В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Степанченко: Знаем, помним и сохраним для потомков! Назад
Валерий Степанченко: Знаем, помним и сохраним для потомков!
Вот уже четвёртый десяток лет я живу и тружусь на Крайнем Севере, в прекрасном и единственном городе на Полярном круге - Салехарде. Он был основан русскими первопроходцами, коми - зырянами и вольными казаками в 1595 году. Хотя возможно указанная дата и не является истиной, ведь на этой земле люди селились значительно раньше. Но сегодня указанное летоисчисление общепризнанно. Хотя имеющиеся археологические факты говорят о том, что древность культуры, которая была здесь ранее, возможно значительно старше христианства.

Это место обживалось людьми более четырёх тысяч лет назад, (Подтверждение тому `Усть-Полуйская культура`, раскопки свидетельств которой проводились, начиная, с тридцатых годов прошлого века и продолжают проводиться в настоящее время в Салехарде на берегу реки Полуй в районе `Гидропорта`) а может быть и раньше. Ведь неспроста же древние люди выбрали это место. А ведь в те далёкие времена им небыли ведомы и доступны богатства недр, которыми пользуются нынешние поколения. Значит, было здесь что-то притягательное, к чему они стремились. И это благое место досталось ныне живущим салехардцам.

Уверен, что земля обдорская обладает некой аурой, которая несет память обо всех предыдущих поколениях, которые жили раньше, растили детей, создавали свои духовные и материальные ценности, умирали и снова возрождались в новых поколениях. Видимо в этот период и зародился генотип обдорского северянина, его духовные начала, отзывчивость, доброта, упорство в достижении целей, стремление помочь, общность и терпимость к другому человеку, народу и так далее. Я убеждён, что в настоящее время здесь в сибирской глубинке, как нигде больше, у проживающих народов сохранён этот изначальный духовный генотип. И если России суждено возродиться в её былом историческом предназначении, то оно пойдёт именно отсюда.

В этой связи полагаю, что сегодня довольно сложно и спорно признавать титульность того или иного этноса, населяющего этот край земли. Ведь во времени все относительно и ещё неизвестно, какие открытия принесёт наука в будущем и какой этнос тогда может претендовать на то, что он титульный. Но, уважать культуру, традиции людей, которые жили ранее и живут сейчас, знать и сохранять их нужно, несомненно. Поэтому народу, этносу, да и каждому человеку, обязательно следует изучать и помнить свои родовые корни, семейную историю и традиции, а так же мест проживания. К сожалению, мы живущие в современном мире, далеко не всё доподлинно знаем о прошлом своего рода, да и более чем четырехсотлетней истории нашего города, округа, не говоря уж о прошедших тысячелетиях.

Справедливости ради надо отметить, что, интерес к этим пластам истории с каждым годом растёт. Я убеждён, что история - это питательная среда (почва) для сегодняшнего дня и зарождения завтрашнего. В этой связи отрадно отметить, что в конце двадцатого века, начале двадцать первого эта тенденция в обществе активизируется. Вместе с тем, на мой взгляд, в большинстве своём современники ещё не в полной мере осознают важность получаемых знаний, сохранения старых свидетелей прошлого и бережного к ним отношения. Особенно те от кого это зависит. Сегодня проще снести ветхое строение, как упоминание о старом, возведя на этих местах новое, порой совершенно не отвечающее традициям и культуре, живших на этой земле поколений. Умолчать либо переиначить, приукрасить неудобные на взгляд современных политиков факты истории. Но всё это от `лукавого`. И здесь как никогда актуальны слова известного русского историка девятнадцатого века С.М. Соловьёва: `Историю нельзя изменить, у неё можно только учиться`.

Пользуясь общественной безропотностью и безразличием `вершители судеб`, все чаще позволяют себе не обращать внимания на мнения, предложения и требования, отдельных, на их взгляд, возмутителей спокойствия, личностей и групп, которым небезразлична судьба страны, Ямала, Салехарда, их история и жизнь будущих поколений. А жаль ведь в пластах истории, как на специальном носителе информации можно найти ответы на многие проблемные вопросы современности. Нужно только захотеть их увидеть, прочесть и осмыслить.

Но этот носитель, к сожалению хрупок и при определенном неуважительном к нему отношении легко и безвозвратно уничтожается. Этим людям следует осознать, что при такой позиции будет как в поговорке: `что имеем, не храним, а потерявши плачем`. А ведь последующие поколения непременно предъявят свой счёт, который нечем будет оплатить. По этой причине, другие, понимающие, что такой подход безнравственен и губителен для общества все активнее и активнее проявляют себя, формируя азы гражданского общества.

В авангарде этих неугомонных можно вполне назвать неформалов, краеведов и старожилов. Собственно тех, из кого и должно формироваться современное гражданское общество. Их дела и голоса всё громче и зримее. Благодаря их стараниям в Салехарде и в целом на Ямале появляются новые памятники, открываются неизвестные ранее страницы истории и главное идёт осмысление и переосмысление прошлого. И что самое важное это происходит в молодежной среде. Отрадно, что в их ряды вливается молодёжь, а значит, старшему поколению есть, кому передать свои знания и принципы. Поэтому у салехардской и ямальской общественности есть будущее, несмотря на то, что сейчас все острее проявляется расслоение населения по уровню достатка. Эта тенденция наблюдается и по стране в целом. Властей же различного уровня, к сожалению, очень часто, в ожидании указаний сверху, устраивает `поза страуса`.

Вместе с тем считаю, что в этот период очень важно объективно оценивать складывающуюся ситуацию и принимать соответствующие меры по устранению зарождающегося в обществе внутреннего напряжения. Одна из причин связанна с тем, что у народа, как носителя власти, эту власть перехватили некие `вершители` далёкие от чаяний самого народа. Кажущееся бездействие общества чревато последствиями, которое при желании можно спрогнозировать, зная хорошо исторические факты и аналоги, как ближайшие, так и дальние и не только нашего российского развития, но и мирового. Поэтому необходимо вовремя устранять возникающие негативные общественные правоотношения, не замалчивая их, а устраняя концентраторы напряжённости. Попытки сегодняшних политиков на местах, да и в центре, оперативно исправлять положение дел, пока в зачаточном состоянии и порой напоминают `броуновское движение`, которое зачастую вызывает у людей непонимание и раздражение.

Эти мысли не рождены спонтанно, а навеяны встречами и беседами со многими людьми, различного возраста, пола, положения в обществе, национальности и верования, проживающими в разных регионах России. Суждений много, но все практически озабочены единым - это заботами о будущей жизни, своей, своих детей и внуков.

Полагаю, что вера в будущее является одним из главных двигателей прогресса и показатель здоровья нации. Будет вера в будущее, подкреплённая сегодняшними действиями власти и процессами в обществе, будет жизнь, и соответствующее продолжение рода в каждой семье. Не будет веры в будущее у конкретного народа, страны, постепенно уйдут они с мировой арены, как бы этому не препятствовали. А ведь вера в будущее зарождается в прошлом, в том числе с уверенностью в то, что наши предки, власти, делали все возможное, чтобы мы не повторяли их ошибок, а продвигали их достижения и гордились предыдущими победами.

И начинать, в этом вопросе, на мой, взгляд, нужно с самого близкого, для каждого из нас - изучения своей родословной. Восстановления истории семьи, места, где родился и живёшь, народных традиций, обычаев, да и просто старых слов и понятий, которые бытовали в прошлом. И которые, по сути, часто характеризовали душу народа, посему вряд ли будет справедливым забывать их.

К, сожалению, в недалеком прошлом этому должного внимания не уделялось, а порой жёстким образом пресекалось. Историю семей, в то время можно было знать, только начиная с 1917 года, да и то не всем. А что происходило ранее, для большинства было за запретной чертой. Традиции, культура, песни, слова и понятия предавались забвению. Но ведь в них как раз и была душа народа. Посему не имея этой связи, поколения росли бездуховными, родства не помнящими. А ведь оглядываться назад, как сказал Дж. Вашингтон, нам следует ради извлечения уроков из прошлых ошибок. Кому-то это было неинтересно, кому-то безразлично, кому-то не выгодно, а кто-то просто боялся хранить, либо знать историю своих предков, так как она не вписывалась в идеологию того времени.

Поэтому и многие вопросы истории народов, казачества оставались и остаются без ответа, хотя востребованость в их изучении не проходит, а становится всё острее. Ведь до середины тридцатых годов в СССР, только казаков, в основном русских, с южных районов России репрессировано более миллиона человек.[1] При их переселении в Сибирь были образованы Коми-Пермяцкий, Остяко-Вогульский (ныне Ханты - Мансийский автономный округ) и Ямальский (ныне Ямало - Ненецкий автономный округ) округа, в которых было образовано 650 населённых пунктов, сформированных из казачьих переселенцев. В этот же период казаками - переселенцами осваивали засушливые районы Дагестана, Калмыкии, а также свинцовые рудники Северной Осетии.[2] Не отголоски ли тех жестоких событий сегодняшние споры и кровопролития, которые потрясают Россию и её бывшие территории?

Через это прошла и моя семья, принадлежавшая к старейшему кубанскому казачьему роду, которому в 2005 году исполнилось 225 лет. Несомненно - это не конечная дата, а та которую удалось установить по архивам. Сохранившийся в записях Государственного архива Краснодарского края Степан Степанченко на сегодня является прародителем моего рода. Хотя, конечно и до него были предшественники, но пока они не найдены, а возможно и утрачены в веках. Так вот, от этого казака кубанской станицы Пашковской и ведется мой род.

Из архива я получил подтверждение и информацию о трех ветвях рода Степанченко, в которых представлены более восемьдесят персон.[3]Точное место рождения моего прапрапрапрапрадеда пока не установлено, так как станица Пашковская, а вернее тогда это был Пашковский курень, была основана в 1794 году в числе тридцати восьми первых куреней Черноморского войска, при его переселении на Кубань из Приднестровья. Своё название станица получила в честь куренного атамана и войскового судьи запорожского казачьего войска - Пашко, который жил в первой половине семнадцатого века. За добросовестность и нравственную чистоту запорожцы после его смерти и назвали один из куреней (поселений) в его честь - Пашковским. Разместилась станица на берегу реки Карасун, которая протекала в девяти верстах от Екатеринодара. Степан Степанченко же родился приблизительно в 1780 году, тоесть ещё до переселения.

В дальнейшем вся моя родовая линия была связана с этой станицей, которая занимала ведущее место на Кубани. В 1798 году в станице была построена Введенская церковь. К 1821 году в ней насчитывалось уже 165 домовладельцев. В девятнадцатом веке в Пашковской нашёл образы и написал этюды для картины `Запорожцы пишут письмо турецкому султану` великий русский художник Иван Репин. Известность станицы в те годы отмечалась тем, что станичные кузнецы и гончары славились на всю округу. Недаром про тех пашковских гончаров даже сочинили поговорку: `Не святые горшки лепят, а пашковцы`. В 1908 году в станице открылась гимназия, и началось строительство первой трамвайной линии до Екатеринодара, которая действует уже сто лет. Но главным занятием кубанских казаков всё же была воинская служба.

Продолжая рассказ о родословной, хочу отметить, что Екатерина- вторая, разгромив в 1775 году запорожских казаков - людей вольных, переселила их сначала на Буг и Днестр, а затем в 1792 году, уже в составе Черноморского войска, началось переселение на Кубань.

Поэтому возможно сохранившаяся запись о казаках Войска Запорожского, 1649 года, Бутурлинского полка, где говорится о Василии и Федоте Степанченко - казаках храбрости невероятной возможно имеет отношение к моему роду. Но это всего лишь предположение. Зафиксировано упоминание фамилии Степанченко и в 1598 году в Ярославской губернии, в которой проживал литейщик - Данил Макарович Степанченко, участвовавший в литье церковных колоколов.

Кстати, по материнской линии родословная также связана с Запорожскими казаками, ведь фамилия её рода - Яковенко упоминается в списках казаков Запорожского войска Пашковского куреня с 1756 года. Казаки с такой фамилией упоминались в списках станицы Пашковской в 1821-1898 годах. Но доподлинно установить степень родства по этой ветви пока не удалось. Поэтому родоначальником фамилии Яковенко в первом поколении условно можно считать Федора Яковенко из Пашковской, от которого пошёл род моей мамы. По времени это конец восемнадцатого века.[4] В целом же по маминой ветви рода Яковенко удалось установить более сорока имён.

К сожалению, молох репрессий не минул и семью моей мамы. Её отец и мой дед Кирил Миронович Яковенко родился в станице Пашковской в 1902 году, образование пять классов, с 1923 по 1925 годы служил в Красной Армии командиром орудия. С 1931 года проходил службу начальником автохода Краснодарской городской пожарной части. В 1942 году по навету политрука, был осуждён только за то, что позволил себе высказать такие вот, к примеру, мысли:

`В капиталистических странах говорят рабочим плохо, а у нас хорошо, потому что нельзя говорить. Хочешь, не хочешь, `а жить стало лучше и веселее`;

` Советское правительство до такой степени додумалось, что брать деньги за обучение. Вот Вам и учись, обратно вышли на старый лад, все богатые сумеют выучить своих сыновей, а наш брат останется в станице Пашковской`;

` Красная Армия не обеспечена вооружением, питанием, кормят плохо, одевают плохо, в Армии измена среди командно- начальствующего состава и потому наши всё время отступают`[5].

Военный трибунал войск НКВД приговорил его по 58- й Статье, как `врага народа` к восьми годам лагерей и трём годам поражения в правах. Умер он (согласно записи в деле) в ноябре этого же года в Приволжском исправительно-трудовом лагере, где-то в Саратовской области. Было ему тогда всего сорок лет. Все последующие годы его жена (моя вторая бабушка) Елена Степановна Яковенко (в девичестве Чумак, родилась тоже в станице Пашковской 3 июня 1903 года) прождала ждать его из заключения, испытывая все последствия в отношениях к жене ` врага народа`. Умерла она 21 июля 1967 года, так и не дождавшись добрых вестей о нём. Похоронена бабушка Лена на старом Пашковском кладбище. Попытки моего отца найти в те годы следы Кирилла Мироновича результатов не дали. И только 15 сентября 1989 года Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР признала обвинение необоснованным и реабилитировала моего деда из-за отсутствия состава преступления.[6] О чём мы узнали уже в двадцать первом веке, после повторных запросов. Мои попытки найти место его захоронения пока, к сожалению, не увенчались успехом. Есть несколько ответов из Саратовской области, но все они разнятся.

Это, по сути, и стало первопричиной моего активного участия в организации установки памятного камня, посвящённого памяти репрессированных в Салехарде. В результате чего, на алее у здания Ямальского Полярного агропромышленного колледжа 30 октября 2002 года и был установлен этот памятный знак. Уже стало традицией ежегодно 30 октября в день памяти репрессированных проводить городской митинг и возлагать цветы. Делает это и моя семья, вспоминая те горькие события, как по моей линии, так и по линии моей жены.

Продолжая описание рода Степанченко - установил, что у Степана в 1802 году родился сын Иван, который имел жену Василису. У них было трое детей: Прохор (1824 г. рождения), Александр (1833г рождения) и Георгий (1845г рождения). Далее родословную линию продолжил Прохор Иванович с женой Агафьей (1827г рождения), у них было семеро детей, Григорий, Петр, Александр, Яков, Мария, Ирина и Федор.

Прохор Иванович был справным казаком. Службу проходил на Кавказе с 1847 по 1869 годы. Участвовал в боях. В возрасте сорока семи лет, отслужив двадцать два года урядником, 10 февраля 1869 года был уволен в отставку. За годы службы награждён серебряной медалью `За покорение Западного Кавказа`, бронзовой медалью `В память войны 1853-1856 годов` и крестом `За службу на Кавказе`. Кроме того, в семье хранится бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. К сожалению, кому она принадлежала, установить не удалось.

Будучи в отставке, Прохора Ивановича 28 января 1872 года станичники избирают казачьим судьей. Этот традиционный казачий Суд не был государственным органом, но согласно традициям в казачьей среде играл большую роль в обеспечении обычного права и порядка в станице. Членами станичного суда всегда избирались самые уважаемые станичники, казаки, имевшие жизненный опыт, знавшие и чтившие обычаи предков. Кроме того, Прохор Иванович был грамотным и умел писать.

Не могу не привести слова сохранившегося клятвенного обещания, которое Прохор Иванович давал в присутствии священника Карпа Гнивы (фамилия священника в архивном документе читается нечётко, поэтому возможно иное прочтение) и станичного атамана Миргородского после избрания: ` Я, нижеименованный обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием и миротворящим крестом Господа, хранить верность его Императорскому Самодержцу Всероссийскому, исполнять свято законы Империи, творить службу по чистой совести и долгу присяги без всякого в чью-либо пользу, лицемерия и поступать во всем соответственно звания мною принимаемого, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законам и Богом на страшном суде Его. В удостоверение сего, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь`.[7] О добросовестном исполнении своих судейских обязанностей, согласно данному им клятвенному обещанию, говорит то, что земляки повторно избирали его на эту должность.

Родовую линию продолжил Яков Прохорович, родившийся 20 марта 1858года. У него с женой Прасковьей было два сына: Степан и Сергей. Их семья имела 18 десятин земли. Следует отметить, что традиционно у казаков было установлено, что при рождении дочери - семье полагалось дополнительно три десятины земли, а при рождении сына шесть десятин.

Далее нашу ветвь рода продолжил Сергей Яковлевич (1883 года рождения), у которого было трое детей. По воспоминаниям моего деда, его отец Сергей Яковлевич был инструктором в казачьей школе расположенной в городе Екатеринодаре. (возможно это была полковая школа, так как в перечне казачьих военных учебных заведений того периода такой школы я не обнаружил). Погиб он предположительно от ранения в 1917 году. Других данных не сохранилось.

В настоящее время уже общеизвестно, что первыми кого коснулась репрессивная политика тоталитарного режима, оказались русские и изначально это были казаки. Под этот молох попала и жена Сергея Яковлевича - Екатерина с младшим сыном, которая была репрессирована во время расказачивания и выслана из станицы Пашковской, как говорили в семье, в Сибирь, а куда конкретно сведений не сохранилось. (Старший сын, мой дед, тогда уже был женат, жил отдельной семьей и его не тронули. Такая версия, по крайней мере, бытовала в нашей семье в те годы). Попытки отыскать более конкретные сведения о Сергее Яковлевиче и его семье в настоящее время пока не осуществимы, в связи с тем, что метрические книги церквей станицы Пашковской не сохранились, а другие источники, по которым можно было бы восстановить интересующие данные, в архиве отсутствуют или сохранились не полностью.

Единственной возможностью почерпнуть дополнительные данные о родословной это материалы из музея Кубанского казачьего войска, который находится в США в городке Нью-Джерси. В двадцатых годах прошлого века реликвии кубанского казачества были вывезены за границу в Югославию, а затем в годы лихолетья второй мировой войны в США. Вот в них, возможно, и есть дополнительные сведенья, но пока у меня нет возможности воспользоваться ими.

Следующим представителем рода был мой дед Сергей Сергеевич, который также родился в станице Пашковской 4 октября 1904 года. У него и, моей бабушки Марии, родившейся 29 августа 1907 года, было два сына: Иван (12 августа 1926 года рождения), мой отец и Борис (4 августа 1928 года).

Сергей Сергеевич прошёл всю Великую Отечественную Войну с 22 октября 1941 по 23 июля 1945 года. Его боевой путь пролегал от отрогов Северного Кавказа до предгорий Австрийских Альп. Почти через 60 лет после войны, 2003 году я побывал в Вене - столице Австрии, которую освобождал Пятый Донской гвардейский казачий кавалерийский корпус и возложил цветы к памятнику воинам - освободителям народов Европы от фашисткой чумы. Ведь в освобождение этой земли есть вклад и моего деда.

В центре Европы на гранитном монументе я прочёл: `Гвардейцы! Вы честно служили Отчизне. От стен Сталинграда Вы к Вене пришли. Для счастья народа Вы отдали жизни вдали от родимой советской земли. Слава Вам - храбрые русские воины! Ваше бессмертие над Вами встаёт. Доблестно павшие, спите спокойно, Вас никогда не забудет народ!`.

Гвардии старший сержант - кубанский казак, командир орудия, за личное мужество и отвагу, проявленную в боях, был награждён самыми почитаемыми и уважаемыми на фронте солдатскими медалями: `За отвагу`, `За боевые заслуги`, а также `За оборону Кавказа`, `За взятие Будапешта`, `За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.` и восемью благодарностями Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.

Он защищал Северный Кавказ, освобождал города - Мариуполь, Волноваха, Чаплино и Барвенково. Участвовал в окружении немецко-фашистской группировки в районе городов Звенигородка и Шпола, в уничтожении окружённых немецких войск в районе Корсунь-Шевченковского плацдарма. На территории Румынии освобождал город Роман, в Венгрии города: Дебрецен, Ньиредьхаз, Надьканеж и её столицу Будапешт. Войну он начинал командиром отделения в Десятом Кубанском кавалерийском полку, а с апреля 1942 года продолжал воевать уже командиром орудия в Пятом Донском гвардейском казачьем кавалерийском корпусе. После войны ему вручили орден `Отечественная Война` второй степени. Были у него и награды за труд. Две серебряные и одна бронзовая медали участника ВДНХ, а так же ряд почётных грамот. Среди наград есть карманные часы `Молния`, которые и сейчас идут секунда, в секунду напоминая мне о нём.

В настоящее время эти реликвии (Военный билет, благодарности Верховного главнокомандующего, награды, часы), хранятся у меня в семье. Награды вывешены в детской комнате, так же, как и награды моего отца и наших предков, восстановленные мною. Есть в этой комнате место и нашим с женой знакам отличия, а также различным грамотам наших детей.

После войны и до пенсии Сергей Сергеевич работал сначала авиамехаником, затем старшим техником 218-го Краснодарского авиаотряда, где готовил к полётам самолёты ПО - 2 и Ан - 2.Погиб он трагически - осенью 21 сентября 1986 года, после получения в Краснодарском районном военном комиссариате ордена `Отечественной войны`. Война все же отомстила старому казаку-гвардейцу. Примечательно, что трамвай сбил его прямо против памятника освободителям Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Похоронен он на Славинском кладбище г. Краснодара, рядом с женой Марией Власовной, которая умерла раньше. (3 апреля 1981г.) Бабушка Мария (в детстве я называл её бабуня) была добрейшей души человек. Она же меня и крестила, так как в казачьей семье просто невозможно было быть не крещённым. В годы фашистской оккупации, оставаясь на вражеской территории в станице Пашковской до её освобождения, старалась прокормить и сохранить своих сыновей. А это в то суровое время было непросто.

Мой отец Иван Сергеевич тоже воевал, уйдя на фронт 18 апреля 1943 года в семнадцать лет, после освобождения Краснодара от фашистов. Демобилизовался он только 23 декабря 1946 года. Во время войны был награждён медалями `За боевые заслуги` и `За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.`. Сержант Иван Сергеевич Степанченко был командиром восьмидесяти пяти - миллиметрового зенитного орудия и оборонял Днепрогэс. Имел почётный знак `Отличный артиллерист`. При этом его батарея располагалась на острове Хортица, где исторически находилось Запорожское казачье войско, впоследствии переселённое Екатериной Второй на берега Чёрного моря и далее на Кубань, образовав уже Кубанское казачье войско. Только в июне 2003 года мне удалось побывать на Хортице, поклониться казачьим святыням и местам боевой юности отца, увидеть Днепровские пороги и опустить в воду вместе с Запорожскими казаками православный крест с горящими свечами в память обо всех погибших казаках. И, конечно же, отведать казачий кулеш с дымком и горилкой, сваренный на берегу Днепра, услышать под сенью деревьев вольные - задорные песни и песни- былины о событиях давних лет. Теперь напоминает об этом горсть земли привезённая мной оттуда.

Свою боевую награду артиллерист, командир орудия заслужил за сбитый немецкий самолёт- разведчик, который, по словам пленённого экипажа, выполнял важное задание. И в случае его удачного исхода им было обещано освобождение от дальнейшего участия в боевых действиях и получение вилл на берегу Средиземного моря. Но зенитчики под командованием моего отца помешали сбыться этим планам.

После войны отец окончил вечернюю школу, авиационное училище, педагогический институт по специальности учитель истории. Трудился он авиационным мотористом, механиком, техником, а затем, переучившись, перешёл на лётную работу. За свою авиационную жизнь он освоил самолёты По-2, Ан-2, Ил-14, работая в 218-м Краснодарском и 77- м транспортном Ростовском авиаотрядах, налетав 500 тысяч километров. И Ли-2, Як-40, Ту-124, Ту-134 и Ту-154 уже в 209-м Минераловодском авиаотряде Северо-Кавказского управления Гражданской авиации. Приказом Министра Гражданской авиации СССР от 8 августа 1966 года за высокие производственные показатели ему было присвоено почётное звание `Отличник Аэрофлота`.

За годы лётной работы он побывал не только во всех концах СССР, но и за рубежом. Ему довелось осваивать первые полеты из Минераловодского аэропорта за границу, в частности в столицу ГДР Берлин. Лётную работу завершил в пятьдесят семь лет в должности старшего бортинженера первого класса Минераловодского обьединённого авиаотряда, налетав безаварийно одиннадцать тысяч часов. К сожалению,14 апреля 1986 года сердце ветерана не выдержало, ведь он всегда был в гуще событий, как на предприятии, так и в городе, да и в крае. Его ценили, подтверждение тому множество почётных грамот, как от командования авиаотряда, так и от городских и краевых властей.

Он был награждён медалью `Ветеран труда`, юбилейными медалями: `Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.`, `50 лет Вооружённых Сил СССР`, `За доблестный труд`, `Тридцать лет Победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг.`, `Сорок лет Победы в Великой Отечественной воине 1941-1945гг.`, `70-лет Вооружённых Сил СССР`, двумя медалями (бронзовой и серебряной) участника ВДНХ, а в 1986 году уже посмертно награждён орденом `Отечественной войны` второй степени, который пришлось получать мне. Последнее его воинское звание - старший лейтенант ВВС.

И только после его смерти я узнал, что во время войны он был контужен, скрывая это не только от медкомиссий, но и от домашних. Видимо это и сыграло роковую роль. Похоронен он в г. Минеральные Воды Ставропольского края рядом с аэродромом и взлетающие самолёты салютуют ему рёвом своих двигателей.

Младший брат моего отца Борис Сергеевич родился 4 августа 1928 года также в станице Пашковской. Сразу после войны проходил службу в пограничных войсках на Западной границе в Молдавии, где в то время было много бандитских формирований и остатков фашисткой агентуры. Воинское звание у него было младший сержант. У Бориса Сергеевича в семье родились две дочери - Татьяна(18 сентября 1957г.) и Лариса (25 января 1967г). Обе проживают в Краснодаре. У Татьяны есть сын, а у Ларисы - дочь. После службы всю жизнь он проработал водителем в совхозе `Пашковском`. Награждён знаком `Отличный Шофёр`, ` Победитель социалистического соревнования` (не однократно). Участвовал в автомобильных соревнованиях. Был победителем в автогонках на грузовиках. Умер 8 мая 1994 года. Похоронен на Славинском кладбище города Краснодара рядом со своими родителями.

В город Минеральные Воды наша семья переехала в 1962 году, в связи с тем, что отца из Ростовского авиаотряда, перевели в 209-й Минераловодский объединенный авиаотряд. Он был в составе первого экипажа, которому было поручено готовить другие экипажи для освоения нового, на тот период, реактивного пассажирского самолета Ту-124.[8]Моя мама Нина Кирилловна (В девичестве Яковенко) родилась 23 июня 1929 года тоже в станице Пашковской. Трудовую деятельность начала в 20 сентября 1945 года на Краснодарском краевом телеграфе морзистом. Последние годы работала в санитарной части Минераловодского объединённого авиаотряда в регистратуре ремонтного завода Гражданской авиации N 411. В настоящее время на пенсии. Живет в городе Минеральные Воды. Награждена медалью `Ветеран труда`.

Так случилось, что я последний, кто родился, как все мои предки по отцовской и материнской линии в станице Пашковской. Девятым поколением рода Степанченко стали наши с женой Людмилой Алексеевной, родившейся на Ямале в поселке Шуга, Надымского района в 1953 году, четверо детей. Анастасия (20 ноября 1980г), Иван (10 января 1983г), Сергей (3 августа 1984г) и Екатерина (2 октября 1990г). Все они сибиряки с кубанскими корнями, родились в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, единственном городе на `Полярном круге`, которому уже более четырех сотен лет. Мои два внука родились уже в славном городе на Неве.

Поиском родословной я занялся еще в 80-х годах прошлого века, с расспросов моего деда Сергея Сергеевича, которому в то время было уже за восемьдесят. От него я узнал о его отце Сергее Яковлевиче, деде Якове Прохоровиче и прадеде Прохоре. (Отчество он уже не помнил) Все они были служивыми казаками. Так получилось, что в семье сохранилось мало старых фотографий. На одной из них (предположительно 1913-1914 годов), изображены казаки станицы Пашковской. В центре фотографии мой прадед Сергей Яковлевич. По воспоминаниям Сергея Сергеевича, дом наш тогда располагался на окраине станицы, имелась кузница. И когда казаки разъезжались со службы в отпуск по своим домам, то обязательно заезжали к своему сослуживцу. Там их всегда радушно встречали. В один из таких дней они и сфотографировались на память во дворе дома, который и сейчас еще стоит. В нём в середине XX века сразу после рождения, я и провёл первые годы своего детства, пока мой отец не построил рядом свой дом, в который мы перешли жить.

Теперь это уже не станица, а современный район города Краснодара на пути из аэропорта в краевой центр. В память о некогда существовавшей станице Пашковской, давшей по существу начало городу Екатеринодару в моем паспорте осталась запись о рождении. Это навсегда сделало меня станичником, а не горожанином, чем я откровенно горжусь. Улица Почтовая, дом 113(в то время) стал моим `родовым гнездом`, помнящим мой первый детский крик. И детские уличные сражения с деревянными пиками, и шашками. И шалости, и купание в Кубани, и рыбалка на Карасуне, и сбор реликвий прошедшей войны и более давней старины, и радости участия в глиняных замесах, когда собиралась родня и вся улица.

Лошадьми, а зачастую ногами месили глину с соломой для изготовления самана (большого глиняного необожженного кирпича, высушенного на жарком кубанском солнце). Из него потом всем миром строили дом. А вечером после работы собирались участники этого общественного труда во дворе под виноградными лозами, пили свое домашнее виноградное сухое вино и под звёздным иссиня-чёрным бархатом ночи пели старинные казачьи песни.

Что я босоногий малец мог тогда понимать? Но исподволь брошенные в детскую душу зёрна сопричастности к этим людям, к их общинному труду, рассказам стариков с их специфическим говором, песнями и необычной одеждой, дали всходы, разрослись и реализуются всю последующую мою жизнь. И я буду, счастлив, если хоть частица этого прорастёт в душах моих детей и внуков.

А как не вспомнить берега Кубани, которая протекала в те годы недалеко от моего дома. (В последствии, к сожалению, на том месте было построено водохранилище, для развития массового рисоводства, названное Кубанским морем. Но это привело только к загрязнению самой реки и её нерестовых плавень.) Зачарованную красоту высоких круч и степных курганов, зарослей вековых ив и дубов. А ночную рыбалку на сомов с друзьями отца, когда сом мог запросто перевернуть лодку с ловцами. А костёр, когда его отблески отражались в водах реки, а тени прыгали по зарослям ивы и глиняным кручам и подмытым курганам, на которых когда - то, возможно, дежурили казачьи дозоры, а ещё раньше, возможно и прародители всех славян - русы-индоарии, скифы. Всё это вызывало в детском воображении различные образы, страхи и, конечно же, гордость за свою сопричастность ко всему этому.

Кубань, подмывая глиняные кручи и часто, как на чертеже, обнажала турецкие, а возможно и более древние скифские захоронения, и естественно у воды можно было найти различное старинное холодное оружие. Чем мы ребятишки, да и взрослые пользовались.

Но берега Кубани хранили и следы боёв Великой Отечественной войны. В детстве у многих из нас были кинжалы, шашки и штыки от трехлинеек, пулеметные ленты, патроны и остатки снарядов как наших, так и немецких. Все это использовалось в наших играх в `войнушку`. Бывали, конечно, при этом и трагические случаи, подрыв станичных пацанов. Были среди них и школьные друзья. Но жизнь есть жизнь и мы особо-то не обращали внимания на страх взрослых, на их нравоучения и взбучки. Бегали мы ловить ` краснопёрок` (небольшая рыбка с красными плавниками) и на старый, заросший камышом Карасун. Так шли детские годы.

Мы с упоением слушали воспоминания взрослых, участников, тогда ещё недавних боёв, к стати довольно откровенных и детализированных, примеряя себя, а смогли бы мы так. Эти рассказы порой были для моего детского восприятия непонятны, в части того, что в них была жестокая реальность войны. Но с годами, накопившимся опытом и знаниями я отчётливо понимаю истинный смысл и мудрость тех рассказов. Но тогда мы росли, мечтали и воспринимали мир, какой он был. И эти детские, и юношеские впечатления остались на всю жизнь в тайниках памяти и думах о возможном, когда-то возврате под кроны старых деревьев и своды южного, высокого, в бесконечных россыпях звёзд неба. Поэтому мысли отражённые в стихах моего земляка С.Ф. Гончаренко, в которых говорится:

` Где-то там, где десять лет я небыл, -

Нет, наверное, все двадцать лет,-

Над станицей Пашковскою небо

Источает прежний вещий свет

Карасун весь пересох, наверно,

Нет, поди, вдоль берега бахчи,

Но в ночи всё так же соразмерны

Гроздья звёзд мерцанию свечи,

Трепетанью виноградных листьев,

Стрёкоту невидимых сверчков,

Памяти о прадедах и свисте

Залихватском, конных казаков.

Там, под сенью старой шелковицы,

Может быть, и спиленной уже,

Дай-то Бог навеки поселиться ей,

Моей тоскующей душе`,

останутся моей несбыточной душевной потребностью. А напоминает мне о том периоде жизни частица земли, которую я привёз с собой на Север. К сожалению, в жизни так случается, что не все как детские, так и взрослые мечты реализуются.

Поскольку дед и отец работали в Краснодарском авиаотряде, а аэродром от дома был недалеко, то я часто бегал к ним на работу. Видел самолеты, сидел в кабинах По-2, Ан-2, вдыхая их особый авиационный запах бензина, масла, полотняной обшивки и деревянных деталей, двигая ручку управления и штурвал. Часто, лёжа в пшеничном поле, когда колосья почти с тебя ростом и слушая трели жаворонка, наблюдал, как надо мной на фоне бесконечно голубого, с прожилками перистых облаков неба, взлетали эти нехитростные самолёты.

Позже, когда отец стал летать на пассажирском самолёте Ил - 14, выполняя рейсы из Ростова на Дону в Сочи (аэропорт Адлер) через Краснодар, я, зная расписание, прибегал на аэродром и вместе с ним в кабине экипажа летел в Адлер, наблюдая воочию работу экипажа. А по возвращению в Краснодар, отец летел дальше, а я бежал домой, провожая взглядом его самолёт, который пролетал практически над крышей нашего дома. Были и случаи, когда мне давали `порулить`, сидя на командирском месте и, наблюдая за показаниями приборов, прикасаться к святая святых - штурвалу самолёта.

Как после этого не влюбится в авиацию и не мечтать о ней? Но для этого, уже тогда было понимание, что нужны знания и здоровье. Поэтому, поступив в первый класс Пашковской семилетней школы N 59, кстати, бывшей до революции казачьей, осознанно грыз гранит науки. И, в общем, это давало свои результаты. После переезда семьи в другое место жительства продолжил обучение в школе города Минеральные Воды Ставропольского края.

Окончил в 1967 году среднюю железнодорожную школу N 111, чуть-чуть не дотянув до серебряной медали. Помня о необходимости иметь крепкое здоровье, в школьные годы увлекался туризмом, облазив с друзьями все близлежащие горы Кавказских Минеральных вод. Участвовал в археологических раскопках захоронений древних аланов, для чего приходилось забираться в их могильники, вырубленные под землей. И сидя там, в темноте при свете свечи рыться в вековой маслянистой пыли, отыскивая различные черепки, бересту и т.д. При этом, совершенно не обращая внимания на то, что те места кишели кавказскими змеями, которые грелись наверху на камнях и шипели, когда мы проходили мимо. А жили то они в этих самых могильниках. Но нас это тогда не страшило и к нашему счастью ни с кем ничего серьезного не произошло. Приходилось испытать себя и в экстремальных условиях, спасаться в горной пещере, таща на себе ночью мокрые, заледенелые палатки, которые затапливала быстро наполнившаяся от дождя и мокрого снега горная река, в районе `Медовых водопадов`, что находятся в предгорьях города Кисловодска. В общем, интересных событий и испытаний было много.

Вторым увлечением был бокс. Жили мы тогда в авиагородке и во дворе, было много мальчишек, которых взялся тренировать бывший боксер, штурман Ли-2 Михаил Гукасов. Вот он из нас и делал бойцов. Особых достижений не было, но мы участвовали в соревнованиях между собой, ездили в другие города. А потом, поскольку практически все мы были дети летного состава, и нам предстояло проходить врачебно-лётную комиссию, при поступлении в лётные училища, нам, конечно, объяснили, что бокс для будущих пилотов не совсем `правильный спорт`. Поэтому с боксом пришлось расстаться. Но бойцовская закалка осталась на всю жизнь.

Сразу после окончания школы и неудачного с первого раза поступления в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков пошёл на работу рабочим в отдел главного механика (ОГМ) линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских (ЛЭРМ) Минераловодского обьединённого авиаотряда, переименованных затем в авиационно-техническую базу (АТБ). Через год, мечтая стать непременно морским лётчиком, повторил попытку поступить в тоже Ейское училище. Но даже отличные оценки (только одна четвёрка) и успешное прохождение медицинской комиссии не дали возможность стать курсантом училища. Причина проста, зачислили суворовцев, а нас тех, кто ещё не служил в армии, не взяли.

Дальше служба в Северной группе войск в 255- м гвардейском Краснознамённом мотострелковом полку, который дислоцировался в Польше. Знаменит он был тем, что в годы Великой Отечественной войны его бойцы в Сталинграде пленили фельдмаршала Паулюса. Окончив на отлично учебное подразделение и получив звание сержанта, продолжил службу в должности командира отделения, заместителя командира взвода батальонной разведки и старшины роты. Завершил службу в звании гвардии старшины, отличника Советской Армии и в 1971 году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации на механический факультет. Все шесть лет возглавлял комсомольскую организацию факультета, на учёте которой стояло около двух тысяч комсомольцев. Избирался членом райкома комсомола. Участвовал в организации и деятельности студенческих строительных отрядов института. В этот период работал на строительных площадках молодых тогда городов Нижневартовска и Мегиона Тюменской области. В 1973 году был комиссаром студенческого строительного отряда `Авиатор`, который трудился в городе Приаргуньске, посёлках Кличка, Устьцурухантуе и других местах Даурской степи, Читинской области, где когда-то отбывали каторгу декабристы. Занимался акробатикой.. Прошел парашютную подготовку и совершил свой первый прыжок на киевском аэродроме `Чайка`.

Годы учёбы в этом ведущем авиационном ВУЗе страны дали хорошую подготовку и позволили успешно освоить вертолёт Ми-6А уже в Салехардском объединённом авиаотряде, куда был направлен после окончания института. Хотя готовил себя, изучая Ту - 154, к лётной работе на нём. При этом всегда мечтал работать на Крайнем Севере. После окончания военной кафедры и специализации по эксплуатации военных самолётов Миг-21, Ту-16, Ту-22 и Ту-95 в 1977году получил звание лейтенант-инженер Военно - Воздушных Сил (ВВС). В настоящее время имею звание подполковника запаса.

И вот уже четвёртый десяток лет живу и тружусь в Салехарде, сначала авиатором, а затем на различных выборных должностях в органах власти города и Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь я встретил Людмилу Показаньеву, свою будущую супругу и 12 апреля 1980 года в день `Космонавтики и всемирной авиации` образовалась наша семья. Людмила северянка родилась 19 сентября 1953 года в посёлке Шуга Надымского района в семье репрессированных, а затем реабилитированных с Урала. В тот период работала секретарём Салехардского горкома комсомола. С тех пор мы идём по жизни вместе.

В Салехарде родились и выросли четверо наших детей. Старшая дочь Анастасия окончила Санкт-Петербургскую педиатрическую академию. Обучается в аспирантуре по своей специальности. У неё родились два сына - наши внуки. Старший сын Иван отслужил в специальном подразделении Внутренних войсках, рядовой. Стал отличником службы, награждён казачьей медалью `Атаман Платов`. Завершил инженерное обучение в академии связи имени Бонч - Бруневича, трудится и получает второе высшее экономическое образование. Средний сын Сергей отслужил в морской пехоте Северного флота. Имеет казачью награду серебряный `Сибирский крест`. В настоящее время старший матрос завершает образование в Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Санкт - Петербурге на юридическом факультете. Младшая дочь Екатерина в 2008 году окончила одиннадцатый класс первой Салехардской гимназии и поступила в Санкт- Петербургский Государственный университет на журналистский факультет.

Жене Людмиле Алексеевне Степанченко Указом Президента РФ присвоено почетное звание `Залуженный учитель`. Этим отмечен многолетний труд в Салехардском медицинском училище в качестве преподавателя и воспитателя студентов. А в 2007 году ей за родительский подвиг пожалован орден `Святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских` второй степени. Она `Ветеран труда`, `Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа`.

За годы работы в Салехарде мне посчастливилось активно участвовать в возрождении казачества Сибири, Урала и Семиречья. Организовывать возведение нескольких памятников в городах Салехарде и Лабытнанги репрессированным, умершим строителям 501- й сталинской стройки. А также воссоздавать вместе с ныне покойным академиком, доктором архитектуры А.В. Ополовниковым деревянные строения по образцу семнадцатого века - это Владимирскую часовню и Никольскую башню.[9] Довелось принимать решение о передаче православной общине помещение спортивной школы, бывшее ранее храмом Святых Апостолов Петра и Павла, которое в дальнейшем было восстановлено и стало святыней Салехарда. Награждён рядом государственных и общественных наград, имею почётное звание `Ветеран труда`.

Казаки Сибири доверили пост сначала первого заместителя атамана Сибирского казачьего войска Союза казаков России, а затем первого заместителя атамана Союза сибирских, уральских и семиреченских казаков. А на `Покрова Божьей матери`, то есть 14 октября 2008 года, приказом атамана Союза сибирских, уральских и семиреченских казаков, назначен атаманом Обско-Полярной казачьей линии, которая объединяет семь казачьих округов Ямало-Ненецкого автономного округа. Активно участвовал в создании казачьего хора, становлении и развитии казачьего кадетского движения в средней общеобразовательной школе N 4 города Салехарда. Имею чин полковника Союза казаков России. Увлекаюсь историей и правом, а так же более тридцати лет восточными единоборствами. Имею `Первый Дан` (чёрный пояс) по каратэ Кёкушинкай. Сертификат, о чём был вручен мне Президентом международной федерации по этому виду спорта господином Мукушимой лично во время проведения международных соревнований, которые проходили в 2004 году в Салехарде.

Подготовил и издал монографию об истории казачества `Казачьему роду нет переводу!`, а также `О геральдических символах Ямала в законах и постановлениях`, `Словник юридических терминов`, `Реформирование и становление органов государственной власти Ямало- Ненецкого автономного округа (1993-1995г.г.)`, ` Законы Ямало-ненецкого автономного округа (1995-2003г.г.)` в 4-х томах. Кроме того, в соавторстве изданы пособия по правовым вопросам. Имею ряд научных публикаций по становлению и развитию органов местного самоуправления и государственной власти автономного округа.

В 2001 году краеведы Ямала доверили мне возглавить возрождённую, региональную краеведческую организацию `Обдория`.[10] С моим активным участием появились несколько периодических печатных изданий и учреждено городское телевидение. Среди этих изданий городская газета `Полярный Круг`, страница Назовского казачьего округа `Становление`, (редактором которой являюсь с первых дней её выпуска), газета `Сибирские казачьи ведомости`, а также газеты `За ЖИЗНЬ!` и `За СПРАВЕДЛИВОСТЬ!` Мне довелось стоять у истока `Российской партии `ЖИЗНИ` и партии `Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь` на Ямале.[11]

Жизнь продолжается в детях и внуках. Ещё многое предстоит сделать, продолжая изучать родословную. Ведь, говорил же один из героев Андрея Платонова: ` Без меня народ не полный!` Эту мысль дополнила член Российского отделения Международного комитета по сохранению культурного наследия при ЮНЕСКО Елена Александровна Ополовникова словами, `а без казачьей самобытности не полна культура России и сама жизнь Отечества[12]`.

Я полагаю, что это может стать лейтмотивом всех тех, кто интересуется своими корнями. И как знать, каких глубин можно достичь в этом важном начинании. Ведь жизнь бесконечна, как в прошлом, так и будущем! Убеждён, что сбором, изучением своей родословной, нужно заниматься буквально во всех семьях. И я знаю салехардцев, которые `больны` этим поиском и составлением генеалогического древа, но каждый идёт своим путём, а ведь есть уже накопленный опыт. А посему видимо настало время таким энтузиастам объединиться, создав свою организацию, возможно под названием `Мой род, моя гордость!`


[1] Казачество в истории России. Краснодар, 1993. С. 125

[2] Русские на Северном Кавказе. Сборник документов и материалов. М., 1995.С.284

[3] Письмо Российского общества историков- архивистов. Москва. 29 сентября 2003 года, N С-72-73/2. Архивная справка Государственного архива Краснодарского края. Краснодар, 1 сентября 2003 года, N 88-Т

[4] Архивная справка Государственного архива Краснодарского края. Краснодар, 1 сентября 2003 года, N 87-Т

[5] Из личного дела Государственной Безопасности СССР осуждённых Яковенко К.М. и Тарана С.М., 1942год. (Автор ознакомился с материалами дела 26 мая 2000 года в Салехарде в помещении ФСБ РФ по ЯНАО)

[6] Письмо УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Краснодар, 17 ноября 1998 года, N 1/ 1/ 6-С-1594

[7] Государственный архив Краснодарского края. Краснодар, фонд N 162, опись N 1, дело N 58, лист 12-12об.

[8] Очерки из истории гражданской авиации на Северном Кавказе. Политический отдел Северо - Кавказского управления гражданской авиации. Ростов - на - Дону, 1967. С. 57

[9] А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова. Древний Обдорск и заполярные города - легенды. Серия: Древнерусское деревянное зодчество. Вып.1. М., ОПОЛО, 1998.С. 196

[10] Лучшие люди России. Энциклопедия. В. 2ч. - М., издательство СПЕЦ- АДРЕС,2007.Выпуск 9. С. 619

[11] Личный архив автора

[12] В.И.Степанченко. Казачьему роду нет переводу! Очерки истории казачества. Санкт - Петербург. ООО `ПОЛИГРАФСтайл`,2001

12.12.2008

www.viperson.ru

Док. 532096
Опублик.: 12.12.08
Число обращений: 10

  • Степанченко Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``