Алексей Мзареулов: Финансово-экономический кризис и политология.Назад
Алексей Мзареулов: Финансово-экономический кризис и политология.
Финансово-экономический кризис в России продолжает углубляться и обостряться.
Однако это обстоятельство пока мало или даже никак не отражается, не влияет на отношении людей, граждан к нынешней российской власти.
Вот данные последнего опроса мнений россиян, проведенного "Левада-Центр" 12-15 декабря: 76% граждан РФ довольны в целом работой Дмитрия Медведева на посту Президента, а 42% респондентов заявили о доверии Президенту.
Деятельностью Владимира Путина во главе Правительства по данным того же опроса довольны 86%, доверяют ему 60% опрошенных.
Рейтинг Медведева и Путина за последний месяц, как сообщает "Леавада-Центр" хоть и снизился, но крайне незначительно - одобрения на 3%, доверия - на 5-7%.
Другими словами рейтинг руководителей государства остается огромным, т.е. поддержка их народом остается колоссальной.
Вместе с тем, хотя 43% респондентов заявили о том, что "дела в стране идут в правильном направлении", 40% напротив считают, что "события ведут нас в тупик". И это может означать только одно (так учит нас политология) - россияне пока никак не связывают ухудшение своего социально-экономического положения с деятельностью руководства РФ.
Основная причина здесь по всей видимости заключается в том, что политический рейтинг накопленный Путиным (по праву!), его сподвижниками за прошедшие восемь лет столь велик, что поколебать его не могут даже такие вещи как финансовый- экономический кризис, ухудшение социально-экономического положения.
Россияне в силу привычки, или как говорит политология "социальной инерции", продолжают верить руководству, идут за лидерами державы.
И здесь укорить граждан РФ в чем - либо трудно: действительно тандем Медведев - Путин предпринимает максимум усилий для смягчения последствий кризиса для населения, для выхода из кризиса.
Власть действует, опираясь политически на огромное доверие народа, экономически - (прежде всего, но не только) на прозорливо накопленные в период хорошей конъюнктуры финансовые резервы.
Последние стремительно тают. Политический рейтинг пока высок.
Мы далеки от того, чтобы думать, что нынешнее руководство страны полагает преодолеть финансово-экономический кризис исключительно мерами финансово-экономического, социально - экономического характера. Это - невозможно.
Так учит политология, так говорит история любой страны, так говорит история нашей страны. Так говорит недавняя история нашей страны.
В 1998 году, чтобы вывести страну из кризиса Борис Ельцин применил, смеем утверждать, прежде всего, политические рычаги. Так, Правительство возглавил представитель тогда, мягко говоря, мало дружественного Кремлю политического лагеря Евгений Примаков, а первым вице-премьером стал коммунист Юрий Маслюков.
Де-факто было создано "правительство народного доверия", за что ратовала КПРФ. Другое дело, что потом КПРФ опять проиграла политическую партию Ельцину. Но это другая история.
Безусловно, сегодня в стране совсем другая ситуация. Выстроена иная система государственной власти. Практически нет оппозиции. Народ сплочен вокруг государственного руководства. И так далее.
Все это, однако, отнюдь не означает, что значение политических рычагов стало меньше, а их действенность снизилась. Это не так. Просто эти рычаги стали другими. Но их можно и должно применить, чтобы преодолеть финансово-экономический кризис.
Нынешняя власть, убежден, это знает, это чувствует, не может не чувствовать.
Ведь эта власть (простите за тавтологию) была во власти и в 1998 году.
И первые подходы к политическим рычагам уже делаются.
Нынешняя российская власть прекрасно понимает, что "любая монополия есть загнивание". Отсюда пробивные удары Президента сквозь броню большинства в Госдуме в деле принятия своих президентских необходимых стране, как воздух, антикоррупционных законов.
Отсюда многие другие мощные политические шаги Президента и Премьера.
Отсюда и весьма неординарное решение Президента назначить губернатором Кировской области лидера СПС Никиту Белых. (Может быть за пределами "монополии" есть и другие опытные и надежные люди, радеющие за Россию?)
Невольно приходит на ум решение избранного президента США об оставлении на посту министра обороны Роберта Гейтса.
А может быть по обе стороны "большого пруда" снова (какая удача!) родственные души, как Путин и Буш, только другого, во многом нового времени?
Но все-таки перечисленные и другие политические шаги руководства РФ эффективны на отдельных направлениях, предпринимаются в режиме ручного управления.
Мы, разумеется, далеки от того, чтобы советовать государственному руководству России предпринять те или иные политические шаги, особенно в кадровой политике. (Хотя отдельные головы ныне вне Кремля, думается, были бы весьма полезны за кремлевским столом в силу неординарности мышления, свежести подходов и политического куража).
Однако отметим, что политология (как и история) учит нас: резерв времени исчерпаем, а политический рейтинг есть субстанция весьма подвижная, крайне подверженная влиянию социально-экономических успехов или неуспехов, особенно при недостатке политического действия.