В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Горелов: Война. Гуманитарный фронт Назад
Олег Горелов: Война. Гуманитарный фронт
Шестьдесят лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но общественный и читательский интерес к теме войны не ослабевает. Опросы, проведенные Социологическим центром РАГС в последние годы, показывают, что именно период войны вызывает стабильное читательское внимание. И это весьма позитивно, ибо негативная тенденция последних полутора десятилетий обливания грязью собственной истории вымывает информационно-культурные основы патриотического воспитания, без чего не может формироваться духовно здоровое общество. Весьма позитивна и целенаправленная государственная деятельность по патриотическому воспитанию, в частности принятие Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан на 2001-2005 годы".
Именно в рамках указанной Государственной программы вышла книга профессора РАГС
Н.И. Кондаковой и руководителя Центра военной истории ИРИ РАН Г.А.Куманева "Ученые-гуманитарии в годы Великой Отечественной войны. Документы. Материалы. Комментарии". Можно сказать, что данная книга - серьезная лепта ученых РАГС в празднование 60-летия Победы. Она не останется незамеченной в ряду новейшей литературы о Великой Отечественной войне.
Значимость данной книги в том, что литература о войне преимущественно фокусировалась всегда на собственно военной истории. Тема подвига и героизма, соответственно, подразумевала деятельность на фронтах - военном и трудовом. Труд ученых, особенно гуманитариев, никогда достойно не пропагандировался, не афишировался. Тем более этот труд не преподносился в ореоле нравственного подвига, реального противостояния с врагом на фронте идеологическом.
Простой пример - судьба генерала Карбышева. Широко известна судьба этого генерала, военного историка, специалиста по военно-инженерному искусству, отказавшегося работать на гитлеровцев и замерзшего в глыбе льда. Менее известно другое - на что склоняли Карбышева гитлеровцы? Речь шла о том, что Карбышеву предлагалось возглавить так называемый "Исторический кабинет" - группу советских пленных, военных-интеллектуалов, которые должны были в выгодном фашистской Германии свете интерпретировать и освещать историю СССР
Книга включает в себя введение ("От авторов"), два раздела и заключение. Текст и документы дополняют иллюстрации. Раздел 1 "Ученые на фронте и в тылу" (из пяти параграфов) повествует о роли и значении научно-исследовательской, учебно-педагогической деятельности обществоведов, а также об идеолого-политической и просветительской работе ученых. Наконец, особый параграф посвящен непосредственному участию этих ученых в боевых действиях на фронте, в партизанских отрядах. Такое повествование создает обобщающую картину подвига ученых-обществоведов в военное лихолетье.
Книга богата фактическим материалом. Он почерпнут из архивов центра и регионов России. Особенно интересен материал, найденный авторами в фондах архива Российской академии наук. Читатель получит возможность впервые ознакомиться с текстами общих отчетов гуманитарных отделений Академии наук СССР за 1943-1945 годы. Эти документы, имевшие до недавнего времени ограниченный гриф, содержат уникальные итоговые сведения об исследовательской и патриотической деятельности творческих коллективов, входивших в состав Академии. Ценные сведения содержат отчеты институтов, расположенных в разных концах страны: от Ленинграда до Тихого океана. Приведено также немало директивных материалов, относящихся к теме. Документальные материалы сгруппированы по годам и могут быть с успехом использованы при написании новых трудов и в преподавательской практике. Такое расположение документальных источников позволяет воспринимать их в комплексе, в развитии, в связи с потребностями освещения специфики конкретно-исторической обстановки, хода Великой Отечественной войны, обеспечивая достоверность описанных процессов, событий, фактов и общих выводов.
Анализируя в духе современных подходов и на убедительном богатейшем фактическом материале место и масштабы деятельности ученых-гуманитариев, авторы показывают органическую, глубокую связь творческой деятельности ученых Академии и высших учебных заведений. В современных условиях, когда Президент России, ее Правительство ожидают от науки активного участия в реализации государственной программы патриотического воспитания граждан, создана возможность изучить и творчески использовать многогранный отечественный опыт такой работы в чрезвычайных условиях войны.
Принципиальное значение имеет показ в книге того, как в тяжелейших материально-бытовых и психологических условиях кровопролитной войны историки, философы, экономисты, правоведы и другие гуманитарии сумели сконцентрировать интеллектуальный и финансовый ресурс на исследовании актуальнейших вопросов того времени. У историков - это происхождение, сущность и типы войн, особенности Великой Отечественной войны, способность российского (советского) государства выстоять перед лицом опаснейших завоевателей, славяноведение, источники силы СССР в этой войне и другие. У экономистов среди актуальнейших тем были законы экономического развития государства, вопросы народнохозяйственного планирования, территориальное размещение производительных сил, особенности развития экономики в чрезвычайных условиях и т.д. У философов велись разработки проблем социально-политического единства общества и морального фактора войны, проблем отечественной (русской) философии, критики человеконенавистнической философии и идеологии нацизма и т.д. Правоведы трудились над путями укрепления социалистической государственности и его законности, злободневными вопросами военно-судебного, уголовного и гражданского права, а также международной уголовной ответственности военных преступников. Красной нитью в работе всех обществоведов проходила оборонная тематика, что убедительно подтверждается всеми документами и материалами 2-го раздела книги. К примеру, ученым-патриотам - международникам и историкам В.М. Хвостову, И.А. Майскому и другим понадобилось немалое для того сурового времени гражданское мужество, чтобы перед ЦК ВКП (б), Правительством и народом СССР высказать утверждение: формационные (классовые) различия между государствами не должны быть помехой для укрепления антигитлеровской коалиции. Этот голос науки был услышан, оценен партийно-государственным руководством и подкрепил их в выработке соответствующей государственной международной политики.
При этом авторы на примерах показали всю сложность и драматичность положения ряда ученых-обществоведов, пытавшихся поставить принципиально новые научные проблемы и иногда встречавших со стороны партийных органов и руководителей научных структур беспощадный запрет. Неприятие плюрализма, свободы мнений было фактическим принципом, идеологической нормой отношения к гуманитарным наукам, к идеологической и воспитательной работе в годы Великой Отечественной войны. Власти считали, что плюрализм мешал социально-политическому и идейному единству общества, а значит, ослаблял его перед лицом завоевателей в чрезвычайных условиях.
На интересном и достоверном фактическом материале авторы показали, как ученые, педагоги выполняли незаменимую роль в борьбе мировоззрений, на идеологическом фронте, в информационной войне против сильного и опасного противника, каким была фашистская Германия.
В частности, большие творческие усилия потребовались от ученых для выработки содержания контрпропаганды на войска противника и население зарубежных стран. Вот где особенно были востребованы маститые ученые, к тому же в совершенстве владеющие иностранными языками. В книге приведены интереснейшие цифры о размахе контрпропаганды, яркие примеры участия в ней ученых-политологов из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Хабаровска и других центров.
Многие научные труды военных лет были глубокими, вескими по содержанию и аргументированными, лаконичными. Они издавались в исключительно короткие, по меркам того времени, сроки и оперативно распространялись государственными структурами по всей стране.
Большой по объему и очень важной по смыслу была политическая и воспитательная работа ученых-гуманитариев.
Во-первых, выступая с учебными лекциями перед многими тысячами студентов и аспирантов всех высших учебных заведений (будущими специалистами всех сфер образования, экономики, культуры, военной сферы), ученые формировали патриотическое сознание через этих молодых специалистов-руководителей у еще большей аудитории.
Во-вторых, обществоведы были призваны вести научно-пропагандистскую работу с преподавателями всех наук высших учебных заведений в идеологически заданном коммунистической партией направлении.
В-третьих, в книге на ярких примерах показан размах просветительской работы патриотов-обществоведов на передовых позициях фронта среди солдат и офицеров, а также по радио перед всей страной, посредством лекций и бесед на заводах, фабриках, стройках, в партийных, профсоюзных и комсомольских организациях, в других коллективах.
Светлые головы ученых понадобились и для участия в работе различных государственных структур военного времени: Госплана СССР, Центрального комитета ВКП(б), различных экспертных советов и комитетов, в редакциях общественно-политических и теоретических журналов, на высокой дипломатической работе и, конечно в системе Главного политического управления Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Авторы показывают, как фактически все видные ученые-гуманитарии, наряду с научными изысканиями по линии Академии наук СССР, трудились на преподавательской работе в самых авторитетных вузах того времени: в университетах, ВПШ при ЦК ВКП(б), военных учебных заведениях, а также на регулярно проводимых ЦК ВКП(б) всесоюзных курсах пропагандистов и агитаторов. Тем самым ученые заметно укрепляли преподавательский состав страны и поднимали качество обучения кадров до требовавшегося уровня.
Можно по-разному относиться к формационным особенностям содержания и преподавания общественных наук 1940-х годов, которое с тех пор значительно изменилось в ходе истории, радикальных реформ, однако показанный авторами социальный портрет ученых периода Великой Отечественной войны достоверен и объясним. Состоятельность, большая роль ученых-гуманитариев военных лет видна и по повышению международного авторитета советской науки в годы войны, показанного в книге на конкретных цифрах и примерах.
Лучшие из ученых характеризовались любовью к Отечеству, высокой исследовательской культурой, самоотверженным трудом по завоеванию Великой Победы. Свою состоятельность это поколение ученых доказало и тем, что тысячи их учеников героически отстаивали Отечество в боях, плодотворно трудились и трудятся в науке, в сферах управления, культуры, экономики до настоящего времени. И отторжение таких соотечественников от исследовательской и иной деятельности по политическому признаку дорого бы обошлось потомкам, государству.
Конечно, не все научные выводы и утверждения гуманитариев 1940-х годов, явившихся продуктом своего времени, сохранили свою актуальность. Но готовность и умение таких патриотов, их ведущая духовная роль в защите Отечества могли бы быть активнее востребованы в настоящее время. К подобной гражданской миссии целесообразно готовить также их учеников-студентов, аспирантов.
Самостоятельную научную ценность представляют иллюстративные материалы, редкие фотоснимки академиков, членов-корреспондентов, профессоров 1940-х годов. Среди них Б.А. Греков,
Н.С. Державин, К.В. Островитянов, С.Г. Струмилин, Н.М. Дружинин, A.M. Панкратова, М.Т. Иовчук, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и другие. Большинство снимков впервые введено авторами в научный оборот.
Наше время характеризуется рядом особенностей, влияющих на социальное место и роль интеллигенции, в частности гуманитарной. Прежде всего это непомерное для цивилизованного мира социальное расслоение общества, в том числе и по ценностным ориентирам; это фактический отказ в течение длительного времени от признания роли гуманитарных наук в развитии общества (как якобы нерациональных). Это коммерциализация гуманитарных наук, духовной и интеллектуальной жизни; наконец, отказ от старой системы нравственного, трудового, патриотического воспитания граждан как недемократичной, а поэтому - якобы ненужной; и отсутствие (до начала XXI века) новой системы такого воспитания, что нанесло большой ущерб формированию духовных ценностей поколения.
С постепенным возрождением в усовершенствованном виде такой системы государство все активнее востребует интеллектуальный капитал ученых. Обществоведы могли бы использовать свои знания и духовное богатство при выработке базовых ценностных ориентиров, на которых можно было бы сплачивать народ в обеспечении прогресса и процветания России, улучшении качества жизни граждан, в укреплении готовности и способности их к защите Отечества. В обеспечении образовательных стандартов, единства образовательного, культурного, информационного и экономического пространств место и роль гуманитарных наук трудно переоценить. Их роль незаменима и в осмыслении и развитии процессов глобализации и выработки оптимального вектора России в планетарном масштабе.
В целом книга Н.И. Кондаковой и Г.А. Куманева, написанная с современных позиций, объективно и убедительно, сослужит хорошую службу в осмыслении места и роли гуманитарных наук в современном обществе, гражданском и духовном развитии народа, в патриотическом воспитании новых поколений.

Кондакова Н.И., Куманев Г.А. Ученые-гуманитарии в годы Великой Отечественной войны: Документы. Материалы. Комментарии. М.: Светотон, 2004. 320 с.
www.ni-journal.ru

Док. 533874
Перв. публик.: 18.12.04
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 162

  • Горелов Олег Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``