальных услуг:
присутствие территориальных диспропорций в оказании социальных услуг, обусловленные низкой плотностью и малой компактностью проживания населения;
крайне невысокий уровень конкуренции в данном секторе экономики, как и в целом по стране, доступность социальных услуг населения в основном достигается за счет бюджетных средств, что сказывается на вопросах повышения сервиса обслуживания населения;
недостаток высококвалифицированных кадров, обусловленный имеющимся уровнем оплаты труда персонала.
требуется модернизация системы здравоохранения, развитие системы образования и культуры, в условиях роста доходов населения области система социальной защиты должна быть переориентирована на повышение адресности социальной поддержки социально уязвимых слоев населения.
Исходя из этого, цель - повышение доступности и качества социальных услуг - будет достигаться за счет:
стимулирования развития конкурентной среды на рынке социальных услуг, перевода части бюджетных учреждений в статус некоммерческих организаций;
обеспечения доступности качественных услуг социальных услуг для населения, в том числе на основе определения стандартов предоставления ус-луг;
дальнейшей работы по повышению уровня адресности социальной поддержки бедного населения и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
изменения социальной среды, развития форм частно-государственного партнерства, создания условий для непрерывного образования граждан, повышения "капитализации" человека, формирования творческой социально-ответственной личности.
В результате в период до 2020 года произойдут значительные преобразования в системе образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы, направленные на структурную и технологическую модернизацию этих сфер, развитие дистанционных, передвижных форм обслуживания, внедрение современных информационных технологий.
Качество и доступность социальных услуг будет достигнуто, прежде всего, за счет стимулирования развития конкурентной среды, создания условий для притока финансовых ресурсов, в том числе частного бизнеса, внедрения новейших технологий, в том числе дистанционного предоставления услуг, разработки и внедрения стандартов социальных услуг, повышения престижности работника социальной сферы, внедрения отраслевых систем оплаты труда.
Более подробно о развитии системы социальных услуг отражено в разделе "Перспективы развития социальной сферы Кировской области".

4.3. Комфортность среды обитания

Обеспечение комфортной среды проживания граждан области (качество предоставления жилищных и коммунальных услуг, доступность приобретения и комфортность жилья, улучшение экологической обстановки, повышение личной безопасности граждан, транспортной доступности) является одной из важнейших стратегических задач регионального развития. Решение этой задачи будет достигаться улучшением составляющих комфортности среды с учетом возрастающих потребностей граждан.
Основополагающим моментом обеспечения комфортности жизни людей является повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг, доступности и комфортности жилья.
Кроме того, невысокая доступность и комфортность жилья, территориальные диспропорции в обеспеченности жильем и уровнем благоустроенности жилищного фонда, низкое качество жилищно-коммунального обслуживания являются сдерживающими факторами возможного развития и привлечения человеческого капитала, как на уровне регионов, так и муниципальных образований области.
Жилищно-коммунальное хозяйство области является отраслью, обеспечивающей комфортность проживания населения региона. В жилищном фонде 71% приходится на долю городов и поселков городского типа и 29% - на сельские населенные пункты. Жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 61%, уровень благоустройства городского жилищного фонда в 2 раза выше, чем сельского. Из всей площади жилищного фонда области лишь 40% оборудовано всеми видами благоустройства одновременно, в городской местности - 53%, в сель-ской - 9%.
Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 6,1% от общего жилищного фонда - это самый высокий процент среди регионов ПФО. Износ основных фондов отрасли на 01.01.2008 составляет 66 %. Недостаточное вложение инвестиционных средств в развитие жилищно-коммунального хозяйства привело к переизносу сетей и оборудования, что негативно сказывается на увеличение аварий и повреждений на объектах коммунальной инфраструктуры.
Сильное отрицательное воздействие на ситуацию в ЖКХ оказывало искусственное сдерживание тарифов при наличии объективных предпосылок для их роста. При этом практически полностью отсутствовало финансирование выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса.
Основной организационной формой предприятий, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, до последнего времени являлись унитарные муниципальные предприятия, жёстко закреплённые по территориальному принципу за объектами жилого фонда. У жителей практически отсутствовала возможность выбора организации - поставщика услуги. Кроме того, как правило, деятельность данных предприятий не обеспечивалась какими-либо нормативами или стандартами качества, а также регламентами оказания услуг. Как результат - низкое качество услуги, а также практически полная неконтролируемость соотношения "цена - качество".
Подобная ситуация привела к тому, что изменение тарифной политики в 2003-2005 годах, последовавший за этим рост тарифов, введение компенсационных выплат по льготам, проведение организационной работы, приведшей к росту собираемости платежей, значительное увеличение расходов бюджета на модернизацию и реконструкцию ЖКХ не привели к адекватному росту качества услуг, а, следовательно, комфортности проживания, но увеличили долю соответствующих платежей в общей сумме расходов населения.
В результате в Кировской области сложилась ситуация, при которой при незначительном уровне комфортности население области вынуждено тратить значительные денежные средства на оплату жилья, снижая свои возможности удовлетворить потребности в других сферах жизнедеятельности. В результате область, имея менее комфортную среду обитания, реально проигрывает конкурентную борьбу за кадровый потенциал и не может обеспечить высокое качество жизни на своей территории.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью политики в области жилищно-коммунального комплекса должно стать обеспечение реформирования ЖКХ, направленное на повышение комфортности проживания и снижение доли платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи.
Данная цель представляет собой совокупность двух подцелей. Достижение первой подцели - повышение комфортности проживания жителей области должно быть обеспечено через рост качества предоставляемых услуг посредством решения следующих задач:
качественное изменение рынка оказания услуг ЖКХ через переход от монопольного рынка к рынку с высоким уровнем конкуренции. Основными направлениями решения этой задачи будут: формирование конкурентной среды на данном рынке. Основным механизмом будет механизм частно-государственного партнерства для развития которого необходимо создание и внедрение муниципальной нормативной и методической основы функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса в формате регулируемого рынка услуг и частно-государственного партнерства с учетом соблюдения режима конкурентности, обеспечения антимонопольных защитных мер от недобросовестной конкуренции. Параллельно с этим необходимо обеспечить повышение инвестиционной привлекательности отрасли, прежде всего за счёт: упорядочения имущественных отношений, поддержки органов власти в оценке и регистрации коммунальных объектов; определения органами местного самоуправления области ориентиров развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры с учётом принятия на себя части инвестиционных обязательств; проведения чёткой среднесрочной тарифной политики с выделением инвестиционной составляющей тарифов, бюджетного софинансирования наиболее значимых инвестиционных проектов; разработки и внедрения в жилищной сфере путем определения органами местного самоуправления критериев и стандартов содержания жилых зданий вне зависимости от формы собственности и контроля их выполнения. Результатом этой работы должно стать чёткое нормативное определение основных принципов установления соотношения "цена - качества" на рынке данных услуг; проведение политики привлечения населения к более активному участию в управлении ЖКХ, прежде всего через механизм ТСЖ. Собственники жилых помещений, объединяясь в ТСЖ, заказывают необходимый перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и контролируют качество выполняемых услуг, заключают договоры на предоставление коммунальных услуг также соответствующего качества и необходимого объема, а при несоблюдении условий договора поставки коммунальных услуг по качественным характеристикам исполнитель коммунальных услуг снижает плату за некачественно предоставленные услуги. Органы местного самоуправления должны стимулировать формирование объединений собственников жилых помещений и поддерживать существующие ТСЖ путем инициирования создания ТСЖ, выделения средств на капитальный ремонт домов в первоочередном порядке, создания благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ. Результатом этой работы должно стать то, что количество товариществ собственников жилья на территории муниципальных образований возрастёт к 1 января 2011 года до 20% от общего количества многоквартирных домов, соответственно к 2015 году - до 30 % и к 2020 году - до 40%. Общим результатом решения этой задачи будет демонополизация рынка жилищно-коммунальных услуг. Это будет выражаться в следующей динамике базисных показателей: количество управляющих организаций частной формы собственности, осуществляющих оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме должно быть увеличено к 2011 году до 80%, к 2015 году до 100% от их общего числа; количество организаций коммунального комплекса частной формы собственности должно быть увеличено к 2011 году до 80%, к 2015 году до 90%, к 2020 году до 100% от их общего числа;
повышение технической надёжности инженерной инфраструктуры ЖКХ и организация качественного обслуживания жилищного фонда. Решение этой задачи будет осуществляться за счёт интенсификации работ по капитальному ремонту сетей и жилого фонда, замены наиболее изношенных основных фондов жилищно-коммунального комплекса и переселения жителей из аварийного жилого фонда, а также решения проблемы ветхого жилья. Важным направлением работы является системное решение проблемы текущего ремонта, заключающейся в недооценке гражданами его значения и, как следствие, минимизации объёма заказа на текущий ремонт со стороны собственника управляющей организации. Механизмом решения этой задачи будет рост финансирования соответствующих работ при одновременном использовании более современных принципиальных решений и технологий в рамках проведения работ по модернизации ЖКХ. Выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с областной адресной программой по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением федеральных средств из Фонда содействию реформирования ЖКХ. За счет данной программы до 2011 года включительно будет отремонтировано около 10 млн. кв. метров жилищного фонда на сумму 2119 млн. рублей. В срок до 2020 года предполагается за счет средств собственников жилых помещений, в том числе за счет средств местных бюджетов, выйти на объём осуществления ежегодного капитального ремонта жилищного фонда в размере 500 тыс. кв.м. Объем финансирования замены наиболее изношенных основных фондов жилищно-коммунального комплекса для Кировской области в целом оценивается в 2,5 млрд. рублей. Проведение данных работ планируется осуществлять в рамках программ по реформированию и модернизации ЖКХ с выходом на нормативный уровень замены и капитального ремонта основных фондов (4-5% в год от общей стоимости сооружений) и окончательную ликвидацию "недодела" к 2020 году;
обеспечение технической модернизации ЖКХ. В рассматриваемом периоде работа в этой области будет проводиться по следующим основным направлениям: оптимизация технической и технологической структуры системы ЖКХ с учётом существующих особенностей системы расселения на территории Кировской области. Работы будут проводиться: в области теплоснабжения - по резервированию избыточной располагаемой мощности котельных; по организации работы нескольких источников на единую сеть и резервирование участков тепловых сетей для повышения степени надежности теплоснабжения; по децентрализации систем теплоснабжения с низкой плотностью тепловой нагрузки и высокими потерями на сетях и переходу на локальные источники теплоснабжения. Кроме того, общим принципиальным подходом в ориентации этих работ будет перевод на более экономичные виды топлива, прежде всего централизованных систем теплоснабжения. В результате этого направления работы к 2020 году планируется: на треть увеличить процент использования местных видов топлива прежде всего за счёт увеличения в 4 раза объёма использования торфа (уровень использования местных видов топлива составит более 30%); перейти на использование мазута практически только как резервного топлива, снизив объёмы его потребления почти в 7 раз; почти в 2 раза увеличить использование газа; в области водоснабжения - по установке современных систем водоочистки, использованию централизованной схемы снабжения водой, по созданию и эксплуатации систем водоподготовки при наличии сооружений первого подъема и водонапорных башен. В области водоотведения основными направлениями работы будут работы по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации; в области утилизации твердых бытовых отходов - по развитию локальных систем их ути-лизации;
рост объёмов финансирования с одновременным изменением структуры затрат в направлении снижения затрат на финансирование текущих расходов и роста затрат на капитальные вложения. В целом объём финансирования работ по модернизации ЖКХ должен составить более 3 млрд.руб. (не включая комплекс работ по утилизации твердых бытовых отходов).
Результатами проведения работ по повышению технической надёжности инженерной инфраструктуры ЖКХ, организации качественного обслуживания жилищного фонда, а также работ по решению задачи обеспечения технической модернизации ЖКХ к 2020 году будут:
полная ликвидация аварийного по состоянию на 01.01.2007 жилого фонда, снижение уровня ветхого жилого фонда до 1,7 % от его общего объема;
снижение уровня износа основных фондов ЖКХ до 40%.
снижение аварийности и повреждаемости сетей на 80%, снижение потерь соответственно до 16%;
увеличение уровня благоустройства жилищного фонда до 85%;
обеспечение предоставления жилищно-коммунальных услуг, соответствующих необходимым параметрам качества.
Параллельно с достижением подцели повышение комфортности проживания жителей области будет проведена работа по снижению доли платежей за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. Основными направления достижения данной подцели будут:
работа по реформированию ЖКХ с целью снижения непроизводительных расходов и удельных расходов электроэнергии, топлива, трудовых ресурсов (так, модернизация объектов инфраструктуры позволит снизить на 22% удельные затраты электроэнергии, топлива, трудовых ресурсов);
увеличение объема предоставляемого коммунального ресурса;
развитие конкуренции на рынке услуг ЖКХ.
К 2020 году доля платежей за услуги ЖКХ должна снизиться на 12-15% от базового уровня и составит около 8% в совокупном доходе семьи.
Плановые показатели развития жилищно-коммунального хозяйства области приведены в приложении N14.
Повышение доступности приобретения и комфортности жилья. Обеспеченность жильём в Кировской области близка к среднероссийскому показателю и среднему по ПФО и составляет 21,3 кв.м на человека, что превышает уровни таких регионов как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермского края и ряда других регионов-соседей.
При внешне благополучной картине проблемным является высокий уровень аварийного и ветхого жилья при одновременно низких (хотя и значительно возросших за последние три года) объёмах жилищного строительства. Основная цель политики в области жилищного строительства состоит в достижении к 2020 году темпов роста строительства жилья, позволяющих обеспечить жителей области комфортным и доступным жильём.
Комфортность жилья, помимо уровня благоустройства, определяется также принципом "количество комнат должно превышать количество проживающих" (показатели комфортности сформулированы в докладе Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Президенту и Правительству Российской Федерации "Жилище России в ХХI веке как основа формирования среды жизнедеятельности и залог устойчивого развития страны" в 2008 году).
В целом по стране на одну комнату приходится 1,3 человека, поэтому на сегодняшнем этапе наиболее приемлемо обеспечение комфортности по принципу равенства числа проживающих и числа комнат. При этом следует учитывать показатель просторности жилища - в настоящее время в стране на человека приходится около 20 кв. метров общей площади, а физиологический минимум на человека определен на уровне 22 кв. метров и начальный комфортный уровень - 28 кв. метров общей площади.
Исходя из коэффициента семейности, характерного для Кировской области, среднестатистическую семью в Кировской области для обеспечения начального уровня комфортности необходимо обеспечить трёхкомнатной квар-тирой общей площадью 85 кв.м. Расчёты показывают, что для достижения этого необходимо выйти к 2020 году на объёмы строительства, позволяющие вводить не менее 1 кв.м на жителя области. Одновременно будет полностью ликвидирован "задел" по аварийному жилому фонду, а также снижен объём ветхого жилья до 1,7% от общего объёма жилого фонда.
Для достижения этой цели будут решены следующие задачи:
обеспечение опережающего (как минимум на 1 год) предоставления земельных участков, площадь ежегодно предоставляемых участков должна возрасти до 500 - 550 га в 2011 году, с дальнейшим ростом примерно до 1300 га в 2020 году, задача будет решена за счет сохранения подходов, изложенных в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище". Общая сумма затрат на решение данной задачи за счёт всех источников финансирования составит около 10 млрд. рублей (за 2008-2020 годы);
обеспечение роста доли малоэтажного индивидуального строительства в общем объёме жилищного строительства. В соответствии с современными тенденциями формирования комфортной среды обитания наиболее комфортными условиями проживания является именно проживание в индивидуальном жилье. (Как отмечают специалисты РААСН в США и Англии значительно большая, чем у нас, часть горожан живёт в односемейных домах с приусадебными участками. По некоторым данным число таких семей составляет до четырёх пятых от общего числа жителей города). Кроме того, рост доли малоэтажного строительства позволяет в значительной мере решить проблему территориальных диспропорций в развитии жилищного строительства, и, как следствие, нарастить объёмы жилищного строительства в сельской местности с целью социального развития села и развития сектора сельхозпредприятий АПК. В общем объеме введенного в эксплуатацию жилья на территории области доля малоэтажного строительства за последние 6 лет в среднем составляет 33%, к 2020 году планируется увеличение доли малоэтажного строительства до 60% за счет реализации областных программ по развитию жилищного строительства, участия Кировской области в федеральных целевых программах "Социальное развитие села до 2010 года" и "Жилище";
внедрение в строительную индустрию эффективных энергоресурсо-сберегающих технологий, в том числе с участием зарубежных фирм, развитие отдельных промышленных зон, в составе которых предусматривается строительство новых предприятий и модернизация действующих предприятий стройиндустрии. Более подробно о развитии стройиндустрии на территории области говорилось ранее. Механизмом решения данной задачи будет разработка и реализация на территории области областной целевой программы развития строительной индустрии, в результате планируется снизить средневзвешенный процент базовых ввозимых строительных материалов примерно в 2 раза;
повышение доступности жилья для всех категорий граждан. Вопрос доступности жилья является одним из самых важных вопросов жилищной политики Правительства области. По статистическим данным за 2007 год показатель средней цены 1-го кв.м жилья в регионе (33,4 тыс.руб. за 1 кв.м) несколько ниже среднероссийского показателя и среднего показателя по ПФО (44,1 и 34,8 тыс.руб. за 1кв.м соответственно) и занимает 6-е место в ПФО по убыванию значения. В тоже время коэффициент доступности жилья составляет почти 7 лет и, хотя является далеко не самым максимальным в ПФО, но всё же значительно больше среднероссийского значения (5,3 года).
Решение этой задачи будет происходить, прежде всего, за счёт наращивания темпов жилищного строительства. Анализ ситуации показывает, что при росте объёмов ввода жилья примерно в 3 раза в сопоставимых экономических условиях возможно снижение цены 1 кв.м примерно до 25 - 30%, как за счёт снижения себестоимости вследствие использования эффекта масштаба, так и за счёт прекращения ажиотажного спроса на жильё и соответствующей корректировки ценовой политики строительных организаций.
Ещё одним механизмом, который будет использован для повышения доступности жилья, является разработка новых, использование и совершенствование действующих институтов жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья: строительно-сберегательных касс, ипотеки, земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных бумаг.
Важнейшими элементами развития системы ипотечного жилищного кредитования до 2020 года в области будут являться создание и совершенствование механизмов взаимодействия всех участников рынка жилья и ипотечного кредитования под эгидой Правительства области; реализация бюджетной политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка жилищного ипотечного кредитования; подготовка специалистов в области развития жилищной ипотеки; развитие конкуренции между первичными кредиторами; совершенствование правовой и нормативной базы на областном уровне и федеральном уровнях.
Одним из наиболее важных направлений политики Правительства области, направленной на повышение доступности жилья, будет решение вопроса обеспечения жильем молодых семей. Это связано с необходимостью решения одной из самых серьёзных проблем, стоящих сегодня перед обществом - демографической проблемы. Согласно результатам статистического наблюдения 80% детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет, в тоже время неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Самостоятельно решить данную проблему или решить ее с помощью механизмов, предлагаемых в настоящее время Правительством области, могут лишь 50% нуждающихся, или около 15 тыс. молодых семей.
Решение этой проблемы будет основываться на разработке и внедрении в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; привлечения средств федерального бюджета, консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования, привлечения средств работодателей для закрепления молодых специалистов, развития частно-государственного партнерства.
Будет продолжена государственная поддержка малообеспеченных категорий граждан, сельских жителей через социальное жилье и предоставление безвозмездных государственных субсидий, субсидирование процентных ставок банковских кредитов.
В результате за счёт использования всех механизмов к 2020 году число семей на территории Кировской области способных приобрести жилье за счет собственных и заемных средств должно составить не менее 60%. Количество молодых семей имеющих возможность улучшивших жилищные условия, в том числе за счёт разных форм поддержки из бюджетов всех уровней возрастёт в 1,7 раза и достигнет 85% от нуждающихся. Коэффициент доступности снизиться примерно в 1,5 раза и составит величину 4,5 - 4,6 лет.
Экологическая обстановка в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации является достаточно благополучной, по состоянию экологической обстановки область входит в число десяти лучших регионов России.
В то же время, с учетом ускорения темпов промышленного развития, усиления техногенного влияния человека на природу, необходимо принятие мер для снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения экологической комфортности среды обитания человека.
Основными проблемными вопросами, которые требуют решения, являются следующие:
более половины населения области проживает в населенных пунктах, где сконцентрированы основные промышленные объекты, транспортные потоки, что является основным фактором загрязнения атмосферного воздуха;
практически во всех населенных пунктах области существуют проблемы с размещением и утилизацией твердых бытовых отходов, представляющие экологическую и санитаpно-эпидемиологическую опасность;
более 40% населения области обеспечивается питьевой водой из поверхностных источников водоснабжения с низким качеством воды.
особого внимания требуют основные экологически опасные объекты: территория Кирово-Чепецкого химического комбината, Кильмезское захоронение непригодные к использованию пестицидов и агрохимических препаратов, захоронение фенол- формальдегидных смол в п.Совье Слободского района.
Цель региональной экологической политики состоит в улучшении качества природной среды и обеспечении благоприятной среды проживания населения и формировании экологически ориентированной экономики и экологически конкурентных производств.
Поставленная цель будет достигаться за счет создания благоприятных условий жизнедеятельности, в том числе по направлениям:
строительство, реконструкция и модернизация сооружений полной очистки сточных и ливневых вод; строительство и замена газоочистных установок в котельных жилищно-коммунального комплекса, стимулирование перевода автотранспорта на экологически чистые виды топлива, перенос предприятий и вредных производств из жилых зон в промышленные зоны;
предотвращение негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности, строительство мусоросортировочного комплекса для города Кирова, внедрение установок по утилизации сгораемых отходов;
создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией, создание нового водозабора для питьевого водоснабжения населения г. Кирова, подготовку месторождений пресных подземных вод к разработке и перевод системы водопотребления на защищенные (подземные) источники;
внедрение рыночных механизмов охраны природы, поддержка повторного использования и вторичная переработка промышленных товаров, стимулирование деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, внедрение технологий, обеспечивающих экологическую безопасность;
повышение уровня экологической культуры населения области, внедрение технологий раздельного сбора бытовых отходов;
развитие системы особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих сохранение естественных экосистем на территории области, территорий с ограниченным режимом природопользования, содействие созданию и развитию туристско-рекреационных зон.
Строительство мусоросортировочного комплекса в г. Кирове, внедрение установок по утилизации сгораемых отходов позволит к 2011 году обеспечить сокращение количества образующихся отходов потребления на 10%.
К 2015 году ввод в действие очистных сооружений сточных вод и ливневого стока позволит достичь сокращения сброса загрязненных без очистки сточных вод в водные объекты на 80%.
За счет строительства нового водозабора в г. Кирове, перевода системы водопотребления на защищенные (подземные) источники водоснабжения в других населенных пунктах будет обеспечено повышение качества питьевой воды в соответствии с санитарными требованиями.
За счет строительства и замены газоочистных установок в котельных жилищно-коммунального комплекса, переноса предприятий и вредных производств из жилых в промышленные зоны будет обеспечено стабильное состояние атмосферного воздуха.
До 2020 года на территории области планируется строительство мусороперерабатывающего завода, который решит проблемы с объектами размещения отходов и захламленностью отходами населенных территорий.
В результате к 2020 году будет увеличена на 5% площадь природно-заповедного фонда области, доля населения, проживающего в местах с повышенной экологической нагрузкой на атмосферный воздух от передвижных источников, снизится с 30% в 2007 году до 15% в 2020 году, доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, возрастет в 1,5 раза, будет обеспечена очистка 97% используемых в промышленности и коммунальном хозяйстве сточных вод. Экологическая среда обитания человека к 2020 году будет иметь состояние атмосферного воздуха, водных, лесных, минеральных и иных ресурсов, зон отдыха, отвечающее современным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, обеспечивающее гарантию нормальной жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений.
В отношении экологически опасных объектов:
к 2020 году будут уничтожены Кильмезское захоронение непригодных к использованию пестицидов и агрохимических препаратов и захоронение фенол- формальдегидных смол в п.Совье Слободского района. Одним из этапов этой работы является адаптация технологий уничтожения химического оружия для ее применения к утилизации пестицидов, агрохимических препаратов, захоронение фенол- формальдегидных смол. До разработки и внедрения ука-занных технологий будет усилено наблюдение за техническим состоянием сооружений для обеспечения безопасного хранения;
сложной является ситуация с хранилищами промотходов на Кирово-Чепецком химическом комбинате, на которых накоплено около 2.5 млн. тонн опасных веществ, и более 300 тыс. тонн радиоактивных отходов (далее - РАО). Кроме того, на подземный полигон захоронения ежегодно направляется до 400 тыс.тонн опасных отходов, а общий объем отходов, закачиваемых в нагнетательные скважины с начала эксплуатации достигло 4,4 млн.тонн. Территория, загрязненная в процессе переработки радиоактивных ядерных материалов и обращения с РАО, составляет 93 га.
Мероприятия по выводу хранилищ из эксплуатации и приведению в соответствие с действующими нормами и правилами объектов по переработке отходов проводятся за счет федерального бюджета в две очереди: первая оче-редь- вывод из эксплуатации или продление срока эксплуатации объектов размещения радиоактивных отходов с разработкой и реализацией соответствующих проектов консервации объектов. Вторая очередь - вывод из эксплуатации объектов ураноперерабатывающего производства и частично демонтированного производства, приведение законсервированных объектов ураноперерабатывающего производства урана до соответствия установленным нормам и реабилитация загрязненной территории.
Работы по обеспечению экологической безопасности объектов хранения и загрязненных территорий на Кирово-Чепецком химическом комбинате оцениваются ориентировочно в 10 млрд. рублей и должны быть закончены до 2025 года. Вопросы по стабилизации ситуации с радиоактивными отходами являются предметом совместных действий Правительства области и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Транспортная доступность является важной составляющей комфортности жизнедеятельности граждан, обеспечивающей свободу передвижения и мобильность населения, экономической конкурентоспособности региона. В современных условиях обеспеченность дорогами становится все более важной составляющей жизни людей и эконо-мического развития региона.
Проблема неудовлетворительного состояния дорожной сети, обеспечивающей транспортную доступность, для Кировской области является одной из наиболее значимых. В неудовлетворительном состоянии находятся основные дороги области, на низком уровне находится содержание улично-дорожной сети населенных пунктов, имеется значительное количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями.
Лишь 4 из 39 районов области имеют связь по дорогам с твердым покрытием со всеми соседними районами. При этом около 50% населенных пунктов не имеют подъездов по дорогам с твердым покрытием. Уровень транспортной дискриминации населения области выше нормативного почти в три раза, соответственно чрезвычайно высоки потери времени человека - потерянный фонд свободного времени населения достигает 2566 млн. человеко-часов в год.
Современное состояние транспортной сети является серьезным сдерживающим фактором регионального развития и развития человеческого потенциала, снижает возможности самореализации человека и конкурентоспособность области в межрегиональном пространстве. Поэтому создание рациональной, разветвленной, современной транспортной сети, удовлетворяющей потребности населения и экономики области в транспортной доступности, является приоритетной задачей развития области.
Задача будет решаться за счет определения и сосредоточения усилий на реализации ключевых направлений, строительства новых, в том числе скоростных, и модернизации существующих дорог разного вида и уровня, внедрения новых технологий в строительстве и содержании автодорог.
Основной целью развития транспортной системы является создание такой транспортной системы (транспортного каркаса), которая должна устранить сдерживающее влияние транспорта на социально-экономическое развитие региона.
Формирование перспективного транспортного каркаса развития основных магистралей обеспечит пространственное и функциональное единство региона. Определение основных направлений и типов движения позволит принципиально изменить возможности транспортной доступности и мобильности для производителей и потребителей услуг, произойдет "сжатие" пространства области, что позволит повысить уровень капитализации региона. "Сжать" пространство можно только с помощью экономии затрат времени на поездки, в первую очередь, за счет развития скоростной транспортной инфраструктуры. Особая роль принадлежит скоростным дорогам - 27% каркаса станут автобанами.
Результатом работы по развитию транспортной системы будет значительное улучшение транспортной ситуации в области. Так, к 2015 году значительно снизится транспортная дискриминация населения. В результате количество жителей, "отрезанных от больших дорог", снизится на 25% по отношению к 2006 году, к 2020 году ещё на 25-30%.
Уровень личной безопасности в Кировской области выше среднего по регионам России, однако, по данным общероссийского социологического опро-са от 10% до 15% граждан лично подвергались преступным посягательствам. Является высоким уровень рецидивной и подростковой преступности.
Для повышения личной безопасности на уровне регионального управления основными направлениями деятельности будут являться:
повышение качества и эффективности профилактики правонарушений и преступлений;
усиление социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
совершенствование социальной адаптации ранее судимых лиц, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий, прежде всего, за счет создания условий для трудоустройства и организованных форм досуга;
развитие института добровольных общественных объединений правоохранительной направленности, а также различных форм участия общественных формирований граждан, негосударственных предприятий, учреждений, организаций в охране общественного порядка.
Уровень подростковой преступности в Кировской области превышает среднероссийский: наличие подростковой преступности является фактором, определяющим развитие криминогенной ситуации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для локализации указанной проблемы, на уровне регионального управления будет усилена работа по созданию условий для образования, досуга и занятости населения, развития сети реабилитационных учреждений, предупреждения социального сиротства, развития семейных форм устройства детей.
К 2020 году в результате принимаемых мер, повышения роли среднего класса, формирования демократических институтов развития общества будет достигнуто дальнейшее повышение уровня личной безопасности граждан Кировской области.
Важным элементом социального благополучия населения является комфортность получения, качество и доступность государственных и муниципальных услуг.
В этой связи в период до 2020 года система государственного регионального управления будет базироваться на решении задач повышения качества и доступности государственных услуг (административные процедуры которых должны быть просты, понятны и ориентированы на конечного потребителя - получателя государственной услуги); информационной открытости органов власти, доведение информации до потребителей, в том числе без непосредственного обращения в органы государственной власти и государственные учреждения, использование электронных средств связи, сокращение количества инстанций, документов, сроков их рассмотрения; организации получения "обратной связи".
Поставленные задачи будут достигнуты за счет регламентации процедур оказания государственных услуг, изучения общественного мнения и проведения социологических исследований, совершенствования информационных систем взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, жителей области и хозяйствующих субъектов.
В результате к 2020 году значительно возрастет степень удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, доверие к государственным структурам, сформируется развитая система государственных и муниципальных услуг.
Существенный вклад в обеспечение комфортности среды обитания людей внесет развитие инфраструктуры связи, всеобщая компьютеризация, доступное использование сети Интернет и других современных технологий связи. Это позволит упростить процесс предоставления услуг населению, предоставит возможность населению "дистанционной" работы и обучения.
В результате реализации намеченных мероприятий, комплексного решения проблем и локализации факторов, сдерживающих достижение качественных сдвигов в жилищном и строительном комплексе области, к 2020 году уровень комфортности жизни людей в Кировской области будет максимально полно удовлетворять растущие потребности и требования граждан к среде проживания и обеспечивать устойчивые позиции области в межрегиональной конкуренции за человеческий трудовой капитал.
К 2020 году будет обеспечено значительное улучшение следующих ключевых индикаторов комфортности жизни людей.
Доступность и качество жилья. Средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 28 кв. метров на человека или каждая среднестатистическая семья сможет приобрести трёхкомнатную квартиру общей площадью 85 кв.метров, число семей, способных приобрести жилье за счет собственных и заемных средств, составит не менее 60%. Коэффициент доступности жилья снизится в 1,5 раза и составит около 4,5 лет. Доля малоэтажного строительства возрастет в 2 раза и составит к 2020 году около 60%.
Качество жилищно-коммунальных услуг. Уровень ветхого жилого фонда снизится до 1,7 %. Уровень благоустройства жилищного фонда возрастет до 85%, снизится аварийность и повреждаемости сетей на 80%. Доля платежей населения не превысит 8% в совокупном доходе семьи.
Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с повышенной экологической нагрузкой на атмосферный воздух от передвижных источников снизится с 30% в 2007 году до 15% в 2020 году. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, возрастет в 1,5 раза.
Создание разветвленной транспортной сети. К 2015 году значительно снизится транспортная дискриминация населения, в результате количество жителей, "отрезанных от больших дорог", снизится на 25% по отношению к 2006 году, к 2020 году - ещё на 25-30%.
Уровень личной безопасности. Уровень преступности снизится в 1,5 раза.
В результате реализации Стратегии будет достигнуто значительное улучшение демографической ситуации - средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет в среднем на 6 лет и достигнет 72 лет.

Док. 535632
Перв. публик.: 12.08.08
Последн. ред.: 26.12.08
Число обращений: 56

  • Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``