В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
1.33 О смерти Суслова и некоторых других связанных событиях. Назад
1.33 О смерти Суслова и некоторых других связанных событиях.
Когда он умер, по советскому телевидению показали серию впечатляющих передач, подобных которым нельзя было припомнить. Похоронили на Красной площади, прямо за Мавзолеем Ленина, буквально в трех-четырех метрах от могилы Сталина. Ушел ли он из жизни сам или по чьей-то злой воле? Скажу прямо, сразу после его смерти мы в семье об этом не думали, подобный вопрос нам даже и в голову не приходил. Позже, анализируя и сопоставляя события того времени, пришлось столкнуться с некоторыми странными обстоятельствами и фактами. Еще позже стали появляться публикации с предположениями и догадками на эту тему, например, цитируемая выше газета Курьер, Лос Анжелес. Что касается догадки А.Н.Яковлева "исключать того, что ему помогли умереть, нельзя" и высказываний врача Е.И.Чазова, что "ему было за восемьдесят, дай бог столько прожить каждому", скажу следующее. В отношении официальной версии причины смерти Суслова его родные придерживались собственного мнения, которое, опустив некоторые детали, можно найти в публикации "Андропов. Дальше, дальше". Кстати, почему такое название? Вспомнил в свое время превосходную книгу о знаменитом художнике - сюрреалисте Дали. Там фигурировало нечто подобное, может быть с намеком, что чем дальше уходит время, тем более осмысленной и справедливой становится оценка его творчества. А, впрочем, не знаю.

21 января 1982 года вечером после приема непонятно откуда и зачем переданной ему лечащим врачом Львом Кумачевым какой-то новой таблетки, во время просмотра телевизионной передачи о Ленине (кто запамятовал - это дата его смерти) Суслов вдруг почувствовал себя плохо. Только успел успокоить сидевшую рядом дочь и потерял сознание. Больше оно к нему не возвращалось. Случилось это в Кунцевской больнице, накануне выхода из нее. Суслов ложиться в больницу не собирался и как мог этому противился (не лег бы, вернее всего, тогда остался бы жив), но Чазов настоял, сказав, что это абсолютно необходимо, чтобы провести плановое обследование. Сам при этом (позднее мы грустно иронизировали - словно алиби обеспечивал), попросту говоря, смотался на юг, "прихватив" зачем-то в компанию Горбачева. Но вот обследование закончилось. Оценка - "отлично". Настроение - хорошее (отмечу, как и у его коллеги - Брежнева за несколько часов до смерти).

-Кстати, насчет т.н. `алиби`. Почему Чазов вдруг об этом забеспокоился? Похоже, что-то его мучило, хотя, кажется, кремлевского доктора никто ни в чем не подозревал. Странно.
Было еще несколько и других странностей, кроме тех, основных, о которых говорится в данном разделе. Я уже писал о них в портале Виперсон.ру в публикациях о Галине и Андропове.
Каждая из этих т.н. `странностей` выглядит как незначительное событие, и мы в семье их так и воспринимали. И лишь позднее у меня, системщика, они стали выстраиваться в какую-то цепь связанных событий. Здесь, пожалуй, вкратце повторюсь, вот они:
-Машину с опытным реаниматором (который до этого неоднократно наблюдал высокого пациента и даже регулярно сопровождал его во время отдыха в качестве второго доктора) после того, как дочь забила тревогу, почему-то не впустили на территорию лечебного комплекса. И это несмотря на спецсигналы и имеющееся разрешение. Следующая машина прибыла с опозданием.
-Сестру-хозяйку, проработавшую в семье более 30 лет и глубоко преданную семье, за месяц до смерти Суслова нашли избитой и со сломанной рукой. Попытки связаться с ней по телефону ни к чему не приводили, она лишь рыдала в трубку. Это продолжалось и позднее.
-Всех охранников (т.н. прикрепленных, их было трое) в день приема оказавшегося смертельным лекарства почему-то заменили.
-Даже меня вдруг зачем-то неожиданно услали в командировку в Прагу. Зачем, уже не помню, но чего-то срочного уж точно не было.


Чазов, говоря о возрасте Суслова (см. приведенную выше фразу) то ли по небрежности, то ли сознательно ошибся. Суслову еще не было 80-ти лет, когда он умер (знаю, что пожилые люди считают чуть ли не каждый месяц, а тут еще без малого год до юбилея оставался). По достижении этого возраста у него было твердое решение уйти по на пенсию, и он бы это, несомненно, сделал и не стал создавать иного прецедента. В семье об этом было хорошо известно - помните, выше я писал, здесь было бы, как в случае с третьей звездой. Так что данное высказывание врача не является точным. И здесь Чазов не прав. К Чазову у семьи остались невыясненные вопросы, связанные с загадочной смертью Михаила Андреевича. Он об этом знает и отмечает в своих воспоминаниях. И здесь врач прав, вопросы действительно остались. Надо сказать, что с семьей, особенно после смерти, держался он недоступно, не стану использовать термин высокомерно. Пообщаться с ним, как говорят, чисто по-человечески, а тем более откровенно, не получилось. Такое впечатление, что тогда он этого избегал, а потом и вовсе; где ж до него доберешься (не знаю, может, он со всеми так держится, тогда, как говорится, пардон). Брежнев же постепенно "затухал". Видимо, карьерист Чазов ориентировался уже на других высоких начальников, бог ему судья. Добиваться встречи с ним в этой обстановке смысла никакого не было (да и к чему?), тем более, что уже тогда выраженное выше несколько иными словами его мнение "пожил достаточно" было нам известно. А тут еще, как выяснилось из упомянутой американской публикации, он действительно зачем-то о своем алиби проявляет заботу. Пишет: "Горбачев - свидетель того, как меня вытаскивали с Северного Кавказа к Суслову. Мы сидели с ним в Железноводске, когда мне позвонили и сказали: срочно выезжайте, с Сусловым плохо, чтобы к утру были в Москве". Чего он отправился тогда со "свидетелем", отнюдь не самой важной в то время фигурой, на Кавказ, когда у него, как минимум два самых высоких после Брежнева пациента (второй - Устинов) проходили лечение и обследование в правительственном медицинском комплексе в Кунцево? Случайность? Возможно, но согласно элементарной логике, не говоря уже о врачебной этике, он просто обязан был быть не далеко от этих пациентов. И еще. Он что не знал, что Суслову накануне его выхода на работу после обследования с высокой оценкой дадут новое сильнодействующее лекарство? Да бог с вами! Кто же другой мог это санкционировать? Или решение принял сам лечащий врач Кумачев по своей инициативе? Верится мало.

Как только произошли события с Сусловым, его дочь пыталась связаться по телефону со всеми, от кого, как ей тогда казалось, могло что-то зависеть. Говорила и с Андроповым, и с Горбачевым, и с Чазовым (оба последних уже были в Москве). Реакция на звонки была моментальной, разговор, в общем-то, нормальный, разве что суховатый. Впечатление таково, что звонка от нее и информации о развитии событий как будто с нетерпением ждали, хотя в итоге не сомневался никто. Другой вопрос могли ли они чем-то помочь? Очевидно, что в той ситуации уже ничем. Это было понятно, в семье в этот момент ждали, может быть, чуть больше чисто человеческого участия, больше ничего. Позднее волновал только один вопрос, как лучше сохранить о нем память.

Вскоре, буквально через считанные недели, при загадочных обстоятельствах (очередная случайность?) погиб доктор Лев Кумачев, лечащий врач Суслова. Именно он дал ему без каких-либо комментариев за несколько часов до фактической смерти роковую непонятную сильнодействующую таблетку (повторюсь: убей меня бог, если поверю, что врач проявил личную инициативу). Был этот доктор креатурой КГБ (они все были оттуда, а хорошо это или плохо, теперь не знаю). Еще довольно молодой, лет сорока, к нему тоже остались так и не выясненные вопросы. Чуть позднее хотели поговорить с ним, уже не успели.

Андропов, пробыв на своем высоком посту пятнадцать месяцев, сам умер, тоже, как пишут, при довольно неясных обстоятельствах. Помню, его жалели, народ ждал, что он наведет порядок. Говорили, простудился, сев на отдыхе на юге на холодный каменный барьер. Его-то уж Чазов просто обязан был уберечь (зато собрал фактический материал для книги "Здоровье и власть")! Впрочем, Андропов действительно был очень серьезно болен, зачем, задает такой вопрос в своей публикации о нем Легостаев, (неужели "по инерции", поставив в свое время перед собой такую задачу, чтобы войти в историю?) так боролся за столь тяжелую ношу? Люди все разные, единого объяснения не существует Вслед за ним, получив в подарок и наевшись какой-то, говорят, не очень свежей рыбы, ушел не успевший ничего сделать за тринадцать месяцев своего правления безусловно порядочный и честный, но тоже очень больной и какой-то беспомощный Черненко. Что же касается и ныне здравствующего Горбачева, то уместно напомнить, что более всего его супруга, Раиса Максимовна во время добровольного "заточения" в Форосе боялась (как писала позднее): -принимать вновь присланные лекарства. Уже потом появилась известная книга генерала Судоплатова, в которой упоминается специальная лаборатория при КГБ (а позднее состоялась специальная телевизионная передача), где изготовлялись всякого рода лекарственные препараты, в том числе, видимо, так называемые "пустышки" (только ли?) для "лекарственного наркомана" Брежнева. Что здесь правда, что нет, судить не берусь. Запомнилась, впрочем, еще одна фраза из упомянутой книги Молотова: "Сталин боялся лечиться". Лидеры, порой неожиданно, приходят и уходят. В каждом случае по-своему. История России, видимо, хранит много врачебных тайн, связанных с лидерами. Кризис власти разрастался, назревал один из периодов, который на Руси именуют "смутным временем".

Просматриваю свои предыдущие публикации в портале Наследие. Кажется, в марте 2004 года по российскому ТВ один за другим были показаны сразу два довольно любопытных фильма. В одном, 5-ти серийном (автор, кажется, известный журналист Медведев) говорится о событиях, связанных со смертью Жданова, подозрительности Сталина, смерти самого Сталина. Еще о Хрущеве, Брежневе, Андропове, Горбачеве. Много о Медунове - "конкуренте" Горбачева, который мог при некотором стечении обстоятельств занять место внезапно умершего секретаря ЦК КПСС Кулакова. И время от времени по ходу фильма, - комментарии Чазова. В другом - о деле врачей - "вредителей", много о роли врача Кремлевского лечебного управления Тимашук, которую то возвеличивают и награждают орденом Ленина, то отбирают орден и буквально втаптывают в грязь.

И опять - порой с противоречивыми позициями и заявлениями выступает вездесущий Чазов. Никак не успокоится, напротив, извиняюсь за прямоту, на старости лет его буквально несет. Даром, что в свое время иронизировал над бывшими "старцами"- руководителями (помню, про кого-то из них: ну этот, мол, пожил достаточно). С одной стороны, он верно служит своему непосредственному шефу - руководителю КГБ Андропову. Нутром чует, что рано или поздно Юрий Владимирович захватит власть, к которой, почувствовав такую возможность, рвался всю оставшуюся жизнь. С другой, похоже, случайно(?) проговорившись, Чазов сравнивает его с Макиавелли. Заметил ли сам-то что "ляпнул" и какую дурную услугу оказал своему покойному шефу? Очень двусмысленная, мягко говоря, характеристика. Кто такой Макиавелли? Читаю в БЭС (2002): "Итальянский политик, мыслитель, историк (1469-1527). Ради упрочнения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин - "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали". Но судя по другим ремаркам Чазова, тот не очень аккуратен со своими высказываниями. Уж лучше бы молчал. Например, в отношении смерти одного из своих высших пациентов высказал мнение, что тот "пожил достаточно". В другой раз в аналогичном случае сообщил о своем алиби (о чем его, кстати, тогда никто не просил). Дескать, не было меня при этом, ездили с Горбачевым на Кавказ проветриться, Горбачев может подтвердить И вновь обращаюсь к приведенным в начале публикации словам Яковлева, опубликованным в Лос Анжелосе: "Смерть Суслова была какой-то очень своевременной. Он очень мешал Андропову, который рвался к власти. Суслов никогда бы не допустил избрания Андропова Генеральным секретарем. Так что исключать того, что ему помогли умереть, нельзя".

Чазов вспоминает, как одном из эпизодов, говоря о какой-то из своих бесед с Андроповым, Юрий Владимирович высказывается в пользу Горбачева. Просит Чазова, который едет на юг для встречи с Брежневым и Черненко, "замолвить словечко" именно за Горбачева. При этом произносит: "это наш человек". Последнее свидетельствует о доверительных отношениях, существовавших между Андроповым и Чазовым. Очень серьезное обстоятельство, из которого многое следует, писал уже в свое время об этом.

Тем временем Медунова "обкладывают". Один за другим идут аресты "его людей", которых обвиняют во взяточничестве. В итоге к власти приходит Горбачев. Автор фильма говорит, что все могло сложиться и по-другому, явно намекая, что аргументы против Медунова, могли бы с тем же успехом быть выдвинуты и против Горбачева. Вот что пишет в своей публикации В.Легостаев по поводу "дела Медунова". "Вчерашнему партийному товарищу, ставшему вдруг изгоем, своеобразным "символом коррупции" отказывали в праве на попытку объясниться. Было в этом что-то постыдное На момент июньского Пленума Медунову было 68 лет, партийный стаж 40, из них 7 лет - член ЦК. Он прошел войну от звонка до звонка, оставался в рядах армии до 1947г. Был Героем Социалистического Труда, кавалером четырех орденов Ленина несчетного множества медалей. Травля Медунова продолжалась и с пришествием к власти Горбачева, с которым в бытность того первым секретарем Ставропольского крайкома он соперничал. Однако Сергей Федорович оказался человеком не слабым. Ценой долгих унизительных мытарств по инстанциям он сумел-таки очистить свое имя от грязи гебистской клеветы. В 1990г., несмотря на помехи со стороны тогдашнего президента Горбачева, Прокуратура СССР отмела как необоснованные все выдвигавшиеся против него обвинения. Ему, уже 75-летнему, вернули государственные награды, восстановили в партии, но сделали это по подлому, без газетного шума и публичных извинений".

И еще одно интересное замечание. Сразу после прихода к власти Горбачева в СМИ начинают всячески подчеркивать преемственность его линии с линией покойного Андропова. Сам присутствовал на просмотре посвященного этому полнометражного документального фильма, правда, для довольно специальной аудитории - работников ЦК. Но потом вдруг очень резко, буквально через два-три месяца все прекратилось. В чем причина, я не знаю, но это было очень заметно, даже мне, далекому от политики. Ясно было, что по какой-то причине что-то изменилось во взгляде Горбачева на эту тему.

***

В предыдущей редакции я писал: "кадры решают все, особенно в высшем руководстве. Как-то сложится ситуация в скором времени для России, кому верить?". Кажется, сегодня это вопрос решен, и лично я чувствую, наконец, удовлетворение, потому что после Горбачева и Ельцина на самом высоком уровне мы, наконец, в полный голос говорим о национальных интересах нашей страны.

viperson.ru

Док. 534487
Перв. публик.: 30.01.09
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 8

  • Феномен М.А.Суслова (личность, идеология, власть). Наследие и некоторые уроки ушедшей эпохи.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``