В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Горелов: Россия в цифрах Назад
Олег Горелов: Россия в цифрах
Я не из тех, кто уже нашел истину, а из тех, кто ее ищет и до конца дней будет искать ее.
Н.А. Рубакин

Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ начинает выпуск серии книг "Антология государственной мысли". Работа Николая Александровича Рубакина (1862-1946) "Россия в цифрах" - первая в данной серии и в полном смысле слова редкая. Уникальность этого исследования, ставшего в 1912 году социально-статистическим бестселлером, состоит уже в том, что после стольких лет забвения (почти век!) оно вновь выходит в свет - при советской власти общественно-политические произведения Рубакина, в отличие от его естественно-научных, библиопсихологических книг, работ по библиотечному делу, не переиздавались. Почему? Об этом речь впереди
Сегодня мы нередко говорим о печати как четвертой власти, словно о чем-то обыденном, но для начала ХХ века такого определения были достойны лишь немногие отдельные газеты, журналы и, конечно, личности. Жизненный путь Н.А. Рубакина (в известном смысле) - яркое проявление этой самой четвертой власти. В руках "живого энциклопедиста" (так Рубакина назвал Ромен Роллан) просветительское книгоиздание превратилось в серьезный инструмент формирования общественного сознания населения Российской империи.
Н.А. Рубакин обладал удивительным даром публициста-просветителя. Своим современникам он был известен в качестве писателя, книгоиздателя, книговеда, библиографа, создателя новой научной дисциплины - библиопсихологии, исследующей проблемы взаимоотношений читателя и книги. Им написано и опубликовано 280 книг и брошюр, 350 журнальных статей (не считая многочисленных газетных публикаций). Научно-популярные просветительские работы Рубакина были переведены на 28 языков. С 1889 по 1928 год в стране разошлось около 20 миллионов экземпляров книг Рубакина.
Его произведения несли не только большой заряд просветительства, но и были проникнуты человечностью и демократизмом. Автор, к примеру, настойчиво призывал читателей "не судить о своем уме и способностям по книгам, тебе не подходящим", будучи глубоко убежденным в том, что читателю нужны только "подходящие". Увы, работы самого Рубакина царская власть "подходящими" не считала, скорее - опасными, видя в них вполне реальную угрозу существующему порядку. Около пятидесяти книг Рубакина уже после издания были запрещены, около десятка - "покалечены" царской цензурой.
Справедливости ради надо сказать, что большевистская власть сравнительно благосклонно отнеслась к просветительскому творчеству Рубакина. В замерзающей, голодающей и разрушенной Гражданской войной России книги Николая Александровича - пусть на плохой бумаге (тогда бумаги не хватало даже для правительственных газет) - издавались огромными по тем временам тиражами. Если учитывать при этом традиции тогдашнего чтения (семейное чтение, избы-читальни, библиотеки, коллективное чтение вслух - много было еще неграмотных), то увлеченность "рубакинским чтивом" в России была практически поголовной. Как отмечалось в 1923 году в журнале "Красный библиотекарь", "на первом месте, оставляя далеко позади себя других авторов, стоит Рубакин (его книги по естествознанию и географии). Надо заметить, что его читаемость превышает значительно читаемость даже беллетристов Рубакина читают и пожилые и молодые, и мужчины и женщины. Особенное впечатление он производит на малоразвитых, начинающих читателей, они прочитывают некоторые его книги по нескольку раз". Тем не менее новая власть относилась к Рубакину довольно настороженно
Помните, как герой романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок" Синицын допустил политический промах - зашифровал в ребусе лозунг "В борьбе обретешь ты право свое!", оказавшийся эсеровским? С Рубакиным - похожий случай. Нет, он никогда не был партийным активистом, но числился в партии эсеров с 1900 по 1909 год. И это еще не все его "промахи". Оказавшись в 1907 году в эмиграции, он так и не возвратился в Советскую Россию, остался жить в Швейцарии. Согласитесь, по тем постреволюционным, политизированным временам аргументов для недоверия к Рубакину было более чем достаточно.
Между тем путь публициста-энциклопедиста мог сложиться совсем иначе. Ведь еще в студенческие годы он участвовал в работе кружка Александра Ульянова. Позднее познакомился со многими видными социал-демократами - Г.В. Плехановым, А.В. Луначарским; предоставлял в пользование свою солидную библиотеку В.И. Ленину, Н.К. Крупской. По своим взглядам Рубакин был социалистом; дружил и помогал представителям социалистических партий, но, сотрудничая с ними, так и не примкнул окончательно ни к одной из них. Его пребывание в партии эсеров было чистой формальностью. По всей видимости, в самих эсерах Рубакина привлекал ореол жертвенности, честного и бескорыстного служения народу, социалистическому идеалу. Участие же Рубакина в практической деятельности партии ограничилось написанием нескольких брошюр демократического содержания, вышедших в эсеровских издательствах. Однако те же и им подобные книги могли вполне появиться и под эгидой социал-демократов. Ведь для Рубакина не важна была партийная принадлежность, а уж тем более межпартийная борьба и склоки: этого он не понимал и сторонился. В деятельности социалистических партий Рубакину чудились (и справедливо!) грядущие перемены, "новое время", которое он и сам в меру сил формировал своим творчеством, - время демократического обновления России. Это обновление, по Рубакину, происходит естественно, в силу имманентно присущих обществу законов развития. Будучи по своим философским взглядам позитивистом, он считал, что поступательное развитие общества можно ускорить, в частности, посредством деятельности социалистических партий, их политической борьбы с царизмом. Но это не самое главное Важно другое - просвещение народа, пробуждение его самосознания и осознание им меняющегося времени, своего места в нем. Вот здесь-то без книг не обойтись. "Да здравствует книга - могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость", - любил декларировать Рубакин свое жизненное и политическое кредо.
Впрочем, "культурная работа - это средство, революция - цель", - уточнял публицист-энциклопедист и романтик. Ничем другим, как романтизмом, преклонением перед преданностью других "партийной борьбе" объяснить пребывание Рубакина в "эсерах" невозможно. Уже в 1909 году, когда в качестве провокатора был разоблачен один из членов ЦК эсеровской партии, руководитель боевой организации Евно Азеф, Рубакин выходит из рядов партии навсегда (разрушен идеал!), что лишний раз свидетельствует о духовно-нравственной, а не осознанно-политической природе его участия в революционном движении.
Сегодня поколение Рубакина, принимавшее революцию и террор (в качестве ее стимула и катализатора), попадает под огонь жесточайшей внеисторической критики. Такова аберрация общественного сознания, проявляющаяся в том, что мы, осуждая эпоху с позиций сегодняшних реалий, даже не пытаемся проникнуться духом историзма и понять движущие людьми того времени силы и настроения. А ведь на самом деле взгляды Рубакина - это мировосприятие наиболее образованных, грамотных и демократичных представителей интеллигенции того времени - эпохи, когда "помыслы о революции были религией, философией мыслящей России" (Н.Бердяев). Даже в великосветских салонах слово "революция" звучало отнюдь не пугающе, почти восторженно. Ожидание революции, критическое отношение к царизму, надежда на социальное благо во многом определяли общественный резонанс террора. Владимир Вернадский, к примеру, так вспоминал о событии 1 марта 1881 г.: "В день убийства... (Александра II. - О.Г.) вечером были гости и были веселы, мне кажется, некоторые поздравляли друг друга... В среде нашего дома терроризм встречал сочувствие и поддержку". Николай Рубакин 1 марта 1941 г. записал в личном дневнике: "Сегодня знаменательный день в русской истории. 60 лет тому назад, когда мне было всего 19 лет, я искреннейше считал самую активную борьбу с царизмом единственно правильным методом общественно-полезной творческой деятельности..."
В эмиграции, в Швейцарии, Рубакин жил по-прежнему - с Россией в сердце. Умирая, он завещал всю свою библиотеку (почти 100 тысяч томов) и все написанное им - своей Родине. До сих пор в Российской национальной библиотеке хранится его фонд, помеченный шифром "Рб", и не одно поколение читателей "Ленинки" с особым благоговением получает книги именно из этого фонда: ведь на их страницах - автографы известных писателей, экслибрисы, рубакинские пометки
Может быть, это, конечно, и мистика, но в прессе периодически появляются заметки о привидении Рубакина, под шагами которого поскрипывают половицы в пустующих читальных залах библиотеки. Что же касается реальности, то могу поделиться маленьким секретом, (впрочем, я полагаю он известен многим): если никак не можешь найти в каталогах нужную книгу, попроси мысленно Рубакина помочь, и она обязательно найдется. Сам не раз пробовал - получается
Романтик Н.А. Рубакин любил (вот такой парадокс!) точность, цифры, логику; стремился к познанию закономерности, в том числе общественно-политической, с помощью общенаучных методов и подходов. В этих целях он активно использовал статистику, всесторонне анализировал ее данные. Так, на основе обобщения материалов Всероссийской переписи населения1897 года (по признанию специалистов - одной из самых удачно осуществленных в истории России) и была написана "Россия в цифрах" (1912 г.).
Надо сказать, что в целом у книг Рубакина счастливая судьба. Его исследования (в частности, "Россия в цифрах") активно использовались в серьезных работах, энциклопедических изданиях. Известно, к примеру, что В.И.Ленин в своих статьях довольно часто апеллировал к Н.А. Рубакину, будучи в этом смысле далеко не первым и не единственным. Да и сегодня произведения Рубакина нередко цитируются в изданиях самого разного профиля. Политологи и консультанты по избирательным технологиям, к примеру, опираются в своей деятельности на библиопсихологический закон Геннекена-Рубакина, гласящий, что почитатель произведения обладает характеристиками, аналогичными характеристикам автора. Кроме того, в России периодически проходят научные конференции по организации библиотечного дела, зачастую приуроченные к юбилеям Рубакина. Так что его творчество остается востребованым. Хотя Время идет, мир меняется, и то, что еще вчера казалось в книгах Рубакина наивно-утопичным, сегодня уже "сбывшееся-ушедшее" и ностальгически-притягательное. И все-таки по-прежнему актуальное. Взять хотя бы идеал государственного устройства, описанный Рубакиным не в одном своем произведении. Этот "вопрос вопросов" нужно решать, как советует Рубакин, на духовно-нравственном уровне: не с помощью реформ и революций, а путем очеловечивания общественного бытия, в процессе самосовершенствования человека. Читая Рубакина, понимаешь, что не следует думать о прошлом "свысока", льстя уровню своего, а заодно и общественного духовно-нравственного развития. Гораздо лучше, говоря рубакинским естественно-научным языком, "подпитаться" кинетической (не потенциальной!) энергией его наследия и шагать в будущее. "Россия в цифрах" - весьма подходящий для этого путеводитель, особенно в замысловатом лабиринте реформ государства и государственной службы.

Н.А. Рубакин. Россия в цифрах. М.: Издательство Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2004.
www.ni-journal.ru

Док. 533866
Перв. публик.: 18.12.04
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 190

  • Горелов Олег Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``