В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЧАСТЬ III. Еще несколько разделов, написанных позднее с учетом одной важной встречи. 3.1 Ближайший помощник Суслова - Гаврилов. Почему-то он вдруг вспомнил об авторе и встречался с ним накануне своей близкой смерти Назад
ЧАСТЬ III. Еще несколько разделов, написанных позднее с учетом одной важной встречи. 3.1 Ближайший помощник Суслова - Гаврилов. Почему-то он вдруг вспомнил об авторе и встречался с ним накануне своей близкой смерти
- "Правда редко кажется правдоподобной". А.Моруа.

- "Дела давно минувших дней... Добру и злу, внимая равнодушно". А.Пушкин.

Степан Петрович Гаврилов был одним из помощников Суслова и среди других работников его персонала, видимо, наиболее близким ему человеком. Вместе они проработали несколько десятков лет, как уже говорил, начиная еще с военного времени. Суслов ценил своего помощника за высокие деловые качества, об этом знали и у Гаврилова был большой и заслуженный авторитет в аппарате ЦК. За 2-3 года до смерти Суслова у Гаврилова обнаружили рак. Он не мог не сказать об этом Суслову, и выразил готовность и намерение уйти на пенсию, чтобы сосредоточиться на лечении и дать возможность занять его место может быть более работоспособному здоровому человеку. Суслов прореагировал не совсем традиционно. Сказал: -вы нужны здесь на работе, забудьте о своей болезни и продолжайте трудиться - это лучшее лекарство. И Степан Петрович остался. Самое удивительное заключалось в том, что именно такой подход, возможно, оказался наиболее эффективным. Гаврилов продолжал работать как прежде и даже пережил самого Суслова.

И вот однажды, месяца через три после смерти Михаила Андреевича, Степан Петрович вдруг разыскал меня и приехал ко мне на работу. Раньше мы не контактировали вовсе, даже по телефону, хотя, как оказалось при встрече, многое знали и слышали друг о друге. К тому же у нас был общий близкий знакомый - академик В.А.Кириллин, и оба мы, и Степан Петрович, и я об этом хорошо знали (мне об этом Кириллин сам неоднократно говорил). Думаю теперь, что приезжал Гаврилов намеренно. Явно хотел что-то рассказать. Начал вроде бы издалека. Про Академию, сказав, что тот факт что меня не избрали во время второй моей попытки, может быть, имел отношение к визиту Александрова к Суслову. Ну бог с ним, как говорится, поезд ушел, главное было не в этом. И он многое рассказал. Впрочем, сделал это как-то не навязчиво, я бы сказал деликатно, мудрый был человек Встреча оказалась очень интересной, содержательной и породила определенные раздумья. Помню, я тогда показал ему институт, и бывший еще в диковинку наш опыт работы с дистанционным поиском в удаленных базах данных с использованием спутниковой связи. Это был прообраз Интернета, зародившийся в нашей стране именно у нас в Институте и внедренный нами сперва в институте Атомной энергии им. Курчатова, а затем и в других организациях и некоторых странах СЭВ. Кстати об этом писали тогда на первых страницах газеты Правда, Известия и другие, в том числе, кубинские, например, Granma. Прощаясь, Гаврилов сказал, что институт ему понравился, пожалел, что не знал об этих работах раньше. Сказал: "я бы тогда Вам чем-то помогал". Думаю, Гаврилов понимал, что второй встречи уже не будет. Вскоре, буквально через несколько недель, он умер.

Особо, помимо описанного выше эпизода с выборами в Академию наук, запомнились еще две рассказанные им вещи. В частности, что Кириллин рассматривался в качестве реального претендента на пост Премьера после ухода на пенсию Косыгина. Не получилось. Брежнев предпочел "днепропетровца" - своего земляка 75-летнего Тихонова (Зенькович полагает, что по рекомендации Андропова - ЛС). Кстати, Кириллин тут же подал заявление и ушел в отставку (единственный такого рода случай, но с Тихоновым они были не совместимы, Кириллин тогда мне сам об этом рассказал). Еще рассказал - о намерении Брежнева встретиться с Сусловым 22 января. Вопрос, назрел, чтобы не сказать более. По словам Гаврилова, он касался семейных проблем Брежнева, связанных с его дочерью, и встречу эту готовили. Но никто из других (помнится, где-то я писал с известной долей иронии "бравых") членов Политбюро не решался вести разговор на эту тему. Однако, как уже было сказано, "дело" к тому времени было "раскручено" и получило широкую известность (о нем говорила буквально вся Москва). Известна была и такая шутка Брежнева в отношении Суслова: -он ничего, кроме сквозняков, не боится Коллеги деликатный разговор "поручили" Суслову. Собственно говоря, что значит "поручили"? Другого человека, который мог бы взять это на себя, просто не было (кстати, как и в случае, когда снимали Хрущева). В этот день, утром 22 января, Суслов должен был выйти из больницы, куда, по неожиданно упорному настоянию Чазова, его вдруг положили на профилактическое обследование. Было намечено и известно в самом узком кругу, что еще одним человеком, который должен присутствовать на встрече будет Цвигун - Первый заместитель Андропова, доверенный человек Брежнева в КГБ (как говорили его "недреманное око"). Встреча не состоялась.


www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 534535
Перв. публик.: 30.01.09
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 1

  • Феномен М.А.Суслова (личность, идеология, власть). Наследие и некоторые уроки ушедшей эпохи.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``