В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Командовать, значит быть компетентным Назад
Командовать, значит быть компетентным
Командующий Краснознаменным Дальневосточным объединением Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны генерал-лейтенант Валерий Иванов провел свое первое занятие, лекцию, с офицерами в новом 2009 учебном году, который во всех Вооруженных Силах Российской Федерации начался с 1 декабря этого года.

Один раз в месяц Валерий Иванов проводит такое занятие, один академический час, по теме, которая требует насущного и обстоятельного разъяснения подчиненным командирам соединений и воинских частей объединения ВВС и ПВО для выполнения поставленных задач по предназначению.

"Командир является единоначальником,- говорит генерал-лейтенант Валерий Иванов,- он отвечает за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы. Именно в начале учебного года я и обращаю особое внимание не только командиров, но и всего офицерского состава объединения ВВС и ПВО на эти направления исполнения всеми своих должностных обязанностей. Командовать, значит быть компетентным во всех вопросах повседневной жизнедеятельности".

В Уставе внутренней службы общие обязанности командиров насчитывают восемнадцать пунктов. Из них Валерий Иванов особо остановился на одном: командир обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих.

По слухам, в Вооруженных Силах Российской Федерации ожидается многочисленное сокращение офицерского состава из числа воспитательных структур. Никаких основополагающих документов в объединение ВВС и ПВО на эту тему пока не поступало. Даже если и верить слухам, а у нас сейчас все общество привыкло жить от слухов к реальной действительности, то все равно, не будем кривить душой и скажем честно: в этой сфере деятельности в объединении ВВС и ПВО проблемы есть. И чем быстрее это признаем и начнем искать выход, тем будет больше вероятность того, что в нашей деятельности слухи не понадобятся, и мы уже будем управлять этой самой реальной действительностью, которая называется воспитательным процессом.

Статья 78 Устава внутренней службы определяет понятие воинского воспитания пятью большими абзацами, так называемыми пунктами. В свою очередь для командира они определяют семь направлений, подпунктов, деятельности, результатом которой должен быть воспитанный человек, способный встать на защиту нашего Отечества.
По мнению большинства офицеров, не входящих в число командирского состава, для организации воспитательного процесса в воинском коллективе командиру все равно придется назначать нештатного воспитателя из числа наиболее подготовленных офицеров.

Возьмем, например, только первое направление из семи: формировать и поддерживать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Российской Федерации, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам.
Чтобы командиру выполнить этот пункт без военного воспитателя, ему необходимо затратить много служебного времени. И заниматься этим вопросом должен только человек в погонах. О гражданских воспитателях, а тем более психологах, здесь и речи быть не может. Само понятие - единоначалие - требует от командира исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Необходимо понять одно, что армия это не какой-то там воспитательный центр, а это та организация, которая в угрожаемый для государства период времени направляет военного человека воевать: убивать врага, и если потребуется, пожертвовать своей жизнью, но в плен не сдаваться. Только тогда будет победа!

А для того, чтобы все это было, рассмотрим второе направление из семи: развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручку, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности и ревнивого отношения к службе. А также воинские ритуалы - приведение к Военной присяге, подъема и спуска Государственного Флага Российской Федерации, о порядке вручения Боевого Знамени воинской части и порядка вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Вот эти два направления и входят в первый пункт, абзац. На первый взгляд общие слова и фразы, но почему-то о них мы всегда вспоминаем, требуем и хотим, чтобы эти качество у военных людей были именно в трудные минуты, когда есть реальная угроза жизни. Фильмы о Великой Отечественной войне тому подтверждение - солдат ребенка не обидит!

Да, кажется, что все очень просто. Приказали и вперед - а там будь, что будет: выживет солдат, молодец, а нет, то почетные похороны и денежная компенсация, даже название таким погибшим придумали - пушечное мясо. А вдруг он вперед не побежит, а деру даст, или того хуже стрелять в спину командиру начнет? Так вот чтобы такого негатива не было, и нужны настоящие профессионалы, инженеры человеческих душ, а не случайные люди с улицы. Скажем себе правду - невозможно этим процессом заниматься офицеру без базового воспитательного образования. А чтобы был процесс положительный, в интересах государства, то и возглавлять это направление деятельности должен опытный профессионал из числа военных людей. Вывод напрашивается один - нештатных воспитателей не бывает, бывают нештатные ситуации по вине людей из-за их непродуманных действий.

Чтобы не было туманно, для этого необходимо конкретно назвать основные действия воспитателя в этом направлении. Возьмем, например, боевое дежурство: является высшей формой поддержания боевой готовности и основным видом деятельности войск в мирное время. Так написано в учебном пособии Министерства Обороны Российской Федерации за 2005 год "Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Но если эту книгу будет читать молодой офицер, начинающий профессионал в отдельной радиотехнической роте, то вряд ли он там что-то конкретное для себя почерпнет, не только по боевому дежурству, но и по караульной службе и других, везде как говорят вода. У молодого офицера уже есть свое базовое образование по радиоэлектронике, где черным по белому все расписано о напряжении, токе, сопротивлении и мощности - что и куда двигается, где, каким образом и во что превращается, как передается сигнал и как происходит прием. Если что-то не так, паяльник в руки и вперед, устраняй неисправность.

Воспитательный процесс немножко смотрится в другом ракурсе. Вот и получится, что необходимо все книги и учебные пособия переписывать под непрофессионалов по принципу: делай - раз, делай - два, делай - три! Так что, если глубже копнуть, то уже со школьной скамьи необходимо начинать готовить и воспитывать будущих военных людей, так сказать прививать все качества первого абзаца, чтобы не попасть в плен.
Если переходить ко второму абзацу также с двумя направлениями, то чем дальше в лес - там больше дров. Так что третье из семи: повышать культуру межнационального общения. А так как все здесь движется в одном направлении, то добавим и четвертое из семи: заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей, учитывать их национальные чувства, вероисповедование, традиции и обычаи.

Можно смело сказать, все, приехали! В советское время для политработников основной угрозой от НАТО были солдаты, по национальности чеченцы. Их не ставили в караул, на боевое дежурство, выше ефрейтора воинское звание старались не присваивать - они больше привлекались для хозяйственного взвода работать на складе: вещевой или продовольственный. Были тогда такие солдатские должности.
Как только система политработников развалилась, мы получили то, что получили. Как говорится, парни пришли из армии домой и стали доказывать, что их зря обидели тем, что не доверяли. Как уже потом стало ясно, стрелять их учили другие, так называемые наемники. В этом случае говорят: дураку не докажешь, а умный человек поймет. Для доказательства - две военные кампании и пушечное мясо необученных солдат на родине чеченских солдат запаса.

Это говорит о том, что и в советское время военная воспитательная система совершенством не обладала, особенно в этом направлении, по этому абзацу. А что тогда говорить сегодня. Тем более уже есть своя головная боль всей армии с берегов Каспийского моря. Это не разглашение какой-то тайны, но если в банке с

огурцами есть инфекция, то, как ты стеклянную банку крышкой железной не закрывай, они все равно взорвутся.

Вот пятое направление из семи нравится всем. Это базовый принцип дедовщины, неуставных взаимоотношений между военнослужащими, и если хотите, суицидальных явлений, а если короче, то самоубийств. При условии, если все, о чем будет сказано ниже, нарушать.

Итак, пятое из семи: проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства.
"В каком бы состоянии командир не был, какие бы обстоятельства его не окружали, служебные или личные,- говорит командующий объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Иванов,- он ни в коем случае не должен оскорблять военнослужащего. Например, для молодого лейтенанта это может стоить профессионального роста, а для офицера, у которого более двадцати пяти календарных лет безупречной военной службы созреет свое особое мнение, как о командире, так и о Вооруженных Силах. Такое мнение лучше не озвучивать".
Уже озвучены все прелести денежной пирамиды, а в нашем случае это своя пирамида, которая более опасная. Представьте, командир, а это вершина пирамиды, в разное время, по делу, вроде безобидно, оскорбил своих подчиненных, тоже командиров на порядок ниже. Те сообразили, что это действие ненаказуемо, и оскорбили тоже на порядок ниже, но всех подряд, и так дошло дело до сержантского состава.
И тут срабатывает чисто российский принцип - а почему нам нельзя? Ведь никто не запрещает! Но уже с добавлением рукоприкладства со стороны сержантов или старослужащих дедов по отношению к молодым солдатам за их мелкие непонимания по службе. А ведь никто не подскажет, что так делать нельзя, на вершине пирамиды, чтобы погасить все сразу.

Значит, скоро наступит действие Закона, и суд признает виновными тех, кто нанес побои различной степени тяжести, а это будут солдаты, а значит, в атаку пойдут комитеты солдатских матерей и так далее.
Что будет с пирамидой, тоже объяснять не надо. Все скажут, что рыба гниет с головы, а чистят ее с хвоста. Отсюда и книги по организации воспитательного процесса в армии имеют много воды, которой всегда хватало только чтобы смыть чешую хвоста.

Самое модное направление, которое набирает неописуемый авторитет в связи с предстоящим реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, так это шестое из семи.

Вот эти слова из четвертого абзаца: принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Но для реализации этого модного направления необходимы денежные вложения, и немалые. Командиры обычно чаще используют свое право, которое начинается от слов "при необходимости".

Например, для офицеров, прослуживших 25 календарных лет и более, главной целью остается получить долгожданную квартиру в том регионе России, где пожелают.
"Все офицеры, которые увольняются в запас по предельному возрасту пребывания на военной службе, а это от 45 лет и выше, в установленном порядке получат квартиры,- говорит командующий объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Иванов,- об этом уже заявили не только президент и премьер, но и главком ВВС России".
Командиров больше всего радует седьмое направление: создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

Для реализации этого направления не требуется особых навыков воспитательной работы. Есть у военнослужащего способности, давай развивай на благо своих сослуживцев, а нет, то сиди. Простора для творческих поисков много. Но радоваться еще рано.

"По мнению военных теоретиков и аналитиков, появился новый вид боевых действий. Это информационное психологическое противоборство,- говорит командующий объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Иванов,- которое используется как эффективный способ достижения политических, экономических и военных целей еще до этапа применения военной силы. То есть оружие, с минимальными потерями. Поэтому и слухи непонятные появляются в этом потоке информации".

А они то и мешают нормально функционировать, государству и Вооруженным Силам Российской Федерации. Но не только им.

Принимая решения на основании слухов о том, что кто-то где-то о ком-то сказал, в тридцатые годы прошлого столетия гибли лучшие люди, настоящие профессионалы своего дела. А из-за кого? Из-за тех, кто в своих интересах распространял различные слухи.

Не умеем мы извлекать уроки из нашей истории.

Так что, командиры, даже в таком вопросе как воспитание подчиненных должны быть начеку и твердо уяснить одно, что в армию идут не развлекательные программы смотреть, а учиться военному делу настоящим образом для того, чтобы защитить свое Отечество.

Валерий Иванов, Командующий Краснознаменным Дальневосточным объединением Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, генерал-лейтенант

Сергей Роща, Помощник командующего Дальневосточным объединением ВВС и ПВО по информационному обеспечению, подполковник.

15.12.2008,
www.viperson.ru

viperson.ru

viperson.ru

Док. 532496
Перв. публик.: 15.12.08
Последн. ред.: 21.10.10
Число обращений: 1

  • Иванов Валерий Михайлович
  • Роща Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``