В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лукин и Дмитрий Медведев о наказаниях не связанных с лишением свободы Назад
Владимир Лукин и Дмитрий Медведев о наказаниях не связанных с лишением свободы
Президент России Дмитрий Медведев встретился сегодня с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным.

Как сообщила пресс-служба Президента России, обсуждались вопросы изменения законодательства, направленные на гуманизацию системы исполнения наказаний.

Если перевести этот юридический сленг на русский язык, то участники встречи обсуждали простой вопрос: как не лишать свободы и не помещать в колонии лиц, совершивших нетяжкие преступления. Собеседники нашли общий язык в решении этой проблемы.

Поэтому наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru опубликовать прямой текст начала беседы Дмитрия Медведева с Владимиром Лукиным для сведения общественности страны и первую очередь для лиц и их родственников, которые из-за нетяжкого преступления могут оказаться в колонии со всеми прелестями нахождения там. В заключение мы кратко прокомментируем итоги этой встречи.

Начало встречи Президента России Дмитрия Медведева с Уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным:

Д.МЕДВЕДЕВ: Владимир Петрович, мы с Вами разные темы обсуждаем во время встреч и здесь у меня, и когда в других местах встречаемся.

Я хотел бы сегодня вот какой вопрос обсудить, он Вами неоднократно тоже ставился. У нас в стране очень распространена практика назначения наказания, связанного с лишением свободы за нетяжкие преступления. Таковы, к сожалению, и традиции, в том числе традиции судебные, и, может быть, на это влияет история. Но мы прекрасно понимаем последствия, которые происходят в случае отбытия человеком наказания такого рода. Его последующая социализация занимает очень значительное время.

Поэтому - я говорил об этом в Послании, говорил на съезде судей - нам, конечно, необходимо заняться не только гуманизацией исполнения наказаний, но и посмотреть на вопрос о том, каким образом построить систему ответственности, санкции за соответствующие преступления, которые не имеют тяжкого характера, вне связи с лишением свободы. То есть посмотреть на альтернативные меры наказания, что, собственно говоря, довольно активно применяется во всём мире и где нам можно было бы тоже сделать какие-то шаги вперёд. На этом, кстати, основана и позиция органов, которые занимаются исполнением наказания, потому что у них тоже не хватает возможностей по обеспечению надлежащего исполнения этих наказаний, да и иногда просто правопорядка, поддержания правопорядка. Поэтому позиция Минюста и системы исполнения наказаний в данном случае совпадает с тем, что я сейчас говорю. Как Вы думаете?

В.ЛУКИН: Действительно, это одна из самых центральных проблем в общей, более широкой проблеме гуманизации наказаний. И все жалобы, которые к нам поступают, свидетельствуют о том, что эта проблема - одна из нескольких центральных.

Должен Вам сказать, к сожалению, что этот вопрос, конечно, традиционный, но в данном случае я бы сказал и о создании некоторых новейших традиций. Потому что, если некоторое время тому назад у нас подтверждались просьбы о применении задержания и применении лишения свободы примерно в 75 процентах таких случаев, то сейчас это зашкаливает за 90 процентов. И это уже такое новое, я бы сказал, ужесточение или старый рецидив, я не знаю, но с этим надо что-то делать. Суды просто автоматически иногда выносят такие решения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но эта проблема делится на две части. Я имею в виду не только вопрос о предварительном заключении под стражу ещё до того, как лицо признано виновным по приговору суда, имеется в виду арест, но и само отбытие наказания. Потому что в том, что касается заключения под стражу, это, собственно, действительно вопрос уголовной политики и решения суда - как суд считает, исходя из степени общественной опасности того или иного лица и, соответственно, обращения следственных органов.

Я же в данном случае полагаю, что мы должны посмотреть и на собственно исполнение наказания, и на собственно нормы Уголовного кодекса. Потому что в ряде случаев, ещё раз подчёркиваю, можно было бы обойтись без назначения наказания: не предварительного заключения под стражу, а без наказания, связанного с лишением свободы.

В.ЛУКИН: На эту тему мы говорим уже очень давно. И я очень рад, что и Минюст, и все другие органы с этим согласны. Но от слов надо переходить к делу. Конечно, тут есть технические проблемы, есть проблемы, связанные с финансированием, и так далее, но во всём мире существуют эти способы. Воспитательный фактор, даже внутри колонии, а лучше вне колонии, должен быть решающим в этом деле. Тогда как у нас фактор задержания самодовлеющий.

И я не буду сейчас распространяться о технической стороне дела, она известна более-менее. Были колонии, где люди начинали "шалить", мягко говоря, и у наших правоохранительных органов не было иных средств, кроме открывания огня и уговоров. Это неправильно совершенно. А что касается отбывания наказания, то, разумеется, значительная часть несовершеннолетних должна отбывать наказание не в форме лишения свободы, а в других формах.

Д.МЕДВЕДЕВ: Здесь есть технический момент, который на самом деле следует посмотреть, прежде чем менять законодательство. Ведь ограничение свободы как мера наказания вовсе не обязательно может быть связана с пребыванием в тюрьме. Очень часто в других странах свобода ограничивается путём, допустим, фиксации пребывания человека в одном месте при помощи технических средств контроля, таких как специальные браслеты и так далее.

То есть эти и технические, и правовые вопросы, я думаю, нужно было бы посмотреть. И я рассчитываю на то, что, может быть, и Вы бы тоже приняли участие в обсуждении соответствующих изменений к закону.

В.ЛУКИН: Я готов. У нас в аппарате есть эксперты, которые хорошо знакомы с этим".

Всё-таки на наш взгляд Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин не до конца понял Президента России Дмитрия Медведева в ходе этой беседы. Он суживал проблему не лишения свободы только в отношении несовершеннолетних, тогда как Дмитрий Медведев хотел бы распространить такую практику путём изменения действующего законодательства на всех лиц, совершивших нетяжкие преступления - мужчин, женщин и подростков.

При этом Дмитрий Медведев абсолютно прав в том, что отбытие наказания в колонии таких лиц в конце концов дороже обходится государству при социализации их после освобождения. И эти трудности во многом исключаются при отбытии наказания в обычной среде.

Нам остаётся только ждать, когда предложения Президента России Дмитрия Медведева обретут силу закона. На наш взгляд, чем скорее, тем лучше.

Олег Родионов.

15 декабря 2008 года.
www.viperson.ru

Док. 532991
Опублик.: 15.12.08
Число обращений: 3

  • Лукин Владимир Петрович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``