В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Роща: На краю земли России Назад
Сергей Роща: На краю земли России
Три года назад, накануне визита Президента России в Японию, пришлось побывать в командировке на Курильских островах, побеседовать не только с теми, кто стоит на защите дальневосточных рубежей нашего Отечества, но и с жителями поселков. Тогда было заявлено о Федеральной программе по развитию Курильских островов. Что изменилось за это время, и почему по-прежнему люди покидают эти места? Обо всем в репортаже с Курильских островов.

Глава 1. Новых желающих там жить нет, только по призыву служить.

Большой аэродром города Хабаровска встретил новобранцев хорошей погодой. В этот день для воинских частей Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны отправлялась первая партия военнослужащих осеннего призыва 2008 года на один год не куда-нибудь, а на самый край земли российской, на Курильские острова. Самолет транспортной авиации объединения ВВС и ПВО уже готов к вылету: экипаж в самолете, списки пассажиров подготовлены, документы, и перевозимый груз у всех проверены установленным порядком. Осталось дело за погодой, а на островах она переменчива, поэтому вылет самолета откладывался.

И вот в небе над островами возникло окно! А точнее, это безоблачное пятно приближается по направлению взлетно-посадочной полосы аэродрома Буревестник расположенного на острове Итуруп. Сотрудники военной метеослужбы объединения ВВС и ПВО быстро провели расчеты и военный борт Ан-12, проведя посадку пассажиров, с задержкой на один час взмыл в воздух. Полет проходил без особых осложнений. На воздушном транспорте многие из призывников летели впервые, ведь до Хабаровска доставка проводилась поездом. Поэтому тем, кто боится высоты, на три часа нахождения в воздухе, старший группы порекомендовал уснуть на время полета, и пусть им присниться родимый дом. Как показывает опыт, психологически новобранцам это помогает, ведь они переживают большой психологический стресс, тем более часть времени самолет будет проходить над Охотским морем.

Пролетая материк так и было, но когда самолет пошел над водными просторами, здесь новички воздушных полетов примкнули свои взгляды к небольшим круглым окошкам. Все смотрели вниз с восторгом на плеск волн от сильного ветра, ведь это не река Волга, а почти океан. Но это чудо продолжалось недолго, самолет вошел в облака, а значит, и зрелище пропало. Теперь уже все обсуждали увиденное внизу и с нетерпением ждали встречи с Курильскими островами.

Служить по призыву на остров Итуруп отправились не только молодые парни от Хабаровского края, но и из Самарской, Кемеровской и Саратовской областей.
В числе самарских и саратовских нашлись как хабаровские, так и Курильские. Это редкий случай и хотелось бы на нем остановиться особо. А дело все в том, что те же Алексей Степанов, Виктор Пономарев, Игорь Самсонов, Василий Кречетов, Денис Бояров и еще до одного десятка фамилий, родились в Хабаровске и Хабаровском крае, а у Даниила Свешнева, Артема Курилова и Максима Сердюкова в документах указаны места рождения населенных пунктов расположенных на Курильских островах. Все они или из семей военнослужащих, которые потом убыли к новому месту службы в западные регионы страны, или родители по профессии учителя, врачи, строители, вынуждены были также покинуть дальневосточные земли в поисках лучших условий жизни.

В военных комиссариатах Самары и Саратова не было особых проблем, кого отправить служить на Дальний Восток. Желающие были уже к этому готовы, ведь когда еще удастся бесплатно, за исключением редких случаев, попасть на историческую родину.

Кто знает, может, в России изменения произойдут в лучшую сторону, и они пополнят ряды дальневосточников, где своей профессиональной принадлежностью к какой-либо профессии будут приносить пользу этой земле, как делали их родители, но не выдержавшие условий, которые выдвинуло им новое государство - Российская Федерация.

Через три часа полета воздушное судно начало снижаться и уже почти настоящие защитники Отечества опять все взгляды устремили в маленькие окошки, с надеждой увидеть Курильские острова с высоты птичьего полета. Но темно серые облака продолжали сопровождать полет самолета. Посадка выполнялась в сложных метеоусловиях, и экипаж успешно справился с поставленной задачей. Как только самолет коснулся бетонки, над островом появилась мощная туча, сразу задул сильный ветер и пошел пронизывающий дождь. Может боги были с нами, а может, и повезло, но в данном случае сработал профессионализм экипажа и военных метеошников. Расчет был сделан правильный, и самолет не пришлось возвращать назад, что в будущем избавит от лишних вопросов военной прокуратуры и Счетной палаты. А так бы пришлось еще раз выполнять этот же рейс, потом проводить расследование и искать виновных на предмет возмещения ущерба по неудавшемуся рейсу. Вот в таких условиях работают экипажи транспортной авиации объединения ВВС и ПВО, с риском для жизни, имея при этом честь, мужество, достоинство и профессионализм. Со стороны, из числа пассажиров, этого никто не заметил, и у всех на лицах сияла улыбка, а также остатки гражданской бесшабашности.

Но все сразу было забыто, когда прозвучали слова офицера, старшего группы: "Внимание! Товарищи солдаты, вы прибыли служить в воинскую часть Военно-воздушных сил России и будете в числе защитников важного плацдарма - Курильских островов, которые исторически являются территорией Российской Федерации".

Глава 2. Ни малейшего сходства с фильмами об армии.

Когда солдаты по одному выскакивали из самолета, дождь уже прекратился, ветер стих и появилось солнышко. По команде построились недалеко от самолета и офицер, старший группы, доложил командиру о прибытии. Командир обошел две шеренги, подходя к каждому, вглядываясь в глаза, как будто спрашивая себя, ну кто же подведет, кто не выдержит суровых климатических и военных условий. Андрей Баженов не первый год командует воинской частью здесь, на острове и знает особенности службы. Всегда проявляет требовательность к подчиненным. Ростом ниже среднего и всегда улыбается. Ради своих бойцов проявит всю свою настойчивость и служебную злость. Ведь не зря пехота в лице начальника штаба соединения, расположенного здесь же на острове, называет его злым карликом. Это не обидные слова, а действительно, настоящая похвала и уважение, ведь и Суворов, и Наполеон не были великанами. Командовать надо умом, а не изображением звериного рева и величия в росте.

Он стоял и смотрел теперь уже на весь строй новобранцев. Их глаза так и сверкали в разные стороны, то на сопки, то на небо, то на самолет, то на полосу, по которой через два часа пойдет на взлет самолет, который их привез, а в следующий раз привезет им письма из дома. Пусть посмотрят, про себя размышлял командир, ничего страшного, а потом сказал, что если кто-то уже написал письма, то может отправить с самолетом. Почти все прибывшие отдали такому же солдату, как и они, который отнес их письма командиру экипажу. Что они написали, узнают те, кому они написали. Здесь никогда не интересуются, о чем пишут солдаты домой, родным и близким, это их личное дело. Надо работать так, чтобы не было мучительно больно.

Рядом с командиром стоял старшина, их бог, царь и воинский начальник на весь год службы, при лучшем раскладе. Для офицера, старшего группы, наступило ответственное время. Командиры подразделений начали проводить проверку документов и вещевого имущества, а также других атрибутов, необходимых для службы. Все соответствовало норме, за что старший группы был удостоен похвалы от командира.

Прибывших солдат командиры подразделений увели сразу в столовую, где их встретил непривычный, но очень приятный запах жареной рыбы. Тут все поняли, что рыба, которую они ели дома, не отличается той свежестью, которая есть здесь, на острове. На первое дали уху из лосося, с картошкой и луком, по особому рецепту местных поваров. А вот второе блюдо привело в неописуемый восторг: жареная корюшка целиком с жареной картошкой. Для бодрости предложили растворимый кофе и чай с булкой, намазанной маслом и красной икрой. Повар сразу оговорился, что кофе и красная икра будет только по праздникам. Но им, уставшим после такого длинного пути, это был настоящий рай на краю земли.

В казарме всех разместили по закону, все показали. Также довели требования мер безопасности и особенности службы на острове. Сказали простым русским языком, что можно, а что нельзя. Потом прошли все медицинский осмотр, побоев и травм обнаружено не было. После чего всех отправили в баню.

Накануне ужина беседу с молодежью проводил командир. Особо указал на тот факт, что те, кто не имеет среднего образования, могут его получить за время службы в местной школе поселка Горный, куда на автомобиле, за семь километров отсюда их будут туда доставлять. А чем будут заниматься? Все специальности, которые солдаты получат здесь за время службы, пригодятся и в гражданской жизни. Хотя многие из солдат уже прибыли подготовленными специалистами с гражданки, где они стали водителями, сварщиками, бульдозеристами, строителями и крановщиками. Теперь главной задачей и для них на полтора года службы будет поддержание в постоянной боевой готовности взлетно-посадочной полосы аэродрома Буревестник.

Глава 3. Военные летчики вертолетного отряда.

Старожилы поселка Горный еще помнят советские времена, когда над аэродромом Буревестник военные самолеты изображали пчелиный рой. Остатки величия той авиации можно увидеть только на земле, на свалке. Как же проходит повседневная жизнь военных летчиков на Курильских островах в наши дни?

Взлетно-посадочную полосу аэродрома Буревестник на острове Итуруп эксплуатируют не только самолеты транспортной авиации Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Номинальными хозяевами в этом плане здесь являются военные летчики вертолетного отряда, которым командует Юрий Даурцев. Отряд вертолетчиков непосредственно входит в состав объединения ВВС и ПВО. В первую очередь они выполняют задачи по защите дальних рубежей на востоке России. Эти задачи имеют различные направления деятельности, как военного, так и мирного значения. "Здесь погодные условия службы таковы, что любая задача, выполняемая экипажем, как боевая,- комментирует ситуацию Юрий Даурцев,- поэтому и служить сюда прибывают подготовленные в профессиональном отношении к делу военные летчики".

Аэродром на островах единственный и является важной транспортной артерией. Он принимает самолеты с грузом от довольствующих военных и гражданских органов, которые расположены на материке в Хабаровске, Владивостоке и других городах. По своему назначению грузы разные, но для островов в целом решают жизненно важные функции.

На островах проживает не только гражданское население, здесь также несут службу пограничники и сухопутчики, моряки и локаторщики. Для них в первую очередь и организовано продовольственное, вещевое, медицинское, торгово-бытовое, почтовое и другое обеспечение именно транспортной авиацией ВВС. Учитывая плохие дороги на островах, и труднодоступные места расположения воинских подразделений, для доставки им грузов и используются винтокрылые машины.

Но есть задачи, которые стоят особой строкой в деятельности не только летчиков отряда, но и тех, кто проводит инженерно-аэродромное обеспечение взлетно-посадочной полосы, так называемой инфраструктуры. Это авиационная комендатура, которой командует Андрей Баженов. "С вертолетным отрядом мы работаем как единое целое при проведении поисково-спасательных мероприятий, например, недавно спасали одинокого рыбака,- дополняет Андрей Баженов,- а также когда выполняются санитарные рейсы по доставке тяжелобольных с точек". Медицинский персонал авиационной комендатуры всеми силами всегда старается оказать пострадавшим посильную помощь и сохранить им жизнь. Бывают случаи, что островная медицина бессильна и вся надежда на военный борт ВВС, с которым можно отправить тяжелобольного на материк, в военный госпиталь. А погоды нет, что делать? Вот над этим вопросом и необходимо задуматься.

Все это к тому, что необходимо хорошее финансирование на островах не только военной медицины, а в первую очередь гражданской. Это направление в поселке Горном, расположенном в семи километрах от аэродрома, где живут со своими семьями и летчики, пока в завале. Но если добавить к этому еще и дорогу, по которой от поселка до аэродрома на внедорожнике ГАЗ-66 ехать ровно двадцать восемь минут, то это уже полный завал. Об этом, к сожалению, говорят сами гражданские жители, а не военные пенсионеры или жены летчиков. Пока перемен к лучшему в этих вопросах не наблюдается.

Безопасность островов обеспечивают и локаторщики, которые ведут постоянный радиолокационный контроль за всеми летательными аппаратами в воздушном пространстве над островами. Вертолетчики доставляют им еще и запасные части для их военной техники, постоянно несущей боевое дежурство. Руководитель полетов вертолетного отряда с их помощью всегда знает, где находится вертолет.
Шелест винтокрылых машин отряда часто можно слышать и при проведении федеральных мероприятий по борьбе с рыбными браконьерами на островах. Летчики по плану взаимодействия проводят воздушную разведку не только браконьерских бригад, но при необходимости осуществляют и доставку сотрудников милиции для проведения их задержания.

Вертолеты, которые находятся в эксплуатации, не являются какими-то особенными и напрямую также зависят от погодных условий. А в районе взлетно-посадочной полосы погода за день меняется до пяти шести раз, а то и больше. Только что было солнечно, но вот подул ветер, и взлетно-посадочную полосу затянуло туманом, а прошло еще 15 минут, и пошел снег, в мае, о потом легкий дождик, после чего ветром все облака сдуло, и опять появилось солнце. И так почти каждый день человеческий организм испытывает на себе различные климатические условия. Этими людьми также являются и военные со своими семьями.

Военная техника работает пока исправно. "Всем летчикам хотелось бы освоить новые образцы вертолетов и применить свои знания и умения при их эксплуатации здесь, в этих условиях,- рассуждает заместитель командира Евгений Пахмутов,- но пока совершенствуем свое мастерство на имеющейся технике". Авиационные техники отряда здесь трудятся, не покладая рук. Они-то понимают, что от качества их работы зависят жизни не только летчиков, но и пассажиров, а также сохранность перевозимых грузов.

В последнее время налажено регулярное инженерно-авиационное обеспечение запасными частями и агрегатами почти по всей номенклатуре техники вертолетного отряда. Но эксплуатационные возможности имеющихся вертолетов с каждым годом приближаются к нулевой отметке. Уже заявлено, что в ближайшем будущем положение с вертолетами на островах будет изменено в лучшую сторону. Главное, что на островах есть, кому управлять вертолетами, а будут новые образцы техники здесь или нет, не суть важно. Об этом у военных летчиков вертолетного отряда голова не болит.

Глава 4. Несуществующая полоса, разделившая местных жителей острова Итуруп на два противоположных лагеря.

Нет, не о взлетно-посадочной полосе аэродрома Буревестник, принадлежащей Военно-воздушным силам, идет речь. Этот вопрос начал сильно муссироваться жителями поселка Горный и военными, проживающими в районе аэродрома Буревестник после заявления первого вице-премьера Сергея Борисовича Иванова в апреле этого года о необходимости строительства новой взлетно-посадочной полосы в районе Курильска, расположенного также на острове Итуруп на берегу Охотского моря. Этот город основан в 1946 году, является местной районной столицей и численность его населения чуть больше 2 тысяч жителей. Для сравнения, в поселке Горный раньше проживало три тысячи человек, а сейчас чуть больше 1 тысячи человек.

Что касается развития Курильска, то вопросов не возникает. На то она и столица, пусть и маленькая.

Может, необходимо будет сделать Курильские острова отдельным субъектом Российской Федерации, пусть и малочисленным по населению, но стратегически важным по положению. А губернатора назначить по принципу Чукотки, кого-нибудь из олигархов. Тогда, возможно, не было бы споров и всевозможного дележа еще не купленного одеяла.

Но вернемся к нашим реалиям в район существующего аэродрома Буревестник. Между Горным и Курильском расстояние около 60 километров, а хорошей дороги между ними нет. Местное ГИБДД указывает на то, что почти все здесь ездят без номеров, и налог за использование дороги не платят. Но дорог хороших здесь никогда и не было.

Это и беспокоит жителей поселка Горный. Ведь случись что, одна надежда на военный самолет ВВС. Уже три месяца, как закрыт гражданский аэропорт Буревестник, и, по мнению жителей это делается специально. А вот военные борта как летали, так и летают. При таком отношении к насущным проблемам поселка и собираются местные жители уехать на запад, а среди них и военные пенсионного возраста. Но не все принимают такое решение. Есть среди жителей и те, кому нравиться жить здесь, дышать свежим воздухом, есть свежую рыбу и заниматься своим любимым делом. Но по развитию событий, как сейчас, через два года в Горном останется около 800 человек. Половину населения поселка составят военные, которые здесь служат и военные пенсионеры.

Жители Курильска никаких заявлений по новой взлетно-посадочной полосе не делают, но и аэропорт им не помешает. Хотя этот аэропорт собираются строить уже чуть ли не пятнадцать лет. У них есть связь с островом Сахалин по морю, и их это пока устраивает. Видимых сдвигов, по мнению простых жителей, в реализации Федеральной программы развития островов тоже нет. Чиновники говорят о том, что реализация средств, выделяемых из центра, есть. Но как узнать, чем отличаются средства из бюджета, от средств из Федеральной программы. В местных газетах об этом пишут, но люди газеты читают мало.

По мнению трех долгожителей поселка Горного, предполагаемые выделяемые деньги на строительство нового аэропорта не что иное, как предвыборная агитация и ничего больше. Как они говорят, зароют деньги в бетон, а что дальше? Зачем эта полоса. Есть же хорошая взлетно-посадочная полоса ВВС для первоначальной реализации программы. Обустройте хотя бы пять тысяч людей на островах и не морочьте голову. В политике выборных кампаний этот регион не играет никакой существенной роли, так зачем обещать людям горы золотые и ничего не делать потом.

Если не прав, побывайте в поселке Горном и послушайте этих жителей. Ведь полтора года назад от них и слова нельзя было добиться, они тогда поверили обещаниям. А теперь уж извините, сами виноваты.

Но все же истинных патриотов, которые верят в осуществление программы развития островов, было больше. Может быть, это были жены военных, об этом не спрашивал. Но мнение у членов семей военных всегда особое, потому что это люди, которые приучены, также как и их мужья, принимать решение и отвечать за него.

Глава 5. Особое мнение военных так никто и не услышал.

Это мнение тех, кто стоит на страже дальневосточных рубежей России, и созрело оно не за один день, и не в момент беседы. Включает в себя целую эпоху развития островов. Так почему же офицер, старший группы новобранцев, после посадки самолета, сказал: "Внимание! Товарищи солдаты, вы прибыли служить в воинскую часть Военно-воздушных сил России и будете в числе защитников важного плацдарма - Курильских островов, которые исторически являются территорией Российской Федерации". А прав ли он и чьи на самом деле эти острова?

Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец Владимир Васильевич Атласов. Если на Камчатке в его содержательных отчетах царю говорится о воинах-камчадалах и местных племенах, то при посещении "камчатским Ермаком" низлежащих от Камчатки Курильских островов ни о каких местных жителях, принадлежащих стране восходящего солнца нет. Там никто не жил. У японской стороны до сих пор нет никаких документальных подтверждений, что там жили японцы, или подданные этого государства. Об этом до настоящего времени также нет никаких упоминаний и в архивах географических обществ таких стран, как Франция, Великобритания или тех же США. О России можно не говорить, если что-то и было, то об этом в желтой прессе давно бы уже написали.

До 1855 года все острова вроде принадлежали России, однако по непонятным причинам в том же 1855 году, часть островов к северу от острова Итуруп, о котором в основном мы и ведем рассказ, объявлялись владениями России. В 1875 году по русско-японскому договору уже все острова перешли под управление Японии.

Накануне второй мировой войны японцами и была построена взлетно-посадочная полоса, называемая ныне Буревестник. По решению Крымской конференции 1945 года руководителями трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) во второй мировой войне, без участия Японии, Курильские острова переходили к Советскому Союзу. В августе 1945 года на основе решения этой конференции острова были заняты советскими войсками. Все было приведено в положение до заключения договора в 1855 году.

О нынешнем же положении военных объединения ВВС и ПВО, проживающих в поселке Горном, а это военный гарнизон, где начальником командир одной из воинских частей Дальневосточного военного округа, очень понятно и емко сказал Андрей Баженов. Как и подобает командиру, он не стал ничего приукрашивать: "Необходимо дать выжить людям гражданского населения, кто еще способен здесь трудиться на благо острова,- комментирует ситуацию командир авиационной воинской части Баженов,- а они составляют большинство, основу. И в первую очередь надо создать нормальные условия для их жизни. Добиться такого положения дел, чтобы люди отсюда не уезжали, а наоборот приезжали. Если у гражданского населения будет все нормально, то будет все хорошо и у военных".

Что касается инженерно-аэродромного обеспечения, то по словам Андрея, постепенно ситуация меняется в лучшую сторону. Есть проблемы с финансированием и поставками строительных материалов, например цемента. Но это временные явления, иногда напрямую зависящие от погоды. Да и обо всех проблемах нормальный командир говорить никогда не будет, потому что понимает: за него и его подчиненных их служебные обязанности добрый дядя со стороны делать не будет. Казарма трехэтажная теплая, крыша не течет, все транспортные машины на ходу, солдаты голодными никогда не бывают, аэродром способен принимать прибывающие самолеты, даже Ту-134. Что еще надо?

Нужны ли Курильские острова России или нет, судить не военным. Но те, кто уезжает, считают, что не нужны. Они едины только в одном: Курильские острова никто отдавать Японии не собирается. Быть им в составе Российской Федерации, но как обустроить их, так конкретного развернутого решения от гражданского населения никто и не предложил, а свое особое мнение по этому поводу военные ВВС и ПВО не сказали, по статусу не положено.

Глава 6. Есть мнение

В первую очередь сделать Курильские острова отдельным субъектом Российской Федерации. Пусть это будет самый малочисленный организм в нашем государстве со своими особенностями. А губернатором, например, назначить олигарха, по принципу Чукотки. Да хотя бы того же Романа Абрамовича. Ведь все примерно понимают, благодаря каким обстоятельствам они стали олигархами. А в помощники к губернатору назначить людей, которые воспользовались в России ситуацией хаоса и неразберихи в начале 90-х годов и проявили свои гениальные способности, действия которых в начале ХХI века были классифицированы, как мошенничество. Это те, кто уже отсидел за свои деяния, например Сергей Мавроди и другие. Они ведь отдохнули, при наличии полного холодильника и телевизора в камере, в газетах все прочитали и давно все обдумали. В их истории явно попахивает Ильфом и Петровым о подставном директоре, которым и был сам Мавроди.

Почему бы государству не дать им шанс еще раз показать свои гениальные способности и восстановить свой утерянный престиж, но уже здесь, на Курильских островах. На подходе из числа претендентов в помощники к губернатору в скором будущем будет Ходорковский, а также возможен ряд других губернаторов, утерявших доверие Президента России, мэры городов. Ведь есть же умные люди в России, но обстоятельства в их жизни сложились по принципу белой и черной полосы. Вообще-то это дело для них добровольное и мы живем в обществе демократии, хотя и говорят юмористы, что нами управляет ФСБ. А кто управлял, например, Мавроди?

Мечтать не вредно, но представьте, что спор о взлетно-посадочной полосе вдруг исчез, а причин, способствующих этому бесчисленное множество. Остается только мечтать

Курильск получил развитие рыбоперерабатывающих отраслей, там также построили современные фармацевтические предприятия на основе морепродуктов. Все же ввели в строй новую современную взлетно-посадочную полосу. Лучшие рыбопродукты, произведенные в Курильске, приносят сверх прибыли производителям. Благосостояние жителей города растет.

А в поселке Горном сбылась мечта Жириновского о создании военного полигона в городе Грозном. Но и Горный местные жители промеж себя называют не иначе, как Грозным. Почему бы не создать здесь на основе имеющихся зданий действительно полигон для МЧС по землетрясениям, противопожарной безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Для МВД создать полигон для борьбы с терроризмом. А для сухопутных войск полигон для ведения боя в городе - американские друзья были бы очень довольны, наши специалисты научили бы их воевать в таких условиях. Чуть дальше, но ближе к морю, создать специальный центр по выживанию летного состава различных видов и родов войск. Все это объединить в единое целое и на этой основе создать туристический центр для всех желающих. Ввести программы рыбной ловли, гребли на байдарках и каноэ, парусных регат и так далее.

В связи с этим, но уже в другом месте для военных и гражданского населения, обслуживающих взлетно-посадочную полосу аэродрома Буревестник, построить коттеджи со всеми удобствами. И всего то на пять тысяч человек, а может и больше, с учетом желающих, как построили после наводнения на реке Лена несколько лет назад.

Остап Бендер мечтал в Васюках создать международный шахматный центр. Здесь ведь тоже можно организовывать ежегодный традиционный международный шахматный турнир с призовым фондом и со всей прилегающей инфраструктурой.

Проектов множество, А где взять деньги. Эти люди найдут, где взять, мозги у них наши, исконно русские с корнями земли обетованной. Почему бы не использовать их здесь, в развитии Курильских островов, а то уедут за рубеж. Ведь им в вину никто не ставил, что они воспользовались слабостью государства в те годы. Они же смогли убедить народ поверить им, хотя этот народ и называют сейчас обманутыми вкладчиками, но без помощи рекламы в государственных средствах массовой информации. А как называет этот народ себя в этой ситуации, не берусь судить, но наверняка они жить и работать на Курилы не поедут, потому что их лень и позволила себя обмануть, как вкладчиков. А такие как Мавроди ленью народа и воспользовались.

Так что государство просто обязано предложить им такую перспективу. Только вот поверит ли государству Мавроди и компания. Вряд ли. А при нынешнем положении дел никто не пожелает приехать сюда из числа гражданского населения, добровольно оставив то, что у них уже есть на материке.

Но надежда умирает последней. И следующая командировка на Курильские острова кого-нибудь из корреспондентов, возможно через полтора года, вселит его уверенность в будущее этой земли, расположенной на краю России.

Сергей Роща, Помощник командующего Дальневосточным объединением ВВС и ПВО по информационному обеспечению, подполковник.

10.12.2008,
www.viperson.ru




viperson.ru

viperson.ru

Док. 530848
Перв. публик.: 10.12.08
Последн. ред.: 21.10.10
Число обращений: 9

  • Роща Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``