В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глотов: Парадоксы департизации Назад
Сергей Глотов: Парадоксы департизации
Продолжу то, о чем уже говорил Михаил Олегович. Всем известно, что на 2000 голосующих граждан у нас теперь один поселковый чиновник, один новый бюрократ добавляется, и они уже есть с полномочиями, которые вступают в силу на большинстве территорий России с 1 января 2009 года. Есть аппараты, а это - секретарь, машина, водитель, и нет функционала, потому что фактически отложена передача им полномочий. Сегодня субъект Российской Федерации сам решает, когда ему вводить 131-й Закон, он может тянуть до 1 января 2009 года. Я уже не говорю о финансовой составляющей этого местного самоуправления, она чудовищно маленькая.
Вчера было признано, что почти все эти муниципальные образования дотационные. Это одна из разновидностей или ступеней административной реформы, которая была затеяна и продавлена Козаком. Реформа совершенно бездарная, которую страна будет расхлебывать еще десятилетия. Это трехзвенная система административного устройства и плюс местное самоуправление, которое не имеет средств не только для реализации благородных целей и задач, но даже для существования.
Бюрократия - это, конечно, вечное явление. Насколько эффективна действующая эта бюрократия - другой вопрос. Для нас совершенно очевидна и понятна оценка. Мы теряем колоссальный шанс на развитие, в том числе и благодаря той неэффективной управленческой машине, которая создана. Мы имеем сегодня 2 триллиона свободных средств в рублях. Если мы отбросим Стабфонд - 500 миллиардов, полтора триллиона при бюджете в четыре. Это фактически почти второй бюджет, он не доводится до бюджетополучателей, он числится в профиците и за него никто не отчитывается. Не удаются все попытки заставить включить эти деньги в бюджет, как это частично было сделано в прошлом году путем того, что дважды уточнялся бюджет 2006 года.
Принят бюджет страны во втором чтении вчера, и ни слова ответа нет, что с этими деньгами. Это - резервные деньги, которые как хотим, так и потратим. Это говорит об уровне исполнителей, об уровне чиновников, которых, конечно, не заботит положение в стране. Они не предлагают никаких рациональных программ выхода из ситуации и, собственно, развития страны. Они занимаются стагнацией, и страна действительно проматывает колоссальный шанс на развитие.
Общую оценку В.В. Путин дал 5 октября, вопользовавшись нелитературным словом "беспредел". Что тут комментировать? Беспредел. Беспредел, когда убивают каждый день политических деятелей, неполитических, чиновников, всех подряд; это тоже один из факторов, говорящий о том, что, собственно, происходит в стране.
Какой позитив в работе Думы по теме, которую мы обсуждаем? Он следующий. Наконец-то, спустя двадцать пять лет, принят закон "Об обращениях граждан", закон, в котором черным по белому написано: в течение тридцати дней гражданин должен получить ответ. И ты не имеешь право отправить жалобу тому лицу, на которое ты жалуешься. Советского закона не было, было советское хорошее Положение о работе с письмами, его взяли частично на вооружение. Может этим гражданин воспользоваться? Может. Но многие не пользуются, а многие настолько "записали" органы власти, что надо какое-то противодействие в отношении этих граждан осуществлять на законодательном уровне, чтобы не позволяли им парализовать окончательно бюрократическую машину, вынужденную только его обращениями заниматься.
Второй позитивный момент - это закон "О государственной гражданской службе" и "О муниципальной гражданской службе". Закон, который все вроде бы ставит на свои места за исключением того, что не могут определиться, в каком направлении идти. Пятнадцать лет шли в направлении департизации чиновников, теперь оглобли хотят повернуть вспять и сказать: какой же выход, как бороться с бюрократией?
А один из таких способов и одна из таких возможных моделей поведения - это партизация чиновника и возвращение к нашей прежней доброй системе, когда товарища приглашают в партийный комитет, спрашивают его, когда он идет на партийную комиссию. Я часто задаю "Единой России" вопрос: вы же правящая партия, как у вас работает партийная комиссия? Никак она не работает, поскольку они объявили, что у них миллион членов, но ни партийной чистки не было, нет и заслушиваний; иногда кого-то выгоняют, но механизм не работает. Я говорю: ответьте тогда, в отношении кого будет применяться закон, в том числе в плане партизации этих людей, потому что во всех прежних законодательствах черным по белому было сказано о том, что государственный гражданский служащий не имеет права оказывать содействие не только партиям, общественным организациям, но и религиозным организациям. Сейчас эта норма вроде остается, но ломают голову, как повести себя дальше.
Соломоново решение фактически приняли, министр партизирован, все остальные пока департизированы. Еще нет решения, чтобы вычистить из закона "О государственной гражданской службе" соответствующие положения и сделать чиновника по-прежнему партийным человеком, членом какой партии - это понятно.
Еще один вопрос, третий, - это подготовка кадров. Как только дело дошло до известной муниципальной реформы, всем окончательно стало понятно, что людей нет. Людей, подготовленных к такой работе, нет, их кинулись готовить на разных факультетах, и мы здесь должны войти в систему переподготовки кадров муниципального уровня, имея свою большую территориальную университетскую сеть. Мы могли в этом большом деле поучаствовать, потому что цифры называются весьма солидные. 19 тысяч необученных (это по наиболее скромным подсчетам), люди, которые вообще никогда этим не занимались. Он ничего не знает, но зато он избран, он ждет, когда ему край, район передаст полномочия и он начнет рулить.
Как правило, в субъектах Федерации это закладывается и, конечно, есть уже кадровые центры, пытаются создать новые. Эту проблему надо решать, нельзя же с человеком, совершенно необученным, разговаривать. О каком государстве, о каком местном самоуправлении с ним можно говорить?
И, конечно, еще одно, пожалуй, последнее, что хочу сказать по актуальным темам, которые в Думе рассматриваются. Новый виток передела власти "центр-регионы". Завтра будет обсуждение очередных поправок: хотят в большем объеме передать полномочия на региональный уровень. Такая попытка будет сделана, вслед за этими полномочиями, как правило, деньги не идут.
Скажем, когда вторая Государственная Дума в 1999 году в декабре завершила работу, соотношение средств в бюджете было следующим: 50% - регионы, 50% - центр. А до этого 45/55 в пользу регионов было соотношение. Вторая Дума закончила 50/50. Я не помню, с чем закончила третья Дума, я не участвовал в ее работе. Четвертая Дума: 65/35, по распределению доходной части бюджета в пользу центра. О чем можно говорить? Полномочия передаются, финансовые обязательства передаются, деньги, налоги наиболее популярные, хорошо собираемые остаются в Москве, естественно, в Федерации. Всякая мелочь передается туда. Плюс право фактически вводить собственные налоги, налог с продаж до 5-7%.
Коллизия с землей. Все мы знаем, что земли свободной практически нет. Это все спекулятивные действия. Если открываешь сегодня карту поселения, то видишь, что, собственно, земля поселений - федеральные земли и краевые, областные земли. Свободных земель нет. Передача земли, даже о которой говорят, практически не осуществляется. Ни один край, область не передаст поселку землю для того, чтобы они ее продали, это почти исключено. Я не говорю о землях под археологию, там святые места, которые еще берегут. Но в этом отношении первое чтение прошел Закон "О резервировании земли для государственных нужд". Я вчера задавал вопрос: а что резервировать, что у вас осталось резервировать? Только землю под предприятиями, которые не работают, ее можно зарезервировать. Остальные земли скуплены.
Спрашиваю, какой дальше будет ход? Дальше будет правительством представлен закон "О национализации отдельных земель", но опять-таки разрабатывается компенсационный механизм: они же купили, они же себе продали. Если есть ставки земель, то в разных районах по-разному. Например, даже на Азовском побережье Краснодарского края ставки-то могут быть и нормальными, скажем, 2 тысячи сотка, хорошие земли - 4 тысячи. Но вы ее никогда не купите по такой цене, по крайней мере сегодня.
А что касается населения... Население вообще все воспринимает в штыки, потому что платить за землю, которой ты пользуешься, ее выкупать, у людей нет таких денег, у нормальных, простых граждан, даже по 4, по 2 тысячи покупать себе землю, которая давно огорожена и которую ты считаешь своей, но таковой не является.
Конечно, бюрократия - это сословие, фактически даже целый класс. Мы сегодня приходим к тому, что от сословия она будет трансформироваться по численности населения, видимо, действительно, в особый класс, который сам себе будет выбирать власть. Порог явки для голосования упал уже за 20%, они ее еще снизят или вообще отменят. И на выборы будут приходить только люди, которые имеют отношение к власти. Не надо бегать народ по дворам собирать, надо прийти и самим проголосовать за себя.
Завершаю пятым пунктом - зарплатой. Иллюзий относительно низкой заработной платы у этих людей уже нет. Сегодня впереди всех заработные платы по краевым, областным властям, они устанавливают ее себе самостоятельно и, как правило, она выше, чем в центре, у федеральных чиновников. Что касается рядовых чиновников, городской администрации, я не знаю, можно ли считать зарплату человека с самой низшей должностью, проработавшего год-два, в 9-10 тысяч маленькой заработной платой; я думаю, нельзя. Приличной считается зарплата 18-20 тысяч на городском уровне для чиновника средней руки. Поэтому сегодня путем повышения заработной платы или, как в ГАИ, повышением их денежного довольствия ничего не решишь. Эта коррупционная составляющая была и остается. И пока властная рента остается, она работает безупречно.
А общее состояние и общий вывод очень простой - страна благодаря бюрократии проматывает колоссальнейший шанс на развитие, теряется время, и время невосполнимое, которое уже никогда не догонишь. Страна на грани техногенных катастроф, деньги не вкладываются даже в эту сферу, и кроме неприятностей, больших и маленьких, нас, к сожалению, ничего не ждет.

2006 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533849
Перв. публик.: 18.12.06
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 115

  • Глотов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``