В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первая война XXI века Назад
Первая война XXI века
Интервью Александра Неклессы, заместителя директора Института экономических стратегий, заместителю главного редактора журнала "Эксперт" Татьяне Гуровой

1. Мышка бежала...
- Александр Иванович, события 11 сентября 2001 года, многие аналитики трактуют как обострение отношений между Севером и Югом, так ли это?

- Вопрос, точнее, то сомнение, которое в нем присутствует, - на мой взгляд, выстрел в десятку. Конфликт по оси Север-Юг реален, но то, что произошло 11 сентября, все-таки сигнал другой проблемы и, пожалуй, более серьезной.

- Какой же?

- Знаете грустную сказку о том, как курочка снесла яичко, да не простое, а золотое. Дед бил его бил, не разбил, баба била-била, не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось... Почему же непростое, очень крепкое яичко, не поддававшееся деду с бабой, не устояло против мышиного хвостика? Мне кажется, если правильно ответить на этот нелепый вопрос, можно многое понять о мире XXI века.

- Не могли бы Вы сами развернуто ответить на столь интригующую загадку?

- Отвечу, но, если позволите, не сразу. И ответ будет, что называется, с двойным дном. Суть ситуации, казалось бы, можно сформулировать просто: теракт в США - оборотная сторона современной цивилизации, с ростом ее мощи автоматически возрастает уровень угроз и разнообразие рисков. Но это все же плоская констатация... Элементы высокоорганизованного общества начинают систематически выходить из-под контроля и оборачиваться к человеку теневой стороной, только когда сама цивилизация оказывается в кризисе. Именно это сейчас и происходит.

Теракт в Америке - трещина тектонического разлома, момент истины, обнаживший новое положение вещей. То, что случилось, - произошло впервые, однако ясно: ящик Пандоры открыт, и вряд ли его удастся захлопнуть. Более того, рискну утверждать, что подобного события - крупномасштабного террористического акта - ждали, гадая лишь о его конкретных формах. И, надо сказать, успешно гадали: не случайны прямые визуальные и сюжетные совпадения с продукцией Голливуда или, скажем, с романом Тома Кленси "Долг чести".

- Не слишком ли общий ответ?

- Ну, это еще не ответ, скорее, его преддверье. Есть у данной проблемы и второй уровень, более прагматичный, что ли. Кризис цивилизации это также сбой господствующей системы управления; и рождение, деятельное утверждение неких альтернативных форм. В подобном столкновении проверяется, кто более конкурентоспособен, за кем, попросту говоря, будущее.

- О каких системах управления и организационных схемах идет речь?

- Тут есть простой ответ и более сложный. Чаще всего говорят о разделении систем управления на жесткие, административные и гибкие, рыночные. О замещении национально-государственной системы геоэкономической конструкцией. Или о перспективах "новой мировой анархии". Все это так, но основная оппозиция возникает сейчас между "легальной властью", централизованной схемой управления ("яйцом") и новой - неформальной, сетевой ("мышками"). Входим в этот лабиринт?

- Продолжайте, ведь у Вас, надеюсь, есть своя нить Ариадны?

- Что ж, начнем, как и полагается, ab ovo, что, кстати, в буквальном переводе означает - "от яйца". Так вот, современные институты весьма развиты, диверсифицированы, имеют различные подсистемы, реализуя те или иные функции. По степени гибкости, по способности к разделению рисков - то есть к оперативной обратной связи - их можно поделить на две группы: учреждения и корпорации. Это своего рода правое и левое полушария социосистемы: учреждения - жестче, консервативней, корпорации более гибки и динамичны. Корпорации легко преодолевают национальные рамки, формируя глобальную систему, в которой сами видоизменяются. Учреждения также стремятся реализовать тот или иной вариант международной институциональной стратегии. Однако коррозия захватывает и интернациональные бюрократические структуры - особенно структуры первого поколения, наподобие ООН и связанных с ней учреждений. С другой стороны, проявляется неоднородный характер экономической среды, ее "двухярусность". Это уже более сложная и гораздо менее отрефлексированная коллизия.

- То есть современную ситуацию нельзя определить как "торжество экономического либерализма во всемирном масштабе"?

- Экономическая история неоднозначна. В прошлом веке проявилась тенденция слияния политических проблем с экономическими, стремление установить контроль над экономической деятельностью, реализовать в этой сфере тот или иной грандиозный управленческий проект. Методы при этом существенно разнились: от явных, грубых форм администрирования, свойственных социалистической и корпоративной моделям государственности, до гораздо более гибких, - проклюнувшихся в административных интенциях международных институтов развития, в системах финансового контроля или в некоторых типологических особенностях генерации ТНК. Так, наряду с витринным конфликтом ХХ века между "социализмом" и "капитализмом", развивался менее очевидный, но более универсальный процесс подавления и маргинализации экономического многоголосья, компрометации экономического либерализма, введения в эту область человеческой деятельности все более разнообразных "надстроек".

В сущности, все три социальных проекта ХХ века - коммунизм, фашизм, глобализм - несли в себе энергии антиутопии. И чем жестче становилась "скорлупа" технологически развитого общества, тем больше оно начинало походить на заложенную в основании цивилизации бомбу. В итоге, вместо прогноза благостного конца истории или пессимистичного сценария "горизонтального" столкновения цивилизаций, мы наблюдаем "вертикальный" цивилизационный разлом, через трещину которого проглядывает новый мир, с иными законами бытия и собственной шкалой ценностей.

- Ну, а новая, сетевая организация - "мышки"?

- Сетевая организация - другая мегатенденция наших дней. По потенциалу своих управленческих кодов, по эффективности процедур она стоит выше привычных форм организационной культуры. Основной "кирпичик" последней - формальный институт, у сетевой же организации - личность. Институты основаны на формальной иерархии, штатном расписании, ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевая же организация основана на концептуальном единстве, автономии частей, аутсорсинге и разделении рисков. И выраженной креативности. Здесь царит полифония, подчас какофония индивидуальных проектов и групповых коалиций. Их основа - синергия миссии и личностей. Кроме того, сетевая организация, будучи принципиально абюрократичной, способна к чудесному качеству - "преадаптации", то есть может схватывать на лету ту или иную тенденцию и готовить результат, для которого пока нет массового "потребителя".

Наконец, новая культура, подобно вирусам, может присутствовать во плоти прежних социальных организмов, в недрах которых прочерчиваются границы новоявленного "столкновения цивилизаций" - конфликта между централизованной иерархией и сетевой культурой, между администратором и творцом, между центростремительными и центробежными тенденциями.

- Сетевая организация, она, что, выросла вне западной цивилизации?

- Наоборот, в нынешней форме она во многом порождение присущей этой цивилизации технологической мощи, не столько даже промышленной, сколько инфраструктурной и инновационной. Однако по своим амбициям и горизонтам "сетевая культура" явно перерастает рамки современного общества, преподнося ему подарки не только в виде Интернета, хотя это наиболее внушительное - с точки зрения пропорций - сообщество "мышей". Кстати говоря, здесь опровергается распространенный стереотип - сетевые организации все еще подсознательно воспринимаются как своего рода "малые предприятия".

"Сетевая культура", то есть слабоформализованные в окружающей среде сообщества, конечно же, существовала и раньше. В конце концов, вся наша цивилизация создана таким сообществом, воспринимавшим себя не как формальный институт, но как "закваску", как "соль земли". В момент утверждения Константином Великим начал христианской государственности общая численность самих христиан в Римской империи вряд ли превышала 5-6 процентов населения... Но христианство, будучи мировоззрением монотеистическим и творческим, понимающим Творца как свободную личность, преображало человека-функцию (язычника) в свободного человека, закладывая тем самым основу современного мира. И к тому же христианская цивилизация кардинальным образом влияла на менталитет людей к данной культуре не принадлежащих.

- Каким образом?

- Во-первых, через экспансию культуры, через глобальное распространение ее кодов. А во-вторых, через механизмы секуляризации, демистификации мира, через создание той особой персонализированной, инновационной среды, которая определяет динамизм современной цивилизации. Возникает удивительный эффект: люди иных культур, живущие в современном мире, в ряде случаев незаметно для себя, бессознательно, через саму среду Большого Модерна усвоили мироощущение и модели поведения доминирующей культуры.

Но есть тут и совершенно особое обстоятельство. Одно из основных понятий христианского мировоззрения - личная свобода. И по заложенному в ней алгоритму, личная свобода как свобода универсальная должна была привести общество к моменту легализации иных кодов бытия. Так что сама логика развития нашей цивилизации допускает и даже предполагает возможность взлета иных, в том числе враждебных, мировоззрений. Так что, в каком-то смысле мы подошли к моменту истины христианской цивилизации, хотя речь, по-видимому, может идти о глубоком кризисе со страшными проявлениями.

2. ЧЕРНЫЙ СЕНТЯБРЬ КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ
- Но мир пережил серьезную катастрофу, а Вы утверждаете, что это проявление новых организаций и методов управления...

- А знаете, где наиболее эффективно реализуются новые принципы? В среде НПО - неправительственных организаций. Среда же эта - самая, что ни на есть эклектичная. Здесь и неформальные клубы различных уровней компетенции, и религиозные сообщества, и группы влияния, и такие международные организации, как, скажем, "Гринпис", "Эмнисти интернейшнл" или столь модное ныне движение антиглобализма, но одновременно к этой типологии тяготеют разнообразные асоциальные и криминальные организации, наконец, - организации террористические... В начале года я ездил в Киргизию, где, в частности, обсуждалась ситуация с наркотрафиком. Ситуация практически безнадежная. Почему? Дело во многом именно в организационной асимметрии государственных органов и криминальных кланов. Высокая степень обратной связи и персональное разделение рисков внутри наркокартелей серьезно повышает их адаптивность и эволюционные возможности. В результате борьба с наркотрафиком подчас напоминает усилия по локализации вирусных эпидемий; усилия, приводящие к появлению все более изощренных и жизнестойких форм этой напасти.

Сейчас, в меняющемся мире возникает принципиально иной класс угроз. Это борьба не только интеллекта, финансов, организационных принципов, технических возможностей и технологических решений, но, прежде всего, - борьба мировоззрений, борьба кодекса поведения прежней цивилизации и моральных начал новой культуры. Деградация социосреды все чаще напоминает ситуацию поздней Античности - синкретизм и размывание культурных горизонтов, падение морали и распространение идеологии общества потребления, движение народов и "сжимание" цивилизации варварством. На планете выстраивается своего рода глобальный Undernet, эксплуатирующий открывающиеся возможности для не ограниченных моральными препонами форм деятельности и иллегальных организаций, где неформальность и гибкость подобных организмов оказывается их существенным преимуществом...

- И с тем же самым мы столкнулись сейчас в случае теракта в США?

- Да, конечно. Мир испытал воздействие диверсифицированной, духовно или идеологически мотивированной организации неопределенных пропорций, использующей для достижения своих целей террористические методы и широкий спектр средств, созданных цивилизацией. Присутствие идеологической компоненты важно, поскольку продуцирует максимальные усилия членов организации, их готовность к самопожертвованию. Если Вас не шокирует, скажу, что здесь в извращенных целях применяется принцип, известный как соборность, - то есть сочетание свободной личности с общим делом. Вообще гражданство и лояльность в новом веке оказываются интимными, персонализированными понятиями. Однако свобода без любви, без сострадания, равно как и свобода, выражающаяся в ненависти, - это нечто демоническое. В середине девяностых годов папа Иоанн Павел II предупреждал о распространении в мире "культуры смерти", сейчас это определение приобретает дополнительный смысл. Перед нами новое, действенное зло. Цивилизация столкнулась с агрессивными организациями прямого действия, против которых у нее нет адекватной защиты. Символические сторожевые башни Нового Света - его Геркулесовы столпы - повержены в прах и лежат в руинах.

- Нет адекватной защиты, видимо, в рамках существующей административной системы управления?

- Существующие системы национальной безопасности в принципе настроены на совсем иной класс угроз, в новых конфликтах их мощь, внутренне ориентированная на принцип эскалации (а не диверсификации), словно уходит в песок. Они были созданы для борьбы с системами нападения таких же государств или их коалиций. По крайней мере, - с агрессией отчетливо выраженных институтов, с чем-то, что, как минимум, имеет географически локализуемую институциональную структуру, имя, в конце концов. А против новых типологических субъектов эти системы не работают. Возникает феномен "диффузных войн" - происходит диффузия временных и пространственных рамок конфликтов, их субъектов и объектов, применяемых средств и т.п. В условиях трансформации миропорядка, когда "родовые признаки" прежнего цивилизационного контекста и государственности отсутствуют или ослаблены, современные военные системы становятся все менее эффективными, вспомним конфуз Америки в распавшемся на кланы Сомали или вязкость ситуации в Косово и Македонии, когда вектор активности смещался от конфронтации с Сербией на "Албанскую армию освобождения". США, обладающие огромной мощью, столкнулись с безликим противником и анонимной агрессией.

Предпринимаемые в борьбе с новым системным терроризмом действия подчас напоминают поведение слона, пытающего передавить то разбегающихся, то вновь собирающихся в стаи мышей. В какой-то момент возникает риск потери лица, и начинается поиск мальчиков для битья. Тут приходит на ум эпизод из повести Рея Бредбери "451° по Фаренгейту". Помните, когда власти оказались не в силах поймать героя, они выпустили механического пса на подставную цель, которую затем с триумфом уничтожили. Бюрократия умеет избегать провалов, по крайней мере, публично. Кроме того, чрезвычайные ситуации предоставляют возможности решения под прикрытием момента каких-то иных, побочных или вовсе посторонних, но с трудом реализуемых в обычных условиях задач.

- Так что же делать?

- Это серьезный вопрос. То, что произошло 11 сентября, должно, прежде всего, изменить сам подход к проблеме. Ведь кризис данного типа был запрограммирован, ожидание крупной террористической акции длилось не один год. Но дело даже не в том, что глобальная трансформация не осознавалась во всей полноте, - бюрократический механизм в принципе плохо приспособлен к преадаптации, к "борьбе с тенью", то есть в данном случае к реальному противостоянию еще не реализовавшимся угрозам. Понимаете, даже сейчас мы рассуждаем, приспосабливаясь к логике административных структур, способных более-менее эффективно реагировать на угрозу, лишь после ее реализации. Кроме того, мы упускаем из виду, возможно, центральное обстоятельство - критическую роль играют не только совершенство процедур, но состояние личности, не только новые идеи, но и старые моральные ценности.

Цивилизация, переходя в новое качество, сталкивается с новым классом угроз всерьез и надолго. Разрабатываются и апробируются соответствующие военные средства и технологии. Однако все чаще приходится задумываться не столько о повышении эффективности существующих систем и подходов, сколько о принципиально новых путях обеспечения стратегической стабильности, об иной концепции действий, о целенаправленном и результативном изменении правил игры. Образно говоря, "стратегия Буша" (младшего) не может быть повторением, пусть и модифицированном, "стратегии Буша" (старшего). Именно понимание идеологии террористов и социальной структуры террористических организаций может дать ключ к повышению эффективности борьбы с терроризмом как явлением в целом. На уже упоминавшейся Бишкекской встрече мною была предложена для обсуждения квазиэкологическая методология противодействия негативным явлениям в центральноазиатском регионе. Суть концептуальной схемы - отход от рефлекторной политики ("борьбы с симптомами") и переход к системным действиям, типологически схожим со стратегией противостояния вирусным эпидемиям или экспансии нежелательных популяций ("обеспечение социально-экономического благополучия", "подрыв патогенной среды обитания").

- Осознается ли новый характер угроз в управленческом корпусе?

Конечно же, осознается. Вопрос в другом - в характере долгосрочной стратегии безопасности. Нам все-таки чаще приходится сталкиваться с гипертрофией прежней логики: надежды возлагаются на совершенствование уже существующих подходов и технологий, но на новом уровне. Так, начинают обретать плоть модели, в рамках которых социальное пространство уподобляется цифровому. Действительно, специалисты по безопасности признают, что выследить компьютерного преступника в Интернете значительно легче, чем преступника в обычном мире: компьютерные сети, набор серверов и протоколов, представляют собой среду, где варианты действия ограничены и фиксируемы, процессы могут быть в любой момент раскодированы и, таким образом, контролируемы. А вот вне сетей, в реальном, а не виртуальном сообществе, кодов поведения существует великое множество при явном дефиците "протоколов". Если и дальше следовать данной логике, то задача состоит в том, чтобы сузить множество вариантов поведения человека и уверенно контролировать оставшиеся. Идеал такой среды - тотально контролируемое общество. Попытка создать "всеобщий каталог", ввести личный код, систематизировать персональную информацию уже предпринималась и в странах Шенгена, и в США; корпорацией Oracle сейчас разрабатывается наиболее универсальная в этом смысле система Digital Angel. Все это между тем коренная ревизия основополагающих принципов и американской мечты, и соответствующей системы ценностей, уплощение личности, превращение субъекта в объект.

Сейчас, однако, в новой психологической атмосфере ведутся активные дебаты о жизненной необходимости ограничить ключевые свободы, о разрешении спецслужбам доступа к приватной информации. И, вновь, надежды возлагаются на технологии - информатику, биометрику, цифровые коды, телекоммуникационные системы, - эволюция которых начинает угрожать основной ценности современной цивилизации - свободной личности. Это порочный круг. Подобный сценарий является на деле тупиковым. Это ответ окостеневающего охранительного механизма на растущий организм, стремление переломить, а не оздоровить логику развития. Возможно, с технологической точки зрения задача тотальной слежки и может быть решена, но приведет это к созданию еще большей угрозы. В конечном счете, получится, что основной источник опасности - сама свобода.

- Александр Иванович, Вы несколько раз употребили выражение "новый системный терроризм". Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?

- Системный терроризм имеет несколько аспектов. В частности, новый терроризм учитывает взаимосвязанность мира, системный характер протекающих в нем процессов - предъявляя соответствующую стратегию угроз. Его акции строятся на принципе домино, а менталитет организаторов напоминает стиль мышления опытных шахматистов, способных просчитывать последствия и идти на обманные комбинации и конъюнктурные жертвы. Обратите внимание, кстати, на значение символических объектов, жестов и процедур в новой стратегии действий. В сложном, глобализированном обществе неизбежно возникает "эффект бабочки", когда достаточно незначительное событие в одном месте способно вызвать лавинообразные последствия в другом. Скажем, в среде финансово-экономических операций, хотя и хорошо управляемой, но все же достаточно уязвимой для подобных системных воздействий.

- Агрессивные сетевые организации как альтернативные существующей системе появляются только в странах Юга?

- Нет, конечно. Хотя подобный стереотип действительно распространен. То есть источник бед - какой-то нехороший, грязный и одновременно обездоленный мир. Но меняется весь миропорядок, сетевые организации и системные процессы самого различного толка возникают и развиваются в интернациональной среде НПО. Достаточно, наверное, упомянуть "бизоньи стада" горячих денег, в момент кризиса способные растоптать финансовые, экономические, политические и социальные системы целых государств, причинив немало бед и страданий населению. Квази-Север "нового кочевничества" в ряде своих деструктивных проявлений вполне сливается с Глубоким Югом, - это лишь различные аспекты одного фундаментального явления, единого "диффузного пространства". Планетарный Undernet - теневая глобализация асоциальных процессов - потому и глобален, что равнодушен к конкретному месту жительства.

- Что же тогда составляет его основу?

- В пространстве исторического действия возник новый субъект - свободно действующая личность, отсеченная от прежних культурных корней. Этот новый человек способен безжалостно распоряжаться своей и чужой свободой, действуя как "с той", так и "с другой" стороны социальной иерархии. Сейчас у него в руках могучие инструменты. При этом диалог подобных личностей и пассионарных групп различных толков ведется "через головы" других людей, психологически воспринимаемых как безликий хор статистов.

Гибкость и неподконтрольность, принципиальная непубличность действий новой неформальной элиты, не нуждающейся в институализации своих социальных претензий (по крайней мере, в прежнем смысле этого понятия), проявляется во внешней иррациональности, анонимности, даже эзотеричности семантики социальных связей. Новые субъекты этих отношений, действующие поверх прежних социальных конструкций, подвергаются обвинениям в произвольном толковании закона и прямом пренебрежении им, гегемонизме, терроризме; однако же, они не столько подавляют, сколько игнорируют институты публичной политики и демократии, утрачивающие прежнее значение и приобретающие черты маргинальности в меняющейся социальной среде.

- Давайте напоследок вернемся к вопросу о культурном происхождении сетевых организаций. Современные сетевые организации, скорее, продолжение развития именно христианской культуры, может на каком-то ином ее ответвлении. Свобода выбора остается. Фактически добавляется еще и терпимость...

- Это центральный пункт нового контекста. Начало третьего миллениума - своего рода горный хребет христианской культуры, на которой все еще стоит наша цивилизация. Христианский вектор истории творил и творит различные версии земных культур в лоне единой цивилизации. Однако у всех этих культурно-исторических типов есть некоторые общие начала, одно из которых - особое ощущенье свободы. Христианская культура - и шире: цивилизация "людей Книги" - тесно сопряжена с проблемой личности и свободы, данное ее качество предопределяет широкий, иногда кажется, слишком широкий спектр возможностей.

"Сетевая культура" - прямое порождение современной цивилизации, по своей природе она амбивалентна, что, впрочем, вполне естественно; свобода привнесена в мир, но ее прочтение двойственно. Социальный Постмодерн в ряде своих проявлений есть плохое прочтение свободы, однако, без нее человек совсем иное существо. То есть я хочу сказать, что сейчас возникла ситуация своеобразного пика, пограничья современной культуры, что и предопределило нынешний кризис, - потому что человечество, вышедшее на этот пик, вынуждено сделать фундаментальный выбор.

2001 г.

http://www.archipelag.ru/geopolitics/stolknovenie/11september/114/]

Док. 534230
Перв. публик.: 19.12.01
Последн. ред.: 19.12.08
Число обращений: 267

  • Неклесса Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``