В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осторожно, пресса! Назад
Осторожно, пресса!
Школьники не любят читать газеты. Плохо это или хорошо?

Когда сам был школьником, считал, что - нормально. За глаза хватало единичных номеров центральной "Правды", по которой каждую неделю заставляли готовить политинформацию. Куда прибыл с визитом Леонид Ильич? Как поживает гонка вооружений? Что с борьбой за мир? Выпустили ли из тюрьмы Анжелу Дэвис? Прибавить к этому перечню еще и доклады первого секретаря из областной газеты было бы слишком немилосердно. Потому учителя не спрашивали нас, читает ли кто печатный орган обкома партии, а заодно - и обкома ВЛКСМ. Подозреваю, что тем же самым грешили и они, наши педагоги - в лучшем случае только пролистывая местные газеты. Причем, даже в самые активные годы строительства развитого социализма - пролистывали, но вряд ли читали.

Судя по всему, мало что изменилось с чтением газет в российских школах и сегодня - 25 и даже кое-где 30 лет спустя. Во всяком случае - местных. Постоянно читают прессу сущие единицы - примерно 7% школьников (изредка, правда, чуть больше - 14). Из них меньше половины, а именно 3%, выносит из газет что-то полезное для своей учебы. Причем, учителя выносят примерно столько же. Сделанным открытием поделились сотрудники калужского Педуниверситета и Калужского института туристского бизнеса, выполнившие проект на тему: "Исследование образовательных ресурсов региональной прессы в сфере гражданского образования Калужской области". Вердикт исследователей суров и оптимистичен одновременно: читают в школах нынешнюю прессу мало, хотя желание читать есть. Понятно, что и у газет, особенно региональных, есть стойкая мечта быть кем-либо прочитанными. Отсюда - легкий вывод о неизбежном, якобы, сближении прессы и современной школы. Его и попытались обосновать авторы проекта.

Итак: зачем современной школе современная же пресса? Вопрос сузим до масштабов одного региона. Например: школьникам и учителям такой-то области и края - местные издания? Первый ответ: школе может быть ценен образовательный потенциал региональной прессы. Где-то печатают краеведческие статьи, где-то про местную экономику, что-то по истории попадается, что-то про политику. А вдруг к уроку пригодится? Авторов исследования особо прельстил "адаптированный" вариант подачи общественно-политических знаний современным школьникам. То есть пропущенный через умы и сердца мастеров местного журцеха. Что, по идее, должно было бы только польстить его наиболее ярким представителям. Мол, высокое доверие оказано: сеять разумное, бодрое и честное в любознательных головках школяров. Но результаты дальнейших замеров исследователей этот оптимизм несколько поубавили.

Выяснилось, что ищут нынешние школьники в нынешних же газетах нечто другое: не совсем, скажем так, разумное и честное. И не потому, что честность и разумение современной молодежи чуждо по природе, а потому, что не считает она современные газеты носителями этих главных добродетелей СМИ. Инструментом непредвзятого выражения своих мыслей. На вопрос анкеты - в чем, по вашему мнению, заключается роль газет в жизни региона? - подавляющее большинство калужских школьников ответило: в рекламе, актуальной информации, борьбе за власть и т.п. И только на самом последнем месте всплыло главное предназначение СМИ - быть трибуной демократии и инструментом свободы слова. Таким образом, школы отказали современной прессе в праве именоваться независимой, свободной. Что, впрочем, нисколько не поколебало авторов исследований в идее задействования газет, хотя бы местных, в образовательном процессе.

Идея эта была оценена и в самих калужских школах. Учителям было предложено придумать сферы применения (уже, как выяснилось, несвободных) местных СМИ в части формирования различных ценностей у учеников. И вновь пирамида ценностей оказалась перевернутой: лидировало экологическое воспитание, будирование гражданской активности, законопослушание, толерантность, патриотизм. А вот в привитие общечеловеческих ценностей, а также гуманизма посредством местных журналистских сил - школа не поверила. Патриотизм и политграмоту газеты вроде бы способны насаждать - в этом никто не сомневается. А вот с общечеловеческими ценностями - проблема. Здесь, как показал опрос, слава современных СМИ ничтожная. Что, впрочем, рассуждают многие, не является проигрышем абсолютным. И даже проигрышем - вообще. Особенно в условиях утилизации как федеральных так и региональных масс-медийных сил на подъем очередных пропагандистских цунами.

Несвободная, "адаптированная", как говорят исследователи, пресса, судя по всему, идеально подходит для использования ее в качестве цементного раствора при самых начальных стадиях строительства необходимых вертикалей. В данном случае - хоть от самой школьной скамьи. Что, впрочем, не является укором для свободной прессы, скажем так - "неадаптированной". Ту, ясное дело, трудно мобилизовать на "отмывание" до бела сомнительных проектов, пусть не тяжелого, а даже в самой легкой форме местного нацизма, партийного хамства, официального мздоимства - всего того, что демократическая пресса не имеет права не замечать по статусу. И с этой точки зрения свободные СМИ для школы, в самом деле, не подходят (имеется ввиду полностью, а не частично). Как не подходят десятилетним модницам любимые мамины туфли - взрослому вроде бы идут, а малыши в них тонут. Что, впрочем, не дает права старшим только по этой причине обувать детей в кирзовые сапоги.

Алексей Мельников.

23 декабря 2008 года.
www.viperson.ru

Док. 534757
Перв. публик.: 23.12.08
Последн. ред.: 27.12.08
Число обращений: 6

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``