В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бессонов Б. Н.: Общественность против бюрократизма Назад
Бессонов Б. Н.: Общественность против бюрократизма
Уважаемые коллеги!
На вопрос: "Российский бюрократизм: инструмент развития или тормоз прогресса?" я отвечаю так: бюрократизм - одно из самых больших препятствий развития нашего общества.
Как известно, социальная сущность бюрократизма заключается в том, что те или иные работники аппарата государственной власти фактически присваивают себе законодательные и исполнительные полномочия, уходят из-под контроля, общенародные интересы, интересы дела подчиняют интересам своей карьеры и привилегий.
В любом случае главной целью бюрократов является самосохранение, отстаивание собственных эгоистических интересов. "Бюрократия, - справедливо писал К.Маркс, - считает самое себя конечной целью государства. Государственная цель превращается в его (бюрократа) личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры" (т. 1, с. 271-272). Понятно, что антиобщественная, антинародная деятельность бюрократии может осуществляться лишь скрытно, за завесой секретности. "Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство, - отмечает К.Маркс. - Соблюдение этого таинства обеспечивается в ее собственной среде, ее иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру - ее замкнутым корпоративным характером. Открытый дух государства, а также государственные отношения представляются поэтому бюрократии предательством по отношению к ее тайне" (там же).
Разумеется, бюрократию нельзя отождествлять со всем управленческим аппаратом. Обществу, государству нужен хороший, рациональный действующий аппарат управления. Однако в любом случае нужна "хорошая бюрократия на службе политики", а не наоборот, не политика на службе бюрократии, пусть и "хорошей", подчеркивал Ленин.
Рассматривая социальные корни, причины бюрократизма, важно иметь в виду, что бюрократизм, живучесть недемократических стереотипов поведения обусловлены во многом недостаточной политической культурой широких слоев населения.
Отсутствие у масс опыта государственного управления оборачивается упованием на государство, верой в его всесилие; что, в свою очередь, укрепляет бюрократию, порождает такие явные проявления бюрократизма, как бесконтрольность, неподотчетность высших инстанций перед низшими, злоупотребление личной властью, методы диктата, бессмысленная канцелярщина, подкупность, взяточничество.
Чтобы противостоять бюрократизму, необходимо поднять уровень политической культуры народа. Процесс управления общественными делами, государством - сложен, требует знаний, умения, времени. Не каждый гражданин готов взять на себя дополнительную нагрузку. И все-таки гражданин должен хотеть управлять делами общества и учиться управлять. Демократическое государство должно привлекать к управлению делами общества как можно более широкий круг людей, представителей всех слоев, в том числе, как говорил Ленин, кухарок и чернорабочих. Последнее вызывало всегда недоумение и насмешки всякого рода мещан: "Как кухарок и чернорабочих?" Отвечая на подобные вопросы, Ленин писал: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... но мы требуем разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники". Ленин подчеркивает: "Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления начато было немедленно" и "к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту" (т. 34, с. 315).
Разумеется, эти слова Ленина не понравятся Жириновскому, Морозову, Володину, Грызлову и другим "профессионалам" государственного управления - ведь это покушение на их исключительную компетентность. Конечно, элементарным требованием для участия в управлении делами общества является рост грамотности широких масс, без которых нельзя в полной мере говорить о политике. Общая и политическая грамотность населения - необходимая предпосылка повышения заинтересованности людей в управлении обществом. У нас такой грамотности пока нет. И это - одна из причин политической пассивности населения, которая, в свою очередь, укрепляет бюрократизм. Бюрократам в этой ситуации "хорошо живется", они изрекают "истины", люди им верят, во всяком случае, не подвергают критической проверке их слова и действия.
Важнейшее значение для преодоления бюрократизма имеет открытость общества, открытость политической жизни. Граждане страны должны иметь возможность получать полную информацию о событиях внутренней и внешней политики, о мотивах тех или иных принципиальных политических решений, о состоянии дела с реализацией ранее принятых решений.
Открытости нашему обществу явно недоставало в советское время и сейчас недостает.
Между тем своевременная и честная информация, во-первых, способствует обеспечению единства слова и дела в деятельности государственных учреждений. Во-вторых, она активизирует граждан, позволяет им вовремя разобраться в тех или иных событиях и энергично решать назревшие задачи.
Большое значение для противостояния бюрократизму, для развития общественной жизни имеет общественность. Общественность - это открытая совместная деятельность людей, направленная на установление широких и многомерных взаимосвязей. Это - сеть свободных ассоциаций, расположенных вне круга партий. Общественность оказывает огромное воздействие на формирование общественного мнения, на формирование социокультурных ценностей. К сожалению, в нашем обществе общественность развита слабо. Ее формированию мешает гражданская пассивность многих интеллектуалов либо, напротив, их чрезмерная активность в поддержку власти, которая и "приручает" их.
Развитие политической культуры, активная деятельность общественности - важные предпосылки для утверждения самоуправления, без которого невозможно говорить об устранении, преодолении бюрократизма.
В свое время Ф.Энгельс в "Критике Эрфуртской программы" призывал социал-демократов выдвинуть как программное следующее требование: "Полное самоуправление в провинции, округе и общине через чиновников, избранных на основе всеобщего избирательного права. Отмена всех местных и провинциальных властей, назначаемых государством" (т. 22, с. 240).
В силу объективных и субъективных причин в СССР самоуправление не утвердилось. Главным орудием строительства нового общества стало государство, располагающее профессиональным, платным аппаратом, который сильно разрастался. Вместо выборности утвердился принцип назначаемости, который привел к тому, что человек, назначаемый на должность, теперь работал уже не во имя народа, не для народа, а служил, угодничал перед начальством. В результате сформировался бюрократический административно-командный стиль управления.
Разумеется, местное самоуправление необходимо сочетать с управлением на государственном уровне. В.И. Ленин справедливо предостерегал, что "местная бюрократия с местными влияниями - худшее средостение между трудящимся народом и властью" (т. 45, с. 249)
Это особенно важно иметь в виду в нашей огромной, многонациональной стране. Самоуправление в нашем государстве должно отвергать "автаркию" республик, областей, коллективов производителей. Государство и самоуправление должны быть связаны, взаимно дополнять друг друга.
Однако в любом случае, если мы хотим противостоять бюрократизму, мы должны развивать самоуправление. А в целом мы должны укреплять основы правового государства. Необходимо продолжать совершенствование избирательной системы. Особенно по линии большей дискуссии в процессе выдвижения кандидатов, большей альтернативности при самих выборах. В полной мере и гласно должно использоваться право отзыва депутата, а также и государственного чиновника.
Большее значение нам следует придать различным формам непосредственной, прямой демократии. Необходимо совершенствовать различные формы опросов населения. Наличие оппозиции должно быть признано нормой жизни государства и общества. Без оппозиции жизнь застаивается и глохнет. Общественный протест должен быть признан не только правом, но и долгом гражданина.
Бесспорно, приоритет закона, прав и свобод личности - важное условие борьбы с бюрократизмом. Но еще более значимым фактором является социальная защищенность народных масс, обеспечивающая им достойный материальный и духовно-культурный уровень жизни. Нельзя сделать общество динамичным, жизнеспособным, если не учитывать интересы социальных слоев, если через обратную связь эти интересы не будут позитивно влиять на политику, на государство.
Включение интересов человека в общий хозяйственный и социально-политический механизм позволяет ему ощутить себя хозяином, побудит активно участвовать во всех процессах жизни нашего общества.
Конечно, нам еще далеко до победы над бюрократизмом. Более того, государственная власть постепенно проявляет тенденцию к авторитарным, жестким, бюрократическим методам управления.
Однако надежда все-таки есть. Пробуждается общественное и индивидуальное сознание наших граждан. Люди становятся смелей, обо всем начинают судить сами. Если не согласны, - протестуют. А это значит, что в перспективе наш народ будет жить активной политической жизнью в свободном, демократическом, самоуправляющемся обществе (в котором бюрократизму, естественно нет места).

Американский дипломат Баярд Тейлор, живший в России в 1862-1863 гг., писал:
"Бесчестность русских чиновников известна всем...
Из сорока тысяч фонарей, установленных для освещения Кремля на время коронационных торжеств, сейчас не отыскать ни одного. Тысячи ярдов алой материи исчезли без следа. Огромные суммы внесены в счета за покупку предметов, которые никогда приобретены не были. Еще один случай, слишком забавный; в Москву императрицу сопровождали пятьдесят фрейлин...
Когда пришли счета, обнаружилось, что для спальных комнат 50 фрейлин было закуплено 4500 ночных ваз - то есть по 90 на каждую даму.
Затраты на строительство Исаакиевского собора составили 99 млн рублей, однако большую часть этой суммы можно вписать в графу мелкое воровство и кража".

2007 г.
www.ni-journal.ru

Док. 533145
Перв. публик.: 16.12.07
Последн. ред.: 16.12.08
Число обращений: 84

  • Бессонов Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``