В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Величко: О разумной организации российского правового пространства Назад
Алексей Величко: О разумной организации российского правового пространства
В книге И.Н. Барцица Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и права (выпущена Издательством Московского государственного университета при содействии Российского фонда правовых реформ) исследуются вопросы формирования и развития правового пространства Российской Федерации, рассматриваются вопросы совершенствования государственно-правовых механизмов поддержания единства правовой системы Российской Федерации, анализируются положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, нормативно-правовых актов субъектов Федерации, решения Президента РФ и Конституционного Суда РФ.
Вопросы пространства исследуются в книге не в своем физическом или географическом понимании, а как сфера действия правовых отношений. На основе проведенного исследования выделяются закономерности формирования и развития правового пространства России. Исходя из понимания, что единство правового пространства невозможно без единства правового регулирования в вопросах экономики, исследуются конституционные гарантии единства экономического пространства. Обосновывается необходимость выработки правовой идеологии Российского государства как совокупности ценностей, теорий, представлений, обеспечивающих утверждение в обществе норм правомерного поведения, сочетание интересов гражданского общества и государства, общественных объединений и государства, гражданина и государства.
Исследуя формирование правового пространства России в процессе разрушения Союза ССР, автор анализирует нормативно-правовые акты Союза ССР и союзных республик, послужившие правовым оформлением процессов дезинтеграции, и обосновывает следующие положения: 1) нормативно-правовое оформление разрушения союзной государственности осуществлялось как актами прежних союзных республик, так и актами союзных федеральных органов власти; 2) разрушение Союза ССР произошло неправовым путем, не были выполнены требования действовавшего на тот момент законодательства; 3) Российская Федерация в отличие от других прежних союзных республик государством-правопреемником Союза ССР не является. Российская Федерация - государство-продолжатель Союза ССР.
Рассмотрение вопросов функционирования правового пространства в процессе интеграции осуществляется при анализе участия Российской Федерации в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, каковыми выступают Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Союз Беларуси и России. Рассматривая воздействие процесса воссоединения Российской Федерации и Беларуси на процесс государственно-правового развития России, автор отмечает, что интеграция с Беларусью должна быть использована для укрепления единства российской государственности, ее внутренней устойчивости.
В книге исследуются актуальные вопросы воздействия международно-правовых актов на правовую систему России, в том числе отмечается роль ценностной ориентации, заключающаяся в том, что международное право содержит в себе наиболее общие, цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Также рассматриваются проблемы, которые в настоящее время не нашли своего международно-правового договорного разрешения и которые непосредственно связаны с вопросами формирования и развития правового пространства Российской Федерации: правовой статус арктического сектора; правовой статус Каспийского моря; демаркация российско-китайской границы; преодоление претензий Латвии и Эстонии на территорию Российской Федерации; разрешение проблемы Южно-Курильских островов, содержится анализ исторических, конституционно- и международно-правовых аспектов приведенных вопросов, положений международных конвенций и договоров, по итогам которого автор обосновывает юридические основания и предлагает последовательность мер по отстаиванию государственных интересов Российской Федерации.
Переходя к рассмотрению внутригосударственных аспектов динамики правового пространства Российской Федерации, автор обращается к вопросам соотношения конституционных основ российского федерализма и договорной практики, соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. Современная российская государственность нуждается в разрешении проблемы отсутствия механизмов поддержания федеративной дисциплины и выработке мер воздействия на ее нарушителей. Отсутствие теоретически обоснованной и адекватно применяемой в государственной практике концепции ответственности субъектов федеративных правоотношений препятствует выполнению поставленных перед современной Россией задач государственного строительства. Как показывает практика государственно-правового развития России, договорные, согласительные, координационные и иные механизмы, направленные на достижение взаимопонимания между Федерацией и ее субъектами, далеко не всегда достигают поставленных целей. В условиях игнорирования властями ряда субъектов Российской Федерации требований и законных интересов Федерации последняя вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного и правового единства страны.
Обоснование понятия федеративной ответственности, разработка института федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации производится в книге не только в форме неких теоретических конструкций, а как предусмотренная законодательством совокупность политических, экономических и организационных мер по защите принципов федеративного устройства государства, единства правового пространства страны. Этот перечень образуют следующие виды федеративной ответственности: объявление режима чрезвычайного положения; введение прямого федерального (президентского) правления; перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; использование процедуры отрешения от должности (импичмента) высших должностных лиц субъектов РФ; роспуск законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; меры бюджетно-финансового воздействия; перевод под непосредственное подчинение федеральных органов власти подразделений милиции, иных силовых ведомств субъектов Федерации; отмена незаконного решения органов власти субъектов Федерации; ликвидация субъекта Федерации.
Закрепление ситуации, основанной на юридической безответственности субъектов федеративных отношений, чревато не просто усилением дезинтеграционных центробежных тенденций, разрушением страны, но и будет препятствовать становлению в России демократических ценностей. Именно сильная центральная государственная власть сможет гарантировать каждому гражданину страны, в каком бы из ее многочисленных регионов он ни находился, полную защиту и соблюдение его прав и свобод. Так уж сложилось, что в наибольшей степени тенденции авторитаризма проявляются и находят свое государственно-правовое закрепление при формировании властных структур субъектов Федерации, особенно республик. Преодолеть их возможно при установлении мер и критериев ответственности за нарушение принципов федеративного устройства страны.
Автор утверждает, что российское правоведение не предложило обществу четких ответов на важнейшие вопросы государственного строительства: 1) как должно быть организовано конституционно-правовое пространство России? 2) из каких составных частей оно состоит и в каких взаимоотношениях между собой эти составные части находятся? 3) какие механизмы используются российским правом для обеспечения единства и однородности правового пространства?
Без ответа на поставленные вопросы трудно представить разрешение экономических проблем, стабилизацию политической ситуации в стране, преодоление национальных (этнических) противоречий и, в конечном счете, полноценное и обладающее перспективой развитие российской государственности.

И.Н. Барциц. Правовое пространство России. М.: Изд-во Московского ун-та, 2000. - 496 с.
2001 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533554
Перв. публик.: 17.12.01
Последн. ред.: 17.12.08
Число обращений: 272

  • Величко Алексей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``