В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нина Суслонова: Итоги и перспективы развития здравоохранения в Чувашской Республике Назад
Нина Суслонова: Итоги и перспективы развития здравоохранения в Чувашской Республике
Н.В. Суслонова, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Последовательная модернизация системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике в рамках региональной Стратегии социально-экономического развития до 2020 года и Стратегического плана реструктуризации отрасли здравоохранения на период до 2010 года осуществляется в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта "Здоровье" в сочетании c республиканскими инициативами и использованием международного опыта.

Работа органов управления и учреждений здравоохранения была направлена на реализацию главной стратегии социальной политики Чувашской Республики - повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания.

Медико-демографические показатели

Основным критерием успешности проводимых преобразований является медико-демографическая ситуация, а наиболее интегральным показателем действенности региональных служб охраны здоровья - показатель ожидаемой продолжительности жизни.
В результате реализации демографической политики в рамках Указов Президента Чувашской Республики, направленных на улучшение качества жизни и здоровья населения, продолженных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и республиканской целевой программой демографического развития на 2008-2010 годы, увеличилась продолжительность жизни населения республики и составила по итогам 2006 года 66,98 лет.

Реализация комплекса мероприятий в 2007 году, объявленном Президентом Чувашской Республики Годом ребенка, позволила увеличить число родившихся до 14816, что на 1525 младенцев больше, чем в 2006 году. Показатель рождаемости увеличился на 11,7%, в том числе в городах - на 7,8%, на селе - на 16,2%, и достиг в 2007 году 11,5 промилле, оставаясь стабильно выше среднего по ПФО и РФ (в 2007 г. 11,0, 11,3 соответственно) уровня.

Положительная динамика демографических процессов привела к снижению естественной убыли населения на 31,8% по сравнению с прошлым годом, как в городской, так и в сельской местности. Осуществление мер помощи семьям с детьми повлияло на увеличение рождения вторых и последующих детей, доля которых составляет более 45,0% родившихся.

Смертность населения в 2007 году уменьшилась на 1,4% и составила 14,5, что на протяжении ряда лет ниже средних показателей по России (14,7) и ПФО (15,1).
Снижение смертности произошло по 10 из 19 основных причин, в т. ч. от болезней системы кровообращения (на 5,3%), от "внешних" причин (на 7,4%), от болезней органов дыхания (на 10,9%), от некоторых инфекционных болезней (на 9,2%), от болезней эндокринной системы (на 20,5%), от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (на 43,3%), от болезней кожи и подкожной клетчатки (на 18,2%).

Демографический потенциал государства в значительной степени зависит от качественных характеристик населения, прежде всего от состояния его здоровья.
Внедрение действенных механизмов эффективного межсекторального партнерства в области охраны и укрепления здоровья, программно-целевого подхода к решению проблем сферы здравоохранения, использование рациональных подходов к социально-трудовой реабилитации, коррекции профпатологической помощи и охраны труда позволили сформировать в республике комплексную стратегию профилактики заболеваний, являющихся основными причинами смертности, и улучшить здоровье населения.

Охрана здоровья матери и ребенка

Повышение качества оказания медицинской помощи беременным, роженицам и детям предусмотрено приоритетным национальным проектом. По программе "Родовый сертификат" в 2007 году выдано 14464 родовых сертификата, на счета учреждений здравоохранения республики перечислено 80,774 млн. рублей. На поступившие средства приобретены медикаменты и расходные материалы, что позволило практически полностью удовлетворить потребность беременных, рожениц и родильниц в средствах профилактики и лечения патологии беременности и родов в акушерских стационарах.

Развитие в республике трехуровневой системы охраны здоровья матери и ребенка, соответствующей международным стандартам, и реализация национального проекта в части "Неонатальный скрининг" и "Родовой сертификат" позволили снизить младенческую смертность по итогам 2007 года в 1,3 раза. Чувашская Республика занимает 2е место среди регионов ПФО, входит в первую десятку лучших по данному показателю регионов Российской Федерации.

Снижение младенческой смертности в 2007 году произошло практически по всем причинам смерти, в том числе от внешних причин на 43%, от врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений на 38%, отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде на 19,3%, от инфекционных и паразитарных болезней на 5,3%. Не зарегистрированы случаи смерти младенцев от болезней эндокринной системы и болезней органов пищеварения.

С целью выявления заболеваний на самых ранних сроках беременности (до 12 недель) на базе ГУЗ "Президентский перинатальный центр" создан Консультативно-диагностический центр акушерства, гинекологии и неонаталогии. В результате внедрения в практику родовспомогательных учреждений эффективных технологий выхаживания новорожденных в 2 раза возросла выживаемость детей с экстремально низкой массой тела. В целях сбережения здоровья каждого родившегося ребенка в практику родовспоможения с 2008 года запланирован поэтапный переход на современные технологии выхаживания недоношенных и маловесных детей в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными ВОЗ.

Общеврачебная практика

Основное направление приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - преобразования в системе оказания первичной медицинской помощи и профилактической ее составляющей - осуществляется в Чувашии с 2002 года в рамках Указа Президента Чувашской Республики о дополнительных мерах по развитию семейной медицины.

Его реализация позволила сформировать в республике "институт" общеврачебной/семейной практики, открыть около 400 офисов различных организационных моделей, которые обслуживают 46,8% населения, в сельской местности - 53,2%. К 2010 году количество практик составит 600.

В качестве единой республиканской стратегии реализован стандартизованный подход к подготовке врача общей практики, оснащению его рабочего места, объему и качеству оказываемых им медицинских услуг, что обеспечивает выполнение государственных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи, приближая ее к месту жительства.

Организация общей врачебной (семейной) практики расширила диапазон предоставляемых врачом медицинских услуг: число направлений пациентов к "узким" специалистам за 2005-2006 годы снизилось в 2 раза; госпитализация обслуживаемого врачом общей практики населения составляет 5,2 на 100 населения против 23,0 в целом по республике; доля вызовов скорой помощи к "хроническим" пациентам снизилась на 21%. Отделения оснащены автоматизированными рабочими местами и прикладными проблемно-ориентированными аналитическими системами, современными телемедицинскими технологиями.

Медицинские кадры

Введенная в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" новая система оплаты труда позволила решить проблему дефицита кадров в первичном звене здравоохранения республики. По сравнению с началом 2006 года численность медицинских работников участковой службы увеличилась на 97 врачей и 192 медицинских сестер, укомплектованность первичного звена врачами достигла 95,2%, средними медицинскими работниками - 91,0%, коэффициент совместительства - 1,0.
Увеличение финансирования работающими в первичном звене врачам-специалистам за проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами и дополнительную диспансеризацию работников бюджетной сферы позволило увеличить заработную плату врачей-специалистов на 72,5%, медицинских сестер - на 57,6%.

Увеличение заработной платы медицинского персонала учреждений родовспоможения республики составило в среднем: врачей - в 3,2 раза, среднего медицинского персонала - в 2,6 раза, младшего медицинского персонала - в 1,7 раза.

От уровня квалификации медицинских кадров зависит успешность запланированных к реализации реформ и эффективность работы отрасли. В 2007 году в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" подготовлено 365 врачей (109,9% от плана) и 831 медицинская сестра (118,3%). В республике создан регистр врачебного и среднего медицинского персонала стационаров лечебно-профилактических учреждений, обеспечение потребности лечебных учреждений в кадрах и их профессиональной подготовке (переподготовке). На этапах программы переподготовки "Общая врачебная (семейная) практика" обучаются 75 врачей. В результате процент сертифицированных врачей вырос по сравнению с 2006 годом на 4,2%, медицинских сестер - на 14,6% и составил 87% и 86,6% соответственно.

Дополнительная диспансеризация

Опыт ежегодного двухэтапного скринингового обследования по основным классам заболеваний, проводимого в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 17.02.1997 N 13 "О проведении целевой диспансеризации населения Чувашской Республики", был использован в организации дополнительной диспансеризации работающего населения. В рамках дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2006-2007гг. обследовано 85,6 тыс. работников бюджетной сферы и 63,2 тыс. работающих во вредных и опасных условиях (около 17,0% от всего трудоспособного населения республики), при этом свыше 50% - лица в возрасте 35-55 лет. Анализ данных обследований показал, что 10-15% трудоспособного населения практически здоровы, 12-17% имеют риск развития заболевания, около 60% нуждаются в дополнительном обследовании по заболеванию, 16,6% после обследования взяты на диспансерный учет (93,3% на ранней стадии).

В структуре выявленных заболеваний ведущее место занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (19,51%), болезни глаз и его придаточного аппарата (19,25%), болезни системы кровообращения (18,08%), болезни мочеполовой системы (11,65%), болезни костно-мышечной системы (11,47%).

Массовые профилактические акции "Здоровое сердце", внедрение уникальных медицинских технологий, развитие кардиохирургии в рамках программ по профилактике артериальной гипертонии и совершенствованию кардиологической помощи, позволили снизить в 2007 году заболеваемость населения стенокардией на 13,5%, острым инфарктом миокарда на 1,6%, смертность от цереброваскулярных болезней - на 5,1%. В целом по классу "Болезни системы кровообращения" первичный выход на инвалидность населения республики снизился на 40%, смертность - на 5,3%.

В целях сокращения потерь населения от острой сосудистой патологии на базе Республиканского кардиологического диспансера создается центр сосудистой хирургии и нейрохирургии, обеспечивающий потребность населения в высокотехнологичной кардиологической и кардиохирургической медицинской помощи; первичные отделения сосудистой патологии организуются на базе межтерриториальных многопрофильных центров. С открытием в 2008 г. в г. Чебоксары Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования получат новое развитие высокие медицинские технологии, Центр станет основой кластера медицинских инноваций по созданию и распространению новейших медицинских технологий, что увеличит к 2010 году объемы оказания высокотехнологичной травматолого-ортопедической медицинской помощи в 4 раза, повысит её доступность до 80%, снизит инвалидизацию от заболеваний опорно-двигательного аппарата, тем самым сохранит трудовой потенциал, повысит качество жизни и вернет социальную активность населению.

Вакцинопрофилактика

В рамках национального проекта в сфере здравоохранения по направлению "Вакцинопрофилактика" в Чувашскую Республику в 2006-2007 гг. поставлено иммунобиологических препаратов на общую сумму 79,0 млн рублей. Охвачено дополнительной иммунизацией 100% подлежащих вакцинации (около 700 тыс. человек).

Вакцинация против краснухи около 85,0 тыс. человек привела снижению заболеваемости в 30,8 раз по сравнению с 2005 годом, что ниже среднего многолетнего уровня в 10,2 раза; полностью ликвидированы случаи синдрома врожденной краснухи.

В результате массовой вакцинации с 2005 г. заболеваемость острым вирусным гепатитом В всего населения республики снизилась в 1,8 раза и ниже среднего многолетнего уровня в 2,2 раза; среди детей 0-14 лет случаи заболевания в 2007 году не зарегистрированы.

Реализация пилотного проекта

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007г. N 296 Чувашская Республика вошла в число территорий, определенных для реализации "пилотного проекта", направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в связи с чем особое внимание в 2007 году было уделено вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи населению республики на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, "пилотного проекта", Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 гг.

За счет перераспределения части бюджетных средств в систему обязательного медицинского страхования соотношение средств ОМС и бюджета в финансировании здравоохранения изменилось с базовых 31:69% до 67,3:32,7%, а для учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта - до 70:30%.

В рамках пилотного проекта в соответствии с нормативно-правовой базой введена новая отраслевая система оплаты труда, основанная на базовых окладах по четырем квалификационным группам, повышающих коэффициентах и выплатах стимулирующего характера.

Во всех учреждениях здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, разработаны и утверждены соответствующие положения, регламентирующие дифференцированную оплату труда и критерии эффективности деятельности врачебного персонала (в среднем 15 критериев) и среднего медицинского персонала (в среднем 7 критериев) в разрезе каждого отделения. Дифференцирующая часть оплаты труда составляет не менее 25%.

Наряду с повышением кадрового потенциала реализация республиканских целевых программ по актуальным проблемам здоровья позволила за годы структурных преобразований укрепить на основе стандартизованного подхода и материально-ресурсную базу учреждений здравоохранения.

По единым стандартам оснащены оборудованием отделения общеврачебной (семейной) практики. Разработаны региональные табели оснащения основных диагностических подразделений (рентгенологического, эндоскопического, лабораторного, функциональной диагностики), в соответствии с которыми ведется последовательное переоснащение и доукомплектование учреждений здравоохранения.

Дополнительно к принятым мерам в рамках национального проекта "Здоровье" по результатам мониторинга ведется оснащение муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием в соответствие с табелем (стандартом) оснащения, прежде всего учреждений с недостаточной укомплектованностью. В 2007 году в Чувашскую Республику поставлено 338 ед. диагностического оборудования на общую сумму 470,9 млн. рублей. В результате обновлено 84% рентгеновского оборудования, 87% ультразвукового, 82% лабораторного и 76% эндоскопического.

Соответственно увеличился объем выполняемых исследований: УЗИ молочной железы - в 4,5 раза, рентгеновских исследований на малодозовых цифровых аппаратах в 2 раза, маммографий в 1,5 раза.

В соответствии с основными направлениями "пилотного" проекта разработаны временные региональные табели оснащения медицинской техникой профильных отделений стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, составлена сводная потребность в оборудовании. На приобретение предусмотренного табелем оборудования направляется 40% предусмотренных проектом средств.

Финансирование стационарной медицинской помощи в рамках "пилотного проекта" осуществляется в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи.

В 2007 году рассчитана стоимость 135 стационарных клинико-экономических стандартов по имеющимся федеральным протоколам. На основании произведенных расчетов стоимости региональных медико-экономических стандартов внесены соответствующие изменения в Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике.

Стандартизация услуг в сфере здравоохранения предусматривает использование в работе врача принципиально новых экспертных информационно-аналитических программ.

В 2007 году в "пилотных" учреждениях внедрена автоматизированная система управления, объединяющая амбулаторно-поликлинические и стационарные подразделения в единую информационную сеть. Рабочие места врачей первичного звена, врачей специалистов, медицинских работников параклинических служб оснащены программным обеспечением, которое позволяет регистрировать объем оказанной пациенту медицинской помощи, отслеживать процесс формирования потоков пациентов и разрабатывать на основе полученных результатов пути их оптимизации.

Реализована возможность обмена информацией между службой скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлинической службой.

Информационные технологии

Созданию качественной и устойчивой инфраструктуры здравоохранения республики во многом способствовало активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий. Информационная система здравоохранения республики объединяет 120 субъектов различной ведомственной подчиненности и форм собственности. На сегодняшний день организация и проведение телемедицинских консультаций осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: в телемедицинских пунктах на базе межрайонных центров, в телемедицинских центрах клинического уровня, при необходимости - на уровне межрегиональных и/или федеральных клиник в режиме off-line и on-line. Телемедицинские технологии позволяют решить две социально важные задачи: обеспечить общедоступности медицинского обслуживания населения и обеспечить единый высокий стандарт качества медицинской помощи пациенту независимо от того, где он лечится. Использование телемедицинских технологий позволило на 30% сократить временные и материальные затраты по постановке правильного диагноза и выбору тактики лечения больного, резко (в 2-3 раза) снизить расходы и пациента, и бюджета на консультации в федеральный медицинских центрах, а так же обеспечить общедоступность этого вида медицинской помощи населению республики без ограничения федеральными квотами. В дальнейшем предполагается использовать республиканскую телемедицину для предоставления уникальной возможности удаленного аудио-визуального общения врачей и пациентов в реальном времени.

В 2007 году финансирование из федерального бюджета мероприятий национального проекта "Здоровье" составило 566,9 млн рублей, на реализацию пилотного проекта в республику поступило 454,0 млн рублей. С учетом строительства Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования инвестиции по всем направлениям национального проекта составили 3 млрд 863 млн рублей.

Дальнейшая модернизация системы здравоохранения в 2007-2008 гг. позволит обеспечить единые стандарты лечения, создать систему персонифицированного учета медицинской помощи, перевести лечебные учреждений на оплату по конечному результату. Дальнейшая реализация национального проекта "Здоровье", Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020г., программы демографического развития, позволит улучшить качественные и количественные показатели демографической ситуации в республике, увеличить продолжительность жизни до 75 лет к 2025 году; снизить естественную убыль населения не менее чем на 25,7%.

www.remedium.ru

26.06.2008

Док. 533882
Перв. публик.: 26.06.08
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 75

  • Суслонова Нина Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``