В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парамонов В., О.Столповский: Многостороннее сотрудничество России и стран Центральной Азии в сфере безопасности в формате СНГ: возможно ли новое дыхание? Назад
Парамонов В., О.Столповский: Многостороннее сотрудничество России и стран Центральной Азии в сфере безопасности в формате СНГ: возможно ли новое дыхание?
Распад Советского Союза и последовавший за ним "парад суверенитетов" привели к разрыву десятилетиями складывавшихся тесных социально-политических, экономических и культурных связей между новыми независимыми государствами - бывшими союзными республиками. Не менее катастрофичными явились последствия распада СССР и с точки зрения безопасности. В условиях, когда в глобальном масштабе возник существенный дисбаланс сил, а по периметру бывшего Советского Союза складывалась непростая ситуация (разгорание очагов напряженности, постепенное приближение к границам инфраструктуры НАТО), была разрушена некогда единая система обороны от внешней агрессии и угроз.



Уже в первые месяцы существования Содружества независимых государств (СНГ) остро встал вопрос о защите новых государственных образований от потенциальных и реальных внешних угроз. Наиболее сложное положение, в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности, складывалось в Центральной Азии (ЦА), что во многом было обусловлено резким обострением в начале 1992 года обстановки в соседнем с государствами региона Афганистане.



Взаимодействие Российской Федерации (РФ) с постсоветскими республиками, в том числе и странами ЦА в сфере безопасности началось именно в формате СНГ. При этом в основу сотрудничества и обеспечения безопасности стран Содружества легли совпадение или близость их стратегических интересов, общее историческое прошлое, экономические, научные, культурные и другие традиционные связи.



* * *

В целом, многостороннее сотрудничество России с государствами Центральной Азии в формате СНГ является составной частью международной деятельности дружественных государств, призванной обеспечивать объединение усилий в борьбе с угрозами национальной безопасности. Однако, несмотря на относительно благополучную с виду картину, которая создается в результате многочисленных протокольных встреч и звучащих на них заявлений, исполнительные структуры, созданные в формате СНГ, свою задачу построения общей дееспособной системы безопасности так и не выполнили.



Главной причиной этого является разновекторность внешнеполитических курсов государств-участников Содружества и их подходов к оценке потенциальных угроз национальной и региональной безопасности. Тем более, что на современном этапе есть основания утверждать о некоей аморфности этого межгосударственного объединения, которое, ввиду более напоминает "дискуссионный клуб", а не полноценную международную организацию, способную на достаточно эффективном уровне решать основополагающие вопросы многостороннего взаимодействия.



Несмотря на то, что после избрания в 2008 году президентом России Д.Медведева наблюдается преемственность политического курса РФ на декларируемую приоритетность развития сотрудничества в рамках Содружества, взятого еще при В.Путине, нынешнее взаимодействие в сфере безопасности в формате СНГ имеет скорее больше вопросов, нежели четкого и ясного понимания - по какому именно пути в ближайшей, кратко- и долгосрочной перспективе будет развиваться Содружество.

В этой связи с достаточной степенью вероятности можно прогнозировать, что отмирание наднациональных структур, типа Совета министров обороны СНГ и ему подобных - это лишь вопрос времени. Исключением здесь, пожалуй, может быть в целом положительная деятельность и накопленный опыт отделением АТЦ СНГ по Центральной Азии.



То же самое можно сказать и о функционирующей де-факто ОС ПВО СНГ, которая, несмотря на все сложности и противоречия в рамках Содружества, продолжает демонстрировать некое единство в сотрудничестве. Это во многом обусловлено наличием понимания у руководства большинства стран СНГ важности взаимодействия в такой сложной с технической и стратегической точек зрения сфере, как контроль и защита воздушного пространства.



Однако, представляется, что основное внимание в развитии многостороннего формата сотрудничества России с центральноазиатскими государствами все же будет сфокусировано именно на региональных организациях - ОДКБ и ШОС, а взаимодействие в сфере безопасности в рамках Содружества со временем сохранится лишь по второстепенным вопросам.



БОЛЕЕ ПОДРОБНО, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/175.html

Док. 534737
Перв. публик.: 22.12.08
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 14

  • Парамонов Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``