В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обоснование модели социально-экономического развития Кировской области Назад
Обоснование модели социально-экономического развития Кировской области
. Обоснование модели социально-экономического развития Кировской области

В ходе разработки Стратегии было разработано три модели социально-экономического развития области - инерционная, инвестиционно-консервативная и инновационная, учитывающие различные сценарии поведения органов государственной власти области в прогнозируемой перспективе. Все стоимостные оценки в расчетах моделей приведены к ценам 2007 года.
Первая модель - инерционная, движение по которой будет происходить по существующим тенденциям, сложившимся за последние годы. Степень государственного вмешательства в экономическое развитие - минимальна, главная роль отводится рыночным условиям, изменение которых будут определять изменения, происходящие в экономике и социальной сфере области. По этому сценарию структура валового регионального продукта в 2020 году изменится по отношению к 2006-2007 годам незначительно. Рост валового регионального продукта в 2020 году по инерционному сценарию прогнозируется на уровне 159% к 2007 году в сопоставимой оценке. Наибольшие темпы роста среди значимых в экономике области отраслей (по вкладу в ВРП) ожидаются в строительстве (189%), сфере услуг (178%), обрабатывающих производствах (186%). Достаточно высокие показатели роста вклада в валовой региональный продукт прогнозируются и в отраслях "транспорт и связь" - 154% и "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 150%.
При реализации первой модели развития области производительность труда повысится к 2020 году на 11% к уровню 2007 года в сопоставимой оценке, что соответствует тенденциям изменения данного показателя за прошедшие годы. Потребность экономики в кадрах возрастёт до 739,3 тыс. человек. Такая величина потребности в кадрах не сможет быть восполнена демографическими ресурсами области, что свидетельствует о нереалистичности инерционного варианта. Другими словами, в случае развития по инерции кадровый кризис будет нарастать в области, что спровоцирует ухудшение всех экономических и социальных показателей региона. К аналогичным выводам применительно к подобному варианту развития Российской Федерации пришло в своих расчётах Министерство экономического развития Российской Федерации.
Рост оборота организаций по всем видам деятельности к 2020 году прогнозируется на уровне 171%, что выше темпа роста ВРП. Это означает, что доля материальных затрат на производство в выручке возрастет за счет фонда оплаты труда и получаемой прибыли.
    Реализация первой модели из-за прогнозируемых с учётом его сценарных характеристик дефицита в кадрах не создаст реальных возможностей реализации намеченных инвестиционных проектов, что приведёт к сохранению сегодняшнего уровня эффективности экономики, не обеспечивающего высокого качества экономического развития и достижения высоких социальных стандартов.
Вторая - инвестиционно-консервативная - модель социально-экономического развития области - также подразумевает сохранение базовых тенденций развития экономики, но с вмешательством государственной власти только с целью решения тактических задач, без постановки перед собой долгосрочных конкретных целей, без выделения точек роста экономики области.
В таком случае органы государственной власти будут принимать меры по развитию инфраструктуры, однако эти меры будут не целенаправленными, а распространяться достаточно равномерно на все отрасли экономики и на всю территорию области. В то же время недостаточность бюджетной обеспеченности не позволит вложить в развитие инфраструктуры такой объём инвестиций, который позволил бы достичь качественного улучшения ситуации и, как следствие, обеспечить достижение и устойчивость высоких темпов развития.
Указанная модель предусматривает повышение производительности труда в экономике в 1,7 раза в 2020 году за счёт более мягких условий ведения хозяйственной деятельности, большего притока инвестиций и более высокой инновационной активности. Однако такого темпа, как показывают расчёты, будет недостаточно, чтобы обеспечить необходимый темп роста экономики. В результате к 2020 году сложится дефицит работников в количестве 120-140 тыс. человек.
Расчёты показывают непригодность такого варианта развития экономики, поскольку он опирается на плавный рост, который не позволяет избавиться от глубоких недостатков, которые заложены в структуре экономики области, имеющейся на сегодняшний день.
При таком подходе предполагается, что рост объема валового регионального продукта в 2020 году составит 255% к уровню 2007 года, а темп роста оборота предприятий - 219%. Снижение доли материальных затрат и увеличение прибыли и фонда оплаты труда положительно скажется как на социальном положении населения области, так и на финансовом состоянии предприятий.
Наибольшими темпами при принятии такого сценария будут развиваться также строительство, его вклад в валовой региональный продукт возрастёт в 3,2 раза, транспорт и связь - в 3,1 раза, и обрабатывающие производства - 3,2 раза. Максимальный рост оборота предприятий в 2020 году будет иметь место на предприятиях обрабатывающей промышленности и составит 274% к уровню 2007 года, в основном за счет целлюлозно-бумажной промышленности, производства строительных материалов, а также обработки древесины и производства изделий из дерева.
Вторая модель в силу дефицита кадров не позволит реализовать полный набор приоритетных инвестиционных проектов, а значит - выйти на качественно новый уровень экономического роста.
В случае реализации данной модели рост бюджетной обеспеченности значительно выше, чем по первому сценарию, но, в тоже время, недостаточно высок, чтобы качественно изменить ситуацию в социальной сфере. Изменения будут направлены на стабилизацию ситуации в целом и фрагментарные сдвиги в отдельных секторах оказания бюджетных услуг.
Третья модель развития области - это сценарий инновационного развития экономики, основанный на усиленной поддержке государственной властью приоритетных отраслей регионального хозяйства - отраслей опережающего развития. Интенсивное наращивание производительности труда (до 5-6 раз в отдельных отраслях, имеющих в настоящее время максимальный ресурс развития) за счёт реализации в них крупных инвестиционных проектов позволит покрыть потребность экономики в трудовых ресурсах на основе имеющейся численности населения с учётом новаций в демографической поли-тике (рис.5, 6).
Реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации инвестиционные проекты, с учетом имеющихся в области ресурсов, а также учитывая сегодняшнее состояние отраслей экономики, дают основание обозначить в качестве опережающих отраслей развития такие отрасли как глубокая переработка древесины, целлюлозно-бумажное производство, производство строительных материалов, химическое производство, биохимия, а также агропромышленный комплекс. Темп роста отраслей опережающего развития значительно превысит темп роста прочих отраслей, что создаст необходимую экономическую базу для дальнейшего развития, кроме того, темп опережения в развитии отмеченных отраслей в инновационной модели будет превышать соответствующий показатель в инерционной и инвестиционно-консервативной моделях (приложение N11). В результате опережающего развития отдельных отраслей произойдёт не только увеличение оборота организаций, но и повышение удельного веса отраслей опережающего развития в экономике области (приложение N12).
Рост валового регионального продукта - 350% - будет происходить на фоне увеличения оборота предприятий всех отраслей экономики до 267% (в сопоставимых ценах) (рис.5).
Производство продукции предприятий, занимающихся сельским хозяйством, вырастет на 83%, оборот предприятий пищевой перерабатывающей промышленности - в 2,2 раза, химической промышленности - в 2,7 раза, предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева - в 9,4 раза, производство строительных материалов - более чем в 10 раз, целлюлозно-бумажной промышленности - почти в 20 раз (табл.3, 4).
Оценивая темпы роста отраслей опережающего развития в инновационной модели развития, следует отметить, что в наибольшей степени за счёт развития отраслей опережающего развития возрастёт добавленная стоимость в обрабатывающем секторе экономики, в несколько меньшей - в секторе добычи полезных ископаемых (прежде всего, за счёт добычи полезных ископаемых для производства строительных материалов, а также торфа). Заметный, но меньший, чем в промышленности, темп роста добавленной стоимости будет иметь место в сельском хозяйстве (приложение N13).
Таблица 3
Вклад основных видов экономической деятельности
в валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах)
(млрд. рублей)
Наименование отрасли    2007 год    2011 год    2015 год    2020 год    2020 год, % к 2007 году
ВРП - всего    114    160    230    400    350
в том числе:                    
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство    14    20    24    26    183
обрабатывающие производства    26    32    48    114    444
производство и распределение электроэнергии, газа и воды    7    8    10    11    151
строительство    6    7    14    26    450
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования    15    24    33    55    357
транспорт и связь    17    28    48    81    463
прочие    28    41    54    88    315

Таблица 4
Оборот организаций по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (в сопоставимых ценах)
(млрд. рублей)
Наименование отрасли    2007 год    2011 год    2015 год    2020 год    2020 год, % к 2007 году
Обрабатывающие производства - всего    83    104    155    284    342
в том числе:                    
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака    11    12    17    25    225
обработка древесины и производство изделий из дерева    5    7    12    47    935
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность    2    3    4    40    1920
химическое производство    14    18    25    38    266
производство резиновых и пластмассовых изделий    9    10    14    21    239
производство прочих неметаллических минеральных продуктов    2    3    16    23    1137
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий    16    21    27    40    242
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования    7    11    12    13    201
прочие    17,1    19,6    26,7    37,8    221
    
Процесс роста объёмов производства будет сопровождаться ростом добавленной стоимости. При этом добавленная стоимость всех обрабатывающих производств (в которые входит большинство указанных приоритетных отраслей) в составе ВРП увеличится в 4,4 раза, строительства - в 4,5 раза, транспорта и связи - в 4,6 раза. Значительный рост предусматривается и по остальным отраслям экономики области.
Достижение таких целей требует серьезной мобилизации сил, инвестиций, концентрации ресурсного, кадрового, научного потенциалов.
Рост бюджетной обеспеченности даст возможность комплексных преобразований в социальной сфере, что позволит значительно улучшить уровень и качество жизни. Оборотной стороной этих преобразований будет наращивание кадрового ресурса территории, что позволит заложить фундамент для дальнейшего социально-экономического развития области (табл.5).

Таблица 5
Сравнение разработанных моделей развития (в сопоставимых ценах)
Наименование вида модели, отрасли    2007 год    2011 год    2015 год    2020 год    2020 год, % к 2007 году
Инерционная модель                    
Валовой региональный продукт, млрд. рублей    114    130    155    180    159
Оборот организаций, млрд. рублей    257    300    350    440    171
Среднемесячная заработная плата, рублей    8860    11200    13200    15050    170
Производительность труда, тыс. рублей/человека    536,4    560,0    580,0    595,4    111
Занятых в экономике, тыс. человек    479,5    479,5    479,5    479,5    100
Потребность в работниках, тыс. человек    479,5    536,0    602,9    739,3    154
Дефицит (-), профицит (+) работников, тыс. человек    0,0    -56,5    -123,4    -259,8    
Бюджетная обеспеченность в расчете на 1 жителя области, тыс. рублей    20,2    22,0    23,5    26,5    131
Инвестиционно-консервативная модель                    
Валовой региональный продукт, млрд. рублей    114    145    193    290    255
Оборот организаций, млрд. рублей    257    330    420    563    219
Среднемесячная заработная плата, рублей    8860    11200    13200    15050    170
Производительность труда, тыс. рублей/человека    536,4    680,5    810,0    915,0    171
Занятых в экономике, тыс. человек    479,5    479,5    479,5    479,5    100
Потребность в работниках, тыс. человек    479,5    484,9    518,5    615,3    128
Дефицит (-), профицит (+) работников, тыс. человек    0,0    -5,4    -39,0    -135,8    
Бюджетная обеспеченность в расчете на 1 жителя области, тыс. рублей    20,2    23,0    27,0    35,0    173
Инновационная модель                    
Валовой региональный продукт, млрд. рублей    114    160    230    400    350
Оборот организаций, млрд. рублей    257    360    500    686    267
Среднемесячная заработная плата, рублей    8860    14600    24100    40000    450
Производительность труда, тыс. рублей/человека    536,4    742,9    1022,0    1388,8    259
Занятых в экономике, тыс. человек    479,5    484,6    489,2    493,9    103
Потребность в работниках, тыс. человек    479,5    484,6    489,2    493,9    103
Дефицит (-), профицит (+) работников, тыс. человек    0,0    0,0    0,0    0,0    
Бюджетная обеспеченность в расчете на 1 жителя области, тыс. рублей    20,2    24,0    30,0    44,4    220


Рис.5. Валовой региональный продукт при различных моделях развития
(в сопоставимых ценах), млрд. рублей


Рис.6. Среднемесячная заработная плата работающих при инновационной
модели развития (в сопоставимых ценах), рублей

4. Повышение качества жизни жителей Кировской области - основная цель и залог успешной реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области

Повышение качества жизни населения Кировской области - генеральная задача Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года и залог ее успешной реализации.
Кроме того, в условиях усиления демографического вызова, особую актуальность приобретает конкуренция регионов за человеческий ресурс, как основа реализации стратегических планов развития. Соответственно качество жизни населения на конкретной территории, являясь основой развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности каждого человека, становится наиболее важным конкурентным преимуществом в этой борьбе.
Повышение качества жизни населения включает в себя обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий и комфортности жизни людей.
В целом уровень качества жизни населения Кировской области является удовлетворяющим основным потребностям людей, есть позитивные сдвиги в росте рождаемости и продолжительности жизни, снижении смертности населения, повышении удовлетворенности населения социальной средой.
Однако остаются сильными предпочтения населения к миграции за пределы области к наиболее экономически развитым центрам, предоставляющим более широкие возможности самореализации человека, миграционный отток составляет около 4 тыс.человек ежегодно.
Повышение качества жизни будет достигаться решением ключевых стратегических задач: обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, повышение уровня жизни населения, улучшение условий и комфортности жизни людей.

Док. 535626
Перв. публик.: 12.08.08
Последн. ред.: 26.12.08
Число обращений: 52

  • Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``