В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нет пророка в своем отечестве? Назад
Нет пророка в своем отечестве?
Прошлый год был назван ЮНЕСКО Годом Достоевского. В этом году отмечалось сразу несколько знаменательных дат, связанных с именем писателя-пророка, - 500 лет роду Достоевских, 185 лет со дня рождения и 125 лет со дня смерти писателя, 160 лет со дня рождения Анны Григорьевны Достоевской, жены Федора Михайловича, 145 лет роману "Униженные и оскорбленные", 140 лет роману "Преступление и наказание", 135 лет роману "Бесы", 125 лет роману "Братья Карамазовы", 35 лет Музею Достоевского в Санкт-Петербурге, 25 лет Дому-музею Достоевского в Старой Руссе.

Но часто ли вспоминали в этом году россияне имя Федора Михайловича? Увы, как и в 2001 году, когда праздновали 180-летие со дня рождения Достоевского и 120-летие со дня его смерти, культурная общественность страны и большинство СМИ (за исключением "Литературной газеты", "Московской правды", Информагентств "ИТАР-ТАСС", "Интерфакс", РИА "Новости", "Политического журнала", интернет-портала "Религия и СМИ", радио "Радонеж" и "Голос России") обошли молчанием самого читаемого писателя в мире.

Между тем, готовясь несколько лет назад к первой в жизни поездке в Россию, президент США Джордж Буш по совету Кондолизы Райс читал ее любимую книгу - роман "Преступление и наказание", чтобы "лучше узнать русскую душу". "Братья Карамазовы" - любимая книга супруги президента США Лоры Буш, имеющей педагогическое и библиотечное образование.

Когда 11 ноября, в день 185-летия со дня рождения Федора Михайловича, я шла в его Музей-квартиру на Божедомке (ныне ул. Достоевского, д. 2) в Москве, была уверена, что увижу у памятника писателю, чье творчество принесло России мировую славу, множество людей. Увы, на девственно белом снегу возле памятника лишь сиротливо лежали 10 замерзших гвоздик, принесенных сюда, возможно, еще 6 октября - в день, когда исполнилось ровно 500 лет роду Достоевских.

В день похорон писателя за его гробом шли тысячи скорбящих людей. Они вряд ли могли себе представить, что спустя 125 лет на панихиду в храм, где крестили маленького Федю, придет всего 20-30 москвичей. Снимал это событие телеканал "Культура", но в вечерних новостях этого сюжета не было. Видимо, стыдно было показывать небольшую горстку людей, собравшихся в возрожденном два года назад больничном храме Петра и Павла при бывшей Мариинской больнице для бедных, которая, кстати, отметила в 2006 году свое 200-летие. Но ни об этом юбилее, ни о том, что в больнице служил лекарем отец писателя, россиянам никто не напомнил, как и о многом другом.

В 2006 году единственный новый памятник Достоевскому (работы Александра Рукавишникова) был установлен в октябре в Дрездене, где проходили "Дни Достоевского". Почти все СМИ сообщили об этом событии, видимо, исключительно потому, что при этом присутствовали президент РФ В. Путин и канцлер ФРГ А. Меркель. Немцы, которых, как известно, не очень-то жаловал русский классик, не забыли почтить его память. Прошли международные симпозиумы и конференции, посвященные Достоевскому, в Сербии, Бразилии, Испании, Беларуси и, конечно же, в России - Санкт-Петербурге, Старой Руссе (Новгородская область), где была заложена аллея в честь 500-летия рода Достоевского, подмосковном Зарайске, в Омске, других городах. В конце года состоялся II Международный симпозиум "Русская словесность в мировом культурном контексте", организованный Фондом Достоевского при поддержке правительства Москвы, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, АФК "Система", Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, при содействии Института мировой литературы имени Горького. В симпозиуме приняли участие потомки Ф.М. Достоевского и ученые из многих стран ("ЛГ" писала об этом в номере от 24 января с.г.).

"Никто из русских писателей не имеет определенной даты начала рода, нет ее фиксации. А тут мы можем назвать день. Это 6 октября 1506 года, когда князь Пинский дарует село Достоево боярину Ртищеву. Считается, что этот Ртищев и является родоначальником рода Достоевских. Этот род, пожалуй, остался единственным символом единства советских народов. В нем смешались три родственные крови - великорусская, белорусская и украинская. Род двигался по всем этим землям и впитывал в себя этнические особенности", - сказал, открывая симпозиум, президент Фонда Достоевского, писатель, историк, доктор филологических наук, академик РАЕН, член Международного и Русского ПЕН-клубов Игорь Волгин.

В Омске издательство "Воскресение" выпустило 18-томное собрание сочинений Достоевского в авторской орфографии и пунктуации. Вышли монографии Т. Касаткиной, К. Степаняна, Б. Тихомирова, совсем недавно появилась новая книга Л. Сараскиной "Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына)". В марте этого года в издательстве "Наука" должен выйти объемистый сборник "Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": Современное состояние изучения", подготовленный Т. Касаткиной, председателем Комиссии по изучению Достоевского при Институте мировой литературы РАН. Давно должно было выйти, но до сих пор не вышло переиздание "Хроники рода Достоевских" Волоцкого, включающее в себя все новые данные, накопленные наукой в течение последних 60-70 лет.

Но на другом полюсе - в СМИ и общественном сознании - ноль. Нет передаточного звена. Из "толстых" журналов лишь "Октябрь" в N 11 опубликовал "Сагу о Достоевском" И. Волгина. Из газет только "Литературная газета" достаточно регулярно откликалась на события Года Достоевского. Весной юбилейного года Михаил Швыдкой провел очередную "Культурную революцию" на совершенно бестолковую тему "Достоевский - русский или западный писатель?". Оппонентами были критик Наталья Иванова и режиссер Житинкин. В зале же сидел лишь один специалист по Достоевскому - Игорь Волгин.

В юбилейный год в России не нашлось средств даже на издание юбилейного альманаха "Достоевский и мировая культура". Вроде бы на словах все понимают мировое значение писателя, но когда дело доходит до необходимости выделить деньги на реставрацию, например, храма Сошествия Святого Духа в Моногарове, где молились Федя и его семья, или на воссоздание музея-усадьбы в селе Даровое, где ребенком жил Достоевский, то даже в столь знаменательный год в огромной России ни у государства, ни у общественных организаций не нашлось средств на это.

Хорошо, что Российский гуманитарный научный фонд поддержал проект Коломенского пединститута "Храм Сошествия Святого Духа в Моногарове как символ возрождающейся России", в рамках которого был издан буклет "Спасти храм Достоевских". Но этот разрушающийся на наших глазах "символ" свидетельствует о том, что слишком медленно возрождается Россия.

В вузах и школах преподают Достоевского по старым учебникам и методическим пособиям. Было бы замечательно провести Всероссийский семинар для преподавателей по изучению творчества автора "Преступления и наказания" или - шире - русской классики с привлечением лучших специалистов - В. Непомнящего, Ю. Манна и других.

До сих пор актуальны слова Достоевского, писавшего о православии: "Истина лежит перед людьми по сто лет на столе, и они ее не берут". Точно так же не замечают они другое сокровище - русскую классику. По словам К. Степаняна, ни в одной стране мира нет такого явления, как русская классика, которая является промежуточным звеном между светской жизнью и религиозной литературой. Она является нашим национальным достоянием.

Печально, что ни у российского Общества Достоевского, ни у Фонда Достоевского, ни у восьми музеев писателя нет своего пресс-центра. Объединяющим, цементирующим началом в координации деятельности музеев, научной общественности, государства и СМИ могли бы стать общественные организации, но они не находят на это ни сил, ни времени. Взять, например, Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы, которым было по плечу и возрождение храма в Моногарове, и издание очередного выпуска альманаха "Достоевский и мировая культура", что было включено в их планы на год. Но они смогли лишь в рамках своих проектов "Год Достоевского" и "Поколение 2050" оказать небольшую помощь в проведении ежегодных Международных Старорусских чтений "Достоевский и современность", а также поддержать научно-исследовательскую работу студентов и школьников в Старой Руссе и археологическую работу в селе Моногарово. Завершая Год Достоевского, они помогли также в организации работы секции юных исследователей на симпозиуме в "Покровском".

Все организаторы данных мероприятий выразили руководителям названных выше общественных организаций, впервые поддержавших в 2006 году научную поросль, огромную благодарность. Они надеются на дальнейшее сотрудничество с ними и советуют привлечь ученых разных стран мира к участию в ежегодно проводимом ими на греческом острове Родос Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций".

Известно, что уже издан указ президента РФ Владимира Путина о подготовке к 150-летнему юбилею А.П. Чехова, который приходится на 2010 год. Президент Украины Виктор Ющенко уже подписал указ о подготовке к празднованию 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Хотя в России нет ни одного музея Гоголя, видимо, его юбилей будет широко отмечаться и в нашей стране, ведь, по словам Михаила Швыдкого, 4 декабря серьезно был обсужден ряд важных мероприятий по празднованию 200-летия со дня рождения Николая Гоголя и 300-летия Полтавской битвы, которые будут отмечаться в 2009 году, а также 200-летнего юбилея Тараса Шевченко - в 2014-м. Не проспать бы нам 200-летие со дня рождения Достоевского, которое придется на 2021 год. Время еще есть.

Беседуя со многими православными сербами, я убедилась в том, что все они любят читать Достоевского. По словам архитектора Любиша Фолича, "В Сербии Достоевского читают, как Евангелие, каждый день". Дали мне интервью о Достоевском и актриса Ивана Жигон, и журналист и переводчик Любинка Милинчич, которая вместе с двумя дочками во время бомбардировок

Белграда читала... Достоевского. По ее словам, сербы очень обеспокоены тем, что в течение последних 20 лет они не могут переиздать переводы Достоевского на сербском языке. Государственные издательства развалились, а мелкие частные не берутся за некоммерческие проекты. Кто поможет молодым сербам узнать русского классика, на произведениях которого учились жить их деды и отцы? Милинчич обратилась к россиянам с просьбой помочь в благотворительном издании 10-томного собрания сочинений Достоевского для передачи книг в школы, вузы и библиотеки Сербии. На издание 1000 экземпляров нужно около 40-50 тысяч евро. Но кто откликнется?

В своей замечательной книге "Достоевский о Европе и славянстве" великий сербский богослов XX века - преподобный Иустин (Попович), причисленный позже к лику святых, через прозрения Ф.М. Достоевского раскрывает тайну религиозного призвания России и всеславянства как исповедников истинной веры Христовой в конце мировой истории. Преподобный Иустин писал: "Если бы мы захотели узнать диагноз человечества нового времени, то этот диагноз уже установлен. Его поставил Достоевский самым точным и смелым образом, как никто до него этого не сделал. Диагноз следующий: вера человека в самого себя - это самая опасная болезнь, которой смертельно болеет европейское общество".

Жаль только, что пророчества Достоевского до сих пор не услышаны на его родине.


--------------------------------------------------------------------------------

P.S. Читатели, для которых по-настоящему дорого имя Достоевского, смогут внести свой, пусть и небольшой, вклад, перечислив средства на приведенные ниже расчетные счета.

1. Редколлегия альманаха "Достоевский и мировая культура" (периодическое издание российского Общества Достоевского), так и не сумев найти в год 500-летия рода Достоевских и 185-летия со дня рождения величайшего русского писателя финансовую поддержку ни у одного российского фонда, учреждения или организации и не имея возможности выпустить очередной, 22-й номер альманаха, обращается за помощью ко всем, кому дорого имя Достоевского: помогите выпустить в свет это издание!

Банковские реквизиты изд-ва "Раритет", в котором находится рукопись альманаха:

Р/с 40702810838040101099 в Тверском ОСБ 7982

К/с 30101810400000000225 в Сбербанке России г. Москва

БИК 044525225. ИНН 7707099678. КПП 770701001.

На издание альманаха "Достоевский и мировая культура".

Директор С.Т.Корнеев korvi@pochtamt.ru тел. 254-38-36 и 151-11-33.

2. Адрес и реквизиты храма Сошествия Святого Духа: Село Моногарово Зарайского района Московской области.

Банк "Возрождение" (ОАО) г. Москва. Р.с. 40703810301400140255 ИНН 5014007358 БИК 044525181

Корсчет 30101810900000000181.

На возрождение храма Сошествия Святого Духа.

Обращаться к профессору Коломенского пединститута

Владимиру Александровичу Викторовичу: (8-261) 404-32, 323-88, моб. 8-916-805-10-17, alba@kolomna.ru

Источник: Литературная газета

viperson.ru

Док. 533016
Перв. публик.: 21.02.07
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 93

  • О нем...

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``