В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Васильева: Основные задачи современной религиозной политики Назад
Ольга Васильева: Основные задачи современной религиозной политики
Мне очень отрадно, что все мы собрались сегодня по такому важному и значимому событию - десятилетию закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Мы все знаем, в каких трудных условиях он принимался, какие противодействия имели место с разных сторон.
Большое спасибо присутствующим здесь нашим коллегам за их мужество и терпение. Именно благодаря их усилиям правовая основа взаимодействия государства с российскими конфессиями стала реальностью, которая имеет поступательный характер развития.
Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 90-х годах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни.
Законодательно были сняты действовавшие десятилетиями неоправданные ограничения. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. были отменены положения декрета Совета Народных Комиссаров "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" от 23 января 1918 г., который лишил религиозные объединения прав юридического лица. Были сняты также все ограничения на деятельность религиозных организаций по распространению своих вероучений и религиозному образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько раз увеличилось количество религиозных объединений различных конфессий, активизировалась их деятельность в обществе, выросло число их последователей.
Все, что касается религиозной сферы, требует ясного и четкого понимания используемых понятий и терминов. Речь прежде всего о том, что означают термины "традиционная" и "нетрадиционная" религии. Отметим, что современные российские правовые нормы не оперируют терминами "традиционная" или "нетрадиционная" религия. Причина кроется в трудности подобного рода определения.
Но тем не менее есть объективные факторы, позволяющие исследователю использовать термин "традиционная", не придавая ему политико-правового измерения. К этим факторам относится, прежде всего, степень воздействия данной религии на ментальность и образ жизни народа или группы народов, на становление и развитие государственности и национального самосознания. Очевидно, что эти функции религиозная организация обретает и реализует при весьма длительном существовании среди значительной части населения.
В России такими функциями обладает прежде всего Русская Православная Церковь. Историческая реальность сегодня такова, что при равенстве всех религиозных объединений перед законом - незыблемое конституционное положение - объем выполняемых ими духовно-культурных и социальных функций различен.
Как известно, основа толерантности - признание права на исповедание разных религий. В этой связи особенно важно признание прав меньшинств. Правда, при единственном условии: если меньшинства действуют в рамках закона и не нарушают прав других людей. И толерантность, и веротерпимость входят в задачи религиозной политики современной России, под которой следует понимать систему действий государства в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания.
К основным задачам современной религиозной политики относятся:
- обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
- совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
- приведение в соответствие федерального и регионального законодательства с учетом особенности религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;
- регистрация и контроль за уставной деятельностью религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики;
- осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно-значимой деятельности конфессиональных сообществ;
- анализ и прогнозирование возможных конфликтов на религиозной почве, в том числе вызов государству и обществу со стороны новых форм религиозности;
- учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;
- осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих.
- предотвращение появления в СМИ (в информационной сфере) материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;
- защита духовно-нравственного наследия и исторических традиций религий народов России.
Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества и направлена на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России. Начиная с 2000 года Русская Православная Церковь, а следом за ней и мусульмане, и иудеи, и протестанты России выработали свои основы социальной концепции, в которым определили области взаимодействия с государством. Приведу их, опираясь на Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:
- миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях;
- забота о сохранении нравственности в обществе;
- духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
- дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
- охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия;
- диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
- труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
- наука, включая гуманитарные исследования;
- здравоохранение, охрана окружающей среды;
- экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
- противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Как видно, у государства и религиозных объединений очень много точек соприкосновения. Но не все проблемы решаются гладко. Есть такие, которые требуют внимательного и вдумчивого подхода со стороны светской власти.

2007 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533546
Перв. публик.: 17.12.07
Последн. ред.: 17.12.08
Число обращений: 81

  • Васильева Ольга Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``