В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава 4. Ссылка народов Назад
Глава 4. Ссылка народов
Историки могут нас поправить, но средняя наша человеческая память не
удержала ни от XIX-го, ни от XVIII-го, ни от XVII-го века массовой
насильственной пересылки народов. Были колониальные покорения -- на
океанских островах, в Африке, в Азии, на Кавказе, победители приобретали
власть над коренным населением, но как-то не приходило в неразвитые головы
колонизаторов разлучить это население с его исконной землёю, с его
прадедовскими домами. Может быть только вывоз негров для американских
плантаций даёт нам некоторое подобие и предшествие, но там не было зрелой
государственной системы: там лишь были отдельные христиане-работорговцы, в
чьей груди взревела огнем внезапно обнажившаяся выгода, и они ринулись
каждый для себя вылавливать, обманывать и покупать негров по одиночке и по
десяткам.
Нужно было наступить надежде цивилизованного человечества -- XX веку, и
нужно было на основе Единственно-Верного Учения высочайше развиться
Национальному вопросу, чтобы высший в этом вопросе специалист взял патент на
поголовное искоренение народов путём их высылки в сорок восемь, в двадцать
четыре и даже в полтора часа.
Конечно, это не так сразу прояснилось и ему Самому. Один раз он
неосторожно высказался даже: "Не бывало и не может быть случая, чтобы
кто-либо мог стать в СССР объектом преследования из-за его национального
происхождения".1 В 20-е годы все эти национальные языки поощрялись, Крыму
так и долдонили, что он -- татарский, татарский, и даже был арабский
алфавит, и надписи все по-татарски.
А оказалось -- ошибка...
Даже пропрессовав великую мужицкую ссылку, не сразу мог понять Великий
Рулевой, как это удобно перенесётся на нации. И опыт державного брата
Гитлера по выкорчёвыванию евреев и цыган уже был поздний, уже после начала
второй мировой войны, а Сталин-батюшка задумался над этой проблемою раньше.
Кроме только Мужичьей Чумы и до самой высылки народов наша советская
ссылка, хотя и ворочала кое-какими сотнями тысяч, но не шла в сравнение с
лагерями, не была столь славна и обильна, чтобы пробороздился в ней ход
Истории. Были ссыльно-поселенцы (по суду), были административно-ссыльные
(без суда), но и те и другие -- всё счётные единицы, со своими фамилиями,
годами рождения, статьями обвинения, фотокарточками анфас и в профиль, и
только мудротерпеливые, нисколько не брезгливые Органы умели из песчинок
свить верёвку, из этих разваленных семей -- монолиты ссыльных районов.
Но насколько же возвысилось и ускорилось дело ссылания, когда погнали
на высылку спецпереселенцев! Два первых термина были от царя, этот --
советский кровный. Разве не с этой приставочки спец начинаются наши
излюбленные сокровеннейшие слова (спецотдел, спецзадание, спецсвязь,
спецпаёк, спецсанаторий)? В год Великого Перелома обозначили
спецпереселенцами "раскулаченных" -- и это куда верней, гибче получилось,
без повода обжаловать, потому что "раскулачивали" не одних кулаков, а уж
"спецпереселенец" -- не выкусишь!
И вот указал Великий Отец применять это слово к ссылаемым нациям.
Не сразу далось и Ему открытие. Первый опыт был весьма осторожен: в
1937 году сколько-то десятков тысяч подозрительных этих корейцев -- какое
доверие этим черномазым косоглазым перед Халхин-Голом, перед лицом японского
империализма? -- были тихо и быстро, от трясущихся стариков до блеющих
младенцев, с долею нищенского скарба переброшены с Дальнего Востока в
Казахстан. Так быстро, что первую зиму прожили они в саманных домах без окон
(где же стекол набраться!). И так тихо, что никто, кроме смежных казахов, о
том переселении не узнал, и ни один сущий язык в стране о том не пролепетал,
и ни один заграничный корреспондент не пикнул. (Вот для чего вся печать
должна быть в руках пролетариата.)
Понравилось. Запомнилось. И в 1940 году тот же способ применили в
окрестностях колыбельного града Ленинграда. Но не ночью и не под
перевешенными штыками брали ссылаемых, а называлось это -- "торжественные
проводы" в Карело-Финскую (только что завоёванную) республику. В зените дня,
под трепетанье красных флагов и под медь оркестров, отправляли осваивать
новые родные земли приленинградских финнов и эстонцев. Отвезя же их
несколько поглуше (о судьбе партии в 600 человек рассказывает В. А. М.),
отобрали у всех паспорта, оцепили конвоем и повезли дальше телячьим красным
эшелоном, потом баржей. С пристани назначения в глубине Карелии стали их
рассылать "на укрепление колхозов". И торжественно провоженные и вполне
свободные граждане -- подчинились. И только 26 бунтарей, среди них
рассказчик, ехать отказались, больше того -- не сдали паспортов! "Будут
жертвы!" -- предупредил их приехавший представитель советской власти --
Совнаркома Карело-Финской ССР. "Из пулемётов будете стрелять?" -- крикнули
ему. Вот неразумцы, зачем же из пулемётов? Ведь сидели они в оцеплении,
кучкой, и тут единственного ствола было бы достаточно (и никто б об этих
двадцати шести финнах поэм не сложил). Но странная мягкотелость,
нерасторопность или нераспорядительность помешала этой благорассудной мере.
Пытались их разделить, вызывали к оперу по одному -- все 26 вместе ходили по
вызову. И упорная бессмысленная их отвага взяла верх! -- паспорта им
оставили и оцепление сняли. Так они удержались пасть до колхозников или до
ссыльных. Но случай -- исключительный, а масса-то паспорта сдала.
Всё это были пробы. Лишь в июле 1941 года пришла пора испытать метод в
развороте: надо было автономную и, конечно, изменническую республику Немцев
Поволжья (с её столицами Энгельс и Марксштадт) выскребнуть и вышвырнуть в
несколько суток куда-нибудь подальше на восток. Здесь первый раз был
применен в чистоте динамичный метод ссылки целых народов, и насколько же
легче, и насколько же плодотворней оказалось пользоваться единым ключом --
пунктом о национальности -- вместо всех этих следственных дел и именных
постановлений на каждого. И кого прихватывали из немцев в других частях
России (а подбирали их всех), то не надо было местному НКВД высшего
образования, чтоб разобраться: враг или не враг? Раз фамилия немецкая --
значит, хватай.
Система была опробована, отлажена и отныне будет с неумолимостью цапать
всякую указанную назначенную обречённую предательскую нацию, и каждый раз
всё проворнее: чеченов; ингушей; карачаевцев; балкар; калмыков; курдов;
крымских татар; наконец, кавказских греков. Система тем особенно динамичная,
что объявляется народу решение Отца Народов не в форме болтливого судебного
процесса, а в форме боевой операции современной мотопехоты: вооружённые
дивизии входят ночью в расположение обречённого народа и занимают ключевые
позиции. Преступная нация просыпается и видит кольцо пулемётов и автоматов
вокруг каждого селения. И даётся 12 часов (но это слишком много, простаивают
колёса мотопехоты, и в Крыму уже -- только 2 и даже полтора часа), чтобы
каждый взял то, что способен унести в руках. И тут же сажается каждый, как
арестант, ноги поджав, в кузов грузовика (старухи, матери с грудными --
садись, команда была!) -- и грузовики под охраной идут на станцию железной
дороги. А там телячьи эшелоны до места. А там, может быть, -- еще (по реке
Унже крымские татары, как раз для них эти северные болота) сами, как
бурлаки, потянут бечевою плоты против течения на 150-200 километров в дикий
лес (выше Кологрива), а на плотах будут лежать недвижные седобородые
старики.
Наверно, с воздуха, с высоких гор это выглядело величественно: зажужжал
моторами единовременно весь Крымский (только что освобожденный, апрель 1944
г.) полуостров, и сотни змей-автоколонн поползли, поползли по его прямым и
кручёным дорогам. Как раз доцветали деревья. Татарки тащили из теплиц на
огороды рассаду сладкого лука. Начиналась посадка табака. (И на том
кончилась. И на много лет потом исчез табак из Крыма.) Автоколонны не
подходили к самым селениям, они были на узлах дорог, аулы же оцеплялись
спецотрядами. Было ведено давать на сборы полтора часа, но инструктора
сокращали и до 40 минут -- чтобы справиться пободрей, не опоздать к пункту
сбора -- и чтоб в самом ауле богаче было разбросано для остающейся от
спецотряда зондер-команды. Заядлые аулы, вроде Озенбаша близ Биюк-озера,
приходилось начисто сжигать. Автоколонны везли татар на станции, а уже там,
в эшелонах, ждали еще и сутками, стонали, пели жалостные песни прощания.2
Стройная однообразность! -- вот преимущество ссылать сразу нациями!
Никаких частных случаев! Никаких исключений, личных протестов! Все едут
покорно, потому что: и ты, и он, и я. Едут не только все возрасты и оба
пола: едут и те, кто во чреве -- и они уже сосланы тем же Указом! Едут и те,
кто еще не зачат: ибо суждено им быть зачатым под дланью того же Указа, и от
самого дня рождения, вопреки устаревшей надоевшей статье 35-й УК ("ссылка не
может применяться к лицам, моложе 16 лет"), едва только высунув голову на
свет -- они уже будут спецпереселенцы, уже будут сосланы навечно. А
совершеннолетие их, их 16-летний возраст, только тем будет ознаменован, что
они начнут ходить отмечаться в комендатуру.
И то, что` осталось за спиною -- распахнутые, еще неостывшие дома, и
разворошенное имущество, весь быт, налаженный в десять и в двадцать
поколений, -- тоже единообразно достаётся оперативникам карающих органов, а
что -- государству, а что -- соседям из более счастливых наций, и никто не
напишет жалобы о корове, о мебели, о посуде.
И тем последним еще довышено и дотянуто единообразие, что не щадит
секретный Указ ни даже членов коммунистической партии из рядов этих негодных
наций. Значит, и партбилетов проверять не надо, еще одно облегчение! А
коммунистов в новой ссылке обязать тянуть в два плеча -- и всем кругом будет
хорошо.3
Трещину в единообразии давали только смешанные браки (недаром наше
социалистическое государство всегда против них). При ссылке немцев и потом
греков таких супругов не высылали. Но очень это вносило большую путаницу и
оставляло в местах, как будто очищенных, очаги заразы. (Как те старые
гречанки, которые возвращались к детям умирать.)
Куда же ссылали нации? Охотно и много -- в Казахстан, и тут вместе с
обычными ссыльными они составили добрую половину республики, так что с
успехом её можно было теперь называть Казэкстан. Но не обделены были и
Средняя Азия, и Сибирь (множество калмыков вымерло на Енисее), Северный Урал
и Север Европейской части.
Считать или не считать ссылкою народов высылку прибалтийцев? Формальным
условиям она не удовлетворяет: ссылали не всех подчистую, народы как будто
остались на месте (слишком близко к Европе, а то ведь как хотелось!). Как
будто остались, но прорежены по первому разряду.
Их чистить начали рано: еще в 1940 году, сразу, как только вошли туда
наши войска, и еще прежде, чем обрадованные эти народы единодушно
проголосовали за вступление в Советский Союз. Изъятие началось с офицеров.
Надо представить себе, чем было для этих молодых государств их первое (и
последнее) поколение собственных офицеров: это были не чванные
бароны-лоботрясы, а сама серьёзность, ответственность и энергия нации. Еще
гимназистами в снегах под Нарвой они учились как неокрепшей своей грудью
отстоять неокрепшую родину. Теперь этот сгущенный опыт и энергию срезали
одним взмахом косы, это было важнейшим приготовлением к плебисциту. Да это
испытанный был рецепт -- разве не то же делалось когда-то и в коренном
Союзе? Тихо и поспешно уничтожить тех, кто может возглавить сопротивление,
еще тех, кто может возбуждать мыслями, речами, книгами -- и как будто народ
весь на месте, а уже и нет народа. Мёртвый зуб снаружи первое время вполне
похож на живой.
Но в 1940-м году для Прибалтики это не ссылка была, это были лагеря, а
для кого-то -- расстрелы в каменных тюремных дворах. И в 1941-м году,
отступая, хватали, сколько могли людей состоятельных, значительных,
заметных. увозили, угоняли их с собой как дорогие трофеи, а потом сбрасывали
как навоз, на коченелую землю Архипелага (брали непременно ночами, 100 кг
багажа на всю семью и глав семей уже при посадке отделяли для тюрьмы и
уничтожения). Всю войну затем (по ленинградскому радио) угрожали Прибалтике
беспощадностью и местью. В 1944-м, вернувшись, угрозы исполнили, сажали
обильно и густо. Но и это еще не была массовая народная ссылка.
Главная ссылка прибалтийцев разразилась в 1948-м году (непокорные
литовцы), в 1949-м (все три нации) и в 1951-м (еще раз литовцы). В эти же
совпадающие годы скребли и Западную Украину, и тоже последняя высылка
произошла там в 1951-м году.
Кого-то готовился Генералиссимус ссылать в 1953-м году? Евреев ли?
Кроме них кого? То ли всю Правобережную Украину? Этого великого замысла мы
никогда не узнаем. Я подозреваю, например, что была у Сталина неутолённая
жажда сослать всю Финляндию в прикитайские пустыни -- но не удалось это ему
ни в 1940-м, ни в 1947-м (попытка переворота Лейно). Приискал бы он местечко
за Уралом хоть и сербам, хоть и пелопонесским грекам.
Если бы этот Четвёртый Столп Передового Учения продержался б еще лет
десять -- не узнали бы мы этнической карты Евразии, произошло бы великое
Противопереселение народов.

Сколько сослано было наций -- столько и эпосов напишут когда-нибудь --
о разлуке с родной землёй и о сибирском уничтожении. Им самим только и
прочувствовать всё прожитое, а не нам пересказывать, не нам дорогу
перебегать.
Но чтобы признал читатель, что та же это страна ссылки, уже наведанная
ему, то же грязнилище при том же Архипелаге, -- проследим немного за
высылкою прибалтов.
Высылка прибалтов происходила не только не насилием над верховной
народной волей, но исключительно в исполнение её. В каждой из трёх республик
состоялось свободное постановление своего Совета Министров (в Эстонии -- 25
ноября 1948 года) о высылке определённых разрядов своих соотечественников в
чужую дальнюю Сибирь -- и притом н═а═в═е═ч═н═о, чтоб на родную землю они
никогда более не вернулись. (Здесь отчётливо видна и независимость
прибалтийских правительств и та крайность раздражения, до которого их довели
негодные никчёмные соотечественники.) Разряды эти были вот какие: а) семьи
уже осуждённых (мало было, что отцы доходят в лагерях, надо было всё семя их
вытравить); б) зажиточные крестьяне (это очень ускоряло уже назревшую в
Прибалтике коллективизацию) и все члены их семей (рижских студентов брали в
ту же ночь, когда и их родителей с хутора); в) люди заметные и важные сами
по себе, но проскочившие как-то гребешки 1940-го, 41-го и 44-го годов; г)
просто враждебно настроенные, не успевшие бежать в Скандинавию или лично
неприятные местным активистам семьи.
Постановление это, чтобы не нанести ущерба достоинству нашей общей
большой Родины, и не доставить радости западным врагам, не было опубликовано
в газетах, не было оглашено в республиках, да и самим ссылаемым не
объявлялось при высылке, а лишь по прибытию на место, в сибирских
комендатурах.
Организация высылки настолько поднялась за минувшие годы от времён
корейских и даже крымско-татарских, ценный опыт настолько был обобщён и
усвоен, что счёт не шёл уже ни на сутки, ни на часы, а всего на минуты.
Установлено и проверено было, что вполне достаточно двадцати-тридцати минут
от первого ночного стука в дверь до переступа последнего хозяйкиного каблука
через родной порог -- в ночную тьму и на грузовик. За эти минуты разбуженная
семья успевала одеться, усвоить, что она ссылается навечно; подписать
бумажку об отказе от всяких имущественных претензий, собрать своих старух и
детей, собрать узелки и по команде выйти. (Никакого беспорядка с оставшимся
имуществом не было. После ухода конвоя приходили представители Финотдела и
составляли конфискационный список, по которому имущество потом продавалось в
пользу государства через комиссионные магазины. Мы не имеем права их
упрекнуть, что при этом они совали что-то себе за пазуху или грузили "по
левой". Это не очень было и нужно, достаточно было еще одну квитанцию
выписать из комиссионного, и любой представитель народной власти мог везти
приобретённую за бесценок вещь к себе домой вполне законно.)
Что можно было за эти 20-30 минут сообразить? Как определить и выбрать
самое нужное? Лейтенант, ссылавший одну семью (бабушку 75 лет, мать 50-ти,
дочь 18-ти и сына 20-ти), посоветовал: "швейную машину обязательно
возьмите!" Пойди догадайся! Этой швейной машиной только и кормилась потом
семья.4
Впрочем, эта быстрота высылки иногда шла на пользу и обречённым. Вихрь!
-- пронёсся и нет его. От самого лучшего веника остаются же промётины. Кто
из женщин сумел продержаться суток трое, дома не ночевал -- приходил теперь
в Финотдел, просил распечатать квартиру, и что ж? -- распечатывали. Чёрт с
тобой, живи до следующего Указа.
В тех малых телячьих товарных вагонах, в которых полагается перевозить
8 лошадей или 32 солдата или 40 заключённых, ссылаемых таллинцев везли по 50
и больше. По спеху вагонов не оборудовали, и не сразу разрешили прорубить
дыру. Параша -- старое ведро, тотчас была переполнена, изливалась и
заплескивала вещи. Двуногих млекопитающих, с первой минуты их заставили
забыть, что женщины и мужчины -- разное суть. Полтора дня они были заперты
без воды и без еды, умер ребёнок. (А ведь всё это мы уже читали недавно,
правда? Две главы назад, 20 лет назад -- а всё то же...) Долго стояли на
станции Юлемисте, а снаружи бегали и стучали в вагоны, спрашивали имена,
тщетно пытались передать кому-то продукты и вещи. Но тех отгоняли. А
запертые голодали. А неодетых ждала Сибирь.
В пути стали выдавать им хлеб, на некоторых станциях -- супы. Путь у
всех эшелонов был дальний: в Новосибирскую, Иркутскую область, в
Красноярский край. В один Барабинск прибыло 52 вагона эстонцев. Четырнадцать
суток ехали до Ачинска.
Что` поддерживать может людей в этом отчаянном пути? Та надежда,
которую приносит не вера, а ненависть: "Скоро и═м конец! В этом году будет
война, и осенью обратно поедем".
Никому благополучному ни в западном, ни в восточном мире не понять, не
разделить, может быть и не простить этого тогдашнего настроения за
решётками. Я писал уже, что и мы так верили, и мы так жаждали в те годы -- в
49-м, в 50-м. В те годы всхлестнулась неправедность этого строя, этих
двадцатипятилетних сроков, этих повторных возвратов на Архипелаг -- до
некоей высшей взрывной, уже до явности нетерпимой, уже охранниками
незащитимой точки. (Да скажем общо: если режим безнравственен -- свободен
подданный от всяких обязательств перед ним.) Какую же искалеченную жизнь
надо устроить, чтобы тысячи тысяч в камерах, в воронках и в вагонах
взмолились об истребительной атомной войне как о единственном выходе?!..
А не плакал -- никто. Ненависть сушит слёзы.
Еще вот о чём думали в дороге эстонцы: как встретит их сибирский народ?
В 40-м году сибиряки обдирали присланных прибалтов, выжимали с них вещи, за
шубу давали полведра картошки. (Да ведь по тогдашней нашей раздетости
прибалты действительно выглядели буржуями...)
Сейчас, в 49-м, наговорено было в Сибири, что везут к ним отъявленное
кулачество. Но замученным и ободранным вываливали это кулачество из вагонов.
На санитарном осмотре русские сестры удивлялись, как эти женщины худы и
обтрёпаны, и тряпки чистой нет у них для ребёнка. Приехавших разослали по
обезлюдевшим колхозам, -- и там, от начальства таясь, носили им сибирские
колхозницы, чем были богаты: кто по пол-литра молочка, кто лепёшек
свекольных или из очень дурной муки.
И вот теперь -- эстонки плакали.
Но еще был, разумеется, комсомольский актив. Эти так и приняли к
сердцу, что вот приехало фашистское отребье ("вас всех потопить!" --
восклицали они), и еще работать не хотят, неблагодарные, для той страны,
которая освободила их от буржуазного рабства. Эти комсомольцы стали
надзирателями над ссыльными, над их работою. И еще были предупреждены: по
первому выстрелу организовывать облаву.
На станции Ачинск произошла весёлая путаница: начальство Бирилюсского
района купило у конвоя 10 вагонов ссыльных, полтысячи человек, для своих
колхозов на р. Чулым и проворно перекинуло их на 150 км к северу от Ачинска.
А назначены они были (но не знали, конечно, об этом) Саралинскому
рудоуправлению в Хакассию. Те ждали своего контингента, а контингент был
вытрясен в колхозы, получившие в прошлом году по 200 граммов зерна на
трудодень. К этой весне не оставалось у них ни хлеба, ни картошки, и стоял
над сёлами вой от мычавших коров, коровы как дикие кидались на полусгнившую
солому. Итак, совсем не по злобности и не по зажиму ссыльных выдал колхоз
новоприбывшим по одному килограмму муки на человека в неделю -- это был
вполне достойный аванс, почти равный всему будущему заработку! Ахнули
эстонцы после своей Эстонии... (Правда, в посёлке Полевой близ них стояли
большие амбары, полные зерна: оно накоплялось там год за годом из-за того,
что не управлялись вывозить. Но тот хлеб был уже государственный, он уже за
колхозом не числился. Мёр народ кругом, но хлеба из тех амбаров ему не
выдавали: он был государственный. Председатель колхоза Пашков как-то выдал
самовольно по пять килограммов на каждого еще живого колхозника -- и за то
получил лагерный срок. Хлеб тот был государственный, а дела -- колхозные, и
не в этой книге их обсуждать.)
На этом Чулыме месяца три колотились эстонцы, с изумлением осваивая
новый закон: или воруй или умирай! И уж думали, что навечно -- как вдруг
выдернули всех и погнали в Саралинский район Хакассии (это хозяева нашли
свой контингент). Хакассцев самих там было неприметно, а каждый посёлок --
ссыльный, а в каждом посёлке комендатура. Всюду золотые рудники, и бурение,
и силикоз. (Да обширные пространства были не столько Хакассия или
Красноярский край, сколько трест ХакЗолото или Енисейстрой, и принадлежали
они не райсоветам и не райкомам партии, а генералам войск МВД, секретари же
райкомов гнулись перед райкомендантами.)
Но еще не горе было тем, кого посылали просто на рудники. Горе было
тем, кого силком зачисляли в "старательские артели". Старатели! -- это так
заманчиво звучит, слово поблескивает лёгкой золотой пылью. Однако, в нашей
стране умеют исказить любое земное понятие. В "артели" эти загоняли
спецпереселенцев, ибо не смеют возражать. Их посылали на разработку шахт,
покинутых государством за невыгодностью. В этих шахтах не было уже охраны
безопасности, и постоянно лила вода, как от сильного дождя. Там невозможно
было оправдать свой труд и заработать сносно; просто эти умирающие люди
посылались вылизывать остатки золота, которое государству было жаль
покинуть. Артели подчинялись "старательскому сектору" рудоуправления,
которое знало только -- спустить план и спросить план, и никаких других
обязанностей. "Свобода" артелей была не от государства, а от
государственного законодательства: им не положен был оплачиваемый отпуск, не
обязательно воскресенье (как уже полным зэкам), мог быть объявлен
"стахановский месячник" безо всяких воскресений. А государственное
оставалось: за невыход на работу -- суд. Раз в два месяца к ним приезжал
нарсуд и многих осуждал к 25% принудработ, причин всегда хватало.
Зарабатывали эти "старатели" в месяц 3-4 "золотых" рубля (150-200
сталинских).
На некоторых рудниках под Копьёвым ссыльные получали зарплату не
деньгами, а бонами: в самом деле, зачем им общесоюзные деньги, если
передвигаться они всё равно не могут, а в рудничной лавке им продадут и за
боны?
В этой книге уже развёрнуто было подробное сравнение заключённых с
крепостными крестьянами. Вспомним, однако, из истории России, что самым
тяжким было крепостное состояние не крестьян, а заводских рабочих. Эти боны
для покупки только в рудничной лавке надвигают на нас наплывом алтайские
прииски и заводы. Их приписное население в XVIII и XIX веке совершало
нарочно преступления, чтобы только попасть на каторгу и вести более лёгкую
жизнь. На алтайских золотых приисках и в конце прошлого века "рабочие не
имели права отказаться от работы даже в воскресенье" (!), платили штрафы
(сравни принудработы), и еще там были лавочки с недоброкачественными
продуктами, спаиванием и обвесом. "Эти лавочки, а не плохо поставленная
золотодобыча были главным источником доходов" золотопромышленников5, или,
читай -- треста.
Да что это уж так всё неоригинально на Архипелаге?..
В 1952 году маленькая хрупкая X. С. не пошла в сильный мороз на работу
потому, что у нее не было валенок. За это начальник деревообрабатывающей
артели отправил её на 3 месяца на лесоповал -- без валенок же. -- Она же в
месяцы перед родами просила дать ей легче работу, не брёвна подтаскивать, ей
ответили: не хочешь -- увольняйся. А тёмная врачиха на месяц ошиблась в
сроках её беременности и отпустила в декретный за два-три дня до родов. Там,
в тайге МВД, много не поспоришь.
Но и это всё еще не было подлинным провалом жизни. Провал жизни
узнавали только те спецпереселенцы, кого посылали в колхозы. Спорят
некоторые теперь (и не вздорно): вообще колхоз легче ли лагеря? Ответим: а
если колхоз и лагерь -- да соединить вместе? Вот это и было положение
спецпереселенца в колхозе. От колхоза то, что пайки нет -- только в посевную
дают семисотку хлеба, и то из зерна полусгнившего, с песком, земляного цвета
(должно быть, в амбарах полы подметали). От лагеря то, что сажают в КПЗ:
пожалуется бригадир на своего ссыльного бригадника в правление, а правление
звонит в комендатуру, а комендатура сажает. А уж от кого заработки -- концов
не сведёшь: за первый год работы в колхозе получила Мария Сумберг на
трудодень по двадцати граммов зерна (птичка Божья при дороге напрыгает
больше!) и по 15 сталинских копеек (хрущёвских--полторы). За заработок
целого года они купила себе... алюминиевый таз.
Так на что` ж они жили?! А -- на посылки из Прибалтики. Ведь народ их
сослали -- не весь.
А кто ж калмыкам посылки присылал? Крымским татарам?..
Пройдите по могилам, спросите.
Всё тем же ли решением родного прибалтийского Совета Министров или уж
сибирской принципиальностью, применялось к прибалтийским спецпереселенцам до
1953 года, пока Отца не стало, спецуказание: никаких работ, кроме тяжёлых!
только кайло, лопата и пила! "Вы здесь должны научиться стать людьми!" И
если производство ставило кого выше, комендатура вмешивалась и сама снимала
на общие. Даже не разрешали спецпереселенцам копать садовую землю при доме
отдыха рудоуправления -- чтоб не оскорбить стахановцев, отдыхающих там. Даже
с поста телятницы комендант согнал М. Сумберг: "вас не на дачу прислали,
идите сено метать!" Еле-еле отбил её председатель. (Она спасла ему телят от
бруцеллёза. Она полюбила сибирскую скотину, находя её добрее эстонской, и не
привыкшие к ласке коровы лизали ей руки.)
Вот понадобилось срочно грузить зерно на баржу -- и спецпереселенцы
бесплатно и безнаградно работают 36 часов подряд (р. Чулым). За эти полтора
суток -- два перерыва на еду по 20 минут и один раз отдых 3 часа. "Не будете
-- сошлём дальше на север!" Упал старик под мешком --
комсомольцы-надсмотрщики пинают его ногами.
Отметка -- еженедельно. До комендатуры -- несколько километров? старухе
-- 80 лет? Берите лошадь и привозите! -- При каждой отметке каждому
напоминается: побег -- 20 лет каторжных работ.
Рядом -- комната оперуполномоченного. И туда вызывают. Там поманят
лучшей работой. И угрозят выслать дочь единственную -- за Полярный Круг, от
семьи отдельно.
А -- чего они не могут? На каком чуре когда их рука останавливалась
совестью?..
Вот задания: следить за такими-то. Собирать материалы для посадки
такого-то.
При входе в избу любого комендантского сержанта все спецпереселенцы,
даже пожилые женщины, должны встать и не садиться без разрешения.

... Да не понял ли нас читатель так, что спецпереселенцы были лишены
гражданских прав?..
О, нет, нет! Все гражданские права за ними полностью сохранялись! У них
не отбирались паспорта. Они не были лишены участия во всеобщем, равном,
тайном и прямом голосовании. Этот миг высокий, светлый -- из нескольких
кандидатов вычеркнуть всех, кроме своего избранника -- за ними был свято
сохранён. И подписываться на заём им тоже не было запрещено (вспомним
мучения коммуниста Дьякова в лагере!). Когда вольные колхозники, бурча и
отбраниваясь, еле давали по 50 рублей, с эстонцев выжимали по 400: "Вы --
богатые. Кто не подпишется -- не будем посылок передавать. Сошлём еще дальше
на север."
И -- сошлют, а почему бы нет?..

О, как томительно! Опять и опять одно и то же. Да ведь кажется, эту
часть мы начали с чего-то нового: не лагерь, но ссылка. Да ведь кажется эту
главу мы начали с чего-то свежего: не адм. ссыльные, но спецпереселенцы.
А пришло всё к тому ж.
И надо ли, и сколько надо теперь еще, и еще, и еще рассказывать о
других, об иных, об инаких ссыльных районах? Не о тех местах? Не о тех
годах? Нациях не тех.
А кех же?..

___

Впереслойку расселённые, друг другу хорошо видимые, выявляли нации свои
черты, образ жизни, вкусы, склонности.
Среди всех отменно трудолюбивы были немцы. Всех бесповоротнее они
отрубили свою прошлую жизнь (да и что за родина у них была на Волге или на
Маныче?). Как когда-то в щедроносные екатерининские наделы, так теперь
вросли они в бесплодные суровые сталинские, отдались новой ссыльной земле
как своей окончательной. Они стали устраиваться не до первой амнистии, не до
первой царской милости, а -- навсегда. Сосланные в 41-м году наголе, но
рачительные и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же
методично, разумно трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не
могли бы превратить в цветущий край? Не зря говорили в прежней России: немец
что верба, куда ни ткни, тут и принялся. На шахтах ли, в МТС, в совхозах не
могли начальники нахвалиться немцами -- лучших работников у них не было. К
50-м годам у немцев были -- среди остальных ссыльных, а часто и местных --
самые прочные, просторные и чистые дома; самые крупные свиньи; самые
молочные коровы. А дочери их росли завидными невестами не только по достатку
родителей, но -- среди распущенности прилагерного мира -- по чистоте и
строгости нравов.
Горячо схватились за работу и греки. Мечты о Кубани они, правда, не
оставляли, но и здесь спины не щадили. Жили они поскученнее, чем немцы, но
по огородам и по коровам нагнали их быстро. На казахстанских базарчиках
лучший творог, и масло, и овощи были у греков.
В Казахстане еще больше преуспели корейцы -- но они были и сосланы
раньше, а к 50-м годам уже порядочно раскрепощены: уже не отмечались,
свободно ездили из области в область и только за пределы республики не
могли. Они преуспевали не в достатке дворов и домов (и те и другие были у
них неуютны и даже первобытны, пока молодёжь не перешла на европейский лад).
Но, очень способные к учению, они быстро заполнили учебные заведения
Казахстана (уже в годы войны им не мешали в этом) и стали главным клином
образованного слоя республики.
Другие нации, тая мечту возврата, раздваивались в своих намерениях, в
своей жизни. Однако, в общем подчинились режиму и не доставляли больших
забот комендантской власти.
Калмыки -- не стояли, вымирали тоскливо. (Впрочем, я их не наблюдал).
Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности
-- не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это -- чечены.
Мы уже видели, как они относились к лагерным беглецам. Как одни они изо
всей джезказганской ссылки пытались поддержать кенгирское восстание.
Я бы сказал, что изо всех спецпереселенцев единственные чечены проявили
себя з═э═к═а═м═и по духу. После того как их однажды предательски сдёрнули с
места, они уже больше ни во что не верили. Они построили себе сакли --
низкие, тёмные, жалкие, такие, что хоть пинком ноги их, кажется, разваливай.
И такое же было всё их ссыльное хозяйство -- на один этот день, этот месяц,
этот год, безо всякого скопа, запаса, дальнего умысла. Они ели, пили,
молодые еще и одевались. Проходили годы -- и так же ничего у них не было,
как и в начале. Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться
начальству -- но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая
законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу
своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих
они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего
они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором -- не унизительно, в
постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской
страсти, в шофёрских возможностях -- своей страсти воровской. Впрочем, эту
последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный
честный дремавший Казахстан понятие: "украли", "обчистили". Они могли угнать
скот, обворовать дом, а иногда и просто отнять силою. Местных жителей и тех
ссыльных, что так легко подчинились начальству, они расценивали почти как ту
же породу. Они уважали только бунтарей.
И вот диво -- все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И
власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить
уважать свои законы.
Как же это получилось? Вот случай, в котором, может быть, собралось
объяснение. В Кок-Терекской школе учился при мне в 9-м классе юноша-чечен
Абдул Худаев. Он не вызывал тёплых чувств да и не старался их вызвать, как
бы опасался унизиться до того, чтобы быть приятным, а всегда подчёркнуто
сух, очень горд да и жесток. Но нельзя было не оценить его ясный отчётливый
ум. В математике, в физике он никогда не останавливался на том уровне, что
его товарищи, а всегда шёл вглубь и задавал вопросы, идущие от неутомимого
поиска сути. Как и все дети поселенцев, он неизбежно охвачен был в школе так
называемой общественностью, то есть сперва пионерской организацией, потом
комсомольской, учкомами, стенгазетами, воспитанием, беседами -- той духовной
платой за обучение, которую так нехотя платили чечены.
Жил Абдул со старухой-матерью. Никого из близких родственников у них не
уцелело, еще существовал только старший брат Абдула, давно изблатнённый, не
первый раз уже в лагере за воровство и убийство, но всякий раз ускоренно
выходя оттуда то по амнистии, то по зачётам. Как-то однажды явился он в
Кок-Терек, два дня пил без просыпу, повздорил с каким-то местным чеченом,
схватил нож и бросился за ним. Дорогу ему загородила посторонняя старая
чеченка: она разбросила руки, чтоб он остановился. Если бы он следовал
чеченскому закону, он должен был бросить нож и прекратить преследование. Но
он был уже не столько чечен, сколько вор -- взмахнул ножом и зарезал
неповинную старуху. Тут вступило ему в пьяную голову, что ждёт его по
чеченскому закону. Он бросился в МВД, открылся в убийстве, и его охотно
посадили в тюрьму.
Он-то спрятался, но остался его младший брат Абдул, его мать и еще один
старый чечен из их рода, дядька Абдулу. Весть об убийстве облетела мгновенно
чеченский край Кок-Терека -- и все трое оставшихся из рода Худаевых
собрались в свой дом, запаслись едой, водой, заложили окно, забили дверь,
спрятались как в крепости. Чечены из рода убитой женщины теперь должны были
кому-то из рода Худаевых отомстить. Пока не прольётся кровь Худаевых за их
кровь -- они не были достойны звания людей.
И началась осада дома Худаевых. Абдул не ходил в школу -- весь
Кок-Терек и вся школа знала, почему. Старшекласснику нашей школы,
комсомольцу, отличнику, каждую минуту грозила смерть от ножа -- вот, может
быть, сейчас, когда по звонку рассаживаются за парты, или сейчас, когда
преподаватель литературы толкует о социалистическом гуманизме. Все знали,
все помнили об этом, на переменах только об этом разговаривали -- и все
потупили глаза. Ни партийная, ни комсомольская организация школы, ни завучи,
ни директор, ни РайОНО -- никто не пошёл спасать Худаева, никто даже не
приблизился к его осажденному дому в гудевшем, как улей, чеченском краю. Да
если б только они! -- но перед дыханием кровной мести также трусливо замерли
до сих пор такие грозные для нас и райком партии, и райисполком, и МВД с
комендатурой и милицией за своими глинобитными стенами. Дохнул варварский
дикий старинный закон -- и сразу оказалось, что никакой советской власти в
Кок-Тереке нет. Не очень-то простиралась её длань и из областного центра
Джамбула, ибо за три дня и оттуда не прилетел самолёт с войсками и не
поступило ни одной решительной инструкции, кроме приказа оборонять тюрьму
наличными силами.
Так выяснилось для чечен и для всех нас -- что` есть сила на земле и
что` мираж.
И только чеченские старики проявили разум! Они пошли в МВД раз -- и
просили отдать им старшего Худаева для расправы. МВД с опаской отказало. Они
пришли в МВД второй раз -- и просили устроить гласный суд и при них
расстрелять Худаева. Тогда, обещали они, кровная месть с Худаевых снимается.
Нельзя было придумать более рассудительного компромисса. Но как это --
гласный суд? но как это -- заведомо обещанная и публичная казнь? Ведь он же
-- не политические он -- вор, он -- социально-близкий. Можно попирать права
Пятьдесят Восьмой, но -- не многократного убийцы. Запросили область --
пришёл отказ. "Тогда через час убьют младшего Худаева!" -- объясняли
старики. Чины МВД пожимали плечами: это не могло их касаться. Преступление,
еще не совершенное, не могло ими рассматриваться.
И всё-таки какое-то веяние XX века коснулось... не МВД, нет, --
зачерствелых старых чеченских сердец! Они всё-таки не велели мстителям --
мстить! Они послали телеграмму в Алма-Ату. Оттуда спешно приехали еще
какие-то старики, самые уважаемые во всём народе. Собрали совет старейших.
Старшего Худаева прокляли и приговорили к смерти, где б на земле он ни
встретился чеченскому ножу. Остальных Худаевых вызвали и сказали: "Ходите.
Вас не тронут".
И Абдул взял книжки и пошёл в школу. И с лицемерными улыбками встретили
его там парторг и комсорг. И на ближайших беседах и уроках ему опять
напевали о коммунистическом сознании, не вспоминая досадного инцидента. Ни
мускул не вздрагивал на истемневшем лице Абдула. Еще раз он понял, что` есть
главная сила на земле: к═р═о═в═н═а═я ═м═е═с═т═ь.
Мы, европейцы, у себя в книгах и в школах читаем и произносим только
высокомерные слова презрения к этому дикому закону, к этой бессмысленной
жестокой резне. Но резня эта, кажется, не так бессмысленна: она не пресекает
горских наций, а укрепляет их. Не так много жертв падает по закону кровной
мести -- но каким страхом веет на всё окружающее! Помня об этом законе,
какой горец решится оскорбить другого п═р═о═с═т═о ═т═а═к, как оскорбляем мы
друг друга по пьянке, по распущенности, по капризу? И тем более какой не
чечен решится связаться с чеченом -- сказать, что он -- вор? или что он
груб? или что он лезет без очереди? Ведь в ответ может быть не слово, не
ругательство, а удар ножа в бок! И даже если ты схватишь нож (но его нет при
тебе, цивилизованный), ты не ответишь ударом на удар: ведь падёт под ножом
вся твоя семья! Чечены идут по казахской земле с нагловатыми глазами,
расталкивая плечами -- и "хозяева страны" и нехозяева, все расступаются
почтительно. Кровная месть излучает поле страха -- и тем укрепляет свою
маленькую горскую нацию.
"Бей своих, чтоб чужие боялись!" Предки горцев в древнем далеке не
могли найти лучшего обруча.
А что предложило им социалистическое государство?


1 Сталин. Сочинения. М., 1951 г. -- т. 13, стр. 258.

2 В 60-х гг. XIX в. помещики и администрация Таврической губернии ходатайствовали о полном выселении крымских татар в Турцию; Александр II
отказал. В 1943 г. о том же ходатайствовал гауляйтер Крыма; Гитлер отказал.

3 Конечно, всех изворотов не предусмотреть и Мудрому Кормчему. В 1929-м изгоняли из Крыма татарских князей и высоких особ. Это делали мягче, чем в России: их не арестовывали, они сами уезжа.ти в Среднюю Азию. Здесь среди родственного мусульманского населения они постепенно прижились, благоустроились. И вот через 15 лет туда же привезли под гребенку всех трудящихся татар! Старые знакомые встретились. Только трудящиеся были изменниками и ссыльными, а бывшие князья занимали прочные посты в советском аппарате, многие -- в партии.

4 Эти конвоиры -- как и что понимали в своих действиях? Марию Сумберг
ссылал сибирский солдат с р. Чулым. Вскоре он демобилизовался, приехал домой
-- и там увидел ее и осклабился вполне радостно и душевно: "тётя! Вы -- меня
помните?.."

5 Семенов Тян-Шанский. "Россия". Том XVI.

www.kulichki.com

viperson.ru

Док. 534044
Перв. публик.: 18.12.00
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 307

  • Архипелаг ГУЛаг. Том 3 (части 5, 6 и 7)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``