1 мая, понедельник. Вчера чувствовал себя, в общем, неважно, но дача, загородная жизнь, действует на меня живительным образом. Утром рано проснулся, сделал зарядку на террасе. Отметим для себя, что делать ее в заставленной пыльными книгами московской квартире и здесь на светлой террасе - это разные вещи. Потом отправились с маленьким Сережей в большую прогулку вдоль реки. Сразу отмечу, что сил, к моему удивлению, хватило без напряга, на все кольцо мимо железной дороге, запаханного луга, мимо поля, которое уже несколько лет арендуют корейцы, прошли под железнодорожным мостом, который к весне выкрасили светло голубой краской, потом поднялись в гору. С горы показал Сереже наш дом, который кажется среди всех домов не очень приметным.
Пока гуляли очень много, вернее, двенадцатилетний Сережа посвящал меня в тонкости электроники. Он очень увлечен радиотехникой, ходит в какой-то кружок, рассказывал, как сделал мигалку, прибор, отпугивающий звуком комаров и грызунов, как готовится сделать электронный замок в доме. Попутно он в своих вопросах забирался так далеко, как, например, в проблемы деления атома, нейтрино и термоядерный синтез. Делая вид, что и я в этом хоть как-то разбираюсь, я с интересом слушал. Также мы по дороге разбирались в сложных ситуациях в свое время поставленных Гербертом Уэльсом. В связи с этим я думал о том, что в своей нелюбви к "фэнтази" надо очень внимательно смотреть ребячьи тексты, дабы не выплеснуть чего-нибудь стоящего.
Во время прогулки, я с радостью обнаружил, что племя трудолюбивых корейцев опять обосновалось у реки на нашем лугу. Здесь как бы три бригады. В этом году здесь несколько новая технология. Из дерева, из самых простых досок еще осенью они сбили каркас под теплицы и нынче еще видимо месяц назад обтянули все пленкой, сейчас там под второй пленкой уже посеяна капуста, кабачки и огурцы. Правда все это не очень всходит при этой технологии. Лучше обстоит дело у бригады, где трое молодых парней корейцев. По обыкновению, я снял с них социологический опрос: не с Востока, а из Узбекистана, из Чирчика, все неплохо говорят по-русски, доброжелательны. Называют себя, шутливо, наверное, не корейским узбеками, а узбекскими казаками. Теперь об их технологии. Во-первых, у них рассада высеяна не в почву, а в горшочки, которые стоят на огромных, высотой в полметра подиумах. Во-вторых, почти вдоль всей длины теплицы вырыта глубиной с полметра канава, в которой установлена почка, с идущей от нее через все пространство трубой, т.е. все здесь греется от пола. Рассада уже довольно высокая, дает третий листок.
Довольно рано вернулся в Москву, читал библиографические листки в "Новом мире".
2 мая, вторник. Довольно хлопотный трудный день. Утром поехал на Пятницкую на Радио на прямой эфир с Гришей Заславским. "Мне здесь все знакомо..." Знаменитая лестница, полупустой вестибюль, там, где раньше была бухгалтерия теперь отдел Маяка. Гриша по телефону говорит с каким-то деятелем из Союза театральных деятелей. Там только что прошли какие-то выборы, на которые забыли пригласить каких-то наших известных критиков. Гриша "Марбург" еще не читал, иначе беседа бы получилась интересней. Говорили о моем бывшем ректорстве, нынешней свободе, о романах, о прошлом. Много, к сожалению, повторялся из прежних своих выступлений.
На семинаре обсуждали Аэлиту Евко. Она написала повесть "Качели", в которой, сливаясь и раздваиваясь, действуют ее мать и бабка, местами кричаще замечательно. Но я ее, также как и весь семинар, ругал, за претензию, за отсутствие внешнего действия, за постоянную "прокачку" себя, милого. Внешняя жизнь никого не интересует. На семинаре немножко сцепился с Максимом, который выбрал удобную позицию захваливания. Некоторое раздражение по отношению к Аэлите идет от ее службы у Минералова. Я представляю, что там обо мне говорят на кафедре. Кстати, судя по моим сведениям, они там решили выжить Лисунова, это не лучший вариант и для кафедры и для института. Я до сих пор не могу забыть его провидческую в чем-то предвыборную статью.
Вечером прочел маленький рассказ Олега Зоберна в "Новом мире" "Плавский чай". Я за ним упорно слежу. Судя по тексту, он совершенно спокойно обращается с приплывающими ему в сознание видениями на русском языке. Великое это для писателя дело языковая свобода. Парень и священник, дальние родственники перегоняют машину, по дороге спонтанно во время "привала" парень, герой и автор рассказа, выпрашивает у своего дяди- священника: "Купи проститутку!", тот опрометчиво прежде обещал выполнить любое желание. Купил, но у парня ничего не получилось. "Я молился, чтобы у тебя не встал". Милая юная девочка- проститутка. Вот так распорядилась жизнь... В "Н.М" же кое-что выудил и о себе.
Сергей Есин. Время богемы прошло. Беседу вел Анатолий Стародубец. - "Труд", 2005, 241, 23 декабря .
Заниматься настоящей литературой всегда было невероятно тяжело. Среди хороших писателей последних десятилетий состоятельных людей почти нет. Мне бы не хотелось сейчас углубляться в этот сложнейший вопрос, связанный с несовершенством нашего законодательства в издательской сфере. Если хотите, я вам потом расскажу, кто и как обворовывает писателя на всех этапах пути его книги к читателям".
См.также: "А сейчас я пишу очень озорной роман. Героем романа будет Литературный институт. Заранее жду постные и обиженные лица, не понимающие, что роман-то не о них, о людях вообще", - говорит Сергей Есин в беседе с Владимиром Бондаренко ("Строитель готических замков" - "Завтра", 2005, 51, 21 декабря http://ww.zavtra.ru); полный вариант этого интервью см.: "День литературы, 2005, 12, декабрь.
Здесь же в журнале читал замечательную статью Никиты Елисеева одного из моих любимых критиков о ЖЗЛовской книжке Д.Быкова о Пастернаке. Как мы быстро, все беллетристы поняли: пора переходить на документалистику или на полу документалистику.
"Время собирать камни. Исчезли те поколения, что по статеечке, по фактику в клювиках носили материальчик в свои гнездышки. Сейчас время толстенных кирпичей, обобщающих и - в то же время - популярных работ. Но в таких работах не обойтись без концепции, без сюжета той жизни, с которой работаешь. Пиши я о Пастернаке, я бы нашел одно страшное слово, которое удивительным образом реабилитировано великим поэтом. Быков цитирует эти строчки: "Друзья, родные, милый хлам, /Вы времени пришлись по вкусу! О, как я вас еще предам, /Глупцы, ничтожества и трусы!" Да, вы угадали: это слово - предательство". Одна из самых зловещих цитат Пастернака, как жаль, что ее я в книжке не использовал. Но вот еще пример, что в искусстве живуча только искренность. Но это такой для охоты на нее верткий зверь, она так предусмотрительна и так осторожна, что некоторые не выходят на нее всю жизнь. И Бог знает, что при этом о себе думают. Еще одна удивительная характеристика великого поэта.
"Что-то было в нем пугающее, что-то позволяющее ему переводить "Фауста". И все воспоминатели, все мемуаристы каким-то чудом описывают дугу вокруг этого пугающего, не называют его, а... оно все одно ощутимо. Быков, к сожалению, не называет того, кто предположил, что Врубель, часто бывавший в семье Леонида Пастернака, изобразил в качестве Демона молодого Бориса Пастернака. Это предположение петербургского литературоведа Леонида Дубшана. Но само предположение приводит. Это - верно. Это очень похоже на правду".
В следующей цитате меня привлекает масштаб сопоставлений критика. Вот почему критиком надо родиться, тогда все и получится. Оценка набоковской "Лолиты" меня вовсе не интересует.
"На мой взгляд, успех "Лолиты" человечнее успеха "Живаго" и "Тихого Дона". "Лолита" - книга куда более нравственная, чем два романа двух нобелевских лауреатов. "Так пошлиною нравственности ты/ Обложено в нас, чувство красоты!" - не отговорка циника, а спокойное убеждение настоящего моралиста, каковым Набоков и был. Мораль "Лолиты" очень проста: нельзя трахаться с несовершеннолетними, хотя очень хочется".
Обедали вместе с БНТом, Стояновским и Ужанковым. Говорили о разных институтских делах, в том числе о гранте на мою научную работу. Надо все это решить. Говорили и о новых преподавателях. Всем, ради имени, хочется Чухонцева, я реально думаю о Мориц и жене Василевского, которую я уже пару раз, как поэтессу, слышал. Чухонцеву предложение было сделано еще раньше, он не пойдет. В институт на преподавательскую работу, по втором кругу деликатно просятся Володя Личутин и Петя Алешкин. Когда дойдет до них очередь, не знаю, пока мест нет. С чувством удовлетворения я наблюдаю за тем, как к БНТу по второму кругу идут все те же персонажи, что когда-то десять-двенадцать лет назад были с теми же идеями у меня. Завтра утром еду в "Дрофу". Ашот все же не сделал документы на выдвижение меня на Буккера, но хоть бы принес анкеты. Очень жалею, что всю жизнь я наивно ждал, кто и когда меня сам выдвинет, а это, судя по Диме Быкову, который вечно номинируется на все премии и конкурсы, надо все брать в свои руки. Среди прочего это и профессиональные читатели и участие в литературном процессе.
3 мая, среда. Утро началось с известия о том, что в районе Сочи ночью разбился самолет Армянской авиакомпании, летевший из Еревана. Погибло больше ста человек пассажиров. Теракт исключается, основную причину случившегося ищут в погодных условиях. Самолет не самый новый, перекупленный, но, по словам, представителя армянской авиакомпании прошедшей идеальную предполетную проверку и подготовку. Это торопливое заявление лично меня смутило. Я вспомнил о том, как во время знаменитого землетрясения в Спитаке обрушение многих домов и объектов произошло потому, что в это казенное строительство не по нормам закладывали цемент, экономя, т.е. воруя для строительства личных особнячков.
Если и бывают перенасыщенные дни - то этот день был именно таким. Еще накануне договорился с Александром Федотовичем Киселевым о встрече. Он должен подписать бумаги на выдвижение моей книге на премию "Буккера". Пока делали бумагу, которую несмотря обещание Ашеот так и не подготовил, очень интересно говорили. Собеседник такого масштаба, что мне было немножко страшно. Но, впрочем, внутреннее самоуничижении мне свойственно. Здесь все перемешалось, работа в министерстве, моя попытка узнать технологию написания философских книг, много другое. Но самое интересное, когда А.Ф. вышел на собственные истории, на свою молодость, спорт, учебу. Здесь у меня - я все время на страже - здесь забрезжело нечто связанное с романом. Один эиизод в сторожке с сумасшедшим, а второй с боксерами. Но подобные замечательные эпизоды иногда становятся лишь символами. По крайней мер, очень хочется взяться за эту главу, третью, глазами уже Васи.
В институте тоже новости. Из них самая любопытная это вроде бы разговор Миши с В.П. Смысл его сводится к одному, как новая администрация начинает свою деятельность. Вроде бы В.П. сказал, мы разве для того голосовали за тебя, чтобы ты начал с увеличения своей зарплаты. Но может быть, этого всего и не было.
В три часа повез С.П. сдавать мою диссертацию, к Речному вокзалу в какой-то информационный центра. Это микрофильмирование. Дорога длинная, боялись - опоздаем, нужно было еще потом готовые, с отметкой центра документы отвезти в Педагогический Университет. А уже потом они пойдут в ВАК. Но при внимательной экспертизе оказалось, что 100 страниц были не отпечатаны на принтере, а их просто пересняли на ксероксе, Я хорошо помню этот эпизод, как все было. Всю диссертацию мы с Максимом напечатали уже давно, один экземпляр я забрал в переплет, второй оставили в ректорате. Потом этот экземпляр куда-то пропало. И мы стали частями, когда понадобилось, этот экземпляр восстанавливать. Там было многое всего, в том числе и отказавший принтер. Вот тут то в уверенности, что это никому не будет нужно, мы добавили в экземпляр "ксероксный" кусок. Я это все выписываю к тому, что небрежно сделанная работа, по принципу эха, потом откликнется. Так оно и получилось, в целом, включая праздники, отправка моего дела в ВАК может задержаться дней на десять, а там каникулы, а там реорганизация, о которой давно говорят, а там доброхоты положат диссертацию на дальнюю полку.
Но разве неприятности ходят в одиночки? На обратном пути уже совсем возле института, у музея Революции машина встала. Пришлось почти два часа ждать спасителя Пашу.
4 мая, четверг. То ли чувство беспокойства, то ли чувство долга всегда поджимает меня, и я просыпаюсь без будильника. В 8 часов, сделав зарядку и позавтракав, я уже ехал по Ленинградскому шоссе сдавать диссертацию. На этот раз повезло. За час докатился до Смольной улицы, поднялся на 6 этаж и скажу, что это, наверное, единственное учреждение в Москве, посещение которого не вызывает раздражения. В 9ч.Юм. в приемной сидело 4 человека. Пожилой мужчина принимал дела. И вся эта очередь, которая, как я предполагал, пройдет часа за полтора, была им принята буквально за 10 минут. Каждому он помог, всем поставил нужный штамп, внимательно просмотрел рукописи, не задавал никаких вопросов.
На обратном пути, въезжая около Войковского переезда на Ленинградское шоссе, попался в руки милиции: переехал шлошную линию, был действительно виноват, да и техосмотр у меня просрочен - народу
тьма возится возле моей машины, а за мелочами проследить некому. Но дело не в этом. Они посадили меня в свою машину, в "коробочку" и пошло. Тактика у них налаженная: выяснить, где работает человек (не в администрации ли президента, не в ФСБ), потом, переговариваясь между собой, "решать" "чем наградить": снять номера, оштрафовать, застращать. По утреннему, урожайному времени договорились довольно быстро: на одну тысячу рублей, мигом. В очереди уже стояли другие нарушители. Деньги опытные работники правопорядка сами в руки не берут, - кидай, мол, на сиденье. Я кинул, зеленая купюра упали между рычагом переключения передач и сидением. В связи с этим инцидентом у меня возник один замечательный проект: отменить всю зарплату у ГАИшиков или оставить им минимум. Но: все положенные штрафы пусть уйдут милиционерам на кормление, как раньше это было у воевод. Без всяких квитанций, без отчетности, но по государственному прейскуранту. И я уверен, что в этом случае везде будет порядок, не будет превышения скоростей, не будет пробок, никакого беззакония не будет допущено. Не будут и брать лишнего. Милиция сама знает, что надо будят сделать, как вскапывать и унавоживать свои грядки. Но это лишь то, что касается дороги. Эту идею, насчет "кормления", можно было бы разработать и дальше. Неплохая идея, и в духе времени.
3 мая, среда. Утром рано выехал из дома, потому что у меня было назначено свидание с Александром Федотовичем Киселевым директором "Дрофы". Ехал буквально огородами, потому что в моем сознании сохранилось какое-то немыслимое строительство а Сущевском валу и перед самим издательством. Но Москва строится и модернизируется быстрее, чем мы себе это по старинке представляем, доехал довольно просто и быстро. Пока составляли анкеты и вносили в анкету данные, которые не внес в свое время Ашот, мы хорошо поговорили с А.Ф. Он человек фантастического опыта и большого ума. Это все накладывается на русское природное сознание, на характер без всякой аффектации. Я старался больше слушать. Здесь были и замечательные эпизоды адменистративо-министерской деятельности, нрав и характеры фигурантов нашего министерства и поразительные эпизоды юности. Мне бы не забыть два: случай в Химках, когда молодой А.Ф. работал сторожем на спортивной базе и в сторожку пришел сбежавший из психиатрической больницы сумасшедший и второй в той же сторожке, но уже "местные" боксеры. Эти эпизоды, я чувствую, дадут мне импульс для третьей главы романа. Я упорно ищу биографию и профессию Саше, спутнику моей героини, но надо, тем не менее, помнить, что мысли и у него идут только о литературе. Иначе все зачем?
Зарплата Стояновский. Диссертация.
4 мая, четверг. В два тридцать из института поехал в Комитет по культуре: у нас заседание по премиям Москвы. На этот раз были, кроме В.В.Орлова, все, даже похожей на высыхающую суетливую птаху Марк Зак. Он всегда ратовал за кино, но на этот раз, несмотря на "подъем" современного кинематографа ничего представлено не было. С литературой никаких сложностей не происходило: практически представлен был один Королев, все остальное это преувеличенное мнение авторов о своей роли в жизни общества и культуры. По театру выставлялись 92-х летний Зельдин за Дон Кихота, Марина Неелова за роль Башмачкина и Петр Фоменко за "Три сестры", спектакль, который я не видел. Как-то все сошлись, а том, что у Фоменко это не лучший спектакль, согласились, что Зельдин " несет и дает всем радость". Я говорил, почему считаю, что "Шенель" на малой сцене "Современника" это не выдающаяся работа. Говорил о Гоголе, об однообразной, механической игре актрисе, о спектакле лишенном с моей точки зрения, гуманистического содержания, свойственного русскому театру. "Театральные" деятели все дружно мне противоречили, высказывая сомнения в правильности моей оценки. Наши дамы театроведы и Инна и Вера дружно противоречили, твердя, что актриса выдающаяся. А кто спорит? Но не за это даем премию. С другого конца стола в кабинете Андрея Парватова на меня лукаво поглядывал Борям Поюровский, который принес для меня свою книгу мемуаров, правда, к своему стыду, к моему, обещанную ему книгу я не принес, забыл. Об его оценке этого спектакля я уже знал, мы вместе на нем были. В общем, мы довольно много спорили, и тут я предложил голосование. У меня в арсенале есть мое изобретение, особый способ тайного голосования. Всем раздаются не бюллетени со списком фамилий, где необходимо что-либо вычеркивать, а коротенькие бумажки, нужно отрывать только "да" или "нет". Одну часть бумажки класть в карман, а другую в "урну". Никаких следов твоего голосования, никаких возможностей к рас следованию. К сожалению, считала и объявляла голоса Любовь Михайлова. Я бы никогда вслух не решился сказать, что в урне не было ни одного голоса "за". Вот тебе и любовь к актрисе, впрочем, замечательной, вот тебе и приципиальность публичных оценок. Зачем тогда дискуссии, споры? Не так ли тогда по боязни и групповым назначениям даются у нас все премии? Все повязаны и своей неискренностью и общим сволочным положением в нашем искусстве. Точно такое же положение наблюдается на пленумах у писателей и на наших ученых советах. Но все реальную оценку знают.
Почти точно также потом проголосовали и за присуждение премии почти не выходящему журналу "Театральная жизнь", которым руководит Олег Пивоваров. Премия Москвы, как лакомый кусок, похоже притягивает всех.
5 мая, пятница. К десяти приехал в Олма-Пресс, получил гонорар за следующий том дневников. Очень обрадовался, во-первых расходы, которые растут, страховка, оплата за свет, оплата за две дачи, во-вторых, сразу решил купить на день рождения Вите кожаные мотоциклетные штаны, в третьих, самое главное, заплатили, зачет книжка выйдет. Все прошло очень быстро, хотя, пока ехал на четверке "Жигулей" очень волновался: срок техосмотра у меня закончился. В кассе все произошло стремительно, поговорил с Людмилой Дмитриевой (?), обнаружил, что редакция, которая меня выпускает документальная и тут же предложил перепечатать моего "Ленина", вдруг получится. В одиннадцать уже был в институте.
День распланирован следующим образом: утром Максим Замшев, я передаю ему следующую порцию дневников. Он рассказывает мне о своей поездки в Болгарию по линии СП, о некоторой размолвке в "Московском вестнике". Ушла Жанна Галеко, что в принципе, жаль, она девка с головой. Ее основной недостаток, это представление, что в литературе что-то можно сделать наскоком. Максим также рассказывает, что людям, которым раньше, при свободой публикации, мои дневники не очень нравились, теперь, когда печатаются с "Русском колоколе", теперь дневники производят впечатление. Это "протестное голосование", не ректор, не начальник, иное, в том числе и литературное время, к которому пообвыкли или приучил к жару? К часу дня пришел Юрий Иванович Бундин, трогательно принес что-то к чаю, о мы здесь с Надеждой Васильевой тоже не подкачали, даже килограмм свежей клубники, встречая гостя купили. Юрий Иванович показал мне проект закона, прошедший в Думе в первом чтении об отмене возрастных ограничений при выборе ректоров. Казалось бы мне стоило бы потянуть... Но с одой стороны совершено очевидно, что какие-то мои недруги - ума не приложу кто? - торопились меня скорее отправить в свободное плавание, а с другой, какое счастье, что все уже позади и я ушел, разгрузив сознание и, наконец-то, как в былые времена, радуюсь жизни. С Ю.И. поговорили о делах разных, в том числе и сокровенных: о литературе, о начальстве, о наших планах.
К сожалению, поговорили мало, в два часа у меня было договорено с Мих. Стояновским разобрать институтские бумаги. Когда взялись за них, еще раз установили лирический идиотизм всеми нами любимого Ашота. Делая опись документов он включил в нее не только статью из Литгазеты об иституте, все это у меня хранилось в сейфе, но даже мой издательский договори на все того же "Ленина". Вообщем, передача документов откладывается.
В три часа дня пришлось с прицелом "наперед" проводить второй на этой недели творческий семинар, Обсуждали небольшую повесть Алена Бондарева "Танец Анитры". Меня буквально затошнило, когда я прочел это название. Ну, думаю, опять что-то сугубо ителлигентское, разные там Григи и Анитры. Но, ай, да Пушкин... Сколько я себя корю, что не так со своими ребятами занимаюсь, мало им уделяю времени, мало вожу в театры и приглашаю великих людей. Но кто же тогда их учит? Не сами же по себе у их получаются интересные рассказы, хорошие повести, а вот у Упатова даже роман! Прекрасная, сильная многомерная повесть получилась у Алены. Взрослая, и, как положено у настоящего писателя, насыщенная мыслями о жизни. А о чем же еще думать человеку, герою? И даже хорош не сам сюжет, не это меня радует, а тотальная серьезность письма, плотность мысли и философии . А это всегда предвещает писателя.
Вечером был у Юры Авдеева. У него, в одой из комнат, работает, как в мастерской, молодой художник.
Вечером у Авдеева, присылка Борисом главы. Чтение главы.
6 мая, суббота. Утром, наконец-то, отправился перед поездкой в Китай чинить себе зубы. Еще раз понял, что с этим не следует лениться, и что никакого разумного капитализма у нас не будет. Естественно, все пошло не через кассу. Капитализм, "работа на себя", о которой долго мечтала интеллигенция, все, как при социализме эпохе застоя. Если можно обмануть, то обманем. Ходил в баню. Встретил Ивана Степановича, говорили о его докторской. Во второй половине дня поехал вместе с С.П. на дачу в Обнинск.
Весь вечер, лежа на диване, читал приемные работы.
Сазонова Ольга, 1987, Московская область
Все это довольно мило: довольно современный пересказ русского фольклора. Неплохой язык, есть придумки. Это персонаж детского семинара. Не вижу возможности работать с этой небесталанной девушкой. Надо обязательно показать Торопцеву и Сефу. Да.+
С.Есин. 6.05.06
Литвинова Екатерина, 1989, Ногинск
Что-то есть в последнем рассказе "Ангел смерти", а так все пустое, сплошное девичество. Нет.
С.Есин 6.05.06.
Липкин Геннадий, 1976, Бельгия
Языково одаренный человек. Его "каламбуры" бесконечны, "игра слов" иногда занятная. Я бы даже сказал, что в своей области он виртуоз. Мне это определенно не подходит, обучать мне его нечему. Ему нужен преподаватель типа поэта Вишневского, такого у нас нет. На решение ректора.
С.Есин 6.05.06
Ботникова Анна, 1988, Москва
+ + + Здесь все очевидно: письмо, ум, видение. Рассказ о детстве одного ребенка, девочки. Отсюда: время, социология, фон, обстановка. Объемно, ясно, полное слово. Это напоминает памятный мне рассказ, с которым поступал Рома Подлесских. Да. +++
С.Есин 6.05. 06.
Бисовко Маргарита, 1985, Королев М.О.
+ +. Талантливая девушка пишет фантастические рассказы. Многие, конечно, пишут фантастику, по-разному. "Жизнь канцеляриста", "Мир забытых людей" - здесь тематика. Письмо адекватное. За всем есть еще и реальное видение. Да.++
С.Есин 6. 05. 06.
Орлова Наталия, 1978, Чернигов
+ Вязкое, углубленное в себя, довольно однотонное письмо. Тематически - это одиночество, женская молодая судьба, чувство неудовлетворенности. Это однообразие тематики, однако, думает, сопоставляет, обучаема,если не уткнется (возраст) сама в себя. +. Да. Третий эшелон. Образование плотное, возьму только при том условии, если у кого-то не хватает. С.Есин 6.05. 06
Сечкина Елена, 1989, Геленджик
Нет. Откуда они только выплывают такие. Теперь - Ленгард. А впереди у девочки еще целый роман "Знак Единорога". Учить ее не хочется. Что же она из русской литературы читала? Нет. С.Есин 6.05. 06
Бригаднова Алина, 1988, Казань
+. Да. Случай не простой. Девочка может стать сочинительницей дамских любовных романов. Деревенский мальчик (языческое начало) Лель, взрослеет, "романистка" заставляет маятник качнуться в другую сторону, мальчик уезжает в город, живет с бомжаи, становится "моделью", самопожертвоание, бомжи уходят в монахи...Последний эшелон. "Да".
С.Есин 6.05.06.
Шалахова Елизавета, 1989, Москва
+ - Банальная девичья тоска, связанная с созреванием желез внутренней секреции, а потом банальная фантастика. Как и обычно, претензии на исключительность, молодость, когда характер и внутренний мир едва намечены. Мне - "нет".
С.Есин 6. 05. 06
Мишутин Андрей, 1989, Москва
+ - Я себе его точно не возьму: слишком много крови, телевидения. Скорее всего слишком молод и не читал и не учил русскую литературу . Как хочется взглянуть на родителей, на учительницу. Но, тем не менее, перо держит, что для этого возраста и уже общей невостребованности письма удивительно. Возможно, кому-нибудь пригодится. Твердое "нет".
С.Есин 6. 05. 06.
Киселева Александра, 1988, Москва
+ + +. Да. Первый эшелон. Совершенно невероятный взгляд на жизнь. Фантастический реализм. То, что человек одарен, если только хотя бы частично здоров, очевидно. Наш сумасшедший контингент. Одна придумка с саксофонистом чего стоит. Возьму, но будет трудно. С.Есин. 20.05.06
7 мая, воскресенье. Рано утром пошел гулять вместе с маленьким Сережей Толкачевым. Ходили к реке, не направо к пляжу и железнодорожному мосту, а к атомной станции вдоль реки, маленьких дачек, огородиков, убогих сарайчиков. Везде начинали возиться люди, несмотря на рынок и телевизионное изобилие на московские рынки с их овощными прилавками полыми импортных овощей и фруктов чуть ли не 70 процентов овощей и фруктов, потребляемых населением, они отсюда, с этих убогих грядок. Двенадцатилетний Сережа без конца рассказывал мне про электричество, про современное состояние биологии, про электронику. Я слушал его с большим интересом. И одновременно, глядя на него, думал, как сильно он похож на покойную мать.
Вместе с Сережей жгли старые сучья, оставшиеся с осенью. После я опять читал рукописи абитуриентов на своем любимом месте - на диване.
Попкова Елена, 1987, Ногинск
+ +. Очень милое девичье письмо. Некоторое влечение к истории. Язык очень простой, но в пределах поставленных целей девочка с этим справляется. "Да". Второй эшелон.
С.Есин. 7.05.06
Днепровская Екатерина, 1989, Москва
Нет. Девичьи милые, впрочем, довольно чистенькие упражнения. Сказка про листочки дерева, сказка про любовь. Про любовь очень похожее я читал уже много. Может быть, со временем что-то и получится, пока ум и сердце очень не созрели. Нет.
С.Есин. 7.05.06
Осинкина Александра, 1987, Ковдор
+ + + Немножко (множко) мрачноватый талант. Но откуда: один возраст - 19 лет и как эти девочки разно пишут. "Мир без меня" - где в том числе действует ангел и "Амина" - мир южного моря и кровавой мести. Александра в своих вещах стягивает и драматизирует мир. В этом мире живет и правит Бог, от которого исходит правда. Это, безусловно, писатель. Что касается языка, то здесь речь скорее идет о вкусе, более широком взгляде на жизнь, и культуре. Да. Первый эшелон. + + +.
С.Есин. 7.05.06
8 мая, понедельник.
Иванов Антон, 1985, Иркутск
+ +. Особенно хороши диалог - переговоры покойника и живого на кладбище, "про Бога", "Признание" - муж у двери жены, разговоры. Стремление понять жизнь в вопросах и уже решенных. Внутренний напор, молодая агрессия. "Да". + +.
С.Есин. 8.05.06
Тюжин Александр, 1985, Оренбург
+ + + Очень редкий жанр - короткий рассказ, зарисовка, единственный недостаток - этих зарисовок довольно много. Хорошая, активная фантазия, быстрый, социально настроенный разум, доброе сердце. + + +. "Да".
С.Есин. 8.05.06
Попова Екатерина, 1979, Краснодарский край
Нет. Все та же захватывающая галиматья с Золотым Богом, тайнами, тронами, сражениями и безликими действиями. Все абстрактно, выписанное по образцам бредовых телевизионных фильмов и безумных, плохо переведенных книг, которые только и доступны провинции. А где школа, где жизнь, где русская, да и даже западная литература? Нет. И никакой надежды.
С.Есин. 8.05.06
Савранская Марина, 1989, Москва
+ +. Способная, с фантазией и смыслом девушка и ее рассказы. Об автосамоубийстве, о застывшем во льдах ледоколе, "чужих" и "своих" волосах на голове - мне нравится, что за всем этим - живой мир, сегодняшний человек. Без сложностей язык, простая интонация. Язык мог бы быть и побогаче, но все равно хорошо и надежно. + +. Да.
С.Есин.8.05.06
Кузнецова Александра, 1989, Дзержинский
+. Третий эшелон. Но можно показать кому-либо из мастеров. Довольно интересно, с ощущением языка, но сегодняшнего, почти примитивного. Основной недостаток - крайняя литературизация всего текста. Слишком много строительных кубиков и западной облегченно-массовой литературы, но не нашей. Нет исследования. Скорее "нет", хотя "Да". (?).
С.Есин. 8.05.06
Королькова Елена, 1980, Великий Новгород
Новая деревенская проза. Когда деревня, как город. Ах, как хотят девочки этой городской жизни! Как бы вырваться из этой деревенской. Внутренняя социология деревенского ада. Хороший язык, интонация. "Да". + + +. Первый эшелон.
С.Есин. 8.05.06
Багрянцева Елена, 1985 Воронеж
Опять довольно правильный газетно-компьютерный язык, запределье, есть опыт , будущее, линия жизни, нет проблем сегодняшней жизни. Нет. Не для Литинститута.
С.Есин. 8.05.06
Кондрашина Анна, 1989,Московская область
Девичья проза, распираемая весной и созреванием. Все это - девичьи тоскливые чувства. Есть школьные сцены, даже первый секс. Нет времени, социальной картины мира, ощущение задач литературы. "Нет", "нет". Еще для Лита не созрела.
С.Есин. 8.05.06
Оганезова Ирина, 1989, Москва
Нет. Чудовищно красиво, манерно, плоско. Открытие в литературе того, что открыто очень давно. За душой нет чтения и любви к литературе. Все из девичьих мечтаний. Нет.
С.Есин. 8.05.06
Манайлова Мария, 1989, Вологда
+ - (?). Сентиментальное девичье-восторженное письмо, хотя первый рассказик "Белоснежная сказка" давал какие-то надежды. Дальше пошел сироп. Хороши некоторые места, но их очень мало. Пока "да", но откажусь, если не хватит иных.
С.Есин. 8.05. 06
Лисенкова Елена, 1986, Волгоград
+ - Все о том же, об исключительной девочке. Как они все себя любят и хотят, чтобы именно их истории стали историями всеобщими. Довольно нелепый рассказ о компании, в которую попадает героиня. Не обошлось без сцены насилия. Провинциальные высокосодержательные девочки всегда вызывают желание их изнасиловать. Главный недостаток - "исключительность" и все вокруг себя. Окружающего мира не видит. "Нет". + -.
С.Есин. 8.05.2006
Фрекауцан Ксения, 1989, Рязань
+ + Искренняя и очень сегодняшняя девушка. Жизнь так, как она ее видит и чувствует. Три работы "Мертвые любят цветы", "Пусть.." и "Июнь" - во всем этом есть редкий у нас адреналинчик. "Да". + +
С.Есин. 8.05.06
Рогова Нина, 1983, Московская область
+ + +. Как многое в этом "молодом возрасте" значит количество прожитых лет - 23 года. Одна из лучших работ. Девушка приезжает в родной город, который покинула. Именно здесь есть волшебная дверь в другой мир, в который ее звал давний возлюбленный. Он снова зовут, он уходит. Сюжет развертывается на фоне другого, параллельного. Точная обработка материала, напряжение, интерес. "Да". + + +
С.Есин 8.05. 0.6.
Толкачев Алексей, 1979, Тольятти
Одаренность весьма средняя. Короткие рассказы не перерастают в метафоры. Язык - современный, чистый, однослойный. Если будет учиться плотно - возьму. Без особого энтузиазма. Да. Третий эшелон. +
С.Есин. 8.05.06
Кротова Кристина, 1989, Московская область
+ +. Второй эшелон. Что смущает: слишком много о театре., некоторая вторичность сюжетов. Зато держит интригу, умеет ее строить. Выбирает соц.доминанту в характерах. Есть склонность к публицистике. Язык достаточно обобщенный, но пользуется им умело. "Да", + +
Отсюда начинаются огромные пропуски - пропал файл Китая. Часть я писал на компьютере, а часть в блокноте. Так надеюсь, что все отыщется
26 мая, четверг. Утром отправился к П.А. Николаеву, сегодня день рождения у Иры, его помощницы. Ира прекрасная молодая женщина, кстати, бывший офицер милиции, П.А. держится исключительно благодаря ее вниманию и заботе. Все делает сама: готовит, стирает, делает уколы, включая внутривенные вливания, убирает, готовит. Какая уж там договоренность об оплате я не знаю, но более добросовестного и терпеливого человека я не знаю. Отнес ей небольшой подарок, а Петру Алексеевичу коробку какого-то китайского, но дорогого чая урожая этого года. Они звали меня на "бал" вечером, но мне надо идти на заключительное собрание бюро в Московское отделение, поэтому напросился на завтрак. Просто представить невозможно, какой вечером будет пир пи редком таланте Иры к готовке пищи.
Пока утром была замечательная, у меня даже не болел живот, манная каша. Говорили в основном о выборах в академию. Петр Алексеевич очень расстроен, что не выбрали Борева(?), которого он продвигал. Ситуация оказалась такая, что когда шло представление Борева, становившегося лидером, вошел президент у которого была другая "молодая" кандидатура некого Логинова. Если молодость главный критерий, то молодой член-корр Березовский благополучно голосует из Лондона. После нажима президента часть академиков переметнулось. П.А. особенно выделял здесь академика Челышева, о котором вообще ходят самые разнообразные слухи, как о беззастенчивом мастере сегодняшней скорой конъюнктуры. Но и академики, которые всегда считались самостоятельными людьми, тоже хороши. В результате этой административной, в лучших традициях застойно-партийного времени, операции голоса разделились поровну 14:14. Никто не оказался выборным, и отделение, как положено по уставу в подобных случаях, потеряло место. Это уже не первый раз, когда гуманитарии не могли договориться. Не выбранными оказались действительно выдающиеся ученые: Светлана Семенова, Валентин Непомнящий, ни один доктор из ИМЛИ. Я это отношу не только за счет коррупционности, которая царит во всех сферах нашей жизни, но и за счет особой атмосферы в гуманитарных науках. Не знаю состава отделения, но ведь всегда туда толкали не самую научную, но зато самую партийную публику. Господин Челышев этому пример. Говорю об этом так прямо, потому что в академию не мылюсь. Пока придется разбираться с моей докторской. Об этом чуть ниже.
Академической сваре предшествовала компания в прессе, где героем оказалась бесстрашная Алла Большакова. Она, правда, тоже баллотировалась в Академию, по "пионерской" квоте, молодежной, по которой в свое время прошла Н.В. Корниенко. Если вкратце, со слов П.А., Алла написала открытое письмо президенту о полной коррупции в этой организации и сняла свою кандидатуру с голосования. Неизвестно, что лучше, чтобы она прошла или это письмо. Шансов, чтобы пройти у нее было мало. Алла получила невероятную почту из всех уголков мира, не так все, оказывается, просто с общественным мнением.
Вернувшись домой, я опять занялся безрезультатным поиском файла, а потом вдруг что-то на меня нашло и я сумел написать третий вариант начала новый главы в "Твербуль". Кажется, я нашел интонацию, которая позволит мне вместить в роман ряд ядовитых эпизодов. Я думаю, что смогу что-то сказать и об этом удивительном явлении, как Огрызко. Он, к стати, опять вступил в борьбу со мною. Я к этому отношусь с пониманием. В редакции собралась довольно большая компания, у которой есть основание быть мною недовольным. Это во-первых сам Слава Огрызко, которого я в свое время потрепал в полемике, во-вторых его друг и соратник Рома Сенчин, которому пришлось уйти из института и который уже на меня наезжал -власть прессы! - и тут же маленький мальчик Саша Гончаренко, которому Сережа Сибирцев в свое время, полагаю не читая, дал какой-то молодежный диплом премии Виктора Розова, а я, зная талант этого мальчика, выразил определенное неудовольствие. Об это опять позже.
К пяти часа поехал в Московское отделение, где после довольно быстрого рассмотрения повестки дня, меня порадовали двумя публикациями в "Литературной России". Я, правда, думал, что эта малотиражная газета уже не выходит. Во-первых, они написали большую статью о В.В.Гусеве. Слава обычно делает
http://lit.lib.ru
Док. 530814 Перв. публик.: 09.12.06 Последн. ред.: 05.06.12 Число обращений: 100
Дневник - 2006
|