В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Литературный вечер `Петербург А.И. Солженицына` Назад
Литературный вечер `Петербург А.И. Солженицына`
В Санкт-Петербурге, в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского состоялся литературный вечер "Петербург А.И. Солженицына", приуроченный к 90-летию со дня рождения писателя.


Бывшая столица российской империи сыграла значительную роль в творчестве Солженицына. Впервые он побывал в этом городе в конце 50-х годов, то есть до первой публикации в "Новом мире". Затем он приехал в Ленинград летом 1963 года и провел здесь три месяца. Солженицын пешком обошел все адреса, где разворачивались события, описанные в "узле" "Октябрь Шестнадцатого" эпопеи "Красное колесо". "Именно тогда писатель поворачивается к нелюбимому прежде городу с сочувствием", - говорит литератор, публицист, автор множества работ о Солженицыне Георгий Васюточкин, который и вел литературный вечер в библиотеке Маяковского.
В Ленинграде у Александра Исаевича было много тайных помощников в 60-е - 70-е годы. Сам он называл этих людей "невидимками" и с особой теплотой написал о них в книге "Бодался теленок с дубом". Хотя к названию "Санкт-Петербург" Солженицын относился неодобрительно, предпочитая называть город на русский лад "Свято-Петроградом", а в 1991 году, когда речь зашла о референдуме по возвращению городу исторического имени, даже предлагал переименовать его в Невгород, чтобы больше похоже было на Новгород.
Георгий Васюточкин

Впрочем, к этим эмоциям писателя Георгий Васюточкин относится с пониманием, считая, что главное во взаимоотношениях Солженицына и Санкт-Петербурга - не это. Город дал ему мощный импульс для работы над главным произведением его жизни - "Красным колесом". И в этой связи речь, конечно, зашла и об американском периоде творчества Солженицына.

Георгий Васюточкин считает, что если бы советские вожди не выслали бы мятежного писателя на Запад, а отправили бы в ссылку, он бы закончил жизнь как Чернышевский, то есть, отбывая срок, не написал бы ничего нового, а вернувшись на поселение в какой-нибудь провинциальный город, просто был бы забыт. Хотя и к Европе, и к Америке у Солженицына было очень сложное отношение (описанное, в частности, в публицистической работе "Угодило зернышко промеж двух жерновов"), на Западе у него были условия работы, которых никогда не было в СССР. В книге есть обращение писателя к жителям города Кавендиша. Солженицын благодарит их за понимание и за помощь в создании благоприятной для него атмосферы.

На самом литературном вечере народу было не много, а журналисты и вовсе не проявили к этому событию никакого интереса. Между тем, в эти дни заканчивается широко разрекламированный конкурс "Имя России", который на центральных телеканалах именуется не иначе, как "Главные выборы в жизни страны". В тройку лидеров по-прежнему уверенно входит "гений всех времен и народов" Иосиф Сталин, а в десятку - "вождь мирового пролетариата" Владимир Ленин - два главных "антигероя" солженицынского литературного наследия. Имени самого писателя в списках нет.

Георгий Васюточкин отзывается на это обстоятельство достаточно резко: "Черни никакие великие имена не известны, и не будут известны". Впрочем, исследователь творчества Солженицына уверен, что посмертная судьба книг писателя оправдает строки Марины Цветаевой: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед".

http://voanews.com/russian/2008-12-11-voa32.cfm

viperson.ru

Док. 533008
Перв. публик.: 15.10.08
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 1

  • О нем...

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``