В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Забейворота: Интеграция России и Беларуси: проблемы и перспективы Назад
Александр Забейворота: Интеграция России и Беларуси: проблемы и перспективы
Без былой помпезности была отмечена очередная годовщина ускоренной интеграции Беларуси и России. Отсутствие полагающихся в этом случае торжеств обусловлено рядом причин, в том числе и возникшими проблемами на пути объединения. Политики, ученые и известные общественные деятели предлагают различные пути дальнейшего развития союза Беларуси и России. Но, как свидетельствует практика, не все так просто, как казалось тогда, когда подписывали документы о создании Сообщества, Союза, а затем и Союзного государства Беларуси и России.
Отношения между белорусами и русскими не были такими безоблачными, как их пытаются представить те, кто мало знаком с историей. Народная мудрость гласит, что из истории надо брать то, что сближает народы, а не то, что их разъединяет. Но и односторонний подход к прошлому может негативно сказаться на современности. В 80-90-е гг. ХХ в. мы стали свидетелями, как замалчивание каких-то негативных моментов из истории взаимоотношений народов рано или поздно может сыграть роль детонатора. В результате подобных "детонаторов", к сожалению, нашлось немало для разрушения СССР. Об этом не надо часто напоминать, но это надо помнить, чтобы не повторить в дальнейшем того, что может быть использовано для разъединения народов.
Несмотря на огромную работу, проделанную политиками, государственными и общественными деятелями, учеными, известными предпринимателями по единению Беларуси и России, достичь искомого результата пока так и не удалось. Причем в последнее время темпы строительства Союзного государства несколько замедлились. Камнем преткновения стал вопрос о том, какое государство строить: конфедеративное или федеративное. Причем, как свидетельствуют высказывания на интернет-встрече 22 января с.г. с читателями газеты "Известия ru" Государственного секретаря Союзного государства Белоруссии и России П.П. Бородина, само руководство двух стран еще не знает, какое же государство предполагается создать.
В связи с этим есть смысл обратиться к текстам Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь. Согласно п.1 ст. 4 Конституции Российской Федерации, "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию"1. То есть Российская Федерации - суверенное государство. В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь, "Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику"2. То есть и Республика Беларусь также суверенное государство. Не меняя конституций на данном этапе, можно из двух названных стран создать только конфедеративное государство. И той и другой стороне придется в некоторой мере поступиться своим суверенитетом, что в настоящее время воспринимается весьма болезненно.
Можно также рассматривать вариант создания федеративного государства. Учитывая то, что Белоруссия - унитарное государство, а Российская Федерация - федеративное, в случае создания федеративного государства, видимо, может обсуждаться вариант присоединения Беларуси на правах субъекта к Российской Федерации. Но тогда Белоруссии, по сути, необходимо будет отказаться от своего суверенитета. Такой вариант не потребует внесения существенных изменений в Конституцию Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 65, "Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом"3. В п. 1 названной статьи Конституции придется только пополнить перечень субъектов Российской Федерации.
В случае, если будет избран вариант присоединения Республики Беларусь к Российской Федерации на правах субъекта, Конституцию Республики Беларусь надо будет менять полностью. Если же каждая область Белоруссии войдет в состав России на правах субъекта, то тогда Конституции Республики Беларусь, как нормативно-правового акта, и вовсе не потребуется. Потеря суверенитета Беларусью не приветствуется ни белорусской политической элитой, ни определенной частью российской политической элиты. Поэтому такой вариант образования на базе России и Беларуси федеративного государства весьма проблематичен.
Вряд ли осуществим вариант образования унитарного государства на основе двух стран. Все может закончиться не образованием нового государства, а разрушением и России, и Белоруссии. Скорее всего, странам СНГ в целом, а России и Белоруссии в частности надо будет пройти определенный интеграционный путь, подобный европейскому.
В российско-белорусских отношениях основное внимание сосредоточено на политических аспектах, на том, какое государство создавать. Дискуссия на эту тему идет уже несколько лет. На наш взгляд, ее продолжение может завести весь процесс в тупик и дискредитировать саму идею единения двух стран. Подтверждением этому могут служить изменения в общественном мнении относительно российско-белорусской интеграции. По результатам проведенного в октябре-ноябре прошлого года опроса представителей политической, экономической и научной элиты Беларуси, более 90% респондентов высказались против объединения в одно государство4. Видимо, опираясь на настроения элиты, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 26 марта с.г. в интервью журналу "Наш современник" заявил: "Если россияне думают, что Белоруссия никуда не денется, то они заблуждаются - ее быстро подберут". Он в очередной раз подчеркнул, что Белоруссия будет строить отношения с Россией только на равноправной основе и никогда не войдет в ее состав в качестве федеративного субъекта. По его словам, модель интеграции, предполагающая вхождение Белоруссии в состав Российской Федерации, невыгодна самой России5. Для такого заявления А.Г. Лукашенко, очевидно, послужили основанием не только настроения белорусской элиты или "забота" о выгоде для России. Здесь, видимо, сыграло свою роль и то, что, по данным руководителя отдела Белоруссии Института стран СНГ А. Фадеева, "примерно половина экспорта Белоруссии завязана не на России, а на странах других регионов" и основные инвесторы в республику - "отнюдь не Россия, а структуры Всемирного банка, Германия, США, Нидерланды и Австрия"6.
Создание конфедеративного, федеративного или унитарного государства - в данном случае акт относительно скоротечный, по-разному задевающий интересы различных слоев населения в Беларуси и России. Очень заметно в России стремление присоединить на правах субъекта к федерации, образованной "сверху", суверенное государство. Естественно, что такое присоединение встречает сопротивление. Причем это сопротивление при определенных условиях может иметь значительный ресурс. Поэтому такой путь единения Беларуси и России вряд ли будет перспективен.
При этом надо учитывать, что не все в мире с энтузиазмом поддерживают идею единения Белоруссии и России. В середине апреля этого года госдепартамент США объявил о том, что в отношении Белоруссии в ближайшее время могут быть введены экономические санкции. Конгресс США рассматривает проект "Акта о демократии", который наряду с введением санкций против Минска "за нарушение политических свобод граждан" предусматривает выделение 40 млн долларов на финансирование "институтов демократического общества" в Белоруссии7. Белорусские и российские аналитики называют причины намерений США. Главная, по их мнению, состоит в том, что в мире, в том числе и в США, есть силы, которые под флагом борьбы за торжество демократии активно препятствуют самостоятельному волеизъявлению народов, в том числе и процессам интеграции на постсоветском пространстве.
У Беларуси и России есть немалое количество проблем, которые можно решить только совместными усилиями. Вот на этом, очевидно, и должны быть сосредоточены усилия всех, кто заинтересован в единении двух стран. Тем более что, как свидетельствует уже упоминаемый П.П. Бородин, "сегодня топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95%, машиностроительный - на 85%, сельское хозяйство - на 65-70%. И так во многом другом"8.
Не секрет, что одна из наиболее сложных проблем во взаимоотношениях двух стран - это приобретение права собственности на наиболее прибыльные объекты. В Беларуси процесс приватизации несколько отличается от подобного в России. Многие рентабельные белорусские предприятия находятся в собственности государства, которое стремится не допустить в Беларусь иностранных собственников, в том числе и российских. В то же время экономика Беларуси в немалой степени зависит от импорта сырья и энергоресурсов. Все это в определенной мере способствует зарождению мнения, что наступит время, когда Беларусь будет вынуждена примкнуть к тому, кто быстрее предоставит ей то, в чем она нуждается.
События последнего времени свидетельствуют о начале вокруг Беларуси очень сложной многоходовой игры. Игроки известны, и нет необходимости их называть. В этой обстановке у России есть только один путь: дальнейшее развитие отношений с Беларусью на основе учета современных реалий, а не на основе иллюзий, как бы заманчивы они ни были.
Если же опираться на реалии, то наиболее плодотворным, на наш взгляд, будет совместный поиск путей решения назревших социально-экономических проблем. Их природа в России и Беларуси не всегда одинакова. Решать их в каждой стране надо по-своему. Но есть и те, которые выгоднее решать совместно. И здесь полезны не только регулярные встречи политиков и государственных деятелей, но и различные встречи предпринимателей, руководителей предприятий, компаний, банков и т.д. Именно эти люди, стоящие сегодня у руля решения экономических проблем, подскажут политикам, какие надо принять нормативно-правовые акты, открывающие дорогу для дальнейшего движения вперед.
На пути единения Беларуси и России немало барьеров. Один из них - различия в правовом регулировании многих аспектов жизнедеятельности людей. Хотя и проделана значительная работа по сближению законодательства, до требуемого рубежа еще весьма далеко. Поэтому все чаще звучат призывы к унификации российских и белорусских законов. И вот здесь возникает вопрос: какое законодательство необходимо приводить в соответствие - белорусское к российскому или российское к белорусскому или же создать какое-то новое, третье законодательство?
Попытка принять Конституционный акт Союзного государства Беларуси и России предполагает после вступления в силу названного документа разработку нового законодательства. И не случайно процесс принятия Конституционного акта замедлился. Здесь политика пошла впереди экономики. Естественно, что ни та, ни другая сторона не захотели поступиться своим суверенитетом. Таким образом, возникла, применяя шахматную терминологию, патовая ситуация.
Политики каждой стороны не могут действовать в ущерб своим интересам и не идут на сближение. Экономические структуры той и другой стороны имеют интерес друг в друге. Но нет достаточной законодательной базы для реализации совместных интересов. Законодательную базу создают политики. Получается замкнутый круг. Как его разомкнуть? На наш взгляд, здесь можно было бы предложить, как это ни покажется кому-то парадоксальным, на данном этапе отказаться от обсуждения проектов, подобных Конституционному акту. И всем заинтересованным сторонам в российско-белорусской интеграции готовить проекты указов президентов двух стран, правительственных постановлений, межправительственных соглашений и т.п., лоббировать их и тем самым продвигать дело единения двух стран, создавать основу нового права, которое могло бы в будущем получить наименование "интеграционного права. Ведь в начале 50-х гг. прошлого века в Западной Европе не предполагали, что через определенное время прочно войдет в жизнь "европейское право".
"Интеграционное право" на постсоветском пространстве, развивающееся снизу, на начальном этапе своего зарождения и развития регулирующее отдельные аспекты отношений между предприятиями, фирмами, банками и т.п., несомненно, придет к тому рубежу, когда ему необходимо будет регулировать процессы, регламентируемые нормами конституционного права. Вот тогда сама жизнь подведет к необходимости принятия нормативно-правовых актов типа Конституционного акта, хотя с точки зрения нормативного права лучше будет внести соответствующие изменения в Конституцию, а затем принять и совместную Конституцию. Но до этого рубежа надо дойти. Ведь жизнь даже на примере одной распавшейся семьи учит, что после развода вновь соединиться весьма непросто.
Государственные институты Союзного государства России и Беларуси могут внести весомый вклад в формирование "интеграционного права". Для этого на данном этапе необходимо открыть дорогу хотя бы для диалога между хозяйствующими субъектами и не мешать выполнению уже подписанных контрактов. Видимо, есть смысл провести определенную инвентаризацию достигнутого в российско-белорусском экономическом сотрудничестве с целью определения дальнейших рубежей, устранения препятствий на интеграционном пути. Ибо любые стратегически верные решения могут потонуть в круговороте мелочей повседневной жизни. Например, всем представителям малого и среднего бизнеса России и Беларуси хорошо известны трудности на пути перемещения товаров из России в Белоруссию и наоборот. И эти трудности во многом порождены, в том числе, и действиями властей двух стран, крайне медленным прохождением тех или иных дел через лабиринты бюрократических коридоров. Несомненно, верно поступают, например, те министерства и ведомства Российской Федерации, которые в этом году проводят анализ, исследование по предметам своего ведения российско-белорусских отношений, ищут пути обеспечения выгодного и тесного сотрудничества и взаимодействия в решении наиболее острых социально-экономических проблем, характерных для обеих стран.
Немалую пользу могли бы принести регулярные встречи руководителей государственных институтов Союзного государства и бизнеса, которые бы заканчивались принятием нормативных актов, открывающих дорогу для более тесного экономического взаимодействия.
К сожалению, в последнее время как-то снизилась активность Парламентского собрания Союзного государства Беларуси и России. До недавнего времени оно по праву считалось локомотивом российско-белорусской интеграции. Видимо, сказались в некоторой мере и правовая неопределенность статуса этого органа (ведь по всем планам создания Союзного государства должен уже действовать союзный двухпалатный парламент), и приближающиеся выборы в Государственную Думу в Российской Федерации, и изменившийся де-факто статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
И несомненно, правы те, кто предлагает пусть даже на первый взгляд претенциозный, но совместный экономический проект, способный повести за собой значительную долю бизнеса. Такой проект потребует ускоренного развития "интеграционного права" и будет основой единения. Конечно, можно мечтать об объединении с самыми богатыми партнерами, но географически не близкими. Рано или поздно жизнь заставит обратить внимание не на очень богатых, но живущих рядом. Тем более что у нас больше общего, чем различного.

2003 г.
www.ni-journal.ru

Док. 534832
Перв. публик.: 15.12.03
Последн. ред.: 23.12.08
Число обращений: 219

  • Забейворота Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``