В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глотов: Право на жизнь и социальная политика Назад
Сергей Глотов: Право на жизнь и социальная политика
Тема, заявленная сегодня для "круглого стола", весьма актуальна, поскольку в современном мире, и в частности, у нас, в Российской Федерации, человека по-прежнему преследует масса опасностей совершенно разного плана и характера, начиная от дорожно-транспортных происшествий, катастроф, которые носят отчасти технический характер, до терроризма и массы других проблем, связанных с социальными потрясениями, которые есть в нашем обществе и которые, к сожалению, планируются и организуются в ближайшее время не без участия Правительства Российской Федерации и Государственной Думы. Это первый, простой тезис, который следует, видимо, провозгласить, говоря о теме права на безопасную жизнь как основополагающего права человека.
Во-вторых, хотелось бы отметить, что с формальной точки зрения вроде бы здесь все в порядке, у нас законодатель весьма позаботился о том, чтобы урегулировать эту сферу. Мы прекрасно с вами знаем, что помимо Конституции существует и действует международное право. Профессор Марк Львович Энтин, наверное, будет об этом более подробно говорить. Я лишь скажу, что мы в свое время делали серьезный шаг на пути к защите права на жизнь, ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека, еще ряд других основополагающих документов, в частности Совета Европы. Поэтому с формальной точки зрения здесь действительно вроде бы все выглядит прилично.
Собственно, законодатель за последние годы также идет в этом направлении. Это фактическая отмена смертной казни, введение моратория на смертную казнь, который соблюдается, и расширение пределов самообороны, установление более высокой ответственности за терроризм и его проявления. То есть вроде бы государство внешне предпринимает усилия к тому, чтобы защитить жизнь как конкретного человека, так и в целом граждан Российской Федерации, тех, кто проживают на территории России. Включился в работу механизм Европейского суда по правам человека в отношении Российской Федерации - здесь опять-таки формально все обстоит достаточно благополучно.
Но вот что касается правоприменительной практики, то я думаю, да и все мы знаем, что далеко не все так гладко. Поэтому третий, простой и понятный тезис состоит в том, что правоприменительная практика оставляет желать лучшего. Олег Орестович Миронов исполнил свои обязанности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, сделал несколько докладов, отчитался о своей работе перед Государственной Думой, обществом с помощью этих докладов. Многие работники правоохранительной сферы были удивлены его докладом о пытках в органах внутренних дел, о положении в психиатрических лечебных заведениях. За время его деятельности в качестве уполномоченного по правам человека он достаточно серьезно продвигался в этой тематике безопасной жизни. Все же надо констатировать, что действительно здесь положение достаточно серьезное. И между заявлениями, которые делаются на сегодняшний день со стороны российских властей, и реальной правоприменительной практикой, социальной практикой, на мой взгляд, дистанция огромного размера.
В стенах этого министерства, видимо, есть смысл говорить о социальных правах, которые являются "правами на каждый день". От решения этих вопросов во многом зависит, скажем, реализация права человека на жизнь. В сфере законодательства мы получили целую серию законодательных актов начиная с прошлой недели. Скажем, Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением дополнительного пенсионного страхования", где нашим гражданам предлагается активно включиться в негосударственную сферу пенсионного страхования, где предложен Закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с реализацией застрахованными лицами права выбора инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда". Будет масса таких законов, порядка 29, рассматриваться Государственной Думой. Возникает вопрос, зачем, если в этих законодательных актах предусматривается, что человек будет пенсией пользоваться в 60-63 года и ему предлагается сегодня активно накапливать эту пенсию. Но мы-то прекрасно знаем, что мужчина у нас живет в среднем 57-58 лет, женщина - 65 лет. Возникает вопрос: а зачем, собственно, напрягаться и что-то еще от себя отрывать, отдавать пенсионным фондам, государственным и негосударственным, и для чего это делать? Или: мы знаем прекрасно о пиках смертности, когда человек у нас умирает с 38 до 55 лет особенно часто, это во многом является тоже сегодня следствием социальных реформ.
Эти законодательные акты, которые вносятся сегодня в Государственную Думу, не дают ответа на простые, понятные вопросы, которые мы обсуждали уже вчера в университете в ходе конференции. Например, что будет с 27 млн нищих (официально эта цифра названа была Касьяновым при открытии IV Государственной Думы). А на самом деле цифра гораздо жестче: 35-40 млн живут за чертой бедности. Провозглашена концепция борьбы с бедностью, но, по существу, борются не с бедностью, а с бедными. Так сегодня в нашем обществе оценивается то, что предполагает осуществить на сегодняшний день наше Правительство.
Что делать с двумя миллионами беспризорных, о которых все знают и говорят? На самом деле их также порядка 3,5-4 млн, по статистике, которая есть, в том числе и в Государственной Думе. Понятные, простые цифры - и нет понятных, простых ответов на эти вопросы и комплекса мер, которые защитили бы сегодня гражданина, поскольку 14-15-летний беспризорник, а то и 10-12-летний, - это питательная среда для формирования уголовных элементов, которые позже будут покушаться на жизнь наших граждан и тех, кто прибывает в Российскую Федерацию.
В связи с социальной политикой хотелось бы участников "круглого стола" проинформировать о том, что вот он - долгожданный проект Федерального закона "О реализации мер социальной поддержки", предусмотренного законодательством для отдельных категорий граждан, который поступил в Государственную Думу. Здесь в первой же статье - "Основные принципы деятельности по реализации социальной поддержки" говорится: "Деятельность по реализации мер социальной поддержки строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина и заявительного характера предоставления государственных гарантий в сфере социальной поддержки". Ключевыми словами становятся слова "заявительный характер". И после того как прочитаешь этот законопроект, видишь, каким богатством все-таки обладают наши ветераны, наши герои, наши пенсионеры. Это целый перечень на примерно 20 листах. Мы с вами подходим к статье 7 этого закона, где написано: ежемесячная денежная выплата (а выше говорится о том, что именно эта денежная выплата и заменяет те социальные гарантии, о которых мы все прекрасно знаем) состоит в следующем: Героям Советского Союза, полным кавалерам орденов Славы предлагается вместо этих социальных гарантий воспользоваться 795 рублями; инвалидам войны - 900 рублей в обмен на ту корзину, тот социальный пакет, которым они сегодня обладают; льготы участников Великой Отечественной войны оценили в 700 рублей; ветеранов боевых действий - в 500 рублей; блокадников Ленинграда - в 450-500 рублей; работников тыла периода 22 июня 1941 г.-9 мая 1945 г. - 280 рублей; ветераны труда, ветераны Государственной Думы - 250 рублей.
Когда знакомишься с этими документами, то возникает вопрос: сколько человек еще может погибнуть в результате введения этих законодательных актов? Велик, конечно, соблазн для ветерана, далеко не богатого сегодня, воспользоваться этими льготами и дальше не иметь возможности, даже по техническим причинам, попасть в метро и доехать до своих родственников.
Почему я так говорю? Правительство Москвы высказало очень серьезную обеспокоенность, в том числе и в плане механизма реализации этого закона. Мы знаем и представляем, как наши пенсионеры, привыкшие за годы своего пенсионного стажа идти мимо турникетов в метро, не пользуясь никакими карточками, столкнутся с этими техническими системами. Поэтому, даже если эта реформа и имеет какой-то социально важный смысл, по мнению Правительства, она может натолкнуться на колоссальные технические трудности, которые при этом надо реализовать. Здесь людям предлагают опять разделиться на две категории: тех, кто собирается этим воспользоваться, и тех, кто не собирается, а дальше начнется колоссальная путаница. И последствия здесь далеко не радужные для всех.
Вывод, который можно сделать, прост: прежде чем затевать подобного рода социальные эксперименты - а это самый настоящий очередной социальный эксперимент над категорией людей старше 55 лет, - надо все хорошо продумать и просчитать. Может закончиться это весьма плачевно - в плане реализации права на безопасную жизнь, в том числе и по тем аспектам, о которых я с вами говорил. Бесконечные социальные эксперименты приводят к снижению порога жизни человека, высокой смертности и другим очень тяжелым и вредным на сегодняшний день показателям для нашего общества.
Завершая выступление, хочу сказать, что законодателю есть над чем сегодня поработать. Почему-то в этом направлении, к сожалению, нет большого прогресса. Например, до сих пор не ратифицирована парламентом страны Европейская социальная хартия, которая могла бы укрепить социальные позиции наших граждан. Поскольку планка этой хартии достаточно высока, как заявляет правительство, то ее лучше утопить в межведомственных согласованиях и не выносить сегодня на ратификацию. О социальном пакете уже было сказано, что предстоит в июне-июле его рассматривать, вносить массу изменений и дополнений в действующее законодательство. Нет сомнений в том, что думское большинство в 316 голосов в состоянии это провести без каких-либо консультаций и без голосов оппозиции, которые составляют примерно 130 голосов. Поэтому весь этот социальный пакет, по всей видимости, будет принят и с 1 января 2005 г. начнет действовать. Последствия колоссальные, в том числе и введение негосударственных пенсионных фондов. Видимо, боясь того, что это станет очередным МММ, правительство пытается и здесь подстраховаться, чтобы уйти от грядущих социальных потрясений.
Нам предстоит очень много сделать для того, чтобы решить элементарные вопросы, которые связаны с организацией этого потребительского рынка. Мы намерены сформировать несколько рабочих групп с участием профессорско-преподавательского состава РГТЭУ. Мы это обсуждали в ходе конференции. Потребность есть и у практиков, и у преподавателей. И начать какое-то движение в сфере формирования законодательства в области торговли и потребительского рынка, поскольку на этом рынке угроз для жизни человека становится все больше. Это и фальсифицированный алкоголь, и другие вопросы, которые важны для каждого из нас, поскольку все мы выступаем потребителями. Хлеб фальсифицированный. Уже боишься что-либо покупать. Надо двадцать раз подержать в руках, прежде чем принять решение, будешь ты этот товар брать или нет.
Хотел бы завершить выступление на оптимистичной ноте, говоря о том, что законодатель все-таки может минимизировать последствия подобного рода социальных экспериментов. Постараемся с нашей стороны идти именно по этому пути, желая, чтобы право на безопасную жизнь имело более твердое и законодательное закрепление, более продуманные и реальные возможности для его реализации.

2004 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533846
Перв. публик.: 18.12.04
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 181

  • Глотов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``