В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Духовность - как понятие и проблема Назад
Духовность - как понятие и проблема
Сегодня духовность, наверное, - наиболее употребляемое слово. О ней пишут и говорят очень многие, от самых "верхов" до "кухонь". Духовность рассматривают как некое явление, особо присущее России. В ней видят источник и средство вывода страны из многолетнего кризиса и отсталости. От нее ждут не только преображения всех нас, но и влияния на другие народы.
Если опираться на историческое наследие, то среди носителей духовности, на которые возлагаются основные надежды, обычно называют православие и гуманистическую мысль России конца XIX - начала ХХ веков (художественную и философскую литературу). Нет никаких сомнений в том, что в этико-эстетическом отношении, в привлечении внимания к самым глубинным началам человеческой жизнедеятельности данные носители составляют великое достояние, содержат в себе могучий потенциал и кредо чувств и разума. Здесь нечего оспаривать, ибо лучшие творения российской культуры (вшироком смысле) давно восхищают весь просвещенный мир.
К сожалению, на этой констатации, как правило, и останавливаются все суждения о нашей духовности. И в сотый, а может быть и в тысячный раз ее проповедники обращают внимание на чудную загадку "Троицы" Андрея Рублева - "умонепостигаемого единства Истины, Добра и Красоты" (начало XV в.) и на таинства других шедевров, которые золотой россыпью разбросаны по нашей земле. И цитируют, и цитируют хвалебные оды наших и чужеземных мэтров по их поводу.
Но мало кто, к тому же глубоко, серьезно, размышляет над тем, почему же наши история и быт, светская и религиозная власти, поступки и действия большинства из уже ушедших и живущих, состояние наших домов и земель, почти все вокруг нас, весьма и весьма далеки от того, что любят именовать Соборностью, Логосом, Духом, Психеей, Любовью, Космосом, Милосердием и другими словами "высокотворящей" мысли. Хотя бы над элементарными, простыми вопросами: ведь православие существует свыше тысячи лет, изобразительное искусство (от рублевской иконографии) - несколько сот лет, от универсальности А.С. Пушкина прошло более полутора веков, так почему же все это духовное богатство так слабо "сработало" в истории и мало ощутимо сегодня?
Может быть, если вдуматься, что-то уязвимое таится в самой духовности, может быть, в ней существуют какие-то противоречия, инертные качества, слабости, которые не позволяли и не позволяют ей реализовывать свои возможности? Ведь ничего не бывает без причины, без импульсов и источников. Ведь если существуют какое-то явление, отношение, процесс, то они непременно действуют, реализуют себя в жизни.
Духовность есть продукт и содержание сознания, конструкция мысли, хотя она и может материализовываться в многочисленных творениях, которые в свою очередь тоже влияют на сознание. Для того чтобы сохраняться, духовность должна воспроизводиться, причем не схоластически, а именно через реальную жизнь. Вот тут-то и начинается "узловая" точка размышлений, анализов и оценок. Одни посылки и следствия из них возникают при рассмотрении духовности в качестве некоей локальной мыслительной структуры, доступной лишь "посвященным" - элите, снобам, эстетам, одаренным, "продвинутым" (по нынешней терминологии) и иным "особым", и другие - при увязывании духовности с судьбой собственного Отечества.
Любовь к Отечеству и служение ему - это не фраза, а реальная философия, идеология и психология человеческой жизни, сущность ее самореализации. И если нам дорого Отечество, то любое человеческое деяние (духовное, душевное, физическое) нельзя не соотносить с пользой для него и только на этой основе оценивать. Возможно, какие-то абстрактные суждения и значимы сами по себе или для их авторов, но мне представляется, что шкалой измерения мыслей, чувств и поступков нас - сыновей и дочерей Отечества - является состояние и качество жизнедеятельности самого Отечества.
С этой точки зрения, т.е. озабоченности судьбой Отечества и влияния на его развитие в иерархической структуре нашей духовности, можно выделить несколько уровней (или срезов, пластов).
Самый "высокий", абстрактно-логический, занят в основном домыслами (иногда и поисками) в области метафизического, трансцендентального, потустороннего, вселенского, Шамбалы, экстрасенсного и иного подобного, где нет инструментария практической выверки, но зато "свободная" мысль может летать, куда и как хочет. Здесь никто даже не задумывается над тем хотя бы, почему же Е.Блаватской, которая не отличалась добродетелями, Господь (Вселенский Разум) надиктовал то, чего он не дал ни Моисею, ни Христу, ни Будде, ни Мухаммеду - основателям мировых религий и сынам Божиим?
Чуть более направленный к земле, к нам - людям, уровень составляет православие (наиболее массовая религия в стране). Оно, в силу длительности исторического действия, несет первостепенную ответственность за все, что было в стране и со страной. И если не всякое зло делалось руками Церкви, то ее иерархи всегда благословляли наших власть имущих - князей, царей, императоров и иже с ними. Своеобразно отношение православия к судьбе собственной страны. Его вроде бы не касалось то, что происходило с нами. Именно православие выступало против преобразований Петра I, и он был вынужден прекратить патриаршество и создать Святейший Правительствующий Синод. Нельзя забывать и о том, что в начале ХХ века православие противилось процессам индустриализации страны, без которой мы бы давно были чьей-то колонией. И сегодня - в эпоху нашего национального кризиса, постиндустриализма и информатизации - православие скорее занято своим обогащением и возвеличиванием, чем образованием и вспомоществованием своей паствы. До сих пор оно не ведет службу на русском языке, не вышло за ограды своих роскошных храмов, повернуто мыслью к староотцам (III - VIII век) и утешает нас воздаянием справедливости после смерти (спасением). Не очень верится, что именно так заповедал Иисус Христос.
Большое место в нашей духовности занимает философско-художественный уровень, традиционно обращенный к душе человека, к его совести, сердцу, нравственности и красоте. В рамках этого "пласта" написаны тысячи трудов, создано изобилие произведений искусства. Здесь господствует действительное великолепие мыслей и чувств. Вот только непонятно, почему люди, воспитанные на такой духовности, столь жестоки друг к другу, с таким удовольствием проливают кровь своих братьев и сестер по духу. Ведь весь ХХ век и правые, и левые в борьбе между собой постоянно опирались на данное духовное наследие и вызывали ненависть к "другому" (непохожему, "противнику", оппоненту и т.д.). Разве этот уровень не способствовал тому, что наше сознание расколото на враждующие части уже не одно поколение? Мало в нем и ответов на вопросы о том, что же все-таки с нами происходит. Не все так однозначно, как многим представляется.
Глубока роль в судьбе Отечества политико-идеологического уровня духовности, который связан с властью, воспроизводит ее или находится к ней в оппозиции. Что и как делала власть в нашей истории, хорошо известно, вот только не всегда объяснимы основания и причины ее решений. Причем это относится ко всем трем типам властвования: самодержавного, коммунистического и демократического. Особенно с точки зрения их отношения к производительным силам страны. Нельзя сказать, что слишком убедительны и критики власти. Они чаще всего воспринимают ее просто отрицательно, без анализов и оценок.
Вообще приходится отмечать, что в данном уровне духовности много легковесности, конъюнктуры, субъективизма, корысти и безответственности. Редко кто стоит на объективных началах и в своих программах, концепциях, литературных произведениях и нормативных решениях по-настоящему задумывается об их созидательном влиянии на сознание, поведение и деятельность людей и, соответственно, развитие страны. Всегда и почти все говорят о могуществе и процветании России, но на практике это что-то не очень наблюдается.
Наиболее действенным и практичным является, конечно, научно-технический уровень духовности, хотя он почему-то не признается принадлежащим к ней. Именно он создал "вторую" природу, или все, что обозначается термином "индустриальная цивилизация". Как раз его влияние на жизнь людей наиболее глубоко, наглядно и предметно. Благодаря ему нас окружает множество технических средств и технологий, обеспечивающих для большинства (по крайней мере) определенный комфорт и благополучие. Он же сохраняет и наш государственный суверенитет.
На этом уровне преобладают научный, т.е. реально выверяемый, подход, точный эксперимент, практическое использование результатов мышления, деловитость, прагматизм и другие явления, которые крайне необходимы для существования и развития страны. Научно-техническая мысль есть основа и источник решения основных проблем производительных сил. Кстати, в таком контексте можно рассматривать и подлинно научную общественную мысль, которая исходит из объективных закономерностей.
Особое значение, в силу массовости, надежности и искренности, имеет в духовности естественно-общественный уровень, созданный и поддерживаемый так называемым простым народом. Это народные традиции, национальная культура, обычаи, менталитет, даже языческие стереотипы и многое другое, в рамках чего повседневно живут люди - рождают детей и хоронят близких. Здесь ощутимее всего привязанность к Отечеству: надо - трудятся на него за кусок хлеба, надо - спокойно за него воюют и умирают. Лишь потом (и другие) приписывают им героизм, мужество и что-то еще "возвышенное". А для них самих Отечество есть все, и они не понимают иного к нему отношения. Подавляющее большинство таких людей и сохранили нашу страну, несмотря на революции, войны, реформы, предательство и иные негативные, разрушительные деяния более "продвинутых" личностей.
Поэтому, когда говорится о духовности, то для начала не мешало бы определиться с тем, о чем идет речь и какой ее уровень подразумевается. Нужна дифференциация и конкретизация суждений, иначе, при неопределенности, можно что угодно провозглашать или о чем угодно спорить совершенно произвольно, руководствуясь всего лишь личными вкусами, а то и собственными, порой меркантильными, интересами. В духовности содержится огромный "набор" идеалов, ценностей и целей, которые предопределяют сознание, поведение и деятельность людей. Сегодня, в условиях свободы, плюрализма, глобализации, всемирного информационного обмена этот "набор" необычайно расширился и усложнился. У людей появилась возможность выбора своих ориентаций.
Однако на этом нельзя ставить точку. Если бы человек жил вне общества и сполна отвечал за свои дела, то другим было бы все равно, какой он предпочитает выбор и что из этого у него получается. К сожалению, мы все взаимосвязаны и взаимозависимы, в результате чего за ошибки, преступления, заблуждения и корысть одних обычно приходится расплачиваться другим и, в конечном счете, Отечеству. Логично, что в реальной жизни выбор духовности небезразличен обществу, тем более у нас, где распространен анархизм поведения и слишком мало интеллектуального согласия. В духовности индивидуализм неизбежен (у каждого свои тело, душа и дух), но его надо все-таки соотносить с Отечеством, на его судьбу проектировать, поскольку гражданин всегда связан со своим государством и в своих правах и свободах весьма зависим от его силы и авторитета.
Духовность многообразна, ее корни находятся в "седой старине", а может быть, где-то и еще за "семью печатями". Она сопровождает историю людей и меняется вместе с ней. На каждом историческом повороте, в свете новых проблем важно правильно определиться в том, что из нее конкретно можно взять для сегодняшнего дня и, разумеется, укрепления России. Всеядность и разбросанность по любому досужему уму здесь вряд ли нам помогут. Пора на чем-то останавливаться и его делать опорой нашего духовного развития.
Созданная в России духовная продукция свидетельствует о большом таланте ее народа, об огромном его творческом потенциале. Надо бы научиться этот источник развития вводить в дело, реально и эффективно использовать для подъема страны.

Григорий Васильевич АТАМАНЧУК
д.юр.н., проф., заведующий кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы РАГС при Президенте РФ

www.ni-journal.ru

Док. 532231
Перв. публик.: 12.12.04
Последн. ред.: 12.12.08
Число обращений: 187

  • Атаманчук Григорий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``