В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Джатиев: Очередной провал в национальной политике Назад
Владимир Джатиев: Очередной провал в национальной политике
Не скрою своего удовлетворения от участия в столь содержательном обмене мнениями по актуальнейшим вопросам современности.
Об экстремизме и дискриминации большей частью говорится в плане религиозном, национальном. Однако эти явления имеют и политико-правовое содержание.
Хочу обратить внимание на практику укрупнения субъектов Российской Федерации. Полагаю, она до конца не продумана, ее осуществление кроет в себе потенциальные всплески национального и местнического недовольства. "Маленькие" субъекты включаются в более обширные субъекты Российской Федерации. Сначала без всякой государственно-правовой логики административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальные (автономные области и автономный округ) образования были превращены в "субъекты федерации", теперь же часть из них лишается подобного статуса.
Эти образования, по большому счету, никогда не были и не могли быть подлинными субъектами федерации. Для малых народов они были и есть формами сохранения их языковой, культурной и прочей самобытности. Лишь территориальная обособленность позволяет народу осознать свое единство и заявлять о своих правах. Практика укрупнения субъектов Российской Федерации в силу отсутствия единых правил непредсказуема и ставит под угрозу права малых народов.
Не меньшую тревогу вызывают периодически озвучиваемые предложения об обособлении Северного Кавказа, об объединении народов Северного Кавказа со ссылками на единый менталитет и иную предполагаемую общность. Подобные предложения могут быть производны либо от дремучего невежества, либо от вполне осознанного стремления взорвать обстановку как на Северном Кавказе, так и в целом в стране.
Национальное самосознание - вещь такая деликатная и хрупкая, что с ней надо обходиться очень осторожно. А для этого необходима всесторонне продуманная государственная национальная политики.
Экстремизм и дискриминацию в любых проявлениях можно выделить как на бытовом, так и на идеологизированном уровнях. Более социально опасными являются идеологизированные формы и того, и другого. К сожалению, должного, адекватного противостояния идеологии дискриминации или экстремизма со стороны государства мы тоже не наблюдаем. Это тоже надо констатировать - для того, чтобы побудить власть вырабатывать антиэкстремистскую и антидискриминационную политику и осуществлять эффективно эту политику.
Предметом постоянного и пристального внимания должны быть также отношения народа и государственной власти (как региональной, так и федеральной). Позволяя себе рассуждать по данному вопросу, я исхожу из собственных наблюдений и опыта участия в отношениях с некоторыми представителями власти (преимущественно северо-осетинской).
На сегодняшний день нет должного единства власти и народа. Любое недовольство властью почему-то сама же власть спешит обозначить как экстремизм и именно как с экстремизмом пытается с ним бороться. Недовольным нет доступа к средствам массовой информации. Всячески пресекаются любые проявления недовольства, в том числе и праведного недовольства властью. Здесь очень большие, на мой взгляд, проблемы.
И, когда мы видим, что народ недоволен, он вышел на площадь, ругает местного царька, ругает главу государства, то нам в итоге говорят так: возможно, возмущение и обоснованно, возможно, устранение каких-то недостатков в том или ином регионе тоже необходимо, но мы ничего кардинально менять не будем, не будем менять оскандалившихся глав субъектов Российской Федерации под давлением народного возмущения. Но надо же понимать, что такая политика сама множит народное недовольство, которое адресуется государственной власти.
Вспомните ситуацию в Карачаево-Черкесии и требование об отставке Президента республики Батдыева. Вспомните и обстановку в Северной Осетии после трагедии в Беслане, когда вроде бы Президент Дзасохов готов был уйти в отставку, но федеральная власть убедила его не делать этого. Логика (официально многократно озвученная) здесь простая: нельзя показывать слабость государственной власти и уступать народу. Но это, на мой взгляд, порочная логика. Сохраняя (хоть на время) у власти некомпетентного, проворовавшегося и ненавистного местного руководителя на фоне массового недовольства его деятельностью, государство, хочет того или нет, лишается широкой социальной поддержки, как минимум, в соответствующем регионе.
С массовыми негативными явлениями, каковыми являются экстремизм и дискриминация в различных проявлениях, невозможно бороться, не информируя население. Причем, если говорить, то говорить надо только правду. После бесланской трагедии была создана федеральная парламентская комиссия по расследованию ее причин и обстоятельств. Аналогичная комиссия также была создана и Парламентом Северной Осетии. Однако по прошествии более года никаких итоговых выводов их деятельности не опубликовано. Наблюдаем лишь публичную перепалку между республиканской комиссией и представителями следствия. Отсутствие полной и достоверной информации с лихвой восполняют вездесущие журналисты. Ложь и даже полуправда о мерах противодействия экстремизму и дискриминации не вырабатывают в человеке чувства безопасности и доверия к власти. По привычке люди уже не доверяют и правдивой информации.
К примеру, неубедительность суждений заместителя Генерального прокурора России Шепеля выработала у жителей Северной Осетии (и не только) стойкое недоверие к информации о ходе расследования событий в Беслане. С приездом в республику другого заместителя Генерального прокурора Колесникова следствие заметно активизировалось. О скольких подтвержденных объективным расследованием фактах поведал Колесников, а ему по привычке не верят.
Например, сколько неправды о виновности было высказано в отношении директора 1-й Бесланской школы Лидии Цалиевой, которая сама с многочисленными ранениями еле выкарабкалась из этого ада. Вместе с ней в школе были две ее внучки, а также ее сестра с внуком. Вместо сочувствия ей отвели роль громоотвода. Ни один представитель республиканской власти не высказался в ее защиту. Молчало и официальное следствие. Лишь Колесников развеял слухи, продемонстрировав, каким следственным путем достигнута истина.
Необходимо решительно преодолевать стойкое недоверие людей к государству, которое, как не прискорбно, государство же и выработало в них.
Не должны оставаться за пределами внимания и преступные формы экстремизма и дискриминации. В принципе, любое преступление может иметь экстремистский и дискриминационный оттенок. Однако обратимся к статистике тех из них, указанная природа которых вряд ли может вызвать у кого-то сомнения.
Терроризм (статья 205 Уголовного кодекса РФ). Совершено преступлений: в 2001 г. - 327, в 2002 г. - 360, в 2003 г. - 561, в 2004 г. - 265. Выявлено лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 40, в 2002 г. - 65, в 2003 г. - 63, в 2004 г. - 43.
Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 222 Уголовного кодекса РФ). Совершено преступлений: в 2001 г. - 62 634, в 2002 г. - 53 457, в 2003 г. - 47 835, в 2004 г. - 22 611. Выявлено лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 39 839, в 2002 г. - 33 474, в 2003 г. - 29 508, в 2004 г. - 11 448.
Незаконное изготовление оружия (статья 223 Уголовного кодекса РФ). Совершено преступлений: в 2001 г. - 3504, в 2002 г. - 3195, в 2003 г. - 3253, в 2004 г. - 3230. Выявлено лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 946, в 2002 г. - 769, в 2003 г. - 778, в 2004 г. - 1401.
Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 Уголовного кодекса РФ). Совершено преступлений: в 2001 г. - 3095, в 2002 г. - 2994, в 2003 г. - 2856, в 2004г. - 2392. Выявлено лиц, совершивших преступления: в 2001 г. - 1043, в 2002 г. - 1098, в 2003 г. - 1003, в 2004 г. - 891.
Обратите внимание, какой контраст между показателями совершения преступлений и показателями выявления лиц, совершивших преступления!
Если все это суммировать, то получается страшно жуткая картина, но мы не видим никакого организованного противодействия этому преступному экстремизму, ну не видим, к сожалению. Вы же знаете, что происходит в правоохранительных органах. Когда-то на одну научно-практическую конференцию я заявил тему своего выступления - "Судейская преступность". На меня как на инопланетянина посмотрели: какая судейская преступность может быть? Это вообще тема специального разговора. Поверьте, дела с законностью в правоохранительной системе обстоят намного хуже, чем каждый из вас может себе представить.
В советские времена, был конец 1979 года, в моей же родной Осетии в придорожном ресторане недалеко от селения Эльхотово бандиты расстреляли группу отдыхающих. На весь Советский Союз это было событием из ряда вон выходящим. Бандитов в течение нескольких месяцев отловили, хотя они скрывались в лесах, осудили и расстреляли. Я впервые увидел на перекрестках людей с автоматами. Сам их вид вызывал у людей ужас: как это в мирное время кто-то с автоматом стоит на улице. Так вот, насколько мне известно, за это преступление лишился должности начальник Главного управления уголовного розыска МВД СССР, генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук, профессор, впоследствии лауреат Государственной премии СССР и просто прекраснейший человек Карпец Игорь Иванович. Такова была официальная реакция на подобного рода преступления. А теперь? За Беслан, за Нальчик и другие трагические события опять ответят стрелочники. О президенте Северной Осетии Дзасохове, насадившем в республике режим беззакония, уже никто не вспоминает
Резюмируя сказанное, хочу отметить, что государству следовало бы приложить усилия к самоочищению и самосовершенствованию, к расширению собственной социальной базы.

2005 г.
www.ni-journal.ru

Док. 534137
Перв. публик.: 19.12.05
Последн. ред.: 19.12.08
Число обращений: 132

  • Джатиев Владимир Солтанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``