В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Изгнать духов апатии и страха Назад
Изгнать духов апатии и страха
Мне выпала большая честь присутствовать на такой важной и интересной встрече. Выступлений было еще очень много, но я думаю, что люди собрались очень неравнодушные и знающие о том, какие и у нас, и в Польше происходят разрушительные процессы и какое тяжелое положение в социальном управлении, в развитии нашего общества. Происходит резкая поляризация социальных групп: с одной стороны - безумно богатые люди, причем не очень честным путем ставшие ими, с другой огромное количество бедных людей.
Основополагающее право на жизнь, тем более на жизнь достойную, как верно уже говорилось, с одной стороны, провозглашено и формально присутствует, а с другой - оно не реализовано и не созданы условия для того, чтобы этим правом могли воспользоваться люди всего нашего государства.
Над чем хотелось бы предложить подумать? Нельзя все время говорить о том, что у нас все плохо, приводить эти страшные цифры, которые повторяются и еще увеличиваются. Должен быть переломный момент и на что-то, наверное, можно и необходимо опереться управленцам всех уровней - и федерального, и муниципального, и регионального масштаба. Я думаю, что здесь, наверное, какие-то ключевые вещи могут быть, связанные не только с правом на жизнь, но и с правом на труд и творчество, - это один момент.
И второй момент - это проблема формирования единых духовных ценностей. Я сейчас как раз листала журнал "Национальные интересы". К сожалению, я его первый раз вижу. Я с удовольствием отметила, что здесь целый раздел посвящен проблеме духовности в современной России. Я еще не успела с ним ознакомиться, но считаю, что это очень важно. Экономика - это, конечно, хорошо, но мы знаем, что общество - это целостный организм, и неизвестно, как переплетаются духовные факторы с экономическими и социально-политическими, все они действуют в единстве.
Мне хотелось бы привести данные группы независимых ученых - они исследовали проблему сверхсмертности, которую мы наблюдаем сейчас в России. Анализируя различные факторы, в частности и плохую экологию, и плохое питание, и проблемы наркомании, алкоголизма и т.д., они пришли к выводу, исследуя этот послереформенный период за 10 лет, что самый страшный фактор, который разрушает и личность, и семью, и общество, ведет к суицидам, к преступлениям, - это отсутствие перспективы, отсутствие смысла жизни, отсутствие всех духовных ценностей, которые бы объединяли людей.
Особенность реформ, которые произошли в нашей стране, состоит в том, что за 10 лет эти ценности дважды поменялись. Были дискредитированы и коммунистические, и социалистические идеалы. Затем народ как бы поверил и увлекся либерально-демократическими ценностями. Конечно, не весь народ, а какая-то часть народа. Сейчас уже разочаровались и в этих ценностях, видя их бесперспективность. Это отсутствие какой-то стабильности, смысла жизни, перспективы, уверенности в завтрашнем дне, которые были у людей раньше, даже в том критикуемом обществе, в котором мы жили 10 лет назад, - утрата этих ценностей и действует пагубно на человека.
Что можно сделать? Конечно, большую роль играет духовность. Действительно, это очень широкое понятие - это и стремление людей как-то вернуться к традиционным, религиозным, в частности, ценностям. У некоторых это вообще выражается в каких-то диких формах, таких как уход в религиозные секты или какие-то организации такого плана. Что же можно делать?
Мне кажется, что должен действовать такой треугольник: право на труд, право на творчество людей, на реализацию их возможностей, установление каких-то стабильных условий в жизни, создание этих условий. Каким же образом? - Преодолевая какую-то инерцию, апатию и страх, который сейчас посеяли в обществе. Все наши общественные организации должны стремиться, наверное, каким-то образом вселять в людей уверенность, энергию, волю к созиданию. Если раньше говорили, что дух коммунизма витает над Европой, то сейчас можно говорить: дух разрушения, страха и апатии витает над Россией. Этот дух надо изгнать.
Почему существуют эти апатия и страх? Мы знаем, что кровопускание происходило несколько раз и наиболее активная часть людей была в какой-то мере дискредитирована, а может быть, и выбита. Другая часть - апатичная интеллигенция, которая у нас еще осталась, понимающая, разумная, знающая, что происходит, но она пока не пойдет на баррикады, и этого созидания не будет, пока не пройдет эта волна поддержки друг друга.
Мы давно говорили о том, что средства массовой информации, телевидение надо каким-то образом изменять, но это действительно очень сложно, поскольку уже куплены многие программы, куплены и дикторы, и само телевидение действительно уже не государственное. Но смотрите: в Конституции только статья 37 - право на труд, труд свободен. Конечно, не "право на труд", а в другой интерпретации, чтобы не повторять те конституции, которые были в социалистическое время приняты, принудительный труд запрещен и т.д., здесь сопоставление, а ведь это основополагающее право. Мы все знаем феномен безработицы, когда человек теряет работу, почему все эти суициды, причины суицидов тоже исследованы - отсутствие работы, отсутствие возможностей реализовать себя. Причем люди выходят на работу не только потому, что они получают хорошую зарплату. Они ходят просто потому, что это необходимость, первичная потребность человека. Создавать условия для работы, помогать людям устраиваться, переустраиваться, объединяться и заражать друг друга такой созидательной энергией, - мне кажется, что это путь, на котором можно переломить и апатию, и тенденцию к разрушению.
Надо говорить о творчестве - это не только, естественно, духовное творчество, это творчество в самом широком смысле, в любой профессиональной деятельности. И в социальном управлении оно необходимо, потому что условия изменяются все время. Но творчество надо отличать от новаторской деятельности, не всякая новация хороша. И преступники и люди, стремящиеся к личному обогащению, накоплению, тоже творческие люди, они тоже умеют придумывать какие-то интересные вещи для себя, но здесь есть критерии отличия. Но в чем действительно отличие: здесь идет саморазвитие личности, идет развитие других - тех, кто рядом, и идет социальное, созидательное строительство.
Установка "Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи", которая формулируется и повторяется в религиозных вероучениях, должна, наверное, быть установкой сейчас и для управленцев всех уровней - и федерального, и муниципального, и для депутатов, и для общественных организаций. И надо проявлять какую-то активность и заражать друг друга оптимизмом. Мне кажется, что этот путь может быть переломным в развитии нашего общества.

Ольга Викторовна АФАНАСЬЕВА
зам. зав. каф. философии Московской государственной юридической академии, проф., д. соц. н.

www.ni-journal.ru

Док. 532769
Перв. публик.: 15.03.04
Последн. ред.: 15.12.08
Число обращений: 186

  • Афанасьева Ольга Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``