В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Валерий Степанченко: Остаточная деформация Назад
Валерий Степанченко: Остаточная деформация
С председателем Комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, председателем Совета регионального отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Валерием Ивановичем Степанченко мы встретились на следующий день после того, как президент страны зачитал свое послание Федеральному Собранию и накануне принятия окружного бюджета на следующие три года. Столь судьбоносные для всех нас темы и определили вектор нашего разговора.

- Судя по посланию президента, изменения в нашей жизни должны произойти значительные. Как Вы относитесь к предложениям президента по реформированию избирательного законодательства и реорганизации Совета Федерации?

- Мы уже привыкли к тому, что послание президента - это попытка активизировать
общество в том или ином направлении. Если предыдущие послания были сконцентрированы на экономических проблемах развития страны, то сейчас президент явно сделал акцент на жизненных, социальных вопросах. Слово "справедливость" Дмитрий Медведев упоминает в своем выступлении одиннадцать раз. Это говорит о многом. Раньше нас учили, что закон надо выполнять, не думая о том, хорош он или плох. Сегодня же мы начинаем исходить из того, что высшая ценность в государстве - жизнь человека.

И даже изменения в формировании Совета Федерации, о которых говорил президент, направлены именно на это: дать возможность субъектам иметь в этом органе власти своих региональных представителей, чтобы они могли отстаивать интересы конкретных групп населения.

- Таким образом, члены верхней палаты российского парламента будут ощущать большую ответственность перед своими избирателями

- Совершенно верно. Это будет подстегивать избранного на Ямале представителя в Совет Федерации работать так, чтобы не было стыдно перед ямальцами. Вот сейчас говорят о том, что при выборах по партийным спискам ответственность перед людьми повышается. К сожалению, из опыта работы получается наоборот: у депутатов при такой системе увеличивается корпоративная, а не личная ответственность перед избирателями, поэтому сохранение одномандатных округов необходимым на всех уровнях представительной власти. К стати наша партия по этому вопросу уже высказывалась, поддержав идею возвращения формирования федеральной Думы, как по партийным спискам, так по одномандатным округам на равных условиях.

- Президент уделил много внимания и формированию институтов гражданского общества в стране

- Да, и впервые признал, что формируются они у нас сверху, волевым решением органов власти. Конечно, нам хотелось, чтобы эти организации начинали действовать как можно быстрее, и поэтому пришлось создавать их таким образом. Но ведь гражданские институты, созданные по распоряжению сверху, практически не работают. Кроме бесконечного количества заседаний, результата от них пока нет. Так что, сейчас крайне важно наладить деятельность общественных организаций в стране таким образом, чтобы они могли влиять на происходящие в стране процессы. В том числе влиять и на решения всех уровней власти.

Например, недавно в Москве я участвовал в парламентских слушаниях по проблемам деятельности учреждений исполнения наказаний. С 1992 года в стране было осуждено пятнадцать миллионов человек. Но мы продолжаем ужесточать правовую ответственность. За экономические проступки все чаще привлекаем к уголовной ответственности, сажаем людей за решетку. Сколько бы мы не говорили о том, что эти учреждения исправительные, люди после тюрьмы лучше не становятся. За мою более чем тридцатилетнюю практику работы по изучению ситуации в исправительных колониях на Ямале, лишь один человек действительно сумел кардинально переломить собственную судьбу в лучшую сторону после отбывания наказания.

Зачем нам отправлять правонарушителей в таком количестве в лагерь, если они не представляют угрозу жизни и здоровью окружающих? Ведь можно при определенных ограничениях оставлять их на воле и, например, принуждать к необходимым для государства видам работ. Ведь тогда и семьи не будут разрушаться, и государство не будет тратить средства на их содержание.

Сейчас мы взялись за борьбу с коррупцией. К сожалению, если проанализировать наше законодательство, можно найти очень много норм, которые вынуждают либо чиновника, либо просителя идти на коррупционные нарушения. Вот, скажем, выдумали правило, чтобы наши пенсионеры представляли справки с мест отдыха для оплаты гарантируемого для них льготного проезда. Думаю, чиновники в южных регионах этому только обрадуются: появится новый повод для дополнительного заработка. Ведь в федеральном законе такой услуги у муниципалитетов не предусмотрено.
Несправедлива, на мой взгляд, и норма о том, что льготный проезд для пенсионеров предоставляется только в плацкартном вагоне. Почему пожилые люди должны ехать двое суток с Ямала на юг, испытывая такие неудобства?

Еще одна проблема, которая меня сегодня волнует, - работа так называемых "телефонов доверия". У нас открыто рекламируется возможность анонимных доносов. При советской системе мы уже прошли через период засилья анонимок. Сегодня мы снова возвращаемся к этому. Увеличение анонимок в депутатской почте, на мой взгляд, свидетельствует о том, что люди стали бояться открыто высказываться, и власти стоит задуматься о прорехах в своей публичной работе. Но как исправить эту ситуацию, если на государственном уровне анонимки начали поощрять?..

Словом, проблем, которые нам нужно решать с помощью институтов гражданского общества, много. Необходимо сделать так, чтобы люди не боялись органов власти, чтобы они сами становились инициаторами позитивных изменений в решении социально-экономических вопросов развития государства. И в обязательном порядке имели действенный механизм контроля за деятельностью исполнительной власти.

- Кстати, об этом Дмитрий Медведев тоже говорил в своем послании Федеральному собранию

- Да, мои ожидания в этом отношении он также оправдал. Помню, что еще в 1995 году ямальские депутаты предлагали наладить такой публичный контроль за исполнительной властью автономного округа со стороны регионального парламента. И вот сегодня президент обратил внимание на то, что исполнительная ветвь власти получила приоритет над представительными органами: и на федеральном, и на региональном, и на местном уровне. А должно быть как раз наоборот: надо опираться в первую очередь на те ветви власти, которые представляют интересы человека, а не государственных структур.

- Какова, на ваш взгляд, ситуация взаимоотношений исполнительной и представительной власти на Ямале?

- На Ямале нам удалось добиться плотного взаимодействия между всеми ветвями власти. Ведь и депутатский корпус, и административные структуры сформированы из соратников, которые уже умеют не перешагивать через рамки социальной ответственности перед ямальцами. Все наши действия, все решения исполнительной и законодательной власти изначально нацелены на то, чтобы не принимать действий в ущерб жизни людей. Поэтому и нет жесткого противостояния у нас между исполнительной и представительной властью. Но конечно, бывают случаи, когда депутаты не принимают, например, расходную часть бюджета, предложенную администрацией. Но тогда создается согласительная комиссия, все спорные моменты разрешаются при совместном обсуждении.

В теории металла есть такое понятие: остаточная деформация. Это когда деталь после изгиба выправляют и снаружи она дефекта не имеет, но на структурном уровне деформация, тем не менее, остается. Остаточная деформация советских авторитарных времен у нас в мозгах еще не исчезла. И поэтому нам предстоит еще ни один год бороться с проявлениями сложившегося в те годы бюрократизма. Это одна из причин, почему так сложно идут процессы всех сегодняшних реформ. Мы еще не привыкли к тому, что при решении всех жизнеопределяющих вопросов надо ставить во главу угла интересы человека, а не мнение управленцев. Кстати, именно поэтому я и мои однопартийцы по "Справедливой России" поддерживают систему выборов в местные органы самоуправления "пятьдесят на пятьдесят", когда половина депутатов выбираются по партспискам, а половина - по одномандатным округам.

- В последнее время отказаться от одномандатников призывают все чаще

- Еще раз повторю: это не приближает власть к населению, а людей - к власти. Сразу вспоминается лозунг "Планы партии - планы народа!" Я бы не хотел повторения нашей истории в подобном контексте.

- Судя по выступлению президента перед Федеральным Собранием, есть у него намерение облегчить доступ в Госдуму РФ и для тех партий, которые не смогли пройти семипроцентный барьер.

- Он верно заметил, что многие миллионы людей проголосовали за своих кандидатов, но не обрели своего представителя в Госдуме из-за этого барьера. Каким образом это право будет реализовано технически и юридически, пока не ясно. Но, думаю, не такая уж это и проблема.

- А как вы относитесь к предложению об увеличении срока полномочий президента и парламента?

- Сегодня уже для всех очевидно: срок полномочий должен быть наиболее адекватным нашим современным условиям деятельности органов власти. При этом мне согрело душу то, что Медведев выступает за то, чтобы не было каких-либо конституционных изменений в нашей жизни. Я всегда очень настороженно отношусь к любым изменениям в основном законе страны.

- Валерий Иванович, мы беседуем с вами накануне принятия параметров окружного бюджета на 2009-2011 годы. Насколько он будет отличаться от бюджета нынешнего? Какие приоритеты в развитии Ямала он преследует?

- В новом бюджете мы стараемся сохранить расходы на все социально-значимые проекты. Но, конечно, отличает его большая экономичность, более серьезная продуманность финансирования всех расходных мероприятий. Если сравнить рост бюджета автономного округа за последние годы, то можно сказать - принимаемый бюджет будет несколько меньше. Я специально обратился в свои избирательный округ, чтобы муниципалитеты высказали свои планы развития территорий в ближайшие годы. Вот, например, Салехарду для того, чтобы продолжить работу по проблемам ветхого и аварийного жилья(а в Салехарде такого жилья более 140 тыс.кв.метров) и решения других коммунальных услуг, нужно затратить в будущем году дополнительно порядка шестидесяти миллионов рублей. А запланировано примерно десять миллионов рублей. Видите, какое значительное сокращение! Конечно, я понимаю, что найти дополнительные деньги в полностью требуемом объеме удастся вряд ли. Но буду стараться заострить внимание депутатов и администрации Ямала на этом вопросе. Шурышкарский район обосновывает свои затраты на сто три миллиона рублей. Также будем тщательно анализировать их планы развития.

Словом, соблюсти интересы всех муниципалитетов в рамках принимаемого бюджета будет непросто. Но мы, как и прежде, будем отдавать приоритет наиболее значимым жизненно-необходимым задачам. Это и развитие системы детских дошкольных учреждений и новое в системе оплаты труда педагогическим работникам и усиление обеспечения здравоохранения, и, конечно же, обеспечение граждан жильём. Поэтому, я уверен, бюджет не будет расходоваться на благо людям. И ямальцы, думаю, нам уже привыкли в этом отношении доверять. Ведь все люди видят, как и что у нас строится, какими социальными льготами мы пользуемся из года в год.

- А как выглядит ямальский окружной бюджет по сравнению с другими соседними регионами?

- Недавно к нам приезжали коллеги из Свердловской области. Они были удивлены количеством социальных программ, реализуемых на Ямале. Наш бюджет, кстати, вполне сравним по финансовым показателям с бюджетом свердловчан. Хотя, там проживает намного больше людей. Но мы несем непомерно большие расходы из-за сложной транспортной инфраструктуры и климатических условий жизни. Так что, регулирование бюджетных расходов в автономном округе, по мнению свердловских парламентариев, происходит на очень высоком уровне.

- А как складываются финансовые взаимоотношения с Тюменской областью? Ведь не секрет, что налоговые поступления ямальских компаний через перечисления в федеральную казну приходят затем в областную копилку.

- В прошлом году мы перечислили около восьми миллиардов рублей. Вернули - семь миллиардов. В 2009 году мы планируем перечислить одиннадцать миллиардов рублей. И будем решать совместно с тюменским правительством, на какие цели потратить эти деньги у нас на территории.

Вопросами взаимоотношений трех субъектов в составе Тюменской области я занимаюсь с первого дня. Программа "Сотрудничество", Совет трех губернаторов, Совет трех Дум - все это дает нам возможность максимально полно учитывать интересы всех категорий населения Ямала, Югры и юга Тюменской области. Самое главное, что мы выиграли, благодаря подписанным и пролонгированным соглашениям, - полномочия по формированию своего бюджета. И на сегодня, на мой взгляд, уже сформировано достаточно позитивное отношение федеральных структур к сложившемуся положению дел в наших трех регионах. Пользу от нашего взаимовыгодного сотрудничества видят все.

- Сейчас заканчивается реформа муниципальной власти, окончательно и бесповоротно регламентируется разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. Но уже сейчас ясно: многое в этих законах недоработано, мешает выполнять обычные житейские программы на местном уровне

- Да, такие примеры, к сожалению, есть. Например, мы приобрели два современных пассажирских теплохода. И они простояли год без работы, потому что регистрационная схема этой собственности невероятно запутана, и заниматься этим приходится в разных городах страны. Сейчас я как раз пишу письмо на имя председателя ГД ЯНАО, чтобы мы обратились в министерство юстиции с просьбой об открытии на Ямале полноправной службы, дающей возможность регистрировать собственность на месте. И подобных вопросов по разграничению полномочий накопилось, действительно, множество. Будем разбираться с ними согласно закону - другого пути нет.

- К сегодняшнему дню на Ямале развернулось большое жилищное строительство. Но вот в последнее время банки стали ужесточать требования к ипотечному кредитованию, сворачивают программы предоставления жилищных займов. В первую очередь от этого уже начинают страдать строители. Люди уже не в состоянии выкупать коммерческое жилье. Обратили ли ямальские власти внимание на эту проблему?

- Конечно, обратили. И сейчас мы как раз думаем над тем, что необходимо предпринять, чтобы не допустить снижения темпов жилищного строительства. Разрабатываем меры помощи и строительным фирмам и самым незащищенным слоям населения, для которых, в основном, и строятся квартиры в городах и поселках автономного округа. Проблема эта очень сложная, но мы будем принимать все необходимые меры, чтобы не допустить снижения темпов реализации жилищных программ на Ямале. Несмотря даже на то, что стоимость квадратного метра жилой площади продолжает дорожать или, во всяком случае, не снижается в цене соответственно финансовой обеспеченности граждан.

- Меня до сих пор удивляет, почему на государственном уровне в свое время не определили потолок сверхприбылей в жилищном бизнесе

- Так мы же с вами люди эмоциональные: перестали строить социализм и сразу решили построить капитализм. Причем, капитализм - неуправляемый. Вот и пожинаем сегодня плоды этой неуправляемости. Мы взялись за кардинальные реформы во всех сферах жизни. Но почему-то при этом с большим скрипом признаем собственные ошибки, которые в ходе реформ совершаем.

- Приведите пример таких ошибок.

- Например, меня сейчас очень сильно волнует ситуация со спешным внедрением единного государственного экзамена. Вед даже Президент в своем послании говорит о необходимости возрождении российского образования. Не о развитии или поддержке, а о возрождении - вот до чего дореформировались. В следующем году дети, которые не сдадут ЕГЭ, не получат аттестат о среднем образовании. Не имея аттестата о среднем образовании, молодой человек не сможет получить соответствующей специальности. И таким образом ему прямая дорога лишь идти грузчиком на рынок. Это - в лучшем случае. А в худшем - он пополнит ряды криминала.

- Во Франции, поэкспериментировав с ЕГЭ, от него отказались

- Да, а у нас в стране почему-то негативных сторон единого госэкзамена стараются не замечать. Хотя председатель нашей партии высказывается тоже о негативных последствиях "ЕГЭ", но министерство образования упорно стоит на своём. А школы, и высшие учебные заведения стараются обойти их любыми возможными способами. Почему же просто не внести необходимые коррективы, вместо того, чтобы придумывать сегодня пути, как его обойти?

- Скажите, а есть ли какой-нибудь механизм, позволяющий исправлять подобные ситуации на региональном уровне? Существует ли право вето у представительной власти субъекта на федеральные решения?

- Нет, такого права не существует. Единственное, что мы можем сделать, - не согласиться с принимаемым законом и высказать свои замечания. Но тут существует такая хитрость. Замечания из регионов федеральными органами власти принимаются только в том случае, если они высказываются и оформляются соответствующим образом одновременно и от исполнительной, и от представительной власти субъекта РФ. Иначе наше мнение не учитывается и не рассматривается. Что же касается ЕГЭ, то я планирую в самое ближайшее время инициировать рассмотрение этого вопроса на заседании ГД ЯНАО. Эта ситуация требует внимания и соответствующего обращения к федеральным структурам власти, что я уже предложил сделать депутатам Думы Ямала.
Много вопросов возникает и в связи с реформой здравоохранения. Врачам общей практики заработную плату повысили, а у специалистов узкого профиля вопросы остаются не решенными. Это несправедливо. Сейчас у нас уже сформировался дефицит этих специалистов. Они просто-напросто стали уходить на более выгодные должности. А к больному в стране относятся, как к потенциальному финансовому источнику.
Подобные половинчатые реформы разрушают системы здравоохранения и образования в стране. А ведь они у нас десятилетиями считались одними из лучших в мире. Поэтому, сегодня президент говорит о том, что все это надо возрождать
Самое же главное, что мы теряем при таких безоглядных законодательных реформах - разрушаем духовные основы общества. Не знаю, дают ли сегодня медики клятву Гиппократа, но вот у меня на стене висит клятва моего прадеда моего прадеда:
"Я, нижеименованный, обещаю и клянусь всемогущим Богом пред святым его Евангелием и миротворящим крестом Господа хранить верность его императорскому самодержцу всероссийскому исполнять свято законы империи, творить службу по чистой совести и долгу, присяге, без всякого в чью либо пользу, лицемерия и поступать во всем в соответствие звания мною принимаемому, памятуя, что я обо всем должен буду дать ответ пред законом и Богом на страшном суде Его".

Эту клятву мой предок, Прохор Степанченко, давал в 1872 году, когда его избирали станичным судьей. И она помогает мне по совести служить людям все эти годы.

- Спасибо большое, Валерий Иванович, за искренность.

11.12.2008
Беседовал Павел Разуваев

www.viperson.ru

Док. 531701
Опублик.: 11.12.08
Число обращений: 10

  • Степанченко Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``