В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: `Большой скачок` - предпосылка формирования креативного класса Назад
Алексей Подберезкин: `Большой скачок` - предпосылка формирования креативного класса
"Инновационная экономика - это не столько, собственно, про экономику, сколько про людей" В.Сурков

Реализация планов ускоренного развития, как и развития вообще в современных условиях, невозможна без вовлечения в это процесс главного ресурса развития - человека. Об этом я уже не раз писал. Но справедливо и другое: объективно требования развития - как ускоренного, так и в условиях кризиса - создают мощную предпосылку для количественного роста и политико-экономического доминирования в обществе креативного класса. Иными словами неизбежное экономическое и научно-техническое развитие человечества объективно ведет к появлению ведущей политической силы - креативного класса.

В последние годы в России стали много говорить о стратегии социально-экономического развития, прогнозах и планах (что, само по себе, уже хорошо). Но, к сожалению, нередко эти стратегии и планы выступают в качестве самоцели: "удвоение ВВП", "темпы роста промпроизводства" и т.д., хотя в действительности они являются лишь условиями для развития человеческого потенциала. Более того, условиями для приоритетного развития части общества - креативного класса, от которого прежде всего и будет зависеть эффективность и динамика экономического и социального развития.

Такая постановка вопроса означает, что "Большой скачок" в социально-экономическом развитии нужен прежде всего и для того, чтобы обеспечить ускоренное формирование полноценного креативного класса, а не наоборот. Экономические успехи важны постольку поскольку они влияют на этот процесс, а не сами по себе. Для нас принципиально важно, что решая обязательные задачи социально-экономического развития (что находится уже сегодня на повестке дня деятельности Правительства), создается база для формирования и роста креативных социальных групп. Это и есть на самом деле главная задача, пока что до конца не осознаваемая.

И наоборот: появление, и развитие таких групп является лучшим катализатором развития экономики и общественно-политической системы.

В этом смысле "стратегия социального императива", о которой заговорили в 2008 году, является обязательным условием современного развития государства.

Более того, говоря о "технологическом рывке", следует иметь в виду, что, на мой взгляд, существует как узкое, так и широкое понимание этого понятия. Узкое понимание предполагает ускорение технологического развития, даже "перескакивание" через его отдельные этапы. Как справедливо говорит С.В.Чемезов, "переход с четвертого сразу же на шестой технологический этап"1. При этом предполагается набор тактических мер (выбор приоритетных направлений, концентрация ресурсов, т.д.). Но именно тактических, имеющих решающее значение на ближайшие 3-5 лет, может быть, 8-10 лет.

"Узкое" понимание термина "технологический рывок" очень важный шаг в развитии сознания правящей элиты России. Я много говорил о необходимости этого очевидного действия в этом и прошлом десятилетии, исходя из простой логики развития научно-технической революции. Поэтому осознание к 2008 году элитой этой закономерности - естественный, хотя и запоздалый шаг. Запоздалый, как минимум, на два десятилетия.

Но сегодня очень важно понимать, что параллельно с реализацией концепции "технологического рывка" в ее узком смысле важно не потерять также время на развитие этой идеи в широком смысле этого понятия - социальном культурном, духовном. Особенно духовном. А.Солженицын говорил, что пока жива душа России, жива и Россия. И он был и остается прав. Самые смелые решительные шаги Россия делала на духовном подъеме. "Большой скачок" - это реализация сдерживаемых до последнего времени колоссальных возможностей нации, ее потенциалов и факторов, которые могут дать фантастический импульс в развитие самосознания, культуры, духовности и, как следствие, - экономики и социальной сферы. Сдерживаемых порой искусственно. Вопреки воле и традиции народа.


Основные цели опережающего
социально-экономического развития


 

Как видно из рисунка, как с токи зрения национальных интересов, так и с позиции приоритетного использования национальных ресурсов главные цели - социальные - заключаются в сознательном формировании среднего класса и его ядра - креативного класса.

Можно только представить себе каковы откроются перспективы для русской нации, когда запертые духовные силы, наконец, получат свое развитие. Даже в период коммунизма лозунг "Пятилетку в четыре года" выполняли не только зэки, а "Семилетку за пять лет" (когда, кстати, был удвоен ВВП страны) удалось совершить с невиданным народным подъемом.

Что же говорить сегодня, когда по большому счету творчеству масс ничего не препятствует? За исключением, может быть, государева, которая создано для своего "креативного класса" самые неблагоприятные из всех в мире может быть условия?

Широкое понимание "технологического рывка", предполагает развитие социальной сферы (прежде всего профессиональных и креативных групп населения), опережающее развитие не только образования и технологий, но и - очень важно уже сейчас это иметь в виду - фундаментальной науки, культуры и искусства. О чем нередко забывают. Говорят - и оправданно - об образовании, новых технологиях, - но совершенно забывается общекультурная основа: литература, искусство, наука. То, без чего передовая нация перестает быть сначала передовой нацией, а потом нацией вообще. Нации нужна своя литература, своя культура, свое искусство. И чем больше, тем лучше. Тогда и технологов, специалистов будет больше. Ведь технологи могут реализовывать чужие идеи. Свои идеи и наработки создаются в недрах фундаментальной науки. Той науки, которая сегодня по большому счету никому не нужна.

Ненужность большой науки удручающая. И дело не в реформе или в финансировании РАН, других институтов. Дело в производстве, сохранении и развитии научных школ, которые "сами по себе" без внимания государства и общества отмирают. А ведь эти школы и являются, прежде всего инкубаторами "креативного класса". Не наскоро создаваемые университеты, а классические, со своими традициями школы. Школы, которые за последние 20 лет просто исчезли и продолжают стремительно исчезать.

Именно поэтому возможность и необходимость "технологического рывка" России следует сегодня рассматривать в широком контексте, но, прежде всего через различные аспекты формирования креативного класса, который и будет являться главной движущей силой "Большого скачка". Люди - главный капитал и фактор развития в XXI веке.

Таким образом "Большой скачок" это не просто составная часть идеологии опережающего развития России, которая выходит далеко за пределы только социально-экономического измерения и макроэкономических показателей. "Большой скачок" - это качественно новый общекультурный этап в развитии нации, предполагающий, прежде всего, выход на политическую и экономическую авансцены нового массового креативного класса.

Примечательно, что аналогичный "Большому скачку" эффект для формирования креативного класса может быть получен в условиях кризиса. В том случае, естественно, если будет сформулирована ясная стратегия, где основной целью станет сохранение и даже развитие среднего класса, а не пение абстрактные макроэкономические и экономические задачи.

На первый взгляд это выглядит парадоксально. Но я предлагаю поразмышлять, каким образом нация и общество могут извлечь выгоду из кризиса.

Во-первых, как и любая болезнь, кризис мобилизует все резервы и ресурсы не только организма, но и общества. Если, конечно, стоит ясная цель преодолеть кризис (болезнь) и выйти из нее обновленным, окрепшим. Если в условиях кризиса мы не потеряем главную цель формирование среднего класса и креативных групп, - то и действия будут аналогичны стратегии в условиях опережающего развития.


Основные цели опережающего
социально-экономического развития в условиях кризиса

Так к декабрю 2008 года определилась глубина падения, который прогнозируется на ближайшие полгода в 8%. Эксперты по-разному оценивают возможную продолжительность кризиса, но, главное, на мой взгляд, это не продолжительность периода падения, а продолжительность периода нахождения экономики `на дне`. В это период себестоимость продукции может оказаться выше продажной цены на внутреннем и мировом рынке. Понятно, что долго продержаться предприятия на этом уровне не смогут. Может быть, недель 6-8. А если `дно` продлится дольше, то предприятия просто разорятся.

Какова должна быть стратегия на эти месяцы? На мой взгляд, ничего спасать не надо искусственно необходимо воспользоваться крахом, чтобы изменить качество производства, прежде всего, производительность труда. Так, просто помогая автомобильной отрасли, мы можем добиться того, чтобы она выжила. Но вопрос главный не в этом, а в том, чтобы она выжила в новом качестве, когда автомобили станут конкурентоспособными, а производительность труда (которая сегодня в отрасли в 5-10 раз ниже, чем в США) подровнялась с американской. Эта мера, конечно же, крайне болезненна в краткосрочной перспективе. Но исходя из стратегии развития (которой, похоже, нет), нам прежде всего необходимо ликвидировать разрыв в разнице уровней производительности труда.

Возможно, что мировая экономика находится на завершающем этапе `длинного цикла` (по-Кондратьеву), который условно охватывает период с 50-х гг. XX века до приблизительно 2015 года. Основная проблема России - традиционна - это опережающий рост зарплаты по сравнению с производительностью труда, на которую накладывается опережающий рост доходов и кредитов. Другая причина - `надувание разного рода пузырей` на разных рынках, в том числе кредитами. В частности, `пузырь` на сырьевом рынке, в т.ч. с помощью деривативов.

Можно предполагать, что правы те эксперты, которые предупреждают о пессимизме в отношении цен на нефть. (Так, некоторые полагают, что максимальная цена - 50 долл. за баррель). На самом деле - со стратегической точки зрения - это даже хорошо, потому что разрушает последнюю иллюзию сырьевой экономики и `сырьевой социальной структуры`.

Именно в период кризиса особенно актуальна идея о `перескакивании через этапы`, когда отсталые государства могут сделать рывок в своем технологическом развитии. Эта идея связывалась, в том числе и с Кондратьевскими циклами, хотя - никто не знает наверняка, во-первых, есть ли эти циклы, а, во-вторых, где у них быстрая фаза, а где короткая. Но, главное, именно в периоды кризисов возможно революционное переоснащение всего производства, которое можно охарактеризовать как полный отказ от старых технологий, с одной стороны, и сверхбыстрое внедрение новых технологий, с другой.

Мир переходит к новому технологическому укладу, т.е. даже при переносе даты подъема экономики за 2015 год, следует ожидать быстрого технологического переоснащения. Это произойдет неизбежно, лучше всего для России, если бы это произошло осознанно и раньше в России, чем в других странах.

Соответственно, новая технологическая революция привела бы и к революционным изменениям в социальной области. Это неизбежно. И чем раньше это произойдет, тем лучше. В этом случае - с социальной точки зрения - Россия может оказаться в выигрыше, потому что на первый план неизбежно выйдет средней класс и креативные социальные группы общества.

Особенно важно в ближнесрочной перспективе для России это падение энергетических рынков на 4-5%, что крайне негативно отразится на всей экономике, `Новая технологическая волна` - считают некоторые эксперты - отнюдь не факт. Аргументы - `неясность перспектив существующих технологий`, хотя трудно ожидать ясность в этих областях.

`Двойной перегрев`: зарплаты - быстрее производительности труда, а потребления - быстрее зарплат, не может быть преодолен консервативными методами. Кризис неизбежно выправит эту ситуацию, т.е. в итоге зарплаты будут опускаться до реальной производительности, а потребление - до реальных зарплат. Это, конечно же, означает, что социальные последствия для России в краткосрочной перспективе будут очень заметными. Но в долгосрочной перспективе мы от этого только выиграем. Хотим мы того или нет, но случайных денег не будет и мы будем вынуждены переоснащать производство и создавать новые массовые профессии. Тех, которых у нас либо не было вообще, либо они находились в зачаточном состоянии.

Эксперты не употребляют термин `чрезвычайный`, но я бы использовал именно этот термин, говоря о снижении уровня доходов (КАМАЗ уже сократил на 10%, т.е. на 5 тыс. человек). Очень важно подчеркнуть, что доля зарплаты в секторах материального производства в России все еще значительно ниже, чем в развитых странах, но производительность труда еще ниже.

Отдельно о крайне негативных последствиях для инвестиций и, как следствие, инноваций. Что видно уже сегодня. Прежде всего в машиностроении. Это говорит о том, что в России сложилась система, которая не восприимчива к инновациям. В условиях кризиса эта система показала свою нежизнеспособность. А это означает, что должна быть создана новая, восприимчивая к инновациям система даже в условиях кризиса. Если такая система будет создана, то на фазе подъема она дает фантастический успех. Если же она не будет создана в кризисный период, то и на фазе подъема она в лучшем случае окажется малоэффективной, а в худшем - бесполезной.

Другая отдельная проблема - рост внешних рисков, вызванных возможным инновационном подъемом Китая и других стран. На мой взгляд, - этот вывод требует серьезного осмысления. Я уже говорил об отставании (относительном) России, которое потребует сверхусилий в виде `Скачка`. Но это отставание в условиях кризиса может стать - в отсутствии мер по опережающему развитию - катастрофой, после которой Россия уже никогда не догонит развитые страны.

Анализ показывает (Афанасьев Г.Э.), что кризис во многом вызван сознательно заложенными тенденциями в потреблении, в т.ч. созданием атмосферы `постоянного перепотребления`. В частности, в США - системы `финансовых рантье`. Но и в России тоже. Кризис сегодня это повод поговорить о потреблении и необходимости пересмотра этой модели сегодня. Прежде всего потому, что существующая модель потребления диктует отказ от инноваций.




_______________

1 В.Соловьев. Штурм технологий шестого уклада Независимая газета, 2008 г., 22 апреля, с. 15.



Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

www.viperson.ru

24.12.2008

Док. 535024
Перв. публик.: 24.12.08
Последн. ред.: 29.12.08
Число обращений: 5

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``