В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Вургафт: Знаменательный юбилей российского старообрядчества Назад
Сергей Вургафт: Знаменательный юбилей российского старообрядчества
В апреле 2005 г. Русская Православная Старообрядческая Церковь торжественно праздновала столетний юбилей событий, ознаменовавших поворот в государственной политике по отношению к старообрядчеству и начало так называемого "золотого века старообрядчества", продолжавшегося с 1905 по 1917 г.
Духовный центр старообрядцев-поповцев, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви в Рогожском поселке в Москве, возник в ходе эпидемии чумы 1771 г. Для погребения покойников старообрядцам было отведено место за Рогожской заставой, рядом с Владимирской дорогой. Постепенно здесь стал формироваться старообрядческий центр со своими храмами, кельями, больницами. Первоначально была воздвигнута небольшая деревянная часовня, а через пять лет ее сменил каменный храм св. Николы Чудотворца. В 1790 г. был сооружен летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставший самым крупным храмом в Москве вплоть до построения храма Христа Спасителя.
По словам старообрядческого писателя
Ф.Е. Мельникова, "Рогожское - это не кладбище в обычном смысле этого слова, хотя тут есть и довольно обширное место упокоения почивших старообрядцев, особо отгороженное. Это густое поселение, почти городок за Рогожской заставой, с многочисленными кельями, домами, богадельнями, приютами и великолепными церквами Божиими. Рогожское - это вся старообрядческая Москва, лицо всей старообрядческой России. Здесь именно было соборне решено принять святителя с Востока и устроить епископскую кафедру за границей"1.
В течение длительного времени в XVIII и XIX вв. старообрядцы-поповцы предпринимали усилия по восстановлению трехчинной иерархии, для чего необходимо было найти архиерея, который согласился бы возглавить старообрядческую Церковь. Таковым стал Босно-Сараевский митрополит Амвросий, грек по национальности, смещенный с кафедры под давлением турецких властей. Под влиянием бесед с посланцами старообрядцев, иноками Павлом Белокриницким и Алимпием он принял решение о присоединении к старообрядческой Церкви. Это произошло 28 октября 1846 г. в старообрядческом монастыре в селе Белая Криница (тогда в Австро-Венгерской империи). Таким образом была восстановлена старообрядческая иерархия, в дальнейшем называвшаяся по месту события Белокриницкой иерархией. Это событие вызвало крайнее неудовольствие императора Николая I, по требованию которого митрополит Амвросий в 1848 г. был отправлен австрийскими властями в ссылку в г. Цилли, где он пробыл до самой смерти в 1863 г.
Противостарообрядческая политика Николая I, сопровождавшаяся принудительным насаждением единоверия, сильно отразилась и на Рогожском кладбище. В 1854 г. в единоверие перешел рогожский священник Петр Русанов, а в скором времени за ним последовали некоторые из прихожан. Воспользовавшись этим обстоятельством, власти отобрали у старообрядцев Никольский храм и в сентябре 1855 г. митрополит Московский Филарет освятил его как единоверческую церковь. В 1854г. Рогожский богаделенный дом также был взят под правительственный надзор. Властями было установлено, что от старообрядцев-купцов отбирались все купеческие права и сословные привилегии, их дети и внуки лишались льгот в отношении воинской повинности. Сохранить право числиться в купеческом сословии старообрядцы могли только ценой присоединения к единоверию.
Правительственными властями категорически запрещалось совершение богослужений в старообрядческих храмах священниками, которых рукоположили архиереи Белокриницкой иерархии. Ввиду основанных на доносах подозрений о том, что такие богослужения все же тайно совершаются, по инициативе митрополита Филарета летом 1856 г. император Александр II утвердил постановление о запечатывании алтарей храмов Рогожского кладбища с резолюцией: "Исполнить, тем более, что так как на Рогожском кладбище священников нет и не должны быть допущаемы, если не присоединятся к православию или единоверию, то и алтари для службы не нужны"2 . Несмотря на неоднократные прошения старообрядцев о снятии печатей, алтари простояли запечатанными около пятидесяти лет. Только в 1883 г., уже при Александре III, старообрядцы добились разрешения поставить маленькие алтари, примкнутые к остающимся запечатанными главным алтарям, и совершать службы. Но уже через три года и эти алтари было приказано снять.
Алтари Рогожских храмов были распечатаны только после императорского Указа об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 г. Издание Указа совпало с праздником Пасхи. В телеграмме императора Николая II на имя московского генерал-губернатора говорилось: "Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них настоятелям совершать церковные службы. Да послужит это желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением моего доверия и сердечного благоволения к старообрядцам, искони известным своей непоколебимой преданностью Престолу"3 .
В том же 1905 г., в июле впервые начался разрешенный колокольный звон, а вернувшийся из ссылки старообрядческий архиепископ Московский и всея России Иоанн (Картушин) (1837-1915) провел в октябре первую архиерейскую службу в Покровском кафедральном храме. В память распечатания алтарей в 1908-1913 гг. на Рогожском была построена большая и красивая колокольня, внутри которой расположен храм во имя Воскресения Христова.
Ежегодно в честь распечатания алтарей старообрядческое духовенство и прихожане со всей России совершают крестный ход в Неделю святых жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи). Этот обычай обходить рогожские храмы с хоругвями и иконами при пении Пасхального канона не нарушался даже в тяжелые годы, когда крестный ход приходилось совершать внутри собора.
В нынешнем, 2005 г. исполнилось сто лет со дня этого знаменательного события в жизни старообрядцев Русской Православной старообрядческой Церкви, которое отмечалось с особой торжественностью.
Всю неделю до праздника святых жен-мироносиц в Москве стояла холодная и сырая погода. Почти каждый день шли продолжительные дожди с порывами ледяного северо-западного ветра.
В субботу настроение природы неожиданно переменилось. За несколько часов растаяли тяжелые тучи, закрывавшие небосвод, долгожданное солнце позолотило стены и купола рогожских соборов.
С самого раннего утра 14 мая в духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви стали прибывать гости. Трудно назвать хотя бы один регион России, представителей которого не было на торжествах. Кроме россиян на празднование юбилея приехали старообрядцы Украины и Молдавии, Австралии и США, Румынии и Швеции. Только в первые часы регистрации карточку гостя и направление в гостиницы получили более 600 человек.
Вечернее богослужение в Покровском соборе возглавил митрополит Московский и всея Руси Андриан. Ему сослужили епископы Донской и Кавказский Зосима, Киевский и всея Украины Савватий, Уссурийский и Дальневосточный Герман, Казанский и Вятский Корнилий и десятки священников. Давно в Покровском храме за всенощным бдением не бывало столько старообрядцев - один из самых больших храмов в России был наполнен молящимися.
Следующим утром еще до восхода солнца на площадке перед личными покоями Предстоятеля Церкви начали собираться христиане, чтобы сопровождать владыку на службу. В половине шестого утра началось торжественное шествие от кельи митрополита к Покровскому кафедральному собору. Несмотря на ранний час, собор был уже полон, и к началу литургии в храме Покрова Пресвятыя Богородицы собралось более 3 тысяч человек. В праздничном богослужении, возглавляемом Предстоятелем Церкви митрополитом Андрианом, к числу архиереев, присутствовавших за всенощным бдением, добавился еще епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений. Архиереям сослужили более сорока священников и семи диаконов.
После полудня начался знаменитый рогожский крестный ход. На этот раз торжественное шествие тысяч старообрядцев прошло вокруг всей территории Рогожской слободы. Пожалуй, впервые с 1917 г. жители столицы лицезрели на улицах города благочестивую процессию древлеправославных христиан. Чинное, неспешное движение крестного хода, несомые благообразными мужами древние иконы, сияющие на солнце облачения старообрядческого духовенства, горящее разноцветье сарафанов и торжествующая строгость кафтанов, звуки старинных песнопений, растекающиеся по окрестным улицам и улочкам, - все это стало настоящим откровением для погруженных в будничную суету москвичей. Высыпавшие на улицу жители района, может быть, первый раз в своей жизни соприкоснулись со старой верой.
Служба продолжалась более 6 часов и закончилась около 2 часов.
По окончании богослужения гости праздника были приглашены на ставшую уже традиционной трапезу. На этот раз столы были накрыты сразу в двух огромных залах. Один только молодежный стол вместил более 220 гостей. Всего же число бывших за праздничной трапезой в этот день намного превысило 1000 человек. Такого хлебосольства Рогожская слобода не видела со времени "золотого века" старообрядчества.
Впервые в современной истории духовный центр Церкви посетил Полномочный представитель Президента России по Центральному федеральному округу Г.С. Полтавченко. Он осмотрел территорию Рогожской слободы и посетил службу. После этого руководитель информационно-издательского отдела иерей Алексей Лопатин ознакомил высокого гостя с выставками, организованными в честь праздника в Успенской колокольне: "Книга в судьбах старообрядчества" и "Москва старообрядческая". Особое внимание Георгия Сергеевича привлекли старообрядческие гектографы и книги, напечатанные в подпольных старообрядческих типографиях. Митрополит Андриан преподнес Полномочному представителю президента только что увидевший свет альбом "Древности и святыни старообрядчества".
В 18.00 часов в Покровском храме начался вечер духовных песнопений. Такого рода выступления церковных хоров, съехавшихся со всей России, являются сравнительно недавней традицией Русской Православной Старообрядческой Церкви. Она связана с наметившимся в последние годы в Церкви движением по развитию исполнительского мастерства, обмену певческим опытом, популяризации традиций знаменного пения за пределами старообрядчества и обязана своим возникновением трудам известного знатока и ценителя церковного певческого искусства, благочинного Московской области иерея Леонтия Пименова.
16 мая праздничные торжества были продолжены рядом молодежных и культурных мероприятий. Утром состоялось посещение выставки "Тайна старой веры", открытой в Государственном Историческом музее, и музеев Московского Кремля.
После обеда в храме Рожества Христова прошел молодежный слет. В нем приняли участие более 120 юношей и девушек, представлявших все уголки старообрядческой России и ближнего зарубежья. Впервые на мероприятии подобного рода присутствовали молодые христиане из Молдавии и стран Средней Азии. Духовенство было представлено священниками, традиционно работающими с молодежью, такими как иереи Александр Маслов, Тимофей Овчаров, Никола Татауров. Одной из главных тем встречи стала организация и активизация молодежного движения в регионах. Собравшиеся с интересом заслушали сообщение члена молодежного совета Ярославско-Костромской епархии чтеца Дмитрия Коноваева. В своем выступлении он обозначил основные проблемы современного старообрядческого молодежного движения и пути их разрешения. Так, Дмитрий поделился опытом организации молодежных мероприятий и изыскания средств для их проведения. По мнению выступавшего, основной задачей сегодня является выявление активных молодых людей, которые не боятся брать ответственность на себя и могут организовывать молодежь на местах.
Выступление Дмитрия Коноваева предварило дискуссию по вопросам старообрядческого молодежного движения. Среди основных проблем, мешающих организации духовной жизни молодежи, назывались пассивность молодежи на местах, разобщение на родственные или приятельские группы, недостаток внимания к молодежи со стороны священства. Во время дискуссии более половины участников получили слово для выступлений. Практически все собравшиеся высказались за активизацию молодежной работы, придание молодежным мероприятиям духовного и познавательного характера, дальнейшее совершенствование молодежных изданий и более тесное сотрудничество с духовенством Церкви.
Вечером 16 мая от имени Преосвященного Андриана, Митрополита Московского и всея Руси, был устроен торжественный прием. На него были приглашены участники юбилейных торжеств, представители государственной и муниципальной власти, видные деятели науки и искусства, работники средств массовой информации, представители общественных и религиозных организаций. Прием посетили начальник Департамента Полномочного представителя Президента РФ по центральному федеральному округу А.Макаров, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Кирилл (Гундяев), заместитель мэра столицы М.Мень, префект ЮВАО В.Зотов, советник Главного управления внутренней политики аппарата Президента РФ Б.Лукичев, директор Государственной Публичной исторической библиотеки М.Афанасьев, заместитель директора Государственного Исторического музея В.Егоров, заведующий Древлехранилищем Института русской литературы РАН В.Будорагин, заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки А.Вознесенский, заведующий кафедрой краеведения и региональной истории ИАИ РГГУ В.Козлов.
Торжественный прием был открыт докладом Митрополита Андриана. После этого были оглашены поздравления, поступившие в адрес Московской Старообрядческой Митрополии от государственных и общественных деятелей. В адресе, направленном на имя Предстоятеля Церкви, Президент Российской Федерации В.В. Путин поздравил древлеправославных христиан со столетием исторического указа "Об укреплении начал веротерпимости" и открытием алтарей Рогожских храмов. Президент отметил, что сегодня Старообрядческая Церковь продолжает бережно сохранять веру и традиции древнерусской и древнехристианской культуры. В послании, подписанном Полномочным представителем Президента Российской Федерации Г.С. Полтавченко, говорится о вкладе, сделанном старообрядцами в развитие культуры и экономики дореволюционной России. Полпред указал, что Указ императора Николая II открыл новую эпоху в истории старообрядчества, позволил значительной части русского народа не только свободно исповедовать свою веру, но и стать важной опорой общества и государства. Присутствовавший на приеме митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) отметил историческую важность установления в России свободы вероисповедания и заявил, что в настоящее время большое значение представляет межцерковный диалог, проводимый с целью установления добрососедских отношений. В поздравлении, подготовленном вице-мэром Москвы В.Шанцевым, отмечено, что только мудрая политика по взаимодействию между Церковью и государством может дать положительные, благие плоды нравственного оздоровления общества.
Празднование 100-летия свободы вероисповедания и распечатания алтарей храмов духовного центра Старообрядческой Церкви стало не только значимым внутрицерковным событием, но и серьезным явлением общественной жизни столицы. Благодаря личному распоряжению мэра Ю.М. Лужкова Правительство Москвы выделило средства на подготовку к празднованию. Юбилейные торжества привлекли внимание телевидения, газет и журналов. На территории Рогожского поселка работали 10 съемочных групп и 46 журналистов, представляющих интересы отечественных и зарубежных средств массовой информации.

2005 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533826
Перв. публик.: 18.12.05
Последн. ред.: 18.12.08
Число обращений: 139

  • Вургафт Сергей Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``