В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимур Митупов `Перспективы развития рыбного рынка импортозамещения Назад
Тимур Митупов `Перспективы развития рыбного рынка импортозамещения
Инвестиционно-аналитическая группа Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры "Рыбный союз" и ГК "Хладопродукт" провели исследование по поводу перспектив развития рыбного рынка и импортозамещения.
    На данный момент, емкость отечественного рыбного рынка составляет около 4,2-4,5 млн. тонн. рыбопродукции и морепродуктов, при этом 1,3-1,5 млн. тонн это импортная продукция. Таким образом, доля импортной рыбопродукции составляет около 33% в общем объеме емкости рынка.
    Надо признать, отмечает руководитель инвестиционно-аналитической группы "Рыбного союза" и член Общественного совета Росрыболовства Тимур Митупов, что неэффективность отечественной промышленности обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции, предприятий, и всей рыбной отрасли. Высокая доля импорта в структуре потребления, с одной стороны, и существующая в мире долгосрочная тенденция к глобализации рынков - с другой, указывают на неизбежность обострения конкуренции и необходимость выхода отечественных производителей на уровень международных мировых стандартов. Сегодня в современном глобализирующемся мире - формирование и повышение конкурентоспособности предприятий рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора экономики выступает одной из основных задач ведущих "рыбных" иностранных государств. В основе их деятельности лежат инновационные воздействия, базирующиеся на применении прогрессивных технологий, новых методов организации производства, активном маркетинге и реализации конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Надо отметить, что некоторые наши рыбный компании предпринимают попытки, и небезуспешные, выхода на довольно сложный европейский рынок рыбной продукции. Между тем, все же в XXI веке, в силу ряда политических, экономических и других причин последнего времени, наш рыбный экспорт по существу состоит на 80-85% из сырья, а не переработанной и готовой рыбопродукции.
    Несомненно, что дальнейший прогресс в развитие рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом, что и положено в основу принятой Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса.
    "Рыбный союз" отмечает, что с наступлением 1 января 2009 г., когда на основании нормы Закона "О рыболовстве" - вся выловленная рыба российскими рыбаками будет поступать для таможенного оформления на российский берег, фактические объемы вырастут. Дело в том, что прежде некоторые рыбаки уходили с рыбой за рубеж прямо из двухсотмильной зоны практически без всякого контроля. А теперь лишились этой исключительной "привилегии". Со вступления нормы закона с 1 января 2009 г. в силу, органы таможенного контроля проверят соответствующие реальные объемы вылова и экспорта. И будет не удивительно, что "реальные" цифры до этого, будут после 1 января 2009 г. по факту прохождения таможенного оформления российскими рыболовецкими судами, в значительной мере превосходить фактические.
    Уже, сейчас некоторые эксперты прогнозируют, что по самым скромным подсчетам, объем неучтенного улова может достичь 300 тыс. тонн. А это еще "+" к 3,2 млн. тонн существующего годового вылова. Изменение порядка оформления улова рыбы позволит на 30% увеличить долю отечественной продукции на рынке. Об этом рассказал журналистам руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. "Если импорт морепродуктов будет сокращаться, мы сможем заместить его собственной продукцией", - считает Андрей Крайний. По его словам, новые правила позволят загрузить мощности отечественных рыбоперерабатывающих предприятий, часть из которых сейчас работает не с полной нагрузкой.
    Тимур Митупов акцентирует внимание, что Россия добилась увеличения квот на вылов в 2009 году путассу, скумбрии, морского окуня и черного палтуса в Атлантическом океане по итогам переговоров в рамках смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству и российско-гренландских консультаций
    "Принимая во внимание снижение в 2009 году общего допустимого улова путассу в северо-восточной Атлантике (543,043 тысячи тонн), российская сторона добилась выделения квоты добычи путассу в рыболовной зоне Фарерских островов в объеме 100 тысяч тонн из национальной квоты Фарерских островов (141,87 тысячи тонн)", - говорится в пресс-релизе по итогам сессий, прошедших в Архангельске.
    Квота на добычу скумбрии, выделенная российским рыбопромысловым организациям на 2009 год, увеличена до 12,8 тысячи тонн - на 4,1 тысячи тонн по сравнению с уровнем прошлого рыболовного года (с ноября 2007 по ноябрь 2008-го).
    В ходе 17-х российско-гренландских консультаций о взаимных отношениях в области рыболовства согласован ряд квот для российских судов в рыболовной зоне Гренландии. Так, в Восточной Гренландии вылов морского окуня составит 2,3 тысячи тонн, что на 200 тонн больше уровня прошлого года, черного палтуса - 1,175 тысячи тонн (на 400 тонн больше). В южной части Западной Гренландии увеличена до 1,075 тысячи тонн квота на вылов черного палтуса, что на 30 тонн больше уровня прошлого года. В северной части Западной Гренландии квота на вылов этой рыбы в 2009 году составит 600 тонн.
    И, наконец, знаковым событием в рыболовстве будет потенциальное увеличение объемов вылова в 2009 г., так после пятилетнего запрета возобновится промысел мойвы и квота России на это рыбу составляет 152 тыс. тонн.
    По сообщению РИА "Fishnews.ru", по словам ведущего научного сотрудника отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра Александра Василенко, на 2009 г. рыбной промышленности на Дальневосточном бассейне рекомендуется к освоению в 200-мильной зоне России более 3 млн. тонн рыб и нерыбных объектов (без учета лососей, прогноз по которым находится в стадии разработки, и млекопитающих, добыча которых ведется только для нужд коренного населения).
- Результаты наших ежегодных экосистемных исследований говорят о том, что в последние годы в Охотском море наблюдается устойчивый рост биомассы и численности минтая, - отметил заведующий лабораторией минтая ТИНРО-Центра Анатолий Смирнов. - В соответствии с этим в последние 2 года увеличивается общий допустимый улов. Так, ОДУ на 2009 г. был увеличен почти на четверть относительно ОДУ 2008 г., составив 869,4 тыс. тонн. В Западно-Камчатской, и особенно в Северо-Охотоморской подзоне ожидается значительный прилов молоди урожайных поколений 2004-2006 гг. В целом, в большинстве районов ожидается благоприятная промысловая обстановка.
    Таким образом, отмечает Тимур Митупов, с внутренними и международными квотами и благоприятной промысловой обстановкой на водные биоресурсы у нас в 2009 г. - все в порядке. Остается вопрос в освоение этих квот и приему рыбы на российский берег.
    Между тем, Тимур Митупов концентрирует внимание общественности на том, что у него вызывают сомнения способности нашей рыбы и рыбопродукции в среднесрочной перспективе - эффективно конкурировать с "дешевой" импортной.
    Тимур Митупов не исключает, что до сих пор, происходят случаи нарушения таможенного законодательства со стороны российских импортеров осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, "серого" импорта на таможне, недостоверной декларации и предоставления сведений на ввозимую в Россию рыбопродукцию, "манипуляция" импортерами со структурой и объемом, страной происхождения, при этом российский импортер не редко занижает таможенную стоимость продукции, что, безусловно приводит к негативным последствиям для государства и развития отечественного рыбного рынка, и в части снижения уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей, и как следствие этого - снижением конечной стоимости на импортную продукцию, что в конечном итоге - приводит к ценовой не конкурентоспособности и снижению доли отечественной рыбопродукции в общем объеме рыбного рынка России.
    В целях регламентации на импорт и соблюдения безопасности и качества продукции, Россельхознадзор ограничит с 1 января 2009 года импорт рыбы с заводов стран Евросоюза, Китая, Японии, Вьетнама. Как рассказал в ноябрьском номере газете "Коммерсант" - начальник организационно-инспекторского управления Россельхознадзора Игорь Чернышенко, по приказу Минсельхоза действует регламент по выдаче разрешений на ввоз рыбной продукции, на основании которого экспортировать рыбу в Россию могут только те суда и предприятия, которые прошли аттестацию службы. Другим требованием является наличие российской компании-импортера. Приказ действует уже год и одним из первых экспортеров, который привел предприятия в соответствие российским требованиям, стала Норвегия. Аналогичные процедуры проводятся еще в 26 странах, экспортирующих в Россию рыбу, в их числе Аргентина, Чили, Уругвай, Эквадор, Перу, Колумбия. Говоря о претензиях к продукции из стран ЕС, Игорь Чернышенко отметил, что, например, ввозимая из Испании рыба на самом деле производится в Аргентине и Чили. "Мы сталкиваемся с целой системой брокеров, когда Нидерланды, Дания на 80% переупаковывают чужую рыбу". Что касается крупнейшего экспортера в нашу страну - Китая, то, по словам начальника управления, "это в основном реэкспорт". Российские дальневосточные рыбные компании ловят рыбу в российских водах, а затем продают ее Китаю, считают в службе.
В тоже время, акцентирует внимание Тимур Митупов, существуют большие проблемы, с которыми сталкивается добросовестный импортер, имеющий положительную таможенную историю и продолжительные внешнеэкономические отношения со своими иностранными партнерами-поставщиками безопасной и качественной рыбопродукции и морепродуктов.
    Дело в том, что российский предприниматель, осуществляющий импорт в "белую", покупает у иностранного производителя-поставщика продукцию и декларирует эту стоимость на таможне. Стоит отметить, что факторы, влияющие на стоимость продукции, можно сгруппировать следующим образом: макроэкономические и микроэкономические, внешние и внутренние, объективные и субъективные, случайные и детерминированные. Это рыночный процесс, при этом рыночная конъюнктура носит объективный характер. Поскольку необходимость пропорционального развития общественного производства является не временным, а постоянно действующим фактором, то его влияние на определение стоимости является также постоянно действующим и изменяющимся. Это не логика, а объективный факт функционирования рыночной экономики. По таким причинам, присущие динамично развивающейся рыночной экономике - отпускные цены у иностранного производителя - поставщика рыбы и рыбопродукции, включая влияние мирового кризиса, изменения конъюнктуры рыбного рынка, благоприятной или плохой промысловой обстановки или выращивания рыбы, производства или перепроизводства рыбопродукции и т.п.- зачастую повышаются или снижаются.
    Между тем, при декларирование российским импортером-предпринимателем на таможне рыбопродукции, если у импортера цены от иностранного контрагента ниже, чем принятые во внутренних ведомственных инструкциях у Федеральной таможенной службы, то в этом случае, органами таможенной службы проводится корректировка таможенной стоимости до принятого ими уровня, вследствие этого - у добросовестного импортера возникает переплата в части таможенных платежей (НДС и таможенной пошлины). Добиться импортером возмещения переплаты таможенных платежей можно только в судебном порядке. Однако, в правоприменительной практике и юридическом разбирательстве - этот процесс досконально не отрегулирован.
    Для российских предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью необходимо принятие юридического процессуального регламента об упрощение процедуры - доказательства контрактной цены на продукцию от иностранных производителей-поставщиков рыбы и морепродуктов. Например, если предприниматель подает полный пакет документов, включающий экспортную декларацию, прайс-лист иностранного контрагента (прямого поставщика-производителя), внешнеторговый контракт, экспертное заключение специализированного независимого (государственного/негосударственного) экспертного предприятия по мониторингу и анализу внешнеторговой цены и т.п., то это является определением реальной таможенной стоимости провозящего им товара. Решения этого вопроса позволит добросовестному импортеру не переплачивать на таможне - таможенные пошлины и НДС.
    Со стороны участников "Рыбного союза" и инвестиционно-аналитической группы "Рыбного союза" проведена большая работа и накоплен практический опыт по изучению и анализу ситуации, тенденций и прогнозов развития рыбной отрасли и импорта, и на основе оценки объективных и субъективных факторов определен потенциал роста емкости рыбного рынка. ИАГ "Рыбный союз" постоянно проводит мониторинг и анализ отечественного и мирового рыбного рынка, отслеживает динамику и прогнозирует изменение объемов вылова и импорта, структуры в разрезе групп и видов рыбопродукции, ценообразования по всей цепочке от вылова-импорта до ритейла, изменения игроков на рыбном рынке и импортеров, стран-происхождения (вылова) и стран-отправителей (регионы) рыбопродукции и морепродуктов и т.п.
    Участники "Рыбного союза" готовы к конструктивному диалогу с Федеральной таможенной службой и с профильными ведомствами, рыбными союзами и ассоциациями, экспертами и аналитиками рыбного рынка, и в целом со всем рыбацким сообществом и заинтересованными лицами - по развитию рыбного рынка России. Для этого мы готовы поделиться опытом, включая помощь в проведение экспертных оценок состояния и развития рыбного рынка и импорта рыбопродукции и морепродуктов, ситуации с развитием и прогнозом отечественного и мирового рыбного рынка, а также по любому аспекту внешнеторговой деятельности.
    Надо отметить, что работа с импортной продукцией включает в себя целый комплекс мероприятий, в том числе для этого необходимо:
- провести анализ рынка, структурировать и сегментировать рынок, оценить и спрогнозировать ситуацию с собственным обеспечением отечественного вылова/производства и изменением конъюнктуры рынка, т.е. выявить существующий и ожидаемый дефицит или "профицит", спрос/снижение объемов и цен на продукцию;
- по имеющимся различным источникам информации необходимо определить и проанализировать уровень отечественных и мировых цен на ту или иную рыбопродукцию и ее заменители;
- изучить фирменную структуру рынка, т.е. выявить круг потенциальных покупателей и потенциальных конкурентов;
- изучить условия работы на рынке: межправительственные соглашения, регулирующие ввоз/вывоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране-экспортере, а также особенности внутреннего законодательства в отношении нерезидентов, тарифы на транспортные услуги, страхование и другие существенные условия;
- выбрать формы и методы работы на изучаемом рынке, провести рекламные мероприятия;
- определить диапазон и оптимальный уровень импортной цены;
- разослать коммерческие предложения потенциальным продавцам, заключить импортный контракт и приступить к его исполнению.
    Вот тот не полный перечень работ, который проводит импортер перед совершением внешнеторговой операции.
    "Рыбный союз" отмечает, что необходимо тщательное изучение ситуации развития международной торговли и российской внешней и внутренней торговли рыбопродукцией и морепродуктами, в параллелях с ситуацией развития отечественного рыбного рынка и рыбной отрасли, состояния и потенциала в собственном обеспечении (вылова, переработки и т.п.) и потенциальных возможностей роста емкости сегментов рыбного рынка. Для "обеления" импорта, участники должны быть готовы к обмену информацией и конструктивному диалогу с государственными органами по проблематике наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность импортных сделок, обоснованию выбора источников информации и механизмов изучения уровня цен покупки и продажи импортной рыбопродукции и морепродуктов и т.п.
    В этих целях, по мнению "Рыбного союза", назрела острая необходимость совместно с государственными профильными органами и импортерами обсудить и выработать конструктивные предложения по решению этих вопросов, включая совместной выработки механизмов и принципов определения реальной - среднерыночной минимальной закупочной цены на импортную рыбопродукцию и морепродукты. Это послужит действенным и эффективным механизмом предотвращения переплаты добросовестными импортерами в бюджет таможенных платежей и налогов.
    Это в наибольшей степени актуально, в свете антикризисной правительственной программы действий и высказываний Президента РФ Дмитрия Медведева и Председателя Правительства РФ Владимира Путина по поддержанию российского малого и среднего бизнеса. Так, на X съезде "Единой России" Владимир Путин акцентировал внимание и наметил эффективную программу действий Правительства РФ по снижению налогового бремени для предприятий и оптимизации уплаты налоговых платежей. Предложения Владимира Путина действительно позволят бизнесу сохранить оборотные средства и даже в условиях кризиса продолжить исполнять инвестиционные программы. По мнению Тимура Митупова, Правительство РФ всерьез продумало план по спасению бизнеса и ослаблению налоговой нагрузки в условиях финансового кризиса.
    На фоне принятой Правительством РФ Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009-2013 г.г., и принятия Президентом РФ Дмитрием Медведевым продовольственной Доктрины по продовольственной безопасности страны, "Рыбный союз" призывает всех участников рыбацкого сообщества и импортеров к открытому диалогу по проблематике развития рыбного рынка, повышения конкурентоспособности нашей продукции, импортозамещения и, в целом, обеспечения и достижения продовольственной безопасности страны по рыбе.
    Итогом диалога, должен быть Меморандум участников рыбного рынка, который будет нацелен на выработку согласованных и совместных эффективных и конструктивных действий по достижению одной из главной цели продовольственной Доктрины - достижение доли отечественной рыбы и рыбопродукции на внутреннем рынке - не менее 80%.
    Тимур Митупов убежден, что важнейшими направлениями экономического развития России является формирование цивилизованного рынка, необходимости формирования цивилизованных рамок сотрудничества между всей цепочки бизнес процессов от рыбопромысловика или импортера, до производителя и ритейла. "Рыбный союз" призывает выработать комплексную программу по развитию и формированию прозрачности рыбного бизнеса, "обеления" импорта, мер и конкретных действий по созданию конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, соблюдения стандартов качества и безопасности и технического регламента по выпуску, способствованию организации и функционирования рыбных бирж, логистической инфраструктуры, рыбных оптовых рынков и специализированных магазинов, налаживания тесных контактов между представителями рыбных компаний и торговли.
    Надо понимать, что рыбный рынок нуждается не только в защите, но и в активном взаимодействие участников рыбного рынка по функционированию и развитию рыбного рынка в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.

www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 532939
Перв. публик.: 15.12.08
Последн. ред.: 16.12.10
Число обращений: 5

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``