В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Парамонов, О.Столповский. Многостороннее сотрудничество России и стран Центральной Азии в рамках ОДКБ: проблемы и перспективы. /Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ. Назад
В.Парамонов, О.Столповский. Многостороннее сотрудничество России и стран Центральной Азии в рамках ОДКБ: проблемы и перспективы. /Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ.
С распадом СССР и разрушением единой системы обороны перед новыми независимыми государствами Центральной Азии (ЦА) остро встал вопрос обеспечения региональной безопасности. Тем более, что развитие международной обстановки и отсутствие у постсоветских республик ЦА дееспособных силовых структур, в первую очередь национальных вооруженных сил, требовало от руководства центральноазиатских стран поиска новых форм сотрудничества между собой, а также с Российской Федерацией (РФ), которая обоснованно воспринималась как правопреемница военного потенциала бывшего Советского Союза.

Одной из первых попыток организации многостороннего взаимодействия центральноазиатских государств и России стало подписание Договора о коллективной безопасности, который впоследствии явился основой для создания военно-политической структуры - Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). За годы, прошедшие с момента ее становления, сотрудничество РФ и государств ЦА в формате ДКБ/ОДКБ подверглось существенным изменениям и приобрело новые формы, которые позволяют на сегодняшний день рассматривать Организацию как единственный специализированный региональный (для Центральной Азии) институт безопасности с военной составляющей.

Для оценки проблем и перспектив развития ОДКБ представляется целесообразным рассмотреть процесс развития многостороннего сотрудничества в динамике.



К оценке современных проблем и перспектив развития ОДКБ

На сегодняшний день в рамках ОДКБ прослеживается все более четкий акцент России на развитие разнообразных форм сотрудничества с государствами Центральной Азии, где Москва старается взять на себя функцию координатора процесса формирования региональной системы безопасности. При этом действия, предпринимаемые РФ на современном этапе для укрепления ОДКБ и превращения этой организации в военно-политический блок, вписываются в логику нынешней политики Кремля на постсоветском пространстве, основной целью которой является усиление российского влияния, в т.ч. и в центральноазиатском регионе.

Однако результаты многостороннего сотрудничества России со странами ЦА непосредственно в рамках ОДКБ пока остаются не высокими, а перспективы дальнейшего развития данного сотрудничества представляются все-таки крайне туманными.

Во-первых, это связано с наличием противоречий и проблемных моментов между центральноазиатскими государствами-членами ОДКБ, что не исключает в будущем возможности возникновения межгосударственных конфликтов в регионе. При этом, Организация договора о коллективной безопасности, по сути своей направленная против внешних угроз, не имеет в принципе механизмов разрешения спорных вопросов между ее участниками.

Как справедливо отмечает известный казахстанский эксперт К.Л.Сыроежкин, если ОДКБ претендует на роль организации коллективной безопасности, то она вынуждена будет делать акцент на развитии политических компонентов, работать с конфликтами на территории стран-участниц, заниматься предконфликтным мониторингом и развивать арсенал предупредительных мер и санкций, организовывать переговорные процессы и постконфликтное урегулирование.

Во-вторых, нечеткое разделение функций и параллелизм в деятельности в сфере безопасности между различными региональными объединениями и организациями (в первую очередь между ОДКБ и ШОС), а также отсутствие аналитико-стратегического сопровождения данной работы вызывает необоснованные бюрократические проволочки и забалтывание конкретных идей и их решений.

В-третьих, все без исключения центральноазиатские государства-члены ОДКБ, реализуя многовекторный подход в своей внешней политике, проявляют повышенный интерес к расширению взаимодействия в сфере безопасности и с Западом, в первую очередь США и странами-членами НАТО. Данная проблема относится не только к республикам ЦА, но и к самой России, политику которой в целом можно оценить в диапазоне "от прозападной" (особенно в ельцинский период) "до западноцентричной", причем даже несмотря на текущие разногласия с США, Западом и НАТО по грузинскому и другим вопросам.

В этой связи, как представляется, укрепление взаимного доверия в рамках ОДКБ является наиболее принципиально важным как для России, так и для самих стран Центральной Азии. Главная ценность ОДКБ для постсоветских стран состоит в том, что на сегодняшний день эта организация является единственным специализированным региональным институтом безопасности с военной составляющей. Причем ОДКБ имеет необходимый организационный, нормативный и политический инструментарий для противодействия существующим угрозам и вызовам, и, в то же время, как справедливо отмечают ведущие эксперты, "не обременена дополнительными измерениями (экономическими, культурными и т.п.)". Именно в таком виде Организация имеет реальный смысл и наиболее привлекательна для ее членов, в том числе для РФ, которая обоснованно рассчитывает с ее помощью укрепить свои позиции в ЦА.

Более подробно, http://www.eastime.ru/reganalitic/1/173.html

Док. 535487
Перв. публик.: 22.12.08
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 15

  • Парамонов Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``