В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Тезисы выступления в Совете Федерации на тему: Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Назад
Тезисы выступления в Совете Федерации на тему: Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания
Согласно статье второй Конституции Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Обеспечение этого обязательного требования, лежащего в основе конституционного строя России, должно быть защищено как государственным, так и действенным общественным контролем.

В настоящее время достаточно большое число граждан находится в местах лишения свободы и под стражей в ожидании судебных решений. Ситуация, которая связана с их содержанием, с решением вопросов обеспечения их прав, требует внимания не только со стороны власти, но и, безусловно, со стороны общества. Общество должно знать, что происходит в этой закрытой сфере.

В уголовно-исполнительную систему Ямало-Ненецкого автономного округа входят три исправительных колонии, в числе которых две особого режима и одна строгого. В одной из них создан участок для осуждённых с пожизненным сроком отбывания наказания. Кроме того, имеется окружной следственный изолятор.

При всех колониях созданы небольшие участки с режимом содержания колонии - поселения, где отбывают наказание осужденные за преступления небольшой и средней тяжести. Как правило, в отношении этих лиц администрации учреждений и вносят представления к условно-досрочному освобождению. В 2008 году на основании судебных решений условно-досрочно было освобождено 65 осуждённых. По отбытию срока наказания вышли на свободу 177 человек.

В исправительных учреждениях автономного округа на 1 октября 2008 года отбывают наказания 3184 осужденных. Только третья часть, а именно 1081 из них обеспечена работой. По этой причине процесс перевоспитания идет трудно, и медленно. Ведь если человек не работает, он никак себя не проявляет.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа на основании Постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2002 года N 28 "О комиссии по вопросам помилования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" образована соответствующая комиссия из десяти человек. В составе комиссии: врачи, юристы, журналисты, сотрудники аппарата губернатора округа, депутат, председатель комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы округа, председатель окружного Совета ветеранов войны и труда, священнослужитель. Вопросы обсуждаемой темы находятся в поле постоянного внимания у членов комиссии.

Только в текущем году члены комиссии 5 раз посещали исправительные учреждения автономного округа, где встречались с представителями администраций учреждений и лицами, отбывающими наказание в данных учреждениях.

В ходе встреч с осуждёнными проверялись условия их содержания, трудоустройства, медицинского обслуживания, организации питания, проведения культмассовых мероприятий. Члены комиссии отвечали на вопросы по, трудоустройству после освобождения и принимали всевозможные меры по решению возникающих проблем у этой категории граждан.

В настоящее время производственная деятельность учреждений основывается на деревообработке, швейном производстве, подсобном хозяйстве, что явно недостаточно. Следует отметить, что руководством учреждений и окружного управления принимаются меры по созданию нормальных бытовых условий, для осуждённых с привлечением их собственных сил. Это даёт положительные результаты не только в бытовом порядке, но и в воспитательном. Собственными силами контингента ведётся строительство бытовых помещений на территориях колоний. С учетом всех санитарных норм, завершена реконструкция здания для размещения туберкулёзных больных.

Вместе с тем значительная часть осужденных, не трудоустроены из-за отсутствия производственных помещений и низкого их образовательного уровня. На решение этой проблемы, безусловно, влияет недостаток финансирования со стороны соответствующих федеральных структур. В настоящее время рост затрат связан с ростом цен на продукты и ростом количества осужденных и подследственных.

Комиссия отмечает и существующие проблемы среди личного состава подразделений уголовно-исполнительной системы Ямало-Ненецкого автономного округа из - за низкой оплаты труда, отсутствием жилья и социальной защиты имеющей место в автономном округе. В настоящее время некомплект личного состава 64 единицы. А в связи с промышленным развитием Полярного Урала согласно правительственной программе "Урал - Полярный, Урал- промышленный" и ростом рабочих мест с достаточно высокой заработной платой, прогнозируется и отток личного состава, работающего в исправительной системе и не имеющего такого уровня заработной платы и достаточной социальной защищённости.

Одной из главной проблемой в деятельности учреждений исправительной системы расположенных на территории округа является недостаточная обеспеченность их деятельности по оказанию медицинской помощи осужденным, особенно больным туберкулезом и ВИЧ-инфицированным. Причиной тому служит и недостаточное внимание к этому со стороны федеральных структур и, конечно же, проблемы финансирования. Так в составе УФСИН России по автономному округу отсутствует специальное лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) для осужденных. При этом его функции выполняют структурные подразделения исправительных колоний. В частности ими реализуются:

-освидетельствования осужденных, страдающих заболеваниями, препятствующими дальнейшему отбыванию наказания;

-представления в суд необходимых материалов, для решения вопроса об освобождении осужденных от отбывания наказания по болезни;

-обследования осужденных больных с длительной или стойкой утратой трудоспособности, направляемых на медико-социальную экспертизу;

-подготовка необходимой медицинской документации,
хотя эти функции должно выполнять ЛПУ.

Для сведения в течение этого года окружным судом уже выносились частные определения по устранению нарушений законодательства в подготовке к досрочному освобождению осужденных по болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания в виде лишения свободы. Комиссия считает целесообразным создание такого учреждения при Окружной больнице как самостоятельного юридического лица, либо как структурного подразделения при одной из колоний, но при этом необходима федеральная составляющая.

Не в полной мере решаются вопросы обязательно медицинского страхования осужденных. Полисами ОМС обеспечиваются только осужденные колонии - поселения. Не решен вопрос обеспечения этими полисами неработающих осужденных. Остро стоит вопрос обеспечения медицинской техникой. Проведение плановых флюорографических обследований из-за нерабочего состояния устаревшей аппаратуры решаются в авральном режиме.

В таком же состоянии кадровые вопросы по мед работникам. С начала года в одной из колоний нет врача стоматолога. Социальная защищенность медицинского персонала недостаточна. Жильё этой категории работников учреждений выделяется по остаточному принципу. Недостаточно уделяется внимания повышению их квалификации и переподготовки, отсутствуют соответствующие профессиональные сертификаты. А это приводит к тому, что неоднократно появляются случаи обжалования в суде и вынесения прокурорских представлений по фактам освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение. Стоит отметить и высокую стоимость медицинских обследований в муниципальной и окружной системах здравоохранения кандидатов поступающих на службу в УИС. (это порядка 4500 рублей.)

В плане коммунально-бытового обеспечения следует отметить вопросы обеспечения жилыми и подсобными помещениями осужденных колоний поселений. Имеющиеся помещения явно не удовлетворяют количеству осужденных и их тепам роста. При этом особое внимание необходимо уделить улучшению условий содержания осужденных женщин.

Вызывает обеспокоенность размещение места захоронений осужденных. Кладбище находится в непосредственной близости от станции водозабора. Не секрет что в числе умерших осужденных есть осужденные, болевшие туберкулезом в устойчивых формах. В этой связи эпидемиологическая безопасность гражданского населения находится под угрозой.

По настоящее время проблемным вопросом остается организация розничной торговли для осужденных, несмотря на отсутствие ограничений в расходовании заработанных денежных средств и получаемых пенсий осужденные ограничены в приобретении продуктов питания и предметов первой необходимости. Это вызвано низкими финансовыми возможностями колоний в приобретении товаров. Крайне остро стоит вопрос обеспечения осужденных одеждой. Сложно решается вопрос по увеличению площадей комнат для свиданий, осужденных сохраняющих социально-семейные связи. Тяжело решаются вопросы обеспечения осужденных телефонными переговорами, количество которых законодатель не ограничивает, а технические возможности из-за, не выделения дополнительных финансовых средств отсутствуют.

В плане снижения нагрузки на производственные площади колоний следовало бы поддержать развитие материальной базы ПТУ, введение образовательных программ, по востребованным рабочим профессиям исходя из имеющейся производственной базы.

По воспитательной работе стоит отметить положительный опыт проведения КВНов, освещения этих мероприятий в СМИ, проведение выездных концертов музыкальных коллективов осужденных в других колониях, строительство православных часовен, встречи со священнослужителям. Положительное влияние на осужденных оказывают встречи с представителями власти, СМИ и общественных объединений, проведение "Дней открытых дверей" для родственников. Кроме того, следует расширить практику установленную законодательством по участию представителей общественных, религиозных организаций и органов местного самоуправления в воспитательной работе с осужденными, в том числе при решении дисциплинарных вопросов, УДО.

Необходимо сделать более доступными для осуждённых нотариальные услуги и юридические консультации естественно в рамках действующего законодательства.

Сложная проблема на сегодня, образовалась в вопросах адаптации трудоустройства и обеспечения жильем лиц отбывших наказания. В условиях рыночной экономики и либеральных реформ эти лица зачастую остаются один на один, живут на улице, перебиваются случайными заработками и в результате возвращаются в криминальную среду. Эта проблема требует системного подхода в её разрешении. При этом вопросы адаптации должны быть подконтрольными и в строгом соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством.

В заключении предлагаю в проект рекомендаций слушаний внести следующее:

1. Разработать Федеральный Закон "О помиловании"

2. Доработать Федеральный Закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности" с учётом замечаний и предложений высказанными участниками слушаний.

3. Расширить право поддерживать ходатайства о помиловании общественным и религиозным организациям традиционных религий, а также депутатам представительной власти различного уровня.

4. Внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий и предоставить субъектам РФ право участвовать в финансовой поддержке материально-технической базы исполнительной системы находящейся на его территории.


18.12.2008

Степанченко Валерий

www.viperson.ru

Док. 533858
Опублик.: 18.12.08
Число обращений: 1

  • Степанченко Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``