В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Валерий Степанченко о становлении и проблемах в системе правовой информации в Ямало-Ненецком автономном округе Назад
Валерий Степанченко о становлении и проблемах в системе правовой информации в Ямало-Ненецком автономном округе
Право лишь тогда превращается в действенный инструмент общественного развития, когда оно становится неотъемлемой частью жизни всех граждан. Для государства, основой которого является свободное волеизъявление народа, недостаточно наличия высокой квалификации работников управления органов власти, судебных или правоохранительных структур. Если простой человек не имеет возможности свободно ознакомиться с любым законом и в связи с чем не знает и не понимает смысла основ законодательства, то трудно ожидать от него и ответственного гражданского поведения.

Можно с достаточной уверенностью констатировать, что государственная система, которая существовала до принятия Конституции 1993 года, не имела целью защиту интересов простых граждан. В те годы главенствовал суровый принцип: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Но при этом законы не доводились до граждан, да и граждане, как правило, этим не интересовались. Люди всецело доверяли государству и боялись его.

Сегодня время иное и каждый гражданин должен иметь возможность ознакомиться с любым законом. А это можно сделать путем популяризации правовых знаний, их доступности широким слоям населения. Без этого не сформировать развитое гражданское общество.

Осознавая это орган законодательной власти округа в феврале 1996 года приступил к выпуску официального издания-"Ведомостей Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа" ,в разработкой проекта которого мне довелось заниматься, работая тогда начальником организационно-правовым отделом аппарата Думы.
Во вступительном слове к первому номеру мы указывали, что "Ведомости" будут публиковать Законы ЯНАО, постановления и другие нормативные правовые акты, принятые Государственной Думой автономного округа, определяющие правовую основу деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц на территории ЯНАО.
В "Ведомостях" планировалось знакомить читателей с официальной информацией о деятельности Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, со статьями и выступлениями депутатов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, с комментариями и заключениями по различным правовым вопросам.

"Ведомости" предназначались депутатам различного уровня, работникам служб губернатора, руководителям предприятий, организаций различных форм собственности, юридических служб, общественных формирований и частным лицам. И вот уже более десяти лет это реализуется на практике, а с учетом проводимых в органах государственной власти реформ, полагаю, что спрос на официальные издания законов будет увеличиваться. Идея их издания основывалась на том, что проблема права на информацию важна прежде всего в плане практического применения всеми гражданами издаваемых органами государственной власти нормативных правовых актов. Таким образом мы приступили к практической реализации Конституционной нормы об обязанности органов государственной власти их должностных лиц обеспечить возможность каждому ознакомляться с документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (Ст. 24), а также установок Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", требований Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания".

Основанием для подготовки распоряжения о выпуске "Ведомостей" стало принятие Положения Государственной Думы автономного округа "О порядке нормотворческой деятельности органов государственной власти ЯНАО" от 8 сентября 1994 г. N 48, в Статье 34 которого говорилось, что нормативный правовой акт округа подлежит обязательному официальному опубликованию в полном объеме в течение 10 дней с момента его принятия Государственной Думой округа и подписания главой администрации округа. Официальными опубликованиями признаются опубликования в газете "Красный Север" и в "Ведомостях Государственной Думы ЯНАО".
В это же время был подготовлен макет издания с текстом первых нормативов, принятых депутатами Государственной Думы Ямала в 1994 году.

Распоряжением от 24 сентября 1994 года N 39 Председателя Государственной Думы автономного округа Бабина Н.А. мне официально и поручалось быть ответственным за выпуск "Ведомостей Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа" с периодичностью один раз в квартал, что, конечно же, по тем временам было достижением, так как тогда на местах не все еще придавали важное значение этой информационно-правовой деятельности. Поэтому пришлось настойчиво доказывать её необходимость. Но предложенное мною изначальное количество в 200 экземпляров "Ведомостей Государственной Думы ЯНАО" председателем Думы первого созыва к сожалению было сокращено до 70.

Были и другие проблемы. В ходе реализации этого проекта появилась сложность с печатанием "Ведомостей" в окружной типографии. Её оборудование, темпы набора и стоимость работы не позволяли оперативно решить поставленную задачу. Кроме этого, объем нормативных актов был невелик. Основной норматив, над которым работала в то время Дума, был проект Устава (Основного закона) ЯНАО. И только после принятия в 1995 году Устава и накопления нормативной правовой базы был объявлен конкурс на получение заказа по выпуску в 1996 году уже ежемесячного

официального сборника "Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа". Способствовало этому и то, что в этот период федеральными органами государственной власти РФ были приняты Федеральные законы "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ, "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ, а также Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. N 1178 "О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов".

Это стало весомыми аргументами в пользу издания "Ведомостей", и первый номер всё же вышел тиражом в 200 экземпляров, кроме того, с ежемесячной периодичностью. На сегодня его тираж вырос до 450 экземпляров. Всего вышло в свет 177 экземпляров "Ведомостей".

Первыми нормативными актами, опубликованными в февральском 1996 г. сборнике, были постановления "О проекте закона ЯНАО "О выборах депутатов Государственной Думы ЯНАО", "О выборах губернатора ЯНАО" и сами законы. Завершался сборник постановлением "О назначении выборов депутатов Государственной Думы ЯНАО второго созыва". Выборы назначались на 21 апреля 1996 г. Тем самым окружная Дума первого созыва, приняв Устав (Основной закон) ЯНАО, избирательные законы и учредив свой официальный информационный орган печати, как бы передавала полномочия новым избранникам.

В тот же период по примеру Государственной Думы автономного округа и исполнительная власть округа стала издавать "Сборник постановлений, распоряжений Администрации ЯНАО", который, к сожалению, в последнее время прекратил свое существование. Упор сделан только на специальные выпуски в газете "Красный Север". Проделанная законодательной властью округа в 1996 году работа и стала началом формирования на Ямале системы распространения правовой информации. К ней по праву можно отнести:

- официальные издания: газета "Красный Север", "Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа";

- издания общей направленности и специализированные издания: четырехтомник Законов ЯНАО 1995 - 2003 гг., издаваемый Государственной Думой ЯНАО; издание отдельными брошюрами текста Устава (Основного закона) ЯНАО; Геральдические символы Ямала в законах, постановлениях и распоряжениях; (два издания) Словник юридических терминов (1995 - 2003 гг., второе дополнительное издание);

- электронные правовые базы данных: Законодательство ЯНАО - компакт-диск; Правовое регулирование в области охраны прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; правовая база данных на сайте Государственной Думы автономного округа;

- семинары и научно-практические конференции, проводимые правовыми службами администрации.

Важную роль в правовой информации населения округа в последние годы стали играть справочно-правовые системы, такие как "Консультант Плюс", "Гарант". Они получили достаточное распространение не только среди профессиональных правоприминителей: управленцев государственной и муниципальной власти, юридических служб предприятий и организаций различных форм собственности, но и среди физических лиц и обучающейся молодежи.

Основу информационного банка данных составляют нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов. К примеру, в справочной правовой системе "Консультант Плюс" можно найти акты законодательной и исполнительной власти ЯНАО, ХМАО и Тюменской области. Кроме того, в этой базе есть документы Совета Губернаторов, Совета трех Дум, Региональной энергетической комиссии, ряда муниципальных образовании.

Вместе с тем электронно-правовые системы, вызывающие все больший и больший интерес у пользователей, имеют один немаловажный пробел -нормативы, опубликованные в них, не являются официальными. Примеры, когда нормативные акты в электронном виде в субъектах Российской Федерации являются официальными, есть. Постановления об официальном опубликовании нормативных актов в электронном виде приняты законодательными органами Санкт-Петербурга, Ивановской области и некоторых других субъектов. Однако это еще не в полной мере решает вопрос, что такое официальная электронная публикация и её конкретные механизмы использования, например, в суде. Непроработан вопрос и о сроках вступления в силу этих электронных вариантов нормативных правовых актов. Полагаю, что эти проблемы требуют разрешения, как на Федеральном, так и на местном уровне.
Распространению правовой информации в немалой степени способствуют научно-практические конференции и различные семинары, которые регулярно проводятся соответствующими структурами исполнительной и законодательной власти округа, а также филиалами ВУЗов находящихся в округе.

Донесением до населения доступной правовой информации могли бы способствовать более сотни библиотек автономного округа, в том числе и различных учебных заведений, но на сегодня четкой системы обеспечения такими материалами и систематизации этих материалов в библиотеках нет, что подтвердило посещение депутатами Государственной Думы ЯНАО губкинской городской библиотеки 15 февраля 2005 г. Хотя с 2005 года Государственная Дума автономного округа направляет в 14 библиотек по 39 экземпляров своих "Ведомостей", школьные библиотеки этими нормативами не обеспечиваются. Да и 39 экземпляров на более чем 100 библиотек крайне мало.

Как видим, в этой сфере правового обеспечения есть над чем работать.
Обращает на себя внимание и задержка в сроках издания "Ведомостей Государственной Думы ЯНАО". Анализ 2005 года показал, что в среднем

каждый выпуск "Ведомостей" выходил в свет по истечению 36 дней, хотя отдельные номера издавались и после 55 дней. В 2006 году этот промежуток в среднем составлял 32 дня, а в 2007 году уже 49 дней(при этом отдельные номера выходили и после 66 дней и даже 156 дней) Если учитывать сроки, определенные п. 5 ст. 68, п. 1,4, ст. 4 Устава (Основного закона) ЯНАО, то получается, что после принятия закона Думой он в течение 5 дней должен быть направлен Губернатору. Для рассмотрения и подписания его дается 10 дней. После подписания Губернатором закона он в течение 10 дней должен быть опубликован. В результате несложных математических действий, при максимальном соблюдении сроков - закон должен быть опубликован на 25 день со дня его принятия. И это, учитывая анализ прошлых трёх лет до сентябрьского заседания Думы 2007 года включительно. "Ведомости" за октябрь, ноябрь и декабрь ещё не поступили. Вывод один: значительная часть законов вступают в действие практически через полтора, месяца после их принятия, но есть и вопиющие факты задержки. Следовательно сроки вступления в силу законов автономного округа крайне затянуты и требуют сокращения. При этом можно сослаться на специальные выпуски "Красного Севера", но и там сроки опубликования часто не соблюдаются.

Другой проблемой является то, что указанная дата подписания "Ведомостей" в печать и которую принято считать датой официального опубликования нормативного правового акта, по сути не является таковой. Это установлено Конституционным Судом РФ ещё в постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об акцизах". В этом постановлении указано, что выходные данные "Собрания законодательства РФ", совпадающие с датой подписания издания в печать, не могут считаться днем обнародования опубликованного в сборнике закона, так как с этого момента реально ещё не обеспечивается получение информации о содержании закона адресатами. Следовательно определить точную дату выхода в свет издаваемых в "Ведомостях Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа" законов затруднительно. Для разрешения этой коллизии на обложке "Ведомостей" необходимо указывать точную дату выпуска.
Еще одним недостатком в системе правовой информированности автономного округа является то, что, к сожалению, у нас на региональном уровне не существует системы опубликования судебной практики Федерального Окружного Суда, Арбитражного Суда и Мировых судей.

Издаваемый в автономном округе с 2003 года журнал "Закон и порядок ", а с 2007 года" Закон и право" в полной мере не отвечает ещё этой категории правовой информации населения ,так как он издаётся малым тиражом и в рознице недоступен.
Конечно же, следует учитывать и то, что объем такой информации велик, и её публикация потребует значительных финансовых ресурсов, но ведь на федеральном уровне этот вопрос решен. Издаются: "Бюллетень

Верховного Суда РФ", "Вестник Конституционного Суда РФ", "Вестник Арбитражного Суда РФ". Полагаю, что настало время реализации этих проектов и на региональном уровне, в частности на Ямале.

Выводом из вышеизложенного может стать то, что органами государственной власти Ямала в целом принимаются меры по реализации права граждан на правовую информацию, и в этом вопросе за прошедший период издательской деятельности сложилась определенная система, но она еще не является цельной и требует доработки, систематизации и уточнения.

В этой связи конечно ещё рано говорить о реальном повышении на территории автономного округа уровня правовой информированности граждан. Необходимо установить четкую систему обеспечения официальными изданиями органов государственной власти сети муниципальных и общеобразовательных библиотек автономного округа. Создать в каждой библиотеке доступный для читателя библиографический центр по правовой тематике, который бы постоянно пополнялся и корректировался, имел информационно-правовую базу данных. Следует шире внедрять компьютерные справочно-правовые системы. Государственной Думе автономного округа следует отработать порядок определения даты выхода в свет "Ведомостей Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа".

Полагаю, что для реализации условий создания цельной системы правового воспитания граждан в духе прав человека, назрела необходимость органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа разработать и принять соответствующую окружную комплексную программу, которая бы способствовала совершенствованию доступа граждан к правовой информации начиная со школьной скамьи.
Уверен, что всё это послужит только укреплению авторитета органов власти и росту гражданского самосознания населения и дальнейшему формированию гражданского общества Ямала.
___________________________
1. Конституция РФ. М: Известия, 1993.
2. Устав (Основной закон ЯНАО). Салехард, 1998.
3. Ведомости Государственной Думы ЯНАО. Салехард, ГД ЯНАО, 1996,
февраль, N 1, 2005, N 1 - N 9,2006 N 8,11-1,11-2,2007N 1-7.
4. Проблема обеспечения прав граждан на доступ к правовой
информации. Материалы международного "круглого стола". Москва,
Государственная Дума 25 - 26 ноября 1997 г., М. 1999.
5. Сборник законов ЯНАО т. 1, т.2, т.З, т.4, ГД ЯНАО, 1999, 2002, 2004.


19.12.2008

www.viperson.ru

Док. 534106
Перв. публик.: 19.12.08
Последн. ред.: 22.12.08
Число обращений: 5

  • Степанченко Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``