В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Участник энциклопедии `Ученые России` Назад
Участник энциклопедии `Ученые России`
В своих монографиях "Собственность и управление" (М., Наука, 2003), "Сущность человека" (М., Наука, 2005) и в работе "Экономические предпосылки третьего передела мира" показал закономерность и неизбежность той фазы циклического движения, в которую вошел современный монополистический капитализм и проявлениями которой являются мировой финансовый кризис 2008 г. и война на Кавказе (предсказанная за полгода в последней из перечисленных работ), обострение российско-украинских отношений и многие другие трагедии наших дней.

Бугера Владислав Евгеньевич родился 24.01.1971 г. В 1988 г. поступил в Киевский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, на философский факультет. Окончил университет в 1993 г. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) работает с 1996 г.; в настоящее время - доцент кафедры философии гуманитарного факультета.

В. Е. Бугера имеет 47 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 3 монографии, опубликованные в 2003-05 гг. (две - "Собственность и управление" и "Сущность человека" - вышли в Москве, в изд-ве "Наука", одна - "Социальная сущность и роль философи Ницше" - двумя изданиями, сперва в Уфе, в изд-ве АН РБ "Гилем", затем в московском изд-ве "КомКнига"). В 2005 г. в Москве (изд-во "Компания Спутник+") вышел сборник статей авторов из России и США "Исторический материализм в XXI веке: необходимость обновления", составителем и редактором которого стал В. Е. Бугера. В этом сборнике, а также в сборниках материалов трех международных научно-практических конференций был опубликован ряд статей и тезисов философов из США и Эстонии; перевод этих материалов с английского был осуществлен В. Е. Бугерой.

Монографии В. Е. Бугеры хранятся в фондах ряда крупных научных и публичных библиотек - начиная с Российской государственной библиотеки и Библиотеки Конгресса США. Обзор теоретической деятельности, 3 интервью и краткая биография В. Е. Бугеры на английском языке опубликованы в авторитетнейшем из интернет-ресурсов США, посвященных России, под заголовком "Vladislav Bugera: Portrait of a Post-Marxist Thinker" ( http://www.cdi.org/russia/johnson/2008-204.cfm ).

26.03.01 В. Е. Бугера защитил кандидатскую диссертацию на тему "Ницшеанство как общественный феномен: его социальная сущность и роль. Социально-философское исследование" по специальности 09.00.11 - социальная философия в специализированном совете Д501.001.16 по философским и социологическим наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (диплом кандидата философских наук выдан Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации 21.09.01). Решением Министерства образования Российской Федерации от 21.04.04 N 306-д Владиславу Евгеньевичу присвоено ученое звание доцента по кафедре философии.

27.02.06 В. Е. Бугера защитил докторскую диссертацию на тему "Отношения собственности и управления как необходимые формы человеческой деятельности" по специальности 09.00.11 - социальная философия в специализированном совете Д501.001.16 по философским и социологическим наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.07.06 N 29д/102 ему присуждена ученая степень доктора философских наук). Всероссийский научно-технический информационный центр внес В. Е. Бугеру в опубликованный на сайте центра перечень "Кадры высшей квалификации 21 века" ( http://www.vntic.org.ru/php/dbase4.php?pageno=2&branches=21 ).

В. Е. Бугера является зам. председателя Башкирского отделения Научного Совета РАН по методологии искусственного интеллекта (http://www.ufaintell.narod.ru). Член секции "Материалистическая диалектика - научный атеизм" Российского философского общества.

Философская школа, основанная В. Е. Бугерой.

Бугера Владислав Евгеньевич - основатель социально-философской школы "Учение об отношениях управления и собственности как субстанции общества" (другое название этой школы - "Учение о человеке как ансамбле отношений собственности и управления"). Изложение концепций новой школы дано им отчасти в монографии "Социальная сущность и роль философии Ницше" (Уфа, Гилем, 2004; М., КомКнига, 2005), более полно - в монографии "Собственность и управление", докторской диссертации В. Е. Бугеры, а в наиболее развернутом виде - в его монографии "Сущность человека". Различные идеи этой школы получили дальнейшее развитие и вместе с тем стали предметом дискуссии в работах ряда авторов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Доклады, тезисы и статьи, в которых идеи новой школы применяются для анализа различных сфер бытия общества и личности, были представлены на ряде международных и российских научных конференций и опубликованы в сборниках их материалов.

Основные идеи новой школы:

1. Управление есть переход от плана сознательного, целенаправленного (практического) действия к самому акту такого действия. Вместе с тем акт управления является не только переходом от плана к акту практического действия - он и сам по себе является актом практического действия. В процессе всех вообще практических действий между людьми складываются разные виды общественных отношений; один из таких видов, а именно отношения управления, складывается между людьми в процессе их управления своими действиями. Отношения управления лежат в основе почти всех общественных отношений (за исключением отношений собственности) и представляют собою субстанцию общества, ту клеточку, исходя из которой можно объяснить строение и развитие всякого общества (точно так же, как строение и развитие любой формы жизни можно объяснить, исходя из исследования живой клетки).

2. Отношения собственности - это отношения не между людьми и вещами, но между людьми по поводу вещей. Отношения собственности есть отношения социальной возможности управления практической деятельностью и вещами, вовлеченными в процесс этой деятельности; отношения собственности определяют, кто, кем (или чем) и в какой степени управляет. Отношения собственности - это та матрица, на основе которой постоянно воспроизводятся разнообразные отношения и акты управления, а тем самым и разнообразные акты практической деятельности, вся вообще человеческая культура, психика отдельных людей, групп людей и всего человечества. Если сравнивать общество с живым организмом, а отношения управления - с клетками, из которых строятся его ткани и органы, то отношения собственности есть хромосомы и гены этих клеток. И хотя отношения собственности первичны, а отношения управления вторичны (так же, как гены первичны, а клетка вторична), но познавать отношения собственности мы можем, лишь исходя из познания отношений управления (так же, как изучать гены возможно, лишь исходя из изучения клетки). Развитие производительных сил определяет развитие культуры и психики людей именно через посредство отношений собственности управления (прежде всего - в сфере экономики): изменяясь под воздействием развития производительных сил, отношения собственности на производительные силы и управления производством, распределением, обменом и потреблением изменяют всю систему общественных отношений, характер всей практической деятельности людей (что, в свою очередь, дает дальнейший толчок развитию производительных сил), культуру и психологию людей.

3. Идея Маркса о том, что сущность человека - это совокупность (ансамбль, как переводят некоторые) общественных отношений, уточняется В. Е. Бугерой так: сущность человека - это в первую очередь совокупность (ансамбль) отношений собственности и управления. Изучая отношения собственности и управления в их развитии, мы обретаем ключик к изучению всех сфер человеческого бытия, всех сторон и моментов человеческого существования: от производства, распределения и потребления материальных благ до сексуальности и воспитания детей, от религии и искусства до научного творчества, от здоровой и больной психики до развития человеческой речи.

Именно так - объяснить развитие человека не просто через развитие общественных отношений, но именно через развитие отношений управления (и отношений собственности как отношений социальной возможности управления) - до В. Е. Бугеры не ставил вопрос еще ни один сторонник философии исторического материализма (некоторые подходы - но лишь подходы - к такой постановке вопроса можно усмотреть, пожалуй, лишь у А. А. Богданова, который хотя и повлиял на Бугеру, но его никак нельзя причислить к последователям Богданова: их трактовки отношений управления и собственности существенно различаются). Таким образом, Владислав Евгеньевич основал не просто новую школу, но новое направление внутри этого философского течения.

4. Существуют три основных типа отношений управления: отношения индивидуального, авторитарного и коллективного управления (термины взяты у А. А. Богданова, но наполнены существенно иным, чем у того, содержанием). Им соответствуют три основных типа отношений собственности: отношения индивидуальной, авторитарной и коллективной собственности. Отношения индивидуального управления имеют место, когда члены группы не вмешиваются в управление действиями друг друга. Отношения авторитарного управления - это отношения между начальниками и подчиненными, отношения вертикальной координации действий в группе. Наконец, отношения коллективного управления - это отношения горизонтальной координации действий, когда члены группы на равных, без деления на начальников и подчиненных координируют свои действия, направляя их к общей цели. Все эти три типа отношений управления (и соответствующие им три типа отношений собственности) присутствуют в любой группе, сколь угодно малой или большой - от двух человек до всего человечества. Вопрос в том, в каких пропорциях они смешаны друг с другом, как и о каким причинам изменяются эти пропорции. Изучая это, мы как раз и находим ключ к любым загадкам человеческого существования.

В. Е. Бугера в своих работах чрезвычайно широко использовал открытый им подход к изучению общества, а тем самым и человека. Изучая экономическое развитие человечества, он развил целый ряд новых концепций и теорий. Отметим из них для примера: определение эксплуатации как авторитарного управления распределением материальных благ и новый, сильно модифицированный вариант ленинской концепции класса; открытие целого ряда ранее не вычлененных классов общества, весьма обновленный взгляд на понятия "общественно-экономическая формация" и "экономический уклад"; концепцию неоазиатского - не путать с азиатским! - способа производства и соответствующей общественно-экономической формации, существовавшей в СССР и некоторых других странах в XX веке; новую теорию нации как авторитарной общности, консолидируемой буржуазией или неоазиатской бюрократией - при помощи интеллигенции - не только посредством рычагов экономической и политической власти, но и посредством литературного языка и школьного образования как орудий власти.

Изучая духовную культуру человечества, Бугера развил новые концепции фольклорной культуры, профессиональной культуры и массовой культуры как одного из видов профессиональной культуры, новую концепцию развития религии и т. д..

Исследуя человеческую психику, Владислав Евгеньевич развил учение о пяти антагонистически противоречащих друг другу влечениях (стремление к общению и взаимопомощи; стремление дистанцироваться от окружающих; воля к власти; воля к подчинению; воля к бунту), лежащих в основе психики каждого человека классового общества, комбинирующихся в разных, по-разному изменяющихся пропорциях - и тем самым порождающих все многообразие индивидуальных характеров и психических патологий. В. Е. Бугера показал, что личность бывает не только индивидуальной, что группа людей, в которой преобладают отношения коллективного управления и колективной собственности, является единой личностью - для ее характеристики Владислав Евгеньевич ввел понятие "коллективная личность".

Среди прочих своих психологических концепций

(Одна из них - оригинальная концепция происхождения патриотических чувств и их принципиально новая классификация. Согласно этой концепции, в основе образа родины и любви к нему у каждого человека лежит тяготение - разумеется, в большинстве случаев неосознанное - к тому, чтобы занимать определенное место в определенных комбинациях отношений управления и собственности; соответственно, виды любви к родине различаются по тому, какую именно комбинацию отношений собственности и управления и какое место в ней человек олицетворяет в образе родины. Бугера также любопытным образом объясняет связь образа родины с образом родителей или вообще предков на разных этапах общественного развития.)

итак, среди прочих своих концепций в сфере психологии (которая, по мнению В. Е. Бугеры, может быть наукой, лишь будучи социальной психологией) он развил - опираясь на исследования целого ряда психологов ХХ века - концепцию гомосексуальности как неоднородного явления, обусловленного не биологической наследственностью, но различными комбинациями отношений управления в некоторых типичных малых группах, в которых с детства воспитыается человек, и в целом в обществах, воспроизводящих такие малые группы.

См. статью о В. Е. Бугере "Любовь по вертикали" в газете РАН "Поиск", N4 (974), 25 января 2008 г. - http://www.poisknews.ru/2008/01/27/ljubov_po_vertikali.html

Научные публикации:

Наиболее важные публикации перечислены выше.

Работы В. Е. Бугеры довольно широко представлены в Интернете. В частности, некоторые из них (в том числе 2 основные монографии, вышедшие в издательстве "Наука") можно найти в Библиотеке сайта Российского философского общества ( http://www.dialog21.ru/biblio/biblio_ind.htm ) и в электронной версии журнала "Нефтегазовое дело" ( http://www.ogbus.ru ) по следующим адресам:

Собственность и управление (М., Наука, 2003)

http://www.ogbus.ru/authors/Bugera/Bugera_1.pdf

Сущность человека (М., Наука, 2005)

http://www.dialog21.ru/biblio/essence1.htm

Экономические предпосылки третьего передела мира

http://www.dialog21.ru/biblio/Bugera_3rd_World_War.htm

http://www.ogbus.ru/authors/Bugera/Bugera_3.pdf (немного сокращенный вариант)

Завтра война? (Будет ли война между Россией и Украиной?)

http://www.dialog21.ru/biblio/Bugera_Russia_ucraina.htm

Общество как система (учебно-методическое пособие по курсу философии)

http://www.dialog21.ru/biblio/Bugera_sociaty_sistem.htm

http://www.ogbus.ru/authors/Bugera/Bugera_2.pdf

Статьи и интервью

http://www.dialog21.ru/biblio/Bugera_statjy_intevew.htm

Другие работы см. на интернет-ресурсах http://www.cdi.org/russia/johnson/jrl-ras.cfm , http://www.i-u.ru/biblio/ , http://disser.h10.ru/ , http://dissros.ru/ , http://www.lib.ua-ru.net/ , http://www.dhlab.net/ , http://searchengines.ucoz.ru/ и др.

http://famous-scientists.ru/3058/

Док. 535006
Перв. публик.: 24.12.07
Последн. ред.: 24.12.08
Число обращений: 100

  • Бугера Владислав Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``