В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Геннадий Карандаев, Марина Дуброва: Новые механизмы государственного финансирования образования Назад
Геннадий Карандаев, Марина Дуброва: Новые механизмы государственного финансирования образования
В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение образовательной системы. Её прежние успехи были признаны во всем мире.
Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становиться серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности. Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передаёт новым поколениям ценности нации.
Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством. Её реализация продолжиться в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Д. Медведев обратил свое внимание, что главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества.
Во всем мире в условиях глобализации, развития общества на основе реализации прав человека признается ключевая роль образования. Сегодня становится очевидным, что образование является жизненно важным для экономического и социального благосостояния не только отдельных людей, но и целых народов.
Доступ к образованию и его получение являются ключевыми факторами накопления и развития человеческого капитала, но его, экономического роста. Результаты, полученного образования влияют не только на индивидуальный и национальный доход, но и распространяют свое влияние на многие другие стороны общественной жизни страны. Образование является той силой, которая формирует более разносторонних людей, делает их активными членами гражданского общества и повышает сплоченность и единство общества.
В последнее время растет потребность в получении образования во всем мире и наблюдается устойчивая тенденция к продолжению обучения по окончании обязательного образования, признанием выгод от продолжения обучения по программам среднего и высшего образования. Однако, многие страны сталкиваются с ограничениями, касающимися финансовых расходов на получение образования более высокого уровня.
Расширение образовательных систем влечет за собой увеличение потребности в денежных средствах, но все чаще Правительства многих стран оказываются не в состоянии обеспечивать необходимый рост финансирования на образование. Это подчеркивает значимость политики направленной на расширение участия в образовательном процессе всех желающих, и в то же время обеспечивающей справедливость в распределении расходов и выгод от образования.
В настоящее время формируются новые механизмы государственного финансирования образования. Они формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования.
Можно выделить два основных направления изменения механизмов государственного финансирования образования в условиях развития рынков образовательных продуктов и услуг: - формирование квази-рынков в государственном секторе образования; - развитии контрактации в сфере образования.
В этом случае государство может осуществлять финансирование высшего образования либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо финансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непосредственно обучающимся - конечным потребителям образовательных услуг.
При этом государство может осуществлять как прямое, так и косвенное финансирование. Изменение роли государства в сфере образования приводит к изменениям механизмов государственного финансирования образования. Так, в России формируются новые механизмы установления госзаказов на подготовку специалистов; механизмы стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов РФ путем выделения и целевого использования средств на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам; конкурсные, конкурентные механизмы распределения госзаказов между образовательными учреждениями; механизмы дополнения источников финансирования образовательного учреждения средствами, полученными от доходного использования его основных фондов, находящихся в государственной собственности или собственности муниципалитета; новые механизмы финансовой поддержки студентов; механизмы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в сферу образования, а также льготных кредитов и страхования.
В последнее время во многих странах государство заменяет подход, ориентированный на предоставление средств вузу, подходом, при котором больше внимания уделяется непосредственной поддержке студентов. При этом вузы продолжают получать средства от государства, но косвенным образом. Кроме того, у вузов сохраняется возможность получения прямого финансирования от государства. Такой путь государственного финансирования вузов ведет к конкуренции между ними за привлечение студентов, большей избирательности в государственном финансировании образования. Сейчас во многих странах, особенно европейских, где пока превалирует финансирование непосредственно вузов государством, все больше исследуются возможности выделения государственных средств на образование через студентов. Такой механизм государственного финансирования образования, по всей видимости, перспективен и для России.
Финансовая помощь государства студентам подразделяется на два вида:
- прямая финансовая помощь в виде оплаты образования (стипендии, гранты); - косвенная помощь путем предоставления ссуд на обучение, субсидирования целого ряда услуг, оказываемых студентам.
В последние годы во многих странах доля ссуд в финансовой помощи студенту увеличилась, поскольку государства все больше ориентируются на студенческое самофинансирование. Один из важных косвенных механизмов государственного финансирования образования может быть - это система налоговых льгот, льготных кредитов и социального страхования.

Финансирование образования также может осуществляется предприятиями:
- через систему налогообложения (налог на образование),
- путем прямого финансирования предприятиями учебных заведений,
путем финансирования системы обучения сотрудников прямо на предприятии.
Так американские предприятия тратят на обучение сотрудников на рабочем месте более 200 млрд.долл., что приблизительно равно государственным затратам на образование от начальной до высшей школы. Растущий вклад предприятий в финансирование учебных заведений, развитие новых форм их поддержки предприятиями является выражением глубинных изменений в механизмах и способах финансирования образования в современном мире, диверсификации целей и деятельности образовательных учреждений. Участие предприятий в финансировании образования наглядно показывает, что механизм финансирования - это не просто схема финансирования образования, но это и важный канал двусторонних связей между предоставляющими финансирование предприятий и учебными заведениями.

19 декабря 2008 года
Профессор Г.Карандаев, Доцент М.Дуброва

Док. 534057
Опублик.: 19.12.08
Число обращений: 8

  • Карандаев Геннадий Никифорович
  • Дуброва Марина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``