В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Катаева: Спорные территории и территориальная целостность России Назад
Елена Катаева: Спорные территории и территориальная целостность России
Спор о Южных Курилах

Статистическая справка1
Курилы - это цепь вулканических островов между п-овом Камчатка и о. Хоккайдо (Япония); отделяют Охотское море от Тихого океана. Входят в состав Сахалинской области (Российская Федерация). Длина около 1200 км. Площадь около 15,6 тыс. кв. км. Состоят из двух параллельных гряд островов - Б.Курильской и М.Курильской. Б.Курильская гряда делится на 3 группы: южная (Кунашир, Итуруп, Уруп и др.), средняя (Симушир, Кетой, Ушишир и др.) и северная (Ловушки, Шикотан, Онекотан, Парамушир и др.). Большая часть островов гориста (высота 2339 м). Около 40 действующих вулканов; горячие минеральные источники. Высокая сейсмичность. На южных островах - леса; северные покрыты тундровой растительностью. Промысел рыбы (кета и др., морепродуктов) и морского зверя (нерпа, сивуч и др.).
Название Курильским островам (по-английски Kuril Islands) было дано их коренными жителями айнами и происходит от слова "кур" - человек. "Итуруп" означает "большой лосось", "Кунашир" - "черный остров", "Шикотан" - лучшее место2. В Японии Курилы называются Тисима, что означает "Тысяча островов".
История открытия Курил туманна и запутана. Cуществует три версии открытия островов.
1. Японцы утверждают, что первыми открыли Курилы в 1644 году, и в доказательство приводят карту того времени из Национального музея японской истории с названиями "Кунасири", "Эторофу" и др. Однако сохранились записи о том, что тогдашнее японское государство официально не считало себя сувереном не только Сахалина и Курил, но и Хоккайдо: это подтвердил в своем циркуляре глава правительства Японии Мацудайра в связи с русско-японскими переговорами о границе и торговле в 1772 году.
2. В русских источниках первое упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда Н.И. Колобов рассказал о населяющих острова айнах. О первых русских поселениях того времени свидетельствуют голландские, германские и скандинавские средневековые хроники и карты.
Другие русские источники датируют открытие островов 1711 годом, а на карте 1721 года острова названы "Острова японские".
В историческом документе - "Ясашной таблице" - мы находим прелюбопытные данные о сборе в XVIII веке на Курильских островах дани (ясака), в частности: в 1778-1779 годах с Итурупа, Кунашира, старшин 21-го острова (Шикотан) и северной части 22-го острова (Матмай-Хоккайдо) объясачено 1500 человек3. То есть налоги в российскую казну в XVIII веке платили не только курильчане, но японцы на Хоккайдо.
Следует отметить, что крупнейшие японские историки прошлого указывали, что вплоть до середины XIX века Япония не относила к своим владениям не только Сахалин, который долгое время считался там полуостровом, тогда как был уже полностью исследован русскими, но и Курилы и даже остров Хоккайдо, который не был заселен еще во второй половине XIX века4.
3. Первым Курилы и Сахалин открыл в 1643 году5 голландец М.Г. Фриз, который их исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, а остров Уруп провозгласил владением Голландии.

Откуда взялось название "Cеверные территории"?
Северными территориями японской стороной именуются четыре северных островных образования, которые состоят из островов Хабомаи, а также островов Шикотан, Кунашир и Итуруп. Хабомаи - это совокупность небольших островов и островов-скал. Самый близкий из них к острову Хоккайдо остров Кайгара (о. Сигнальный) расположен в 3,7 км от мыса Носаппу у города Нэмуро, а остров Кунашир виден невооруженным глазом с полуострова Сирэтоко и с берега залива Нэмуро, находящегося на острове Хоккайдо6.
<...>
Термин "Северные территории" был введен после окончания Второй мировой войны японской стороной, потребовавшей от России возвратить эти четыре северных островных образования как исконные территории Японии7.
Почему такой важный политический смысл имеет толкование терминов "Курильские острова", "Cеверные территории" и их территориальное определение?
Регулирование в международно-правовом аспекте отношений между Россией и Японией по Курилам происходило следующим образом: они были частично закреплены за Японией по Симодскому договору 7 февраля 1855 г о торговле и границах8 и полностью - по Санкт-Петербургскому договору 1875 г., когда Япония получила Северные Курилы, а Россия - все права на Сахалин.
Вследствие неудачной войны 1904-1905 гг. по Портсмутскому договору 1905 г. все Курильские острова и Южный Сахалин отошли под юрисдикцию Японии.
В 1924 году Япония предложила правительству СССР продать Северный Сахалин за 1 миллиард иен. И хоть эта сделка в конце концов не состоялась, Токио удалось получить на советской части острова нефтяные и угольные концессии. В 1925 г. в Пекинском договоре указывалось согласие СССР с тем, что Портсмутский договор остается в силе. Во время переговоров о заключении советско-японского пакта о нейтралитете в марте - апреле 1941 года японцами был поднят вопрос о продаже Северного Сахалина. Обсуждать этот территориально-финансовый проект Москва отказалась, а 13 апреля 1941 г. при подписании пакта о нейтралитете обе стороны сняли территориальные проблемы с повестки дня9. Через несколько месяцев Япония согласилась на ликвидацию ее нефтяных и угольных концессий на Северном Сахалине. Вопрос о возвращении Южного Сахалина и Курильских островов Советскому Союзу был поднят в 1945 году на Крымской конференции трех великих держав антигитлеровской коалиции как условие вступления СССР в войну с Японией. В 1946 году военная администрация США в Японии направила директиву N 77 от 29 января 1946 года с указанием, что из-под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Шикотан и Хабомаи10.
Сан-Францисский договор в сентябре 1951 года закрепил отказ Японии от Курильских островов, но в нем, как и в других международно-правовых документах, не определены географические пределы Курил, то есть сохраняется возможность для утверждений о том, что "Северные территории" к Курилам не относятся.
СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор. В результате договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР, но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 данного договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года"11.
Японская сторона считает, что Южные Курилы (Минами Тисима) не входят в Курильские острова (Тисима). Следовательно, от Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана японцы "не отрекались" и вправе получить их обратно.
Разрешить вопрос могла бы завизированная представителями трех государств - СССР, США и Великобритании - карта районов, отходивших к Советскому Союзу по Ялтинскому соглашению 1945 г. По свидетельствам специалистов, карты, иллюстрирующие Ялтинское соглашение, были в свое время сданы в архив внешней политики СССР, но в настоящий момент не обнаружены.
Что такие документы существовали, свидетельствует еще один материал - фрагмент из донесения представителя Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке при Главнокомандующем союзными войсками в Ставку Верховного главнокомандования о разграничении зон ответственности союзников12.

30 августа 1945, г. Манила
1. 29 августа сего года в штабе Макартура получена схема с нанесенными разграничительными линиями зон, занимаемых или подлежащих занятию войсками Союзных государств. В зону советских Вооруженных Сил включены: Маньчжурия, включая Ляодунский п-ов с портами Дайрен и Порт-Артур, северная часть Кореи до 38 градуса северной широты, Сахалин и Курильские о-ва. Таким образом, распределение зон в части, касающейся Советского Союза, соответствует указаниям Вашего N 11185 с изменениями, данными номером 12512 от 25 августа с.г. <...>
Деревянко.
Серьезным косвенным доказательством существования среди союзников единого мнения относительно того, что Южные Курилы являются составной частью географического понятия "Курильские острова", служит тот факт, что в штабе Макартура не возражали против оккупации советскими войсками Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана, но резко выступили против проведения советской десантной операции на Хоккайдо.
Другим свидетельством географического единства Южных и Северных Курильских островов служит карта Национального картографического управления Министерства внутренних дел Японии, изданная в 1930 году, на которой Шикотан, Кунашир и Итуруп изображены в числе Курильских островов. В 1946 году эта карта была переиздана, но уже без указания административных или государственных границ в районе префектуры Хоккайдо13.
В 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой говорилось о согласии Советского Союза передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора.
Советско-японские переговоры, предшествующие подписанию данной декларации, начались 1 июня 1955 г. в Лондоне и проходили очень сложно.
Мы процитируем результаты научных изысканий по данному вопросу, сделанные Еленой Катасоновой, которая в хронологическом порядке скрупулезно анализирует ситуацию.
Июнь. Японской стороной был четко обозначен блок задач по возвращению Советским Союзом Южного Сахалина, а также Курильских островов и островов Хабомаи14.
19 июля. В связи с пробуксовкой проходивших в Лондоне советско-японских переговоров в Токио прошел созванный по инициативе 23 общественных организаций двухтысячный общенациональный митинг, где была принята резолюция, в которой предъявлялись требования к Советскому Союзу о немедленном освобождении соотечественников, возвращении Курильских островов и Южного Сахалина и предоставлении Японии права вести рыболовный промысел в районе Курил15.
30 августа. Японская сторона внесла новый вариант статьи по территориальному вопросу, которая прямо противоречила условиям подписанного и ратифицированного Японией Сан-Францисского мирного договора: вместе с требованием о восстановлении суверенитета Японии над островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи японцы ставили вопрос о принадлежности Южного Сахалина и прилегающих к нему островов и предлагали решить весь комплекс территориальных проблем путем переговоров16.
Обе стороны были непреклонны в двух пунктах: в вопросе о том, что Россия сохраняет Южный Сахалин, Курильские острова, Хабомаи и Шикотан, и в вопросе о том, что военнопленные японцы все еще остаются у русских.
Если в сентябре 1955 г. японцы только намекали на то, что они, возможно, удовлетворятся освобождением пленных и возвращением небольших островов Хабомаи и Шикотан, то в 1956 году они были намерены настаивать на освобождении всех японских военнопленных и возвращении Японии Южного Сахалина и всех Курильских островов17.
В феврале 1956 г. советско-японские переговоры вновь зашли в тупик.
10 февраля 1956 г. японцам был вручен новый проект статьи по территориальному вопросу, где говорилось о возможности передачи Японии островов Малой Курильской гряды (Хабомаи и Шикотан). Но японский министр иностранных дел М.Сигэмицу особо подчеркнул, что Япония по-прежнему будет придерживаться ранее взятого политического курса, направленного на немедленную репатриацию японцев (назвав советскую позицию по этому вопросу "политикой заложничества"), на безоговорочное возвращение островов Хабомаи и Шикотан, а также южной группы Курильских островов, и решение судьбы Южного Сахалина и северной группы Курильских островов на международной конференции бывших союзных держав18.
Такова история подписания 19 октября 1956 года в Москве Совместной советско-японской декларации. Однако в данной декларации было заложено противоречие - стороны не учли, что возвращение, по крайней мере, Шикотана противоречит отказу Японии от Курил по Сан-Францисскому мирному договору, так как этот остров приказом премьер-министра и министра внутренних дел Японии N 1 за 1885 год был включен в состав архипелага19.
18 апреля 1991 г. СССР подписал "Совместное советско-японское заявление", п. 4 которого предполагал осуществление разработки и заключения договора между Японией и СССР, "включая проблему территориального размежевания с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп".
Итак, японская сторона настаивает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, так как являются исконно японской территорией и в договоре не оговаривается их передача СССР.
В качестве дополнительного аргумента утверждается, что острова Шикотан и Хабомаи не относятся к Курильским островам, а являются частью островной системы острова Хоккайдо, а понятие "Курильские острова" не охватывает "особую географическую единицу" - "Южные Курилы", то есть Кунашир и Итуруп.
О сложившейся ситуации очень точно писал Н.Ломанович перед визитом М.С. Горбачева в Японию (1991 г.): "Обе стороны приводят многочисленные исторические справки, из которых совершенно ясно: спорные острова всегда были исконно японскими (русскими) землями. Эти заявления, пожалуй, безнравственны обоюдно. Давайте вспомним, что Курилы - это прежде всего исконная земля айнов"20.
С точки зрения же международной практики отсутствие у Японии мирного договора с Россией мешает двум странам не больше, чем отсутствие такого договора у Германии с Россией или у той же Японии с Китаем. Отсутствие договора и активность развернутого в Японии в конце 1960-х годов "движения за возвращение Северных территорий" не помешали в период 1960-1988 годов увеличить товарооборот между двумя нашими странами более чем в сорок раз21.
В настоящий момент договора о границе у России и Японии нет, а первым условием подписания мирного договора Япония ставит возвращение "Северных территорий". Но, как уточняют аналитики, этим претензии к России не исчерпываются. Четыре острова на японских картах зачастую уже обозначены как территория Японии. И это не все. Объектом своих вожделений японцы не перестают считать оставшиеся Курильские острова и Южный Сахалин22.
В августе 1946 года в Токио Исисукэ Андо, мэр города Нэмуро, вручил Верховному главнокомандующему союзных держав в Японии генералу армии Д.Макартуру петицию c настоятельной просьбой "поставить острова под управление Соединенных Штатов", чтобы штаб Верховного Главнокомандующего союзных держав, "ликвидировав оккупацию со стороны Советского Союза, заставил его вернуть острова Японии и позволил соотечественникам возвратиться и проживать на этих островах, являющихся их родиной". С этой петиции ведет начало движение за возвращение Северных территорий: был учрежден Комитет по обсуждению вопроса о возвращении островов, прилегающих к острову Хоккайдо. В 1972 г. его совет был преобразован в Координационный совет движения с требованиями возвращения Северных территорий ("Хокурэнкё"), который оказывает энергичное воздействие на японское правительство для возвращения островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
В 1976 г. японским правительством было принято постановление о 7 февраля как "Дне Северных территорий" (7 февраля 1855 г. был подписан Трактат о торговле и границах между Японией и Россией), а в сентябре 1976 г. на мысе Носаппу был поставлен монумент "Мост к островам Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп". Были учреждены в 47 префектурах префектуральные Народные советы содействия возвращению Северных территорий; палата представителей японского парламента начиная с 1951 года шестнадцать раз, а палата советников начиная с 1962 года одиннадцать раз принимали "резолюцию с требованием возвратить Северные территории"23.
<...>
В ноябре 2004 г. министр иностранных дел С.Лавров заявил, что Россия как правопреемник СССР готова "поставить точку" в вопросе декларации 1956 года, согласно которой предлагалось отдать Японии два южных острова Курильской гряды, что вызвало волну протестов на Дальнем Востоке, а оппозиция начала сбор подписей против передачи островов.
Япония настаивает на признании ее суверенитета над четырьмя островами Южнокурильской гряды - Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и Хабомаи. Российская сторона заявляет, что готова вести переговоры, основываясь на ратифицированной парламентами обеих стран совместной декларации 1956 г., где сказано, что "после подписания мирного договора Россия готова рассмотреть вопрос о возможности передачи Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи". Мирный договор между Россией и Японией до сих пор не подписан.
27 сентября 2005 г. Президент России в "прямой линии" с гражданами страны сделал важное заявление международного характера: все обсуждения вопроса о Курильских островах могут вестись только исходя из того, что над этими островами сохраняется юрисдикция России. Таким образом, вопрос об островах в международно-правовом плане исчерпан. "Можно говорить о каких-то жестах доброй воли, но не о территориальном споре", - подчеркнул В.В. Путин24.
К встрече на высшем уровне тщательно готовились обе стороны. 31 мая - 1 июня 2005 года, во время двухдневной поездки в Японию министра иностранных дел России, состоялась его встреча с министром иностранных дел Японии Нобутакой Матимурой по подготовке официального визита Президента, где рассматривались вопросы экономического сотрудничества России и Японии, в первую очередь связанные с проектом строительства нефтепровода "Сибирь - Тихий океан". В Токио хотели бы большей определенности с российской стороны относительно направления трубопровода - в сторону Находки (этот вариант наиболее выгоден японцам) или китайского Дацина. Министры обсуждали актуальные международные вопросы, касающиеся ситуации вокруг ядерной программы КНДР и мер по возвращению Пхеньяна за стол шестисторонних переговоров25.
<...>
Цуеси Хасегава в статье "Осмысливая заново российско-японский территориальный спор" указывает на необходимость помнить о людях, живущих ныне на спорных островах: "Конечно, нельзя забыть горе и унижение, которым подверглись японцы, депортированные с Южных Курил, нельзя также забыть и трагическую историю айнов, выселенных с островов и практически истребленных, но тем более недопустимо повторить ту же ошибку еще раз, принеся в жертву судьбу ныне живущих там русских и украинцев".
Профессор Хасегава согласен, что России необходимо оказывать экономическую помощь, поскольку только экономически развитая, демократическая Россия может являться гарантом стабильности международных отношений, а расширение сфер взаимодействия двух стран неизбежно приведет к большему соприкосновению точек зрения, что со временем выльется в создание условий для возвращения "оккупированных" островов. Он считает, что мирный договор должен быть заключен как можно скорее на условиях 1956 года, то есть с передачей только двух островов, а вопрос о двух других островах можно отложить для дальнейших переговоров.
А как смотрят на эту проблему люди, помнить о которых призывает профессор?
Во время проведенного в марте 1991 года местного референдума почти 100% курильчан выступили против территориальных уступок соседям. Однако уже в 1992 году, когда начался безвизовый обмен между жителями курил и японцами, ситуация изменилась.
По данным, опубликованным газетой "Иомиури" от 17 июля 1993 года, при опросе 404 жителей трех островов - Шикотана, Кунашира и Итурупа - соотношение между сторонниками и противниками возвращения Японии Северных территорий составило 73% к 20,3%26. Согласно сообщению газеты "Майнити симбун" от 2 декабря 1996 года, при опросе ста российских специалистов по Японии из числа членов правительства, парламентариев и ученых, который был проведен Международным социологическим центром в Москве в январе 1996 года, за возвращение Северных территорий Японии высказались 45% опрошенных, против - 20%27. Имеются данные, опубликованные российской стороной. В 1998 году опрос в ИТАР-ТАСС, показал, что лишь 3% опрошенных на континентальной части России согласны разом передать Южные Курилы, а против выступают 55% опрошенных. По результатам опроса общественного мнения среди жителей Северных территорий, который радиотелевизионная корпорация Эн-Эйч-Кэй поручила провести Всероссийскому центральному институту общественного мнения в сентябре 1998 года на основе выборочного опроса 1000 человек с трех островов - Кунашир, Итуруп и Шикотан, согласием на возвращение Японии Северных территорий без каких-либо условий или на определенных условиях ответило 44% опрошенных, а против выступило 42% опрошенных (информация по телевидению корпорации Эн-Эйч-Кэй от 5 ноября 1998 г.)28.
Кроме того, по опросу информационного агентства "Киодо цусин", который был проведен на островах Итуруп и Шикотан среди 100 местных жителей, 65% жителей острова Шикотан согласились на возвращение Японии Северных территорий, а 87% жителей острова Итуруп выступили против их возвращения Японии (агентство "Киодо цусин" от 20 сентября 1998 г.)29.
В настоящий момент не менее 80% шикотанцев "за" передачу Шикотана и Малой Курильской гряды Японии. Их точку зрения разделяет не менее 50% населения Кунашира. Таким образом люди надеются поправить свое материальное положение30.
С самого начала японцы умело вели мощную пропагандистскую кампанию31, включавшую устные беседы, красочные брошюры о благах курильчанам, если те станут добиваться от правительства России возвращения Японии Южных Курил, а именно: выплата моральной компенсации по 50 тысяч долларов каждому курильчанину, приобретение каждой семье благоустроенной квартиры или дома в любом регионе России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) с оплатой японской стороной расходов по проезду и провозу багажа к новому месту жительства, а тем, кто захочет остаться, - двойное гражданство, хорошую и высокооплачиваемую работу, пенсионерам - достойную пенсию и бесплатное медицинское обслуживание.
Во время сильнейшего землетрясения 1994 года были полностью разрушены предприятия рыбной отрасли Южно-Курильского района, единственное градообразующее предприятие - рыбокомбинат "Островной" - обанкротилось и работники потеряли средства к существованию. В Крабозаводском сгорела старая дизельная электростанция, и японская сторона построила новую, предоставив на Шикотан дизтопливо, на Южные Курилы стали поступать крупные партии гуманитарной помощи, а несколько десятков курильчан, страдающих тяжелыми заболеваниями, прошли бесплатный курс лечения в лучших больницах Японии.
В настоящий момент спохватилось и российское правительство, чтобы острова "не уплыли" в Японию.
В Правительстве России на заседании в октябре 2005 года был одобрен комплекс мер по социально-экономическому развитию Курильских островов до 2015 года. На дополнительные меры32 по социально-экономическому развитию Курил в 2007-2010 гг. планируется ежегодно выделять по 2-2,5 миллиарда рублей. Из них 87% будет выделяться из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Курильских островов до 2015 года. Предполагается, что программа будет реализовываться в два этапа: 2007-2010 годы и 2011-2015 годы.
Глава правительства Михаил Фрадков отмечал, что необходимо развивать энергетику, транспорт, социальную сферу и вкладывать туда значительные капиталы. Кроме того, он акцентировал внимание на развитии рыбной отрасли33. <...>
Совершенствование энергетического комплекса предполагается развивать на основе собственной энергетической базы Курильских островов с использованием нетрадиционных (геотермальных) источников энергии и энергии малых рек. Для этого планируется завершить создание энергокомплексов на основе ГеоТЭС "Океанский" на острове Итуруп и "Менделеевский" на острове Кунашир, строительство комплекса малых ГЭС на острове Парамушир, продолжить работы по расширению возможностей применения ветроэнергетики на Курильских островах. Суммарная мощность вводимых энергоустановок должна позволить уже в ближайшее время отказаться от завоза на острова дизельного топлива и угля в больших объемах. Также намечено сформировать резервный фонд дизельных электростанций, заменить устаревшие электросети и инженерные коммуникации.
В новой программе планируется для развития транспортного комплекса ускоренный ввод в эксплуатацию объектов портового хозяйства (Северо-Курильский, Курильский и Малокурильский портовые пункты), завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта "Менделеевский", постройка вертолетных площадок для обеспечения круглогодичного воздушного сообщения между островами, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, а поскольку протяженность автомобильных дорог на островах сейчас составляет всего восемь километров, планируется расширение сети дорожного строительства.
<...>
Итак, в силу стратегической значимости Курильских островов нужны дополнительные меры по их социально-экономическому развитию и социальной защите населения.
На наш взгляд, следовало бы также прислушаться к мнению военного историка, кандидата психологических наук Виктора Гаврилова о том, что возвращение части Курильских островов Японии сейчас, когда наш сосед Китай неуклонно "собирает свои земли", несомненно, нанесет колоссальный удар по престижу Кремля и может иметь весьма неприятные для него последствия как в самой России, так и за ее пределами34.

2006 г.
www.ni-journal.ru

Док. 534985
Перв. публик.: 23.12.06
Последн. ред.: 23.12.08
Число обращений: 117

  • Катаева Елена Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``