В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А есть ли в России муниципальная власть? Назад
А есть ли в России муниципальная власть?
Перед тем как ответить на этот сакраментальный вопрос, хочется всем напомнить, что с 1 января 2009 года начинает действовать в полную силу без всякого ограничения федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Это единственный и неповторимый Закон, призванный регулировать муниципальное право на высшем уровне. Все муниципалитеты страны и муниципальные учреждения обязаны в своей деятельности руководствоваться его положениями.

Пять долгих лет прошло с его принятия. С подачи федеральных, региональных и муниципальных властей за это время в него внесли массу поправок и до сих пор сохраняется масса желающих, особенно на муниципальном уровне, продолжать его улучшать или исправлять.

Поскольку этот закон весьма объёмен, то для того, чтобы у наших читателей появилось более чёткое представление о его содержании, мы решили опубликовать только его оглавление, ознакомившись даже с ним можно понять, что и как регулирует этот закон.


Глава 1. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
Статья 2. Основные термины и понятия
Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Статья 7. Муниципальные правовые акты
Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество
Статья 9. Официальные символы муниципальных образований
Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления
Статья 10. Территории муниципальных образований
Статья 11. Границы муниципальных образований
Статья 12. Изменение границ муниципального образования
Статья 13. Преобразование муниципальных образований
Статья 13.1. Упразднение городских и сельских поселений
Глава 3. Вопросы местного значения
Статья 14. Вопросы местного значения поселения
Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений
Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления
Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления
Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Статья 22. Местный референдум
Статья 23. Муниципальные выборы
Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
Статья 25. Сход граждан
Статья 26. Правотворческая инициатива граждан
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
Статья 28. Публичные слушания
Статья 29. Собрание граждан
Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)
Статья 31. Опрос граждан
Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Статья 33. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Статья 34. Органы местного самоуправления
Статья 35. Представительный орган муниципального образования
Статья 36. Глава муниципального образования
Статья 37. Местная администрация
Статья 38. Контрольный орган муниципального образования
Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования
Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица
Статья 42. Муниципальная служба
Глава 7. Муниципальные правовые акты
Статья 43. Система муниципальных правовых актов
Статья 44. Устав муниципального образования
Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов
Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов
Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления
Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления
Статья 50. Муниципальное имущество
Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
Статья 52. Местные бюджеты
Статья 53. Расходы местных бюджетов
Статья 54. Муниципальный заказ
Статья 55. Доходы местных бюджетов
Статья 56. Средства самообложения граждан
Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов
Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов
Статья 60. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
Статья 61. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
Статья 62. Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней
Статья 63. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Статья 64. Муниципальные заимствования
Статья 65. Исполнение местного бюджета
Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество
Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации
Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований
Статья 68. Межмуниципальные организации
Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований
Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью
Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Глава 11. Особенности организации местного самоуправления
Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Статья 80. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях
Статья 82.1. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
Глава 12. Переходные положения
Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период
Статья 85. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Статья 86. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

А теперь ответим на вопрос, заданный в названии материала. По нашему мнению муниципальная власть в России существует в зачаточном состоянии. Так до сих пор вообще нет муниципальных органов в двух субъектах России: в Ингушской и Чеченской республиках. В Москве действуют районные управы, напрямую подчинённые префектурам, а через них Правительству Москвы. Муниципальные представительные органы в виде районных Собраний депутатов существуют, но обладают птичьими правами, да и то только на бумаге.

Если в столице такая ситуация с муниципалитетами существует безнаказанно уже почти 18 лет, то, что делается по стране в целом даже трудно себе представить. Региональная власть через финансовый кнут пытается всеми правдами и неправдами лишить муниципальные образования муниципальной собственности, полностью контролировать доходы и расходы муниципального образования и так далее. Описанные в законе муниципальное право, муниципальная служба и муниципальные служащие не реализуются в полной мере.

Вообще, как говорится, хорошо было на бумаге, да забыли про овраги. Но в России всегда были тяжёлые взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти. Вероятно, это связано с тем, что наш народ очень долгое время считал власть монарха лучшей формой власти, да и диктатура власти, установленная коммунистами, не на много от неё отличалась.

Мы считаем, что пункт 2 статьи 1 этого закона пока не работает в России так, как он должен реализовываться - для сомневающихся цитируем его:

"2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".

Поэтому весьма актуально прозвучало одно из предложений по реформе политической системы в стране, озвученное Президентом России Дмитрием Медведевым в его Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, цитируем:

"Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы - давно назрел.

Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований и к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей - правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. И напомню, что право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки на муниципальных выборах - предусмотрено законом. Однако большинство партий и общественных организаций в муниципальных советах представлены пока слабо. Это положение закона должно стать действенным".

Воплощение в жизнь этого предложения Дмитрия Медведева несомненно послужит развитию муниципальных образований Российской Федерации, даже если для этого надо будет вносить поправки в многострадальный федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Муниципальной власти надо жить в России на полных правах!

Лев Иванов.

16 декабря 2008 года.
www.viperson.ru

Док. 533253
Перв. публик.: 16.12.08
Последн. ред.: 17.12.08
Число обращений: 2

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``