В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конференция в Руссенском университете Назад
Конференция в Руссенском университете
"К выходу в свет новой книги Э. Г. Кочетова Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)"
г. Руссе, Болгария, ноябрь 2007 г.
Основные тезисы докладов
С.Й. Билчева(г.Руссе, Болгария) и В.В. Бокова(г.Москва, Россия)

"Э. Г. КОЧЕТОВ, - основатель российской школы геоэкономики, известный своими фундаментальными работами в этой области, а также в сфере геостратегии и геофинансов ([1-5]) в конце 2006 г. опубликовал новый интеллектуальный продукт ([6]), интересный своими инновационными взглядами на общество и гуманитарную парадигму его совершенствования и развития (гуманитарный космос). Формирование концепта гуманитарной космологии прошло красной нитью в работах ученого на стыке веков (1998 - 2006 г.), на страницах солидных научных изданий и, в частности, журнала "Безопасность Евразии" Российского Фонда поддержки исследования проблем безопасности.

Основное достоинство монографии, на наш взгляд, - фокусирование внимания читателей на глобальной проблеме трансформации земной цивилизации на основе императива гуманизации, толерантности, многовекторности экономико-политических инициатив и моделей мирообустройства, консенсуса, социально-экономического либерализма (перекликающихся с идеей Дж. Сороса ([7]) об открытом обществе).
Основные аспекты нового видения гуманитарной революции (гуманитарного Ренессанса), способного сформировать Человека-мыслителя, Человека-созидателя, Человека-гуманиста нового тысячелетия, излагаемые Э. Г. Кочетовым, достаточно глобальны и емки (подстать современному мирохозяйственному обустройству).
Например, ничего нельзя сказать против утверждения Э. Г. Кочетова, что гуманитарная наука превратилась в замкнутую, закрытую сферу политологов, социологов, культурологов. В недрах этой деформированной и гипертрофированной сферы зародилась (как результат общества потребления) потребность к технологическому развитию, техническому прогрессу в ущерб гуманистическому совершенствованию (с. 112 - 113).

Рецензируя эту монографию, мы исходили из стремления разъяснить себе и читателям тонкие моменты реализации замысла автора, - создание нового мира для нового человека, с необходимым алгоритмом трансформации старой структуры и доказательствами возможности такой трансформации. В качестве объяснения феномена техногенного мышления в России автор достаточно логично отмечает, что ориентиры национального генезиса в современном глобальном мире зависят не только от национальной экономики, но и от общемировых тенденций, правил игры и традиций. Применительно к России это означает, что экономическая наука и практика заимствовала идеи техногенности по причинам национального престижа и безопасности. Как в таких случаях бывает научная мысль была далека от систематизации фактов и проектирования их на национальную почву (аналогичное наблюдается в переживающей кризис американской экономической теории, имеющей множество близких, но автономных, наработок, при отсутствии интерфейса между ними).

Другая причина засилья техногенной доктрины в России - ослабление категорийного аппарата, в результате чего через формальный подход была ослаблена гуманитарная компонента экономической философии. Как мы уже отметили, обобщающий набор явлений и фактов отсутствовал, что не способствовало обеспечению сепарабельности доказательной базы.

Свои мысли мы сформулировали в иерархическом виде, как это имеет место у автора.

Во-первых, - это необратимый процесс вступления мирового социума и международного бизнеса в фазу смены геополитических преференций на геоэкономические ([1], [8], [9]). Познавательная сила менталитета социального человека такова, что заставляет его задуматься над дилеммой: так ли уж хорош окружающий его и не им созданный мир и не имеет ли смысла создание нечто, по его мнению, более эффективного.
Общество, в целом, и мировая бизнес-элита, в частности, увидели непреложность факта транснационализации, вывода предпринимательства и инновационных технологических ядер за национальные государственные границы.
Появились "экономические границы", в рамках которых получили статус привилегированных внешние экономические интересы и цели. Национальные экономики и их организационно-стратегическая поддержка обрели новый театр действий - распределение мирового дохода и природных ресурсов (с. 30). Глобалистика помогла гуманитарной парадигме и ее пространственно-научному замыканию, - гуманитарной космологии, по-новому транслировать современное мирообустройство, высветить реперные точки современного развития, распознать его новейшие тенденции, предложить новые модели системного мышления.
Таким образом, гуманитарная космология проектируется в сферу знания человека тремя компонентами:
- глобалистикой как экономической категорией совершенства человеческого разума и изощренности его практической деятельности (глобалистика как реальность инициировала другие отрасли гуманитарного знания, восприятию и отображению нашего мира. Она подняла на должный уровень категорию общности, открыла путь для появления и развития новых, ранее невостребованных, институтов общества);
- геоэкономикой - стратегическим откликом на социально-экономическую либерализацию и прогресс коммуникационных технологий;
- рефлексивной философией объяснения окружающего нас мира в связке "жизнедеятельность человека - гуманитарная космология" (с.109).
Во-вторых, гуманитарная космология как воплощение нового гуманитарного Ренессанса дала толчок для появления и развития таких важных наук, как геостратегия, геологистика, геокультура, геоинформатика, сетевая экономика и др.
В-третьих, гуманитарная космология в ее геоэкономическом проявлении подготовила "трибуну" для межцивилизационного общения, выдвинув такие актуальные аспекты, как совместное перераспределение мирового дохода и понятие "общего интереса" (с. 78).
В-четвертых, важная фаза гуманитарных ренессансных трансформаций - "демонтаж" техногенной цивилизации, которая агрессивно динамична и представляет прямую угрозу жизнедеятельности человека, так как включает ряд негативных качеств (абсолютизацию технологических инновационных революций; императив силы; возможность техногенных катастроф и диверсий, вызванных протестом человека преклонению перед техногенным фетишем).
Ценно то, что Э. Г. Кочетов конкретно обозначает путь ренессансных преобразований, ведущий к новому мирозданию: от новых парадигмальных посылок (с. 61), через общий философский концепт, принципы (с. 61) и шаги ренессанских трансформаций к цельной и компактной модели нового обустройства человеческого бытия. Все это отображено в виде структурной блок-схемы (с. 65).
В комплексе - это следующая цепочка:
- демонтаж старой техногенной парадигмы;
- формирование гуманистической космологической базы: преобразование мышления социального человека;
- новые космологические ориентиры.
В-пятых, важнейшая составляющая ренессансного перехода - это демонтаж техногенного мышления и сознания, упорно насаждаемого обществом потребления (когда шкала потребления разрастается до гигантских размеров, вступая в противоречие с ресурсной и интеллектуальной базой) и коммерческими образовательными структурами в ущерб гуманистическому императиву.
Выпускаемым ими специалистам чужды понятия гуманизм, альтруизм, бескорыстие. Человек с универсальным кругозором смотрится как ортодокс. Часто он не востребован обществом и бизнесом, так как способен к анализу повседневных и экстремальных отношений людей, проектируя их на гуманистические ценности.
Наглядный пример тому - поведение российского математика и тополога Г. Перельмана, который, будучи награжденным американской престижной премией за выдающиеся успехи в точных науках (решение одной из задач Пуанкаре), не получил человеческого гуманистического понимания в своем коллективе (Математическом институте им. Стеклова РАН) и в итоге ушел из института.
В-шестых, новый гуманистический ренессансный переход включает решение следующих проблем и формирование в сознании "нового социального человека" интеллектуальных посылок :

- умение распознавать глобальные геоэкономические и геополитические подвижки в мире и вектор их воздействия на социум, экономику и ее позиционирование в мировом экономическом пространстве;
- умение стратегически реагировать на проявления глобалистики;
- развитие "чувства опасности" при наблюдении геоэкономических явлений и фактов;

- организовать интеллектуальную среду для выработки согласованных подходов к формированию долгосрочных прогнозов мирового развития на основе межцивилизационного общения и гуманистических ценностей.
Эти грандиозные задачи - основа осуществления космологических трансформаций (с. 76).
В-седьмых, новый гуманистический ренессансный переход ассоциирован со следующим аспектом теории познания: каков вектор современного развития общества и имеет ли он пространственно-временную память, позволяющую выяснить, что ранее сформировавшаяся парадигма мирового развития, категории и модели, пройдя определенное время развития, становятся менее очевидными, более ортодоксальными, и ненужными, требуя на их замену новую цивилизационную парадигму, определяющую новые ориентиры развития мира в XXI в., что тонко подметил Э. Г. Кочетов (с. 107).

В-восьмых, гуманитарная сфера в современном состоянии не соответствует предъявляемым к ней требованиям наблюдаемой и директивной составляющих. События последних десятилетий выявили неспособность гуманитарной науки не только прогнозировать события, но и трактовать их. Надеемся, что научные изыскания
Э. Г. Кочетова будут содействовать ее правильной ориентации.

Остается добавить, что через всю монографию проходит идея, что в основе вопросов бытия лежит проблема общих жизнеутверждающих начал и мотиваций. Гуманитарная космология впервые возвела на высокий уровень интеллектуального осмысления категорию "жизнь", носителем которой, безусловно, является человек.

Учитывая ранее сказанное, можно утверждать, автор книги "ГУМАНИТАРНАЯ КОСМОЛОГИЯ" сделал серьезную попытку в эскизной форме раскрыть необходимость перехода к новой гуманитарной парадигме развития окружающего нас мира, нового гуманистического Ренессанса, исповедующего величие Человека (почти по Максиму Горькому: "Человек - это звучит гордо") (с. 117).
Считаем публикация данной монографии актуальной и полезной всем, кто задумывался о будущем человечества.
В приведенном в конце монографии глоссарии дана современная трактовка основных понятий и категорий, относящихся к геоэкономике, глобалистике и новому гуманистическому Ренессансу (с. 147-153):

ГЕОЭКОНОМИКА (GEOECONOMICS) -
1) концептуальные воззрения, отражающие интерпретацию глобального мира через систему экономических атрибутов;
2) вынесенная за национальные рамки система экономических атрибутов и экономических отношений, определяющих контур глобального экономического пространства, в котором разворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономика выступает как симбиоз национальных экономик и государственных институтов, переплетение национальных и наднациональных экономических и государственных структур.
3) политологическая система взглядов (концепция), согласно которой политика государства предопределяется экономическими факторами, оперированием на геоэкономическом атласе мира (в том числе на его национальной части), включением национальных экономик и их хозяйствующих субъектов в мировые интернационализированные воспроизводственные ядра (циклы) с целью участия в формировании и распределении мирового дохода на базе высоких геоэкономических технологий.
Геоэкономика выступает также как составная часть стратегии развития.

ГЛОБАЛИСТИКА (GLOBALISTICS) - отрасль социально-гуманитарного знания, наука
1) о мире в его системно-нерасчленённой (единой, целостной) форме;
2) о различных сферах глобального мира (геоэкономике, геофинансах, геостратегии, геоинформации и т. п.);
3) о закономерностях функционирования наднациональных образований (процессов, структур и т. д.) и технологиях оперирования в них.
Глобалистика как наука имеет предмет, метод (методологический подход и инструментарий), свой понятийный и категориальный аппарат. Глобалистика выступает как геоэкономическая реальность.

ГУМАНИТАРНАЯ КОСМОЛОГИЯ (HUMANITARIAN COSMOLOGY) - отрасль гуманитарного знания, наука
1) о ценности человека и жизни, новых её общественных формах организации;
2) о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его отображения;
3) о выходе на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием;
4) о выходе гуманитарных геопространств (геоэкономики, геостратегии, геополитики, геокультуры, геоинформатики и др.) за глобальные рамки и технологии оперирования как их синтеза в этом новом пространственном измерении;
5) об осознании вопросов тысячелетнего ранга и поиске ответов на них;
6) о фундаментальных основах доктрины человека как гуманитарного манифеста.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ПЕРЕЛОМ -
- выход на новое парадигмальное осознание нашего мира,
- осознание, способное поставить вопросы высшего (тысячелетнего) ранга и находить ответы на них, способное к выходу на новые горизонты мирообустройства;
- преддверие Нового Ренессанса.

МИРОЗДАНИЕ - образное отображение окружающего нас мира в единстве гуманитарного и естественного знания и по своему ассоциативному восприятию подобное строительному сооружению (здание, дом, дворец, жилье и т. п.), возведенному человеком, а потому удобное для его жизни. В нашем случае выступает в форме мировой гуманитарной "конструкции", сложившейся как космологический образ.

МИРОЗДАНИЕ НОВОГО РЕНЕССАНСА - новый мир как совокупность всех его взаимоувязанных и взаимосогласованных сфер человеческого бытия, конструкция которого несёт в себе совершенно новую архитектонику: философскую, онтологическую, гносеологическую, праксиологическую и т. д.
Мироздание нового Ренессанса вбирает в себя самые светлые, самые пригодные для жизни элементы, когда либо существовавшие в истории и дополненные новейшими общественными формами, мотивациями, интересами, стимулами, целями и смыслами.

НОВЫЕ ЛЮДИ - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие, даже среди "свободных"; люди, вооружённые новым, объёмно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание Нового Ренессанса, тем самым обеспечить "бытие", достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.

"ОБИТАТЕЛИ" МИРОЗДАНИЯ НОВОГО РЕНЕССАНСА -
- "новые люди" с их ценностями, мотивациями, интересами, векторами и смыслами ренессансных устремлений;
- люди, побывавшие у опор мироздания и вернувшиеся на поверхность бытия, приобретшие новую оптику и точку зрения на вещи;
- люди, обретшие способность к универсальному знанию и к новейшей науковедческой рефлексии.

ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетов Э. Г., Геоэкономика (основы мирового геоэкономического пространства), Учебник для вузов, Москва, "Норма", 2006.
2. Кочетов Э. Г., Глобалистика: теория, методология, практика, Учебник для вузов, Москва, "Норма", 2002.
3. Кочетов Э. Г., Геоэкономический (глобальный) толковый словарь: основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса, Екатеринбург, "Уральский рабочий", 2006.
4. Кочетов Э. Г., Геоэкономика и глобалистика (новый класс гуманитарных дисциплин и их общественное значение в выстраиваемой модели безопасного развития), Безопасность Евразии, N 2, 2005, 375 - 394.
5. Кочетов Э. Г., Геоэкономический атлас мира: Новейшая конфигурация глобального пространства, Общество и экономика, 1999, N 7 - 8.
6. Кочетов Э. Г., Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей), Москва, "Деловая литература", 2006.
7. Сорос Д., Новый взгляд на открытое общество, Москва, "Магистр", 1997.
8. Кочетов Э. Г., Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса), Сборник стратегических понятий - новелл, "Уральский рабочий", Екатеринбург, 2006.
9. Кочетов Э. Г., Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины, Серия "Научные доклады", N 44, "Московский общественный научный фонд", Москва, 1997.".
Источник: Письмо Билчева от 12 ноября 2007 г.
(Svetoslav Bilchev slavy_bilchev@yahoo.com)
Microsoft PowerPoint - [ BilchevBokov_KochetovFin ]

viperson.ru

Док. 534577
Перв. публик.: 22.11.07
Последн. ред.: 21.12.10
Число обращений: 95

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``