В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Поощрение на убийство Назад
Поощрение на убийство
15 февраля в сквере нефтяников города Грозного прошла акция протеста по делу Алексея Коргуна, обвиняемого в убийстве чеченской учительницы.

На транспарантах было написано: "За убийство школьного учителя Халдат Мутаковой 3 года условно - поощрение, позор правосудию!", "Военный суд увел убийцу офицера А. Коргуна от наказания", "Мягкий приговор преступнику поощрение на убийство", "Почему не действуют законы, когда потерпевшими являются чеченцы?" и другие.

Более 70 человек, представляющих различные общественные и правозащитные организации, Общественную палату ЧР, аппарат уполномоченного по правам человека ЧР, а также просто студенты и активисты выразили несогласие с решением суда по делу российского офицера, а также с квалификацией его деяния.

7-го февраля гарнизонный военный суд вынес приговор - три года лишения свободы условно подполковнику Алексею Коргуну за убийство учительницы Шатойского района, совершенное весной прошлого года. Суд признал подполковника внутренних войск Алексея Коргуна виновным по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая за собой смерть человека или иные тяжкие последствия). по ст. 293 УК ("халатность").

Это произошло 24 марта 2007 года у селения Урдюхой Шатойского района. Военнослужащие разведподразделения под командованием Коргуна в лесу открыли огонь по трем местным жительницам, которые собирали черемшу. Позже военные заявили, что стреляли по женщинам, приняв их за боевиков. В результате обстрела была убита преподаватель местной школы Халдат Мутакова, две других получили ранения различной степени тяжести.

"Мы работали с их родственниками, - рассказывает Хатаева Тамара член Международной организации "Мир и права человека", - мы знаем, что у учителей мизерная зарплата и они как-то стараются свести концы с концами. У нас весной обычно идут в лес собирать черемшу.

Я хочу сказать, что между ними было расстояние только 100 метров и можно различить практически всю детали одежды человека. Военные же утверждают: "Мы приняли их за боевиков". Были и другие отговорки: кто-то утверждал, что подумали, женщины несут боевикам еду, другие сказали, что грабли приняли за оружие. А на самом деле это был просто элементарный отстрел людей, еще один в череде подобных случаев.

Если бы одна из пострадавших не догадалась своевременно позвонить в село родственникам и попросить помощи, то скорей всего солдаты просто добили бы женщин. А так, узнав, что в селе уже есть информация о случившемся, они просто испугались и начали извиняться, объясняя, что обознались."

Хатаева считает, что государство обязанно нести повышенную ответственность за военнослужащих: "Я думаю, что он должен был лет 25 сидеть в камере, поскольку, защищая государство, совершил убийство невинного человека, ранил еще двух. То, что он находился при исполнении, только усугубляет его вину. . А государство, прикрывая такие преступления, фактически поощряет военных совершать их и далее. . Ему дали всего три года, хотя нашим ребятам от 17 до 35 лет. Хотя вина их бывает практически не доказана."

"Сегодняшняя акция организована совместно с Общественной палатой Чеченской республики, аппаратом уполномоченного по правам человека. Заявление было в свое время сделано омбудсменом. К великому сожалению, к нашему стыду его мало кто поддержал. А ведь если бы мы организовали акцию протеста раньше, возможно, приговор суда оказался бы иным. Вдумайтесь только, убита женщина, учительница "по халатности" , говорят судьи, и приговаривают к условному сроку, без отбывания наказания.. Кто это сделал? Этот сделал офицер, подполковник, хладнокровно, бесцеремонно.", - говорит председатель Общественной палаты Чеченской республики и член Общественной палаты России Саид-Эмин Джабраилов.

"Почему это так происходит? В то время как федеральная власть, действительно, стала иначе, в более позитивном ключе, воспринимать чеченскую проблему, начался диалог между обществом и властными структурами, кому-то неймется. Им показалась, что там дислокация боевиков, открыли огонь, не задумываясь. А решение военного суда - это, как карт-бланш на убийство: "Можете продолжать, все нормально ", - считает Саид-Эмин Джабраилов.


"Стреляли не по птицам, а по людям. Мы не оставим это так. Сегодняшняя акция протеста - не последняя, мы будем добиваться пересмотра дела. Будем собирать подписи и передадим их в федеральную прокуратуру. Мы имеем право организовывать акции протеста. Чеченцев тысячами сажают в тюрьмы, приговаривая к огромным срокам или за мелкие нарушения, или просто ни за что. Нам нужно научиться защищать свои права. Три года дали условно, это смешно Такого рода извинения нам не нужны" - заявил уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев.


Многие считают, что военные совершают подобные преступления, заведомо зная, что не понесут за это наказания и реальность доказывает - большинству преступников удается уходить от ответственности. Дело полковника Буданова, с огромным трудом доведенное до суда, или " кадет Лапин", которого осудили "за превышение должностных полномочий", а не за похищение и убийство человека. И лишь в деле капитана Ульмана, длившегося более 5 лет, виновные понесли справедливое наказание.

"Как можно говорить такие вещи, что не разглядели женщин, приняли их за боевиков! Это просто ложь, солдат, прежде чем стрелять, смотрит, как минимум, в бинокль или в оптический прицел. Не разглядеть их было просто невозможно. Три года условно, это неправильно. Нет никакого оправдания как бойцам, которые открыли огонь по мирным жителям , так и судьям, которые выносят такие приговоры", - делится своими соображениями руководитель регионального отделения "Справедливая Россия" Иса Хаджимурадов. - Убитую женщину мы, к сожалению, не вернем, но покажем, что у нас есть гражданское общество и таким образом спасем не одну жизнь человеческую. В будущем преступники, военные особенно, будут знать, что им просто так не сойдет с рук. Они десять раз подумают, и не одна, не две жизни будут спасены. В этом году какой-то наводчик ошибся на 25 километров и попал совершенно в другое село. Это защитники отечества? Кого они защищают? Зачем нам нужен такой защитник? Пусть солдаты российской армии соблюдают закон, устав, а ни в каком уставе и законе не написано, что можно стрелять в мирных жителей. МЫ будем бороться всеми законными способами".


Асиат Сагматова, Caucasus Times

www.caucasustimes.com

18.02.2008

Док. 533293
Перв. публик.: 18.02.08
Последн. ред.: 16.12.08
Число обращений: 114

  • Джабраилов Саид-Эмин Удинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``