В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Доброхотов: Как возродить интерес к русскому языку? Назад
Леонид Доброхотов: Как возродить интерес к русскому языку?
Состояние языка, в частности русского языка, и степень его мирового влияния в решающей степени зависит от того, как обеспечивается наша государственность. Я просто хочу напомнить общеизвестный факт: в 50-80-е годы русский язык играл огромную роль в мировой культуре. Десятки миллионов людей изучали русский язык, так же как изучали политику, историю, экономику нашей страны. Русский язык был одним из трех ведущих мировых языков.
Так получилось, что я работал в Соединенных Штатах в 90-х годах и, бывая там до этого на протяжении десятилетий, мог наблюдать катастрофическое падение интереса к русскому языку в Соединенных Штатах Америки. В этой стране просто на моих глазах в течение нескольких лет в 90-е годы закрылось примерно 70% классов в средних школах и курсов в университетах, колледжах, где изучался русский язык. Произошло падение интереса к России как таковой.
Применительно к Соединенным Штатам Америки мне понятно, почему это произошло. Нас изучали не только потому, что нас уважали, но нас изучали потому, что мы были противником номер один, и поэтому огромное количество людей изучали русский язык; это были специалисты-советологи, специалисты в области разведки, экономической разведки, научной разведки, люди, которые профессионально занимались Советским Союзом как врагом номер один.
Поскольку в 90-х годах они списали нас не только как врага, но и как мировую державу, превратив нас в региональную державу, в державу, которая потерпела поражение в "холодной войне", как об этом заявили, то соответственно с этим резко упал интерес к нам как к стране вообще и к русскому языку в частности.
Самое интересное - это последние тенденции. Как только за последние годы в тех же Соединенных Штатах Америки вновь провозгласили Россию противником, сразу началось увеличение числа желающих изучать русский язык, хотя и отнюдь не в дружеских нам целях, но и то хорошо. Если для этой страны уважение или интерес к России, как минимум, всегда сопряжены со страхом, то пусть хотя бы на основе страха в какой-то степени возродится интерес к великому русскому языку, а следовательно, к великой русской культуре.
Второй момент, который я хотел отметить в этой связи. В советские годы, в послевоенные годы огромное внимание советское государство уделяло распространению русского языка в мире. Смотришь сейчас телевидение, идет какой-то туристический репортаж из Сирии, и выясняется, что на базаре в Дамаске чуть ли не каждый четвертый человек говорит на русском языке. В мире продолжают жить десятки миллионов людей, которые владеют русским языком. Они любят русскую литературу, они воспитаны на героях русской классической и советской литературы. Таких людей огромное количество в Китайской Народной Республике, в арабских странах, в африканских странах, во многих западных странах.
Другое дело, что мы абсолютно бездарно, если не сказать преступно, пренебрегаем этими людьми, которые хотели бы быть нашими послами доброй воли, которые хотели бы, любя нас и нашу культуру, нашу страну, наш язык, что-то делать для распространения правды о России, особенно в условиях, когда, как я в этом убежден, наступила новая "холодная война".
Далее, как известно, и на Западе, и сейчас уже по всему миру огромными стали русские колонии, где уже смешались потомки и первой эмиграции, и второй, и третьей. Это миллионы людей, в одном Лондоне сто тысяч русских живет. В какой степени там обеспечивается потребность этих людей в изучении, в совершенствовании русского языка, в том, как вы сказали, Борис Николаевич, чтобы они его просто не забывали и не пренебрегали им? А ведь есть такие люди, которые стесняются русского языка, которые хотят его забыть как можно быстрее.
Учитывая эти печальные реальности, наши власти и образовательные учреждения, в том числе и те, в которых, в частности, я работаю, могут и обязаны делать все от них зависящее для того, чтобы возродить интерес к русскому языку и его влияние в мировой культуре. Ведь абсолютно ясно: как мы сами относимся к нашей истории, к нашей государственности, к нашей культуре и к нашему языку, так и к нам относятся за границей. Если мы относимся к этому наплевательски и пренебрежительно, то чего же мы можем ждать?
Мы сегодня наконец нашли в себе силы назвать режим 90-х годов антинациональным. Я думаю, его антинациональная сущность прежде всего проявилась в отношении к культуре и к основе культуры - русскому языку.
Вот передо мной лежит замечательная статья одного из самых моих любимых и почитаемых авторов Вадима Кожинова "О главной основе отечественной культуры". Эта статья 1995 года. Статья вообще-то о русской и советской песне, особенно песнях Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Смысл этой статьи состоит в том, что русский человек родился, жил, умирал, праздновал, горевал - все с песней. Это было отражением его души, это было основой существования русского человека, и он приводит замечательную фразу Льва Николаевича Толстого: "Русский мужик поет с убеждением, что главное в песне - слова, а мелодия только так, для ладу".
Конечно, мелодии русских народных песен и великих советских песен - это изумительные произведения музыкальной культуры, но я лично тоже всегда считал, что они потому такие прекрасные, что сам текст, который создавал или русский народ, если говорить о народных песнях, или замечательные поэты, великие поэты советского периода или дореволюционные поэты, - этот текст гарантировал высочайший музыкальный уровень этих песен.
С этой точки зрения я предлагаю подумать о том, какими песнями были русские народные, советские песни и что сегодня наша молодежь и все мы вынуждены слушать с экранов телевизоров, по радио и т.д. Особенно я просил бы вас обратить внимание на тексты этих песен. Не могу не привести абсолютно возмутивший меня факт, касающийся последнего конкурса Евровидения. Конкурс проходил в Год русского языка, объявленный Указом Президента Российской Федерации, согласно которому все государственные органы, общественные организации обязаны принимать все меры для продвижения русского языка за рубежом. Конкурс Евровидения, который прошел три недели тому назад, имел уникальную аудиторию - его смотрели 100 миллионов человек - от Антарктиды до Гренландии и Новой Зеландии, практически весь мир.
Там выступала единственная группа из России под названием "Серебро". Я уже не говорю о внешнем виде этих девушек и их телодвижениях. Они исполняли свою американскую песню на плохом английском языке. Я могу сказать вам про содержание: текст этой песни, к прискорбию, крайне непристоен. Таким вот образом мы продвигаем русский язык и великую культуру нашего народа на 100-миллионную мировую аудиторию, и мы гордимся, что этой группе дали третье место. За это и дали - за издевательство над великой страной, над ее культурой, это жюри совершенно продуманно и дало, как поощрение, чтобы дальше так же действовать. Но в то же время первое место, как вы знаете, завоевала сербка, а текст я знаю на русском языке: "Моя любимая Сербия, мои любимые озера, холмы, моя родная Родина, молюсь о тебе, моя Родина", на основе сербской народной мелодии все это было. Македонка пела на македонском языке, хорватка на хорватском, словенка на словенском, а наша группа что из себя представляла?
Возвращаясь к радио и телевидению, отмечу следующее. Как вы прекрасно знаете, в 30, 40, 50-е и последующие десятилетия, вплоть до конца 80-х годов, Всесоюзное радио и телевидение были эталоном русского языка. Все учителя в школах, преподаватели вузов по всему миру, актеры театра знали, что Ольга Высоцкая - это абсолютный эталон не только правильного произношения, ударения, дикции, но и высочайшей культуры проникновения в духовную суть произносимого текста. Я уж не говорю о великих передачах "Театр у микрофона", выдающихся детских передачах, специально посвященных русскому языку. То же самое касалось великих дикторов нашего советского телевидения.
Я просил бы обратить внимание, какова сегодня дикция ведущих, каковы содержание и форма того, что говорят с экранов и в сериалах, и в новостных программах. А люди ведь учатся на этом языке говорить. Особенно чудовищное впечатление производят бесконечные сериалы, которые идут по всем каналам телевидения. Обратите внимание на русский язык в этих передачах.
Театр. Эталоном актерской речи всегда был Малый театр, кстати, он продолжает быть им до сих пор благодаря Соломину и выдающемуся коллективу этого театра. Но что происходит в МХТ имени Чехова? Газета "Московский комсомолец" пишет о том, что очередная премьера в МХТ, в Камергерском переулке, - на одном мате, с первого до последнего слова, а зал заполнен в основном девушками в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет, которые с восторгом все это воспринимают. Это МХТ - Станиславский, Немирович-Данченко, по которым весь мир учился, это - театральные теории, абсолютный эталон высочайших достижений мировой театральной культуры. Сейчас в Москве можно найти три-четыре театра, в которые не стыдно пойти с женой, не опасаясь нарваться на какую-нибудь гадость.
И, наконец, последнее. У нас существовало единственное в мире уникальное чтецкое искусство, у нас были артисты-чтецы, собирались аудитории, например, в Большом зале Библиотеки имени Ленина целый абонемент выпускался; люди приходили слушать Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Блока, Брюсова, Ахматову, Цветаеву и сидели по два-три часа, слушали замечательных, великих советских чтецов, которые исполняли классическую и советскую литературу. Полностью убито и умерло это искусство, его вообще нет, как будто его никогда не было. Я думаю, что это надо возродить.
Если мы хотим видеть возрождение России, то я зафиксирую реальные признаки этого возрождения не на словах, а на деле только тогда, когда я увижу возрождение русского языка и в мире, и в стране.

2007 г.
www.ni-journal.ru

Док. 534144
Перв. публик.: 19.12.07
Последн. ред.: 19.12.08
Число обращений: 73

  • Доброхотов Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``